Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 13:20, курсовая работа
Государственный бюджет — важный инструмент государственного
регулирования экономики. Он определяет формы и методы образования
государственных финансовых ресурсов и направления их использования в
интересах общества и особенно социально слабо защищенных категорий
населения. Основной задачей статистики государственного бюджета является
характеристика его основных показателей, определяющих содержание и
направленность фискальной политики.
I. Введение. Задачи статистики государственного бюджета. 3
II. Основные концепции, определения и показатели. 3
1.1 Основные показатели статистики государственного бюджета. 6
III. Международные бюджетные классификации. 11
1.2 Функциональная классификация расходов и кредитования за вычетом
погашения. 12
1.3 Экономическая классификация расходов и кредитования за вычетом
погашения 13
1.4 Классификация операций финансирования бюджетного дефицита. 14
1.5 Классификация государственного долга. 17
IV. Бюджетная классификация и особенности статистики государственного
бюджета Российской Федерации. 17
V. Функциональная классификация расходов бюджетов Российской Федерации
20
VI. Заключение. 29
VII. Список литературы: 31
2. капитальные расходы (капитальные вложения в основные фонды,
создание государственных
и нематериальных активов,
3. предоставление кредитов за вычетом погашения (платежи учреждений
государственного управления, в результате которых у них
появляются финансовые требования по отношению к другим
экономическим единицам либо они приобретают долевое участие в
акционерном капитале предприятий, минус поступления, уменьшающие
объем подобных требований или
капитале).
В ведомственной классификации расходы бюджета группируются по
ведомственному признаку. Первым уровнем ведомственной классификации
является перечень прямых получателей средств из федерального бюджета. Этот
перечень содержит около 100 адресов и несколько десятков наименований
программ. Выделены все федеральные министерства и наиболее важные
ведомства. Кроме того, как принято и в других странах, в качестве
самостоятельных организационных компонентов показаны органы
законодательной, судебной власти и исполнительный аппарат Президента и
правительства.
Классификация целевых статей расходов федерального бюджета образует
второй уровень ведомственной классификации и отражает финансирование по
конкретным направлениям деятельности прямых получателей средств из
федерального бюджета по определенным разделам и подразделам функциональной
классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
Третий уровень ведомственной классификации расходов федерального
бюджета детализирует направления финансирования по целевым статьям и по
прямым получателям средств.
Практическая часть.
В этой части я хотела бы более подробно и более наглядно рассмотреть
расчет и динамику одних из основных показателей статистики государственного
бюджета Российской Федерации. Для этого выбрала два основных показателя:
доходы и расходы
период с 1993 по 1998 года.
Но для начала хотелось бы сделать общий анализ показателей
государственного бюджета: доходов, расходов бюджета, дефицита бюджета,
задолжностей по налоговым платежам и объем внутреннего государственного
долга. Возьмем данные по этим показателям только за 1998 год.
Таблица 6.Основные
показатели состояния
Федерации в 1998 г.
(на конец периода; миллиардов рублей)
| |1 квартал |1 |9 |Год |
| | |полугоди|месяцев| |
| | |е | | |
|Доходы консолидированного |120,3 |274,5 |418,6 |657,1|
|бюджета | | | | |
|Расходы консолидированного |144,8 |331,7 |488,3 |753,0|
|бюджета | | | | |
|Дефицит консолидированного |24,5 |57,2 |69,7 |95,9 |
|бюджета | | | | |
|Задолжность по налоговым |191,4 |228,0 |254,0 |259,0|
|платежам | | | | |
|Объем государственного |415,7 |436,0 |385,8 |385,.|
|внутреннего долга | | | |8 |
Из приведенных данных видно, что в 1998 г. доходы консолидированного
бюджета в течение указанных периодов росли в геометрической прогрессии. С
начала года доходы выросли почти в 6 раз (с 120,3млрд. руб. до 657,1 млрд.
руб.).
