Статистика государственного бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 13:20, курсовая работа

Описание работы

Государственный бюджет — важный инструмент государственного
регулирования экономики. Он определяет формы и методы образования
государственных финансовых ресурсов и направления их использования в
интересах общества и особенно социально слабо защищенных категорий
населения. Основной задачей статистики государственного бюджета является
характеристика его основных показателей, определяющих содержание и
направленность фискальной политики.

Содержание

I. Введение. Задачи статистики государственного бюджета. 3

II. Основные концепции, определения и показатели. 3
1.1 Основные показатели статистики государственного бюджета. 6
III. Международные бюджетные классификации. 11
1.2 Функциональная классификация расходов и кредитования за вычетом
погашения. 12
1.3 Экономическая классификация расходов и кредитования за вычетом
погашения 13
1.4 Классификация операций финансирования бюджетного дефицита. 14
1.5 Классификация государственного долга. 17
IV. Бюджетная классификация и особенности статистики государственного
бюджета Российской Федерации. 17

V. Функциональная классификация расходов бюджетов Российской Федерации
20

VI. Заключение. 29

VII. Список литературы: 31

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 64.47 Кб (Скачать)

Статистика государственного бюджета 

                          Международный независимый

                    эколого-политологический университет

 

 

 

                               Курсовая работа

 

 

                         по дисциплине «Статистике»

 

 

                                  на тему:

 

                   «Статистика государственного бюджета».

 

 

 

                                                               Выполнила:Ст-

                                       ка II курса МФГУ 23 гр. Дралова Ольга

 

 

                            Проверила:

 

 

 

                                Москва, 2001

 

Содержание:

 

 

 

       I.    Введение. Задачи статистики государственного  бюджета.   3

 

 

         II.   Основные концепции, определения  и показатели.      3

 

  1.1  Основные показатели  статистики государственного бюджета.     6

 

               III.  Международные бюджетные классификации. 11

 

  1.2  Функциональная  классификация расходов и кредитования  за вычетом

  погашения.      12

  1.3  Экономическая  классификация расходов и кредитования  за вычетом

  погашения 13

  1.4  Классификация  операций финансирования бюджетного  дефицита.   14

  1.5  Классификация  государственного долга.  17

 

   IV.   Бюджетная  классификация и особенности  статистики государственного

                    бюджета Российской Федерации.     17

 

 

  V.    Функциональная  классификация расходов бюджетов  Российской Федерации

                                     20

 

 

                          VI.   Заключение.      29

 

 

                       VII.  Список литературы:     31

 

 

 

            Введение. Задачи статистики государственного  бюджета.

 

 

    Государственный   бюджет   —   важный    инструмент    государственного

регулирования  экономики.  Он  определяет   формы   и   методы   образования

государственных  финансовых  ресурсов  и  направления  их  использования   в

интересах  общества  и особенно  социально   слабо   защищенных   категорий

населения. Основной задачей  статистики  государственного  бюджета  является

характеристика  его  основных   показателей,   определяющих   содержание   и

направленность  фискальной  политики.  Более  конкретно  задачи   статистики

государственного бюджета  состоят в том, чтобы определить:

         - общую величину  доходов  и   расходов  государственного  бюджета,

           размер превышения расходов над  доходами  (дефицит)  или  доходов

           над расходами (профицит);

         - структуру доходов государственного  бюджета;

         - структуру расходов государственного  бюджета;

         - источники финансирования бюджетного  дефицита;

         - размеры государственного внутреннего  долга;

         - эффективность проведения государством  фискальной политики;

         - влияние фискальной политики  на  экономический рост  и уровень

           жизни населения.

    Практическая  статистика  государственных   финансов  обобщает  данные  и

подготавливает  статистическую  информацию,  необходимую   для   анализа   и

планирования   деятельности   учреждений   государственного   управления   и

выработки экономической  политики.  Несмотря  на  важную  роль  международных

стандартов в реформировании отечественной  статистики  вообще  и  статистики

государственного бюджета  в частности, в отечественной  статистике  отражаются

организационно-ведомственная  структура экономики и особенности  практической

деятельности учреждений государственного управления.

