Статистика государственного бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 13:20, курсовая работа

Описание работы

Государственный бюджет — важный инструмент государственного
регулирования экономики. Он определяет формы и методы образования
государственных финансовых ресурсов и направления их использования в
интересах общества и особенно социально слабо защищенных категорий
населения. Основной задачей статистики государственного бюджета является
характеристика его основных показателей, определяющих содержание и
направленность фискальной политики.

Содержание

I. Введение. Задачи статистики государственного бюджета. 3

II. Основные концепции, определения и показатели. 3
1.1 Основные показатели статистики государственного бюджета. 6
III. Международные бюджетные классификации. 11
1.2 Функциональная классификация расходов и кредитования за вычетом
погашения. 12
1.3 Экономическая классификация расходов и кредитования за вычетом
погашения 13
1.4 Классификация операций финансирования бюджетного дефицита. 14
1.5 Классификация государственного долга. 17
IV. Бюджетная классификация и особенности статистики государственного
бюджета Российской Федерации. 17

V. Функциональная классификация расходов бюджетов Российской Федерации
20

VI. Заключение. 29

VII. Список литературы: 31

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 64.47 Кб (Скачать)

равна  общему  приросту  суммы налоговых доходов по  анализируемому  виду

налогов.

 

 

 

                   Международные бюджетные классификации.

 

 

      Упорядочение  информации  об  операциях   учреждений  государственного

управления,    осуществляемое    с    помощью    классификаций,    позволяет

проанализировать, в какой  степени потребности государственного управления  в

расходах и кредитах могут  быть удовлетворены за  счет  имеющихся в наличии

ресурсов, без  привлечения  заемных  средств  или  средств,  накопленных  за

прошлые   периоды.   Этот   принцип   положен   в    основу    классификаций

государственного бюджета.

    В результате  классификации устанавливается   сходство  между  операциями

государственного управления, и группируются сотни и тысяч  дельных  операций

и  программ,  входящих  в  состав  основных  компонентов,   в   относительно

однородные  категории,  которые  помогают  выявить  характер,  структуру   и

экономическое  воздействие  таких  показателей,   как   доходы,   полученные

официальные   трансферты,    расходы,    кредитование    минус    погашение,

финансирование и долг.

    Операции, входящие  в состав основных  компонентов,  классифицируются  в

соответствии с видом деятельности  либо  сегментом рынка,  функционирующего

вне  сектора  государственного  управления,   на   которые   они   оказывают

воздействие. Механизм такого воздействия  состоит  в  изменении  соотношения

спроса и предложения  путем изменения уровня  налогов  или  объема  субсидий,

рыночной конкуренции  на товары  и  услуги  либо  увеличения  или  уменьшения

объема финансовых требований и обязательств на финансовых рынках.

    Предлагаемая  Международным  валютным  фондом  система   классификаций,

определяющая  структуру системы   показателей   государственного   бюджета,

включает следующие разделы:

     А. Классификация  доходов и полученных официальных  трансфертов

     Б. Классификация  расходов и кредитования за  вычетом погашения

     В. Классификация  операций финансирования бюджетного  дефицита

    Г. Классификация  государственного долга. Рассмотрим  более подробно  эти

основные классификации  государственного бюджета.

    Классификация  доходов и полученных официальных  трансфертов

    I. Общие доходы  и полученные официальные трансферты (II + VII)

    II. Общие доходы (III + VI)

    III. Текущие доходы (IV + V)

    IV. Налоговые поступления

    1. Подоходные налоги, налоги на прибыль, налоги на  увеличение  рыночной

стоимости капитала

    2. Отчисления на  социальное страхование

    3. Налоги на  фонд заработной платы и рабочую  силу

    4. Налоги на  собственность

    5. Внутренние налоги  на товары и услуги

    6. Налоги на  международную торговлю и внешние  операции

    7. Прочие налоги

    V. Неналоговые  поступления

    VI. Доходы от  операций с капиталом

    VII. Полученные  официальные трансферты

    В классификации  доходов прежде всего выделяются  налоги  (или наложные

поступления),    представляющие    собой    обязательные,     безвозмездные,

невозвратные платежи  учреждениям государственного управления, и  неналоговые

поступления. Налоги классифицируются по характеру базы, с которой  взимается

налог, либо по виду деятельности, в результате которой  возникает  налоговое

обязательство, например, импортирование продукции, продажа товаров и  услуг,

получение доходов.

    Текущие неналоговые поступления группируются по их характеру (доходы от

собственности, выручка  от  реализации  и  комиссионные  сборы,  Штрафы  или

частные пожертвования).

    Доходы от операций  с капиталом включают  доходы  от  продажи  различных

видов капитальных активов  и добровольные взносы на капитальные  вложения  из

негосударственных источников.

    Официальные трансферты  классифицируются в соответствии  с их источниками

(отечественные или зарубежные),  а  также  по  их  назначению  (для  текущих

расходов или капиталовложений).

