Статистика государственного бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 13:20, курсовая работа

Описание работы

Государственный бюджет — важный инструмент государственного
регулирования экономики. Он определяет формы и методы образования
государственных финансовых ресурсов и направления их использования в
интересах общества и особенно социально слабо защищенных категорий
населения. Основной задачей статистики государственного бюджета является
характеристика его основных показателей, определяющих содержание и
направленность фискальной политики.

Содержание

I. Введение. Задачи статистики государственного бюджета. 3

II. Основные концепции, определения и показатели. 3
1.1 Основные показатели статистики государственного бюджета. 6
III. Международные бюджетные классификации. 11
1.2 Функциональная классификация расходов и кредитования за вычетом
погашения. 12
1.3 Экономическая классификация расходов и кредитования за вычетом
погашения 13
1.4 Классификация операций финансирования бюджетного дефицита. 14
1.5 Классификация государственного долга. 17
IV. Бюджетная классификация и особенности статистики государственного
бюджета Российской Федерации. 17

V. Функциональная классификация расходов бюджетов Российской Федерации
20

VI. Заключение. 29

VII. Список литературы: 31

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 64.47 Кб (Скачать)

|Задолжность по налоговым платежам  |191,4 |228,0   |254,0  |259,0   |

|в том числе:                       |      |        |       |        |

|федерального бюджета               |109,7 |129,1   |146,4  |160,0   |

|бюджетов субъектов Российской      |81,7  |98,9    |107,6  |99,0    |

|Федерации                          |      |        |       |        |

|Объем государственного внутреннего |415,7 |436,0   |385,8  |385,8   |

|долга                              |      |        |       |        |

 

    Доходы (как поступления  в  бюджет)  —  это  обязательные  безвозвратные

платежи,  поступающие  в  бюджет.  Доходы  подразделяются   на   текущие   и

капитальные.  К  текущим   доходам   относятся   налоговые   и   неналоговые

поступления.

    Налоги  —   это  обязательные,  безвозмездные,   невозвратные   платежи,

взыскиваемые   государственными   учреждениями   с   целью    удовлетворения

государственных   потребностей.   В   налоги   включается   также   прибыль,

переводимая   фискальными,   экспортными   и   импортными   государственными

монополиями, а  также  прибыль  от  государственных  монопольных  закупок  и

продаж иностранной валюты (доходы акцизного типа) (см. табл. 2).

 

      Таблица  2. Задолжность по налоговым платежам в бюджетную систему

                          Российской Федерации[1].

          (на конец года; триллионов рублей; 1998 г. – млрд. руб.)

 

 

|                                                  |1994|1995|1996|1997|1998|

|Задолжность по налоговым платежам в               |15,1|56,8|128,|181,|259,|

|консолидированный бюджет                          |    |    |2   |8   |0   |

|в том числе:                                      |    |    |    |    |    |

|недоимка по налоговым платежам                    |15,1|25,9|110,|160,|235,|

|                                                  |[2] |    |5   |7   |6   |

|из нее:                                           |    |    |    |    |    |

|налог на добавленную стоимость                    |7,0 |10,8|49  |84  |131,|

|                                                  |    |    |    |    |9   |

|налог на прибыль                                  |4,2 |8,1 |17,5|24,5|36,0|

|акцизы                                            |1,7[|1,3 |10,1|10,3| -  |

|                                                  |3]  |    |    |    |    |

|из них на спирт, водку и ликеро-водочные изделия | -  |0,4 |1,8 |2,3 |5,3 |

|плата за право пользования недрами                |2,2 |1,1 |3,9 |13,2|15,8|

|                                                  |    |    |    |[4] |4   |

|отсроченные налоговые платежи                     |7,4 |30,9|17,7|21,1|23,4|

 

 

    Неналоговые  поступления  —  это  возмездные  поступления  (доходы   от

собственности, сборы, поступления  от  продажи  товаров,  услуг  и  случайных

продаж,   кассовая   прибыль   ведомственных   предприятий)   и    некоторые

безвозмездные поступления (штрафы, текущие частные пожертвования).

    Официальные трансферты (в государственном бюджете) —  это безвозмездные,

невозвратные,    необязательные    поступления    (имеющие     нерегулярный,

единовременный,   добровольный   характер   в   виде   субвенций,   дарений,

репараций), полученные  от  других  учреждений  государственного  управления

(отечественных и  зарубежных)  или  международных  организаций.  Поступления

безвозмездных, невозвратных, необязательных  платежей  из  негосударственных

источников  включаются  в  категорию  доходов  (например,  средства  частных

организаций, направляемых на строительство больниц).