 

 

      Теоретическая  часть.

 

 

                Основные концепции, определения  и показатели.

 

 

    Одной из важнейших  категорий, применяемых в статистике  государственного

бюджета, является сектор государственного  управления.  Определение  сектора

позволяет  установить  круг  институциональных  единиц   —   государственных

организаций и учреждений, — доходы и расходы которых подлежат  отражению в

государственном  бюджете.  В сектор  государственного   управления   входят

единицы,   деятельность    которых    связана    с    исполнением    функций

государственного  управления.   Эти   функции   заключаются   в   проведении

государственной  политики  посредством  предоставления   услуг   нерыночного

характера  и  в  перераспределении  доходов  и   богатства.   Как   правило,

перераспределение  осуществляется  путем   налогообложения   единиц   других

секторов экономики, а  также путем предоставления пенсий,  пособий  и  других

социальных выплат.

    В сектор государственного  управления не включаются те  единицы,  которые

занимаются реализацией  товаров  и  услуг  в  крупных  масштабах  (например,

государственные  предприятия,  производящие  товары  и  услуги  с  целью  их

реализации по рыночным ценам) или являются государственными корпорациями.  К

функциям  сектора  государственного  управления   не   относятся   некоторые

функции, осуществляемые органами  денежно-кредитного  регулирования,  такие,

как управление валютными  резервами и проведение денежно-кредитной  политики,

любые банковские  функции  (прием  депозитов  до  востребования,  срочных  и

сберегательных  вкладов).  Для   целей   анализа   эти   виды   деятельности

объединяются с деятельностью  прочих финансовых учреждений в  самостоятельный

сектор.

     Другие важные  категории, определяющие характер  системы  статистических

показателей   государственного   бюджета,   отражают    природу    различных

хозяйственных   операций,   осуществляемых   учреждениями   государственного

управления с единицами, которые относятся к другим секторам экономики:

              - поступления или платежи;

              - поступления (платежи) невозвратные  или возвратные;

              - поступления (платежи) возмездные  или безвозмездные;

              - текущие или капитальные поступления  (платежи);

              - приобретение финансовых активов  или принятие обязательств;

              -   приобретение    финансовых    активов    для    проведения

                государственной политики или  управления ликвидностью.

    Определение   этих  категорий  необходимо  для   правильного   отражения

экономических операций, имеющих  различную экономическую  природу  (например,

распределительные  операции  и   операции,   имеющие   перераспределительный

характер; или  поступление  ресурсов  в  доходную  часть  бюджета,  с  одной

стороны, и поступление  ресурсов, не увеличивающее доходную часть бюджета,  а

финансирующее бюджетный дефицит, с другой).

     Первые две  категории касаются всех операций, две последующие —  только

невозвратных операций. Приобретение финансовых активов и

принятие  обязательств  имеют  отношение  ко  всем   возвратным   операциям.

Последняя категория касается только операций с государственными  финансовыми

активами.

     Любая экономическая  операция предполагает участие  двух сторон,

называемых участниками  операций. В основном в  операциях  задействованы  два

потока. Один поток направлен  к участнику операции  (поступления),  другой  —

от  него  (платежи).  Операции  различаются  по   степени   воздействия   на

уменьшение или увеличение  финансовых  активов  учреждений  государственного

управления. Так, в  результате  поступлений  финансовые  активы  государства

увеличиваются, а при платежах — уменьшаются.

    Платежи или  поступления  считаются  возвратными,  если  обратный  поток

имеет форму договорных обязательств с фиксированным сроком  погашения.  Если

обратный  поток  в  виде  договорных  обязательств  с  фиксированным  сроком

погашения отсутствует,  платежи  или  поступления  считаются  невозвратными.

Только  в  результате  возвратной   операции   либо   возникает   финансовое

требование, либо погашается обязательство.

    Невозвратные  поступления и платежи считаются   возмездными,  если  имеет

место  обратный  поток  товаров  и  услуг.  Если  такой  поток  отсутствует,

невозвратные платежи  или  поступления  считаются  безвозмездными  (сборы  и

платежи — возмездные операции, налоги — безвозмездные). Возмездные  операции

предполагают  платежи  на  условиях  компенсаций.  Напротив,   безвозмездная

операция, которая может  быть  как  добровольной,  так  и  обязательной,  не

предполагает      получения      взамен       какого-либо       эквивалента.

