Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 13:20, курсовая работа
Государственный бюджет — важный инструмент государственного
регулирования экономики. Он определяет формы и методы образования
государственных финансовых ресурсов и направления их использования в
интересах общества и особенно социально слабо защищенных категорий
населения. Основной задачей статистики государственного бюджета является
характеристика его основных показателей, определяющих содержание и
направленность фискальной политики.
I. Введение. Задачи статистики государственного бюджета. 3
II. Основные концепции, определения и показатели. 3
1.1 Основные показатели статистики государственного бюджета. 6
III. Международные бюджетные классификации. 11
1.2 Функциональная классификация расходов и кредитования за вычетом
погашения. 12
1.3 Экономическая классификация расходов и кредитования за вычетом
погашения 13
1.4 Классификация операций финансирования бюджетного дефицита. 14
1.5 Классификация государственного долга. 17
IV. Бюджетная классификация и особенности статистики государственного
бюджета Российской Федерации. 17
V. Функциональная классификация расходов бюджетов Российской Федерации
20
VI. Заключение. 29
VII. Список литературы: 31
Статистика государственного бюджета
Международный независимый
эколого-политологический
Курсовая работа
по дисциплине «Статистике»
«Статистика государственного
Проверила:
Содержание:
I.
Введение. Задачи статистики
II. Основные концепции,
1.1 Основные показатели
статистики государственного
III. Международные бюджетные
1.2 Функциональная
классификация расходов и
погашения. 12
1.3 Экономическая
классификация расходов и
погашения 13
1.4 Классификация
операций финансирования
1.5 Классификация государственного долга. 17
IV. Бюджетная классификация и особенности статистики государственного
бюджета Российской Федерации.
V. Функциональная
классификация расходов
VI. Заключение. 29
VII. Список литературы: 31
Введение. Задачи статистики
Государственный бюджет — важный инструмент государственного
регулирования экономики. Он определяет формы и методы образования
государственных финансовых ресурсов и направления их использования в
интересах общества и особенно социально слабо защищенных категорий
населения. Основной задачей статистики государственного бюджета является
характеристика его основных показателей, определяющих содержание и
направленность фискальной политики. Более конкретно задачи статистики
государственного бюджета состоят в том, чтобы определить:
- общую величину доходов и расходов государственного бюджета,
размер превышения расходов
над расходами (профицит);
- структуру доходов
- структуру расходов
- источники финансирования
- размеры государственного
- эффективность проведения
- влияние фискальной политики на экономический рост и уровень
жизни населения.
Практическая статистика государственных финансов обобщает данные и
подготавливает статистическую информацию, необходимую для анализа и
планирования деятельности учреждений государственного управления и
выработки экономической политики. Несмотря на важную роль международных
стандартов в реформировании отечественной статистики вообще и статистики
государственного бюджета в частности, в отечественной статистике отражаются
организационно-ведомственная
структура экономики и
деятельности учреждений государственного управления.
Теоретическая часть.
Основные концепции,
Одной из важнейших
категорий, применяемых в
бюджета, является сектор государственного управления. Определение сектора
позволяет установить круг институциональных единиц — государственных
организаций и учреждений, — доходы и расходы которых подлежат отражению в
государственном бюджете. В сектор государственного управления входят
единицы, деятельность которых связана с исполнением функций
государственного управления. Эти функции заключаются в проведении
государственной политики посредством предоставления услуг нерыночного
характера и в перераспределении доходов и богатства. Как правило,
перераспределение осуществляется путем налогообложения единиц других
секторов экономики, а также путем предоставления пенсий, пособий и других
социальных выплат.
В сектор государственного управления не включаются те единицы, которые
занимаются реализацией товаров и услуг в крупных масштабах (например,
государственные предприятия, производящие товары и услуги с целью их
реализации по рыночным ценам) или являются государственными корпорациями. К
функциям сектора государственного управления не относятся некоторые
функции, осуществляемые органами денежно-кредитного регулирования, такие,
как управление валютными резервами и проведение денежно-кредитной политики,
любые банковские функции (прием депозитов до востребования, срочных и
сберегательных вкладов). Для целей анализа эти виды деятельности
объединяются с деятельностью прочих финансовых учреждений в самостоятельный
сектор.
Другие важные
категории, определяющие
показателей государственного бюджета, отражают природу различных
хозяйственных операций, осуществляемых учреждениями государственного
управления с единицами, которые относятся к другим секторам экономики:
- поступления или платежи;
- поступления (платежи)
- поступления (платежи)
- текущие или капитальные
- приобретение финансовых
- приобретение финансовых активов для проведения
государственной политики или управления ликвидностью.