Но как только мы посмотрим на показатели расходов бюджета за тот же
период, то сделаем вывод, что расходы превышают доходы в начале года на
24,5 млрд. руб., а уже к концу года на 95,9 млрд. руб. Эти наблюдения
отражены в таблице как показатель дефицита консолидированного бюджета.
Одним из основных и актуальных показателей статистики государственного
бюджета является объем государственного долга (государственный долг). В
первом полугодии наблюдался рост объема государственного долга (с 415,7
млрд. руб. до 436,0 млрд. руб.), но уже во втором полугодии идет
значительное снижения объема долга и стабильность его значения в течение 3
месяцев (с 436,0 млрд. руб. до 385,8 млрд. руб.).
Для того чтобы иметь более точную информацию о самых основных
статистических показателях бюджета РФ – доходах и расходах бюджета –
необходимо рассмотреть их на примере периода с 1993 по 1998 год.
Таблица 7. Доходы консолидированного бюджета Российской Федерации в 1993-
( в фактически действовавших ценах; триллионов рублей;1998 г. - млрд.
руб.)
|Год |Доход|Абсолютный |Темп роста, % |Темп прироста, % |Абсолю|Пункт|
| |ы |прирост, | | |тная |ы |
| |трлн.|трлн.руб. | | |величи|роста|
| |руб. | | | |на 1% |,% |
| | | | | |прирос| |
| | | | | |та,трл| |
| | | | | |н. | |
| | | | | |руб. | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
1993 |57,67 | | | | | | | | | |1994 |230,39 |172,72 |172,72 |399,50
|399,50 |299,50 |299,50 |0,58 |299,50 | |1995 |486,11 |428,44 |255,72
|842,92 |210,99 |742,92 |110,99 |2,30 |443,42 | |1996 |652,7 |595,03
|166,59 |1131,78 |134,27 |1031,78 |34,27 |4,86 |288,86 | |1997 |839,5
|781,83 |186,8 |1455,70 |128,62 |1355,70 |28,62 |6,53 |323,92 | |1998
|753,0 |695,3 |-86,5 |1305,70 |89,70 |1205,70 |-10,30 |8,40 |-150,00 |
|Итого |3019,37 | | | | | | | | | |
При расчете показателей
использовались следующие
см. выше):
1) Средний абсолютный прирост [pic], где [pic] – первый уровень ряда,
[pic] – последний уровень ряда, n – количество уровней.
753 – 57,67
У = 6-1 = 139,06 трлн. руб.
2) Коэффициент роста (базисный) [pic], где [pic]– любой уровень, [pic] –
первый уровень ряда (за базу взят первый уровень ряда, то есть данные
за 1993 г.).
К1= 230,39 = 4
57,67
К2= 486,11= 8,4
57,67
3) Коэффициент роста (цепной) [pic], где [pic]– любой уровень, [pic] –
предшествующий уровень ряда.
К1= 4 К4= 839,5 = 1,3
К2= 486,11 = 2,1
230,39
К3= 652,7 = 1,3 К5= 0,9
486,11
4) Средний коэффициент роста [pic], где [pic] – первый уровень
ряда,[pic] – последний уровень ряда, n – количество уровней ряда.
К р= 6-1 753,0 = 1,67
57,67
Вывод из таблицы 8.
В период с 1993 г. по 1995 г. наблюдалось резкое увеличение базовых
показателей абсолютного прироста с 172,72 (1994 г.) до 428,44 трлн. руб.
(1995 г., за базу взят 1993 г.).
В период с 1995 по1997 гг. наблюдалось стабильное увеличение базовых
показателей абсолютного прироста с 428,44 (1995 г.) до 781,83 трлн.
руб.(1997 г.). Но в 1998 г. показатель абсолютного прироста расходов
бюджета заметно снизился до 659,3 трлн. руб. В среднем же прирост составил
139,06 млрд. рублей. Цепные показатели абсолютного прироста говорят о
неравномерности этого процесса: если в 1994г. прирост составил 172,72 трлн.