    Необходимо иметь  в виду, что при исчислении  дефицита  (или  профицита)

Международный валютный фонд рекомендует  объединять  полученные  официальные

трансферты с категорией «доходы» и рассматривать их  как  операции,  которые

сокращают, а не финансируют  дефицит. В то  же  время  категория  «полученные

официальные трансферты»  выделяет классификации  в  отдельный  раздел,  чтобы

можно  было   осуществлять   любую   необходимую   перегруппировку   данных.

 

    Расходы — это  все невозвратные платежи независимо  оттого,  являются  ли

они  возмездными  или безвозмездными  и для каких целей   осуществляются

(текущие  или  капитальные).   Трансфертные   платежи   другим   учреждениям

государственного  управления  включаются  в  расходы  и  не   выделяются   в

самостоятельную категорию.

    Кредитование  минус погашение (чистое  кредитование)  включает  операции

учреждений государственного управления с финансовыми требованиями  к  другим

секторам, осуществляемые в  целях  проведения  государственной  политики.  В

данную категорию включается предоставление и приобретение акций  за  вычетом

сумм  возвращенных  кредитов,  выручки  от  продажи  акций   либо   возврата

собственного капитала.

    В статистике  государственных финансов чистое  кредитование  объединяется

с расходами и рассматривается  как фактор,  влияющий  на  бюджетный  дефицит.

Если кредитование осуществляется между различными структурами  или  уровнями

государственного  управления,  то  две  стороны  одной  операции  отражаются

асимметрично:  орган-кредитор  показывает   кредитование,   объем   которого

определяет дефицит, а  орган-заемщик – заимствование  с  целью  финансирования

дефицита.   Следует   отметить   асимметричную   трактовку   в    статистике

государственного  бюджета   кредитования   и   заимствования.   Кредитование

рассматривается как статья расходов,  оказывающая  непосредственное  влияние

на расчеты дефицита в  разные годы, тогда как заимствование  не  включается  в

доходную  часть  бюджета,  а  рассматривается  как  источник  финансирования

дефицит

    Дефицит (или  превышение расходов над доходами) государственного бюджета

исчисляется как сумма  доходов  и  полученных  трансфертов  завычетом  суммы

расходов и «кредитования  минус погашение».

    Общий объем  финансирования дефицита (профицита) равен величине дефицита

(профицита)  с противоположным знаком.  С точки   зрения   финансирования

дефицита он может быть определен как:

 

      Дефицит  = (Заимствование — Погашение  долга) + Уменьшение остатков

                        ликвидных финансовых средств.

 

    В результате  накопления бюджетного дефицита  образуется  государственный

долг.  Государственный  долг  —  неоплаченная  сумма  официально  признанных

прямых обязательств учреждений  государственного  управления  перед  другими

секторами экономики и  остальным миром, которая образовалась в результате  их

операций  в  прошлом  и  должна  быть  погашена  посредством  операций  этих

учреждений в будущем  или переоформлена в бессрочный долг. В государственный

долг не включаются внутри-  и межструктурные  долги различных подсекторов

государственного   управления,   для   которых   составляется    статистика,

обязательства  органов   денежно-кредитного   регулирования,   связанные   с

эмиссией наличных денежных средств, и прочие обязательства  этих  органов,  а

также необслуживаемые долги, выплата  процентов  по  которым  прекращена  на

неопределенный срок по договоренности между кредитором  и  должником  или  в

одностроннем  порядке,  и любая текущая задолженность   по   неоплаченным

обязательствам.

    Для аналитических  целей наряду  с  основными   показателями  применяются

другие показатели, в совокупности призванные характеризовать роль бюджета  в

проведении  экономической и социальной  политики.  Исходной  посылкой  при

формировании  системы показателей,  характеризующих динамику  и структуру

государственного бюджета, является то, что доходы  служат  финансовой  базой

деятельности   государства,   расходы    необходимы    для    удовлетворения

общегосударственных потребностей.

