Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 13:20, курсовая работа
Государственный бюджет — важный инструмент государственного
регулирования экономики. Он определяет формы и методы образования
государственных финансовых ресурсов и направления их использования в
интересах общества и особенно социально слабо защищенных категорий
населения. Основной задачей статистики государственного бюджета является
характеристика его основных показателей, определяющих содержание и
направленность фискальной политики.
I. Введение. Задачи статистики государственного бюджета. 3
II. Основные концепции, определения и показатели. 3
1.1 Основные показатели статистики государственного бюджета. 6
III. Международные бюджетные классификации. 11
1.2 Функциональная классификация расходов и кредитования за вычетом
погашения. 12
1.3 Экономическая классификация расходов и кредитования за вычетом
погашения 13
1.4 Классификация операций финансирования бюджетного дефицита. 14
1.5 Классификация государственного долга. 17
IV. Бюджетная классификация и особенности статистики государственного
бюджета Российской Федерации. 17
V. Функциональная классификация расходов бюджетов Российской Федерации
20
VI. Заключение. 29
VII. Список литературы: 31
|Задолжность по налоговым платежам |191,4 |228,0 |254,0 |259,0 |
|в том числе: | | | | |
|федерального бюджета |109,7 |129,1 |146,4 |160,0 |
|бюджетов субъектов Российской |81,7 |98,9 |107,6 |99,0 |
|Федерации
|Объем государственного внутреннего |415,7 |436,0 |385,8 |385,8 |
|долга
Доходы (как поступления в бюджет) — это обязательные безвозвратные
платежи, поступающие в бюджет. Доходы подразделяются на текущие и
капитальные. К текущим доходам относятся налоговые и неналоговые
поступления.
Налоги — это обязательные, безвозмездные, невозвратные платежи,
взыскиваемые государственными учреждениями с целью удовлетворения
государственных потребностей. В налоги включается также прибыль,
переводимая фискальными, экспортными и импортными государственными
монополиями, а также прибыль от государственных монопольных закупок и
продаж иностранной валюты (доходы акцизного типа) (см. табл. 2).
Таблица 2. Задолжность по налоговым платежам в бюджетную систему
Российской Федерации[1].
(на конец года; триллионов рублей; 1998 г. – млрд. руб.)
|
|Задолжность по налоговым платежам в |15,1|56,8|128,|181,|259,|
|консолидированный бюджет
|в том числе:
|недоимка по налоговым платежам |15,1|25,9|110,|160,|235,|
|
|из нее:
|налог на добавленную стоимость |7,0 |10,8|49 |84 |131,|
|
|налог на прибыль
|акцизы
|
|из них на спирт, водку и ликеро-водочные изделия | - |0,4 |1,8 |2,3 |5,3 |
|плата за право пользования недрами |2,2 |1,1 |3,9 |13,2|15,8|
|
|отсроченные налоговые платежи |7,4 |30,9|17,7|21,1|23,4|
Неналоговые поступления — это возмездные поступления (доходы от
собственности, сборы, поступления от продажи товаров, услуг и случайных
продаж, кассовая прибыль ведомственных предприятий) и некоторые
безвозмездные поступления
(штрафы, текущие частные пожертвования)
Официальные трансферты (в государственном бюджете) — это безвозмездные,
невозвратные, необязательные поступления (имеющие нерегулярный,
единовременный, добровольный характер в виде субвенций, дарений,
репараций), полученные от других учреждений государственного управления
(отечественных и зарубежных)
или международных
безвозмездных, невозвратных, необязательных платежей из негосударственных
источников включаются в категорию доходов (например, средства частных
организаций, направляемых на строительство больниц).
Необходимо иметь в виду, что при исчислении дефицита (или профицита)
Международный валютный фонд рекомендует объединять полученные официальные
трансферты с категорией «доходы» и рассматривать их как операции, которые
сокращают, а не финансируют дефицит. В то же время категория «полученные
официальные трансферты» выделяет классификации в отдельный раздел, чтобы
можно было осуществлять любую необходимую перегруппировку данных.
Расходы — это
все невозвратные платежи
они возмездными или безвозмездными и для каких целей осуществляются
(текущие или капитальные). Трансфертные платежи другим учреждениям
государственного управления включаются в расходы и не выделяются в
самостоятельную категорию.
Кредитование минус погашение (чистое кредитование) включает операции
учреждений государственного управления с финансовыми требованиями к другим
секторам, осуществляемые в целях проведения государственной политики. В
данную категорию включается предоставление и приобретение акций за вычетом
сумм возвращенных кредитов, выручки от продажи акций либо возврата
собственного капитала.
В статистике
государственных финансов
с расходами и рассматривается как фактор, влияющий на бюджетный дефицит.
Если кредитование осуществляется между различными структурами или уровнями
государственного управления, то две стороны одной операции отражаются
асимметрично: орган-кредитор показывает кредитование, объем которого
определяет дефицит, а орган-заемщик – заимствование с целью финансирования
дефицита. Следует отметить асимметричную трактовку в статистике
государственного бюджета кредитования и заимствования. Кредитование
рассматривается как статья расходов, оказывающая непосредственное влияние
на расчеты дефицита в разные годы, тогда как заимствование не включается в
доходную часть бюджета, а рассматривается как источник финансирования
дефицит
Дефицит (или
превышение расходов над
исчисляется как сумма доходов и полученных трансфертов завычетом суммы
расходов и «кредитования минус погашение».