руб. и в следующем году он составил 255,72 трлн. руб., то в 1996 г. он
снизился до 166,59 трлн. рублей. В 1997 г. последовал рост данного
показателя (186,8 трлн. руб.), а в 1998г. он резко снизился до своего
минимального значения (– 86,5 трлн. руб.).
Об этом же свидетельствуют коэффициенты роста и прироста: на фоне
стабильного роста базисных показателей происходит уменьшение цепных
показателей. Максимальный цепной коэффициент роста был в 1994 г. (4), после
снижения значений коэффициента в 1995 – 1997 гг. (от 2,1до 1,3) он достиг
своего минимального значения в 1998 г. и составил 0,9. Средний коэффициент
роста составил 1,67.Интересно отметить, что, в случае с динамикой расходов
бюджета, минимальное абсолютное значение 1% прироста (0,58) приходится на
год с минимальным темпом прироста (299,50) – 1993г., а максимальное
значение (8,40) не приходится на год с максимальным темпом прироста
(1205,70), т.к. максимальный темп прироста – 1355,70 (1997г.). В
рассматриваемый период абсолютное значение 1% прироста расходов бюджета
постоянно увеличивалось и в 1998 г. достигло максимальной величины в. Это
означает, что при увеличении темпов роста доходов консолидированного
бюджета, на каждый процент прироста приходилось меньше дополнительных
денег.
Практическая статистика государственных финансов обобщает данные и
подготавливает статистическую информацию, необходимую для анализа и
планирования деятельности учреждений государственного управления и
выработки экономической политики. Несмотря на важную роль международных
стандартов в реформировании отечественной статистики вообще и статистики
государственного бюджета в частности, в отечественной статистике отражаются
организационно-ведомственная
структура экономики и
деятельности учреждений государственного управления.
Масштабы перераспределительных процессов посредством государственного
вмешательства отражает показатель, определяющий отношение доходной части
государственного бюджета
к ВВП. Бюджетные отношения
многообразием, поэтому их показатели отражают разные механизмы
перераспределения финансовых ресурсов вертикального и горизонтального
характера (межотраслевой и межтерриториальный). Статистические данные о
государственном бюджете выполняют и контрольную функцию, так как с их
помощью можно определить, как поступают в распоряжение государства
финансовые ресурсы от хозяйствующих субъектов и соответствует ли размер
этих ресурсов объему общественных потребностей и их составляющим,
ранжированным в порядке первоочередности. Формами прямого и косвенного
воздействия на экономику являются: субсидирование предприятий,
государственные инвестиции, бюджетное финансирование, субвенции и др.
Упорядочение информации об операциях учреждений государственного
управления, осуществляемое с помощью классификаций, позволяет
проанализировать, в какой
степени потребности
расходах и кредитах могут быть удовлетворены за счет имеющихся в наличии
ресурсов, без привлечения заемных средств или средств, накопленных за
прошлые периоды. Этот принцип положен в основу классификаций
государственного бюджета.
Статистика государственного долга должна охватывать сектор
государственного управления в целом, центральное правительство,
территориально органы управления, местные органы управления.
Бюджетная классификация является методологическим документом,
отражающим порядок составления и использования бюджетов. Регламентация
источников дохода и направлений расходования бюджетных средств —
обязательное условие составления и исполнения бюджетов. Это достигается
посредством определенной группировки доходов и расходов бюджетов и правил
отнесения их к той или иной группе. Такая научно обоснованная группировка
доходов и расходов бюджетов всех уровней с присвоением объектам
классификации группировочных кодов представляет собой бюджетную
классификацию. Она обеспечивает единство финансовых показателей, унификацию
учета и отчетности учреждений государственного управления и сопоставимость
бюджетов всех уровней.
Список литературы:
1.
-----------------------
[1] Информация о задолжности по налоговым платежам в бюджетную систему
Российской Федерации представляется Министерством Российской Федерации по