    Итог финансовой  деятельности государства  выражается,  как  указывалось

выше, в  превышении  доходов  над  расходами  (профиците).  Принято считать

финансовое положение  страны нормальным, если отношение величины  бюджетного

дефицита к ВВП не превышает  3%.  Важно  и  то,  каким  образом  покрывается

дефицит государственного бюджета  — инфляционным или неинфляционным,  каково

соотношение  между  внутренними  и   внешними   источниками   финансирования

бюджетного  дефицита.  В  Российской   Федерации   с   1995   г   внутреннее

финансирование   дефицита   федерального   бюджета   стало    обеспечиваться

преимущественно  неинфляционными  способами,   т.   е.   за   счет   внешних

заимствований и операций с ценными бумагами. Во  второй  половине  90-х  гг.

финансирование бюджетного дефицита за счет внутренних и  внешних  источников

осуществлялось примерно равными долями.

    Масштабы перераспределительных процессов посредством государственного

вмешательства отражает показатель,  определяющий  отношение  доходной  части

государственного бюджета  к ВВП. Бюджетные отношения характеризуются  большим

многообразием,   поэтому   их   показатели   отражают    разные    механизмы

перераспределения  финансовых  ресурсов  вертикального   и   горизонтального

характера (межотраслевой  и межтерриториальный).  Статистические  данные  о

государственном бюджете  выполняют  и  контрольную  функцию,  так  как  с  их

помощью  можно  определить,  как  поступают   в   распоряжение   государства

финансовые ресурсы от хозяйствующих  субъектов  и  соответствует  ли  размер

этих  ресурсов  объему  общественных   потребностей   и   их   составляющим,

ранжированным в порядке первоочередности.  Формами прямого  и косвенного

воздействия   на    экономику    являются:    субсидирование    предприятий,

государственные инвестиции, бюджетное финансирование, субвенции  и др.

    Анализ  выполнения  бюджета  (см.  табл.3)  (для  Российской  Федерации

возможны  такие  варианты,  как  консолидированный  бюджет,  федеральный   и

территориальные   бюджеты)   может   быть   осуществлен   путем   исчисления

относительных величин выполнения плана по доходам  и  расходам  в  целом,  а

также по их видам и целевому использованию.

 

 

 

   Таблица 3. Исполнение  федерального бюджета Российской  Федерации в 1998

                                    г[5].

                            ( миллиардов рублей)

 

|                                       |Утвержденн|Фактичес|Фактическое         |

|                                       |ый бюджет |кое     |исполнение, в       |

|                                       |          |исполнен|процентах           |

|                                       |          |ие      |                    |

|                                       |          |        |К         |к ВВП    |

|                                       |          |        |утвержденн|         |

|                                       |          |        |ому       |         |

|                                       |          |        |бюджету   |         |

|Доходы - всего                         |367,5     |302,4   |82,3      |11,3     |

|из них:                                |          |        |          |         |

|налоговые доходы                       |307       |236     |76,9      |8,8      |

|из них:                                |          |        |          |         |

|налог на прибыль                       |48,1      |34,9    |72,5      |1,3      |

|налог на добавленную стоимость         |141,3     |104,7   |74,1      |3,9      |

|акцизы                                 |78,7      |52,5    |66,6      |1,9      |

|неналоговые доходы                     |28,5      |39,7    |139,2     |1,5      |

|из них от:                             |          |        |          |         |

|внешнеэкономической деятельности       |6,9       |15,4    |224,2     |0,6      |

|продажи принадлежащего государству     |8,1       |15,2    |187,6     |0,6      |

|имущества                              |          |        |          |         |

|Расходы - всего                        |499,9     |388,9   |77,8      |14,5     |

|Дефицит                                |132,4     |86,5    |65,4      |3,2      |

 

 

     На основе  статистических данных  можно   определить  влияние  факторов,

обусловивших отклонение от плана. Например, исходными для налоговых доходов

могут два фактора: изменение  налоговой базы и налоговой ставки.

    Влияние первого  фактора на абсолютный прирост  налога можно  считать  по

формуле:

                          Прирост Нб= (Б1 – Б0)/С0,

 

    а абсолютный  прирост налога, обусловленный изменением  налоговой ставки,

рассчитывается по формуле:

                         Прирост Нс = (С1 – С0)/Б1,

 

    где Б1 и Б0  — размер  налоговой базы  соответственно  в отчетном  и

базисном (плановом) периоде;

          С1 и С0 — уровень налоговой ставки соответственно  в отчетном  и

базисном (плановом) периоде.

     Алгебраическая  сумма прироста налогов в результате  этих двух  факторов

Информация о работе Статистика государственного бюджета