Общий объем финансирования дефицита (профицита) равен величине дефицита
(профицита) с противоположным знаком. С точки зрения финансирования
дефицита он может быть определен как:
Дефицит = (Заимствование — Погашение долга) + Уменьшение остатков
ликвидных финансовых средств.
В результате
накопления бюджетного
долг. Государственный долг — неоплаченная сумма официально признанных
прямых обязательств учреждений государственного управления перед другими
секторами экономики и остальным миром, которая образовалась в результате их
операций в прошлом и должна быть погашена посредством операций этих
учреждений в будущем или переоформлена в бессрочный долг. В государственный
долг не включаются внутри- и межструктурные долги различных подсекторов
государственного управления, для которых составляется статистика,
обязательства органов денежно-кредитного регулирования, связанные с
эмиссией наличных денежных средств, и прочие обязательства этих органов, а
также необслуживаемые долги, выплата процентов по которым прекращена на
неопределенный срок по договоренности между кредитором и должником или в
одностроннем порядке, и любая текущая задолженность по неоплаченным
обязательствам.
Для аналитических целей наряду с основными показателями применяются
другие показатели, в совокупности призванные характеризовать роль бюджета в
проведении экономической и социальной политики. Исходной посылкой при
формировании системы показателей, характеризующих динамику и структуру
государственного бюджета, является то, что доходы служат финансовой базой
деятельности государства, расходы необходимы для удовлетворения
общегосударственных потребностей.
Итог финансовой
деятельности государства
выше, в превышении доходов над расходами (профиците). Принято считать
финансовое положение страны нормальным, если отношение величины бюджетного
дефицита к ВВП не превышает 3%. Важно и то, каким образом покрывается
дефицит государственного бюджета — инфляционным или неинфляционным, каково
соотношение между внутренними и внешними источниками финансирования
бюджетного дефицита. В Российской Федерации с 1995 г внутреннее
финансирование дефицита федерального бюджета стало обеспечиваться
преимущественно неинфляционными способами, т. е. за счет внешних
заимствований и операций с ценными бумагами. Во второй половине 90-х гг.
финансирование бюджетного дефицита за счет внутренних и внешних источников
осуществлялось примерно равными долями.
Масштабы перераспределительных процессов посредством государственного
вмешательства отражает показатель, определяющий отношение доходной части
государственного бюджета
к ВВП. Бюджетные отношения
многообразием, поэтому их показатели отражают разные механизмы
перераспределения финансовых ресурсов вертикального и горизонтального
характера (межотраслевой и межтерриториальный). Статистические данные о
государственном бюджете выполняют и контрольную функцию, так как с их
помощью можно определить, как поступают в распоряжение государства
финансовые ресурсы от хозяйствующих субъектов и соответствует ли размер
этих ресурсов объему общественных потребностей и их составляющим,
ранжированным в порядке первоочередности. Формами прямого и косвенного
воздействия на экономику являются: субсидирование предприятий,
государственные инвестиции, бюджетное финансирование, субвенции и др.
Анализ выполнения бюджета (см. табл.3) (для Российской Федерации
возможны такие варианты, как консолидированный бюджет, федеральный и
территориальные бюджеты) может быть осуществлен путем исчисления
относительных величин выполнения плана по доходам и расходам в целом, а
также по их видам и целевому использованию.
Таблица 3. Исполнение
федерального бюджета
( миллиардов рублей)
|
|
|
|
|
|
|
|
|Доходы - всего |367,5 |302,4 |82,3 |11,3 |
|из них:
|налоговые доходы |307 |236 |76,9 |8,8 |
|из них:
|налог на прибыль |48,1 |34,9 |72,5 |1,3 |
|налог на добавленную стоимость |141,3 |104,7 |74,1 |3,9 |
|акцизы
|неналоговые доходы |28,5 |39,7 |139,2 |1,5 |
|из них от:
|внешнеэкономической деятельности |6,9 |15,4 |224,2 |0,6 |
|продажи принадлежащего государству |8,1 |15,2 |187,6 |0,6 |
|имущества
|Расходы - всего |499,9 |388,9 |77,8 |14,5 |
|Дефицит
На основе статистических данных можно определить влияние факторов,
обусловивших отклонение от плана. Например, исходными для налоговых доходов
могут два фактора: изменение налоговой базы и налоговой ставки.
Влияние первого фактора на абсолютный прирост налога можно считать по
формуле:
Прирост Нб= (Б1 – Б0)/С0,
а абсолютный прирост налога, обусловленный изменением налоговой ставки,
рассчитывается по формуле:
Прирост Нс = (С1 – С0)/Б1,
где Б1 и Б0 — размер налоговой базы соответственно в отчетном и
базисном (плановом) периоде;
С1 и С0 — уровень налоговой ставки соответственно в отчетном и
базисном (плановом) периоде.
Алгебраическая
сумма прироста налогов в