 

    По целевому  назначению платежи связаны или  с текущей деятельностью, или

с капитальными затратами. Операции  с  капиталом  включают  поступления  или

платежи, связанные с приобретением, созданием  или  продажей  активов,  срок

использования которых в процессе производства составляет более одного  года.

Нематериальные  активы  и  земля  также  включаются  в  капитальные  активы.

Безвозмездные платежи,  полученные  для  приобретения  капитальных  активов,

классифицируются на официальные  трансферты капитала, если  они  получены  из

государственных источников, и на капитальные трансферты, если  они  получены

из негосударственных  источников.

    Возвратные финансовые  операции в основном подразделяются  на  операции,

связанные  с   возникновением   обязательств   учреждений   государственного

управления по  отношению  к  другим  секторам,  и  на  операции,  ведущие  к

возникновению обязательств других секторов по  отношению  к  государственным

учреждениям.

    В действующем  международном  стандарте   по  статистике  государственных

финансов подчеркивается, что  в  статистике  государственного  бюджета  учет

производится на кассовой основе, т. е.  на  основе  регистрации  фактических

денежных потоков, в то время как, в СНС — на основе,  начисленных  сумм,  т.

е. на момент возникновения  дебиторской и кредиторской задолженности.

    Тем не менее,  необходимо  обратить  внимание  на  то,  что  в  процессе

пересмотра  стандартов  сбора  и  обработки  статистических  показателей  по

государственным финансам, начатого Международным валютным фондом в 1995  г.,

предполагается перейти  от регистрации по преимущественно  кассовому методу  к

регистрации по  методу  начислений.  Предполагаемые  нововведения  обеспечат

совместимость с СНС ООН 1993 года по крайней мере  по  способу регистрации

операций, а также более  полный охват показателей запасов  и потоков,  имеющих

отношение  к  государственному  управлению,   в   том   числе   операций   и

обязательств неденежного характера, позволят  ввести  в систему статистики

государственных финансов важные  показатели,  измеряющие  неденежные  потоки

(потребление основного  капитала, списанные безнадежные  долги и др.).

 

         1 Основные показатели статистики  государственного бюджета.

 

    К основным  показателям статистики  государственного  бюджета  относятся

(см. табл.1):

        . доходы;

        . официальные  трансферты;

        . расходы;

        . кредитование  минус погашение (чистое кредитование);

        .  превышение  доходов  над   расходами  (профицит)  или превышение

          расходов над доходами (дефицит).

 

   Таблица 1.Основные  показатели состояния бюджетной  системы    Российской

                             Федерации в 1998 г.

                    (на конец периода; миллиардов  рублей)

 

|                                   |1     |1       |9      |Год     |

|                                   |кварта|полугоди|месяцев|        |

|                                   |л     |е       |       |        |

|Доходы консолидированного бюджета |120,3 |274,5   |418,6  |657,1   |

|в том числе:                       |      |        |       |        |

|федерального бюджета               |60,8  |128,0   |192,1  |302,4   |

|бюджетов субъектов Российской      |67,4  |165,2   |248,7  |397,7   |

|Федерации                          |      |        |       |        |

|Расходы консолидированного бюджета |144,8 |331,7   |488,3  |753,0   |

|в том числе:                       |      |        |       |        |

|федерального бюджета               |80,8  |174,2   |249,1  |388,9   |

|бюджетов субъектов Российской      |71,9  |176,2   |261,4  |407,1   |

|Федерации                          |      |        |       |        |

|Дефицит консолидированного бюджета |24,5  |57,2    |69,7   |95,9    |

|в том числе:                       |      |        |       |        |

|федерального бюджета               |20,0  |46,2    |57,0   |86,5    |

|бюджетов субъектов Российской      |4,5   |11,0    |12,7   |9,4     |

|Федерации                          |      |        |       |        |

Информация о работе Статистика государственного бюджета