Определение этих категорий необходимо для правильного отражения
экономических операций, имеющих различную экономическую природу (например,
распределительные операции и операции, имеющие перераспределительный
характер; или поступление ресурсов в доходную часть бюджета, с одной
стороны, и поступление ресурсов, не увеличивающее доходную часть бюджета, а
финансирующее бюджетный дефицит, с другой).
Первые две
категории касаются всех
невозвратных операций. Приобретение финансовых активов и
принятие обязательств имеют отношение ко всем возвратным операциям.
Последняя категория касается только операций с государственными финансовыми
активами.
Любая экономическая операция предполагает участие двух сторон,
называемых участниками операций. В основном в операциях задействованы два
потока. Один поток направлен к участнику операции (поступления), другой —
от него (платежи). Операции различаются по степени воздействия на
уменьшение или увеличение финансовых активов учреждений государственного
управления. Так, в результате поступлений финансовые активы государства
увеличиваются, а при платежах — уменьшаются.
Платежи или
поступления считаются
имеет форму договорных обязательств с фиксированным сроком погашения. Если
обратный поток в виде договорных обязательств с фиксированным сроком
погашения отсутствует, платежи или поступления считаются невозвратными.
Только в результате возвратной операции либо возникает финансовое
требование, либо погашается обязательство.
Невозвратные
поступления и платежи
место обратный поток товаров и услуг. Если такой поток отсутствует,
невозвратные платежи или поступления считаются безвозмездными (сборы и
платежи — возмездные операции, налоги — безвозмездные). Возмездные операции
предполагают платежи на условиях компенсаций. Напротив, безвозмездная
операция, которая может быть как добровольной, так и обязательной, не
предполагает получения взамен какого-либо эквивалента.
По целевому
назначению платежи связаны
с капитальными затратами. Операции с капиталом включают поступления или
платежи, связанные с приобретением, созданием или продажей активов, срок
использования которых в процессе производства составляет более одного года.
Нематериальные активы и земля также включаются в капитальные активы.
Безвозмездные платежи, полученные для приобретения капитальных активов,
классифицируются на официальные трансферты капитала, если они получены из
государственных источников, и на капитальные трансферты, если они получены
из негосударственных источников.
Возвратные финансовые
операции в основном
связанные с возникновением обязательств учреждений государственного
управления по отношению к другим секторам, и на операции, ведущие к
возникновению обязательств других секторов по отношению к государственным
учреждениям.
В действующем международном стандарте по статистике государственных
финансов подчеркивается, что в статистике государственного бюджета учет
производится на кассовой основе, т. е. на основе регистрации фактических
денежных потоков, в то время как, в СНС — на основе, начисленных сумм, т.
е. на момент возникновения дебиторской и кредиторской задолженности.
Тем не менее, необходимо обратить внимание на то, что в процессе
пересмотра стандартов сбора и обработки статистических показателей по
государственным финансам, начатого Международным валютным фондом в 1995 г.,
предполагается перейти от регистрации по преимущественно кассовому методу к
регистрации по методу начислений. Предполагаемые нововведения обеспечат
совместимость с СНС ООН 1993 года по крайней мере по способу регистрации
операций, а также более полный охват показателей запасов и потоков, имеющих
отношение к государственному управлению, в том числе операций и
обязательств неденежного характера, позволят ввести в систему статистики
государственных финансов важные показатели, измеряющие неденежные потоки
(потребление основного капитала, списанные безнадежные долги и др.).
1 Основные показатели
К основным показателям статистики государственного бюджета относятся
(см. табл.1):
. доходы;
. официальные трансферты;
. расходы;
. кредитование
минус погашение (чистое
. превышение доходов над расходами (профицит) или превышение
расходов над доходами (дефицит).
Таблица 1.Основные
показатели состояния
Федерации в 1998 г.
(на конец периода; миллиардов рублей)
|
|
|
|Доходы консолидированного бюджета |120,3 |274,5 |418,6 |657,1 |
|в том числе: | | | | |
|федерального бюджета |60,8 |128,0 |192,1 |302,4 |
|бюджетов субъектов Российской |67,4 |165,2 |248,7 |397,7 |
|Федерации
|Расходы консолидированного бюджета |144,8 |331,7 |488,3 |753,0 |
|в том числе: | | | | |
|федерального бюджета |80,8 |174,2 |249,1 |388,9 |
|бюджетов субъектов Российской |71,9 |176,2 |261,4 |407,1 |
|Федерации
|Дефицит консолидированного бюджета |24,5 |57,2 |69,7 |95,9 |
|в том числе: | | | | |
|федерального бюджета |20,0 |46,2 |57,0 |86,5 |
|бюджетов субъектов Российской |4,5 |11,0 |12,7 |9,4 |
|Федерации