    Классификация  расходов и кредитования за  вычетом  погашения  проводится

по двум основным признакам: назначение или функция, с   выполнением  которой

связаны расходы, и экономическая  характеристика  операций,  при  проведении

которых осуществляются эти расходы.

 

      1 Функциональная  классификация расходов и кредитования  за вычетом

                                 погашения.

 

    1. Государственные  услуги общего характера.

    2. Оборона.

    3. Общественный  порядок и безопасность.

    4. Образование.

    5. Здравоохранение.

    6. Социальное страхование  и социальное обеспечение.

    7. Жилищно-коммунальное  хозяйство.

    8.Организация  отдыха и деятельность в сферах  культуры и религии.

    9. Топливно-энергетический  комплекс.

    10. Сельское хозяйство,  лесное хозяйство, рыболовство  и охота.

    11.  Горнодобывающая   промышленность   и   полезные   ископаемые   (за

       исключением  топлива); обрабатывающая промышленность; строительство.

    12. Транспорт и  связь.

    13. Прочие услуги, связанные с экономической деятельностью.

    14. Расходы, не  отнесенные к основным группам.

    В функциональной  классификации расходов бюджета  можно  выделить  четыре

категории:

       I. Государственные  услуги общего назначения.

     Это общая  бюджетная деятельность, общая кадровая  политика, центральные

закупки и снабжение, внешние  отношения,  оборона,  общественный  порядок  и

государственная безопасность.

      II. Общественные  и социальные услуги.

    К ним относятся  образование, здравоохранение, социальное  страхование  и

социальное  обеспечение,  жилищное  хозяйство,  коммунальное   обслуживание,

санэпидемстанции, организация отдыха и культурная деятельность.

     III. Государственные  услуги, связанные с экономической  деятельности.

     Сюда включаются  государственные расходы на регулирование  и обеспечение

более  высокой  эффективности  хозяйственной  деятельности.  Эта   категория

отражает  такие   государственные   задачи,   как   экономически   развитие,

урегулирование диспропорций регионального масштаба, создание  новых  рабочих

мест.

    IV. Прочие функции

    Эта группа  включает выплаты процентов и  расходы, связанные с  гарантией

государственного долга, а также трансферты  общего  характера,  передаваемые

другим государственным  учреждениям.

 

2 Экономическая классификация  расходов и кредитования за  вычетом погашения

 

    Классификация   расходов  и  кредитования   за   вычетом   погашения   в

соответствии  с экономическими   характеристиками   этих   двух   категорий

определяет   те   виды   операций,   которые    используются    учреждениями

государственного управления  для  выполнения  ими  своих  функций,  а  также

воздействие, оказываемое  в результате их  деятельности  на  функционирование

рынков товаров и услуг  и финансовых рынков  и  на  распределение  доходов  в

остальной части экономики.

    Государственные   расходы   и   кредитование   за   вычетом   погашения

классифицируются в  соответствии  с  экономическим  характером  операций:  в

зависимости  от  того,  является   ли   данная   операция   возмездной   или

безвозмездной,  на   какие   цели   предназначены   расходы   (текущие   или

капитальные),  с указанием видов полученных  товаров и услуг,  а также

секторов  или  подсекторов,  получивших  трансферты.  Обычно   экономическая

классификация   используется   для   определения   характера    деятельности

учреждений  государственного  управления  и  их  воздействия  на   экономику

страны. Принципиальная схема  экономической классификации приведена  ниже.

    I. Общие расходы  и кредитование минус погашение  (II + V)

    II. Общие расходы  (III + IV)

    III. Текущие расходы

    1. Расходы на  товары и услуги

    2. Выплаты процентов

    3. Субсидии и  другие текущие трансфертные  платежи

    IV. Капитальные  расходы

    4. Приобретение  основного капитала

    5. Приобретение  товаров для создания запасов

    6. Приобретение  земли и нематериальных активов

    7. Капитальные  трансферты

    V. Кредитование  минус погашение

    8. Внутреннее кредитование

    9. Внешнее кредитование

    Текущие расходы  включают возмездные платежи,  за исключением платежей за

капитальные активы или товары и услуги, которые предназначены  для  создания

капитальных активов, а также  любые  безвозмездные  платежи,  предназначенные

для приобретения их получателем  капитальных  активов,  компенсации  потерь,

связанных  с  разрушением  или   повреждением   капитальных   активов,   или

увеличения финансового  капитала получателя таких платежей.

    Под капитальными  расходами  понимаются  платежи   с  целью  приобретения

капитальных активов, стратегических и чрезвычайных запасов  товаров,  земли,

нематериальных  активов  либо   безвозмездные   платежи,   передаваемые   их

получателям с целью приобретения ими подобных активов, компенсации  убытков,

понесенных п связи с разрушением или повреждением основных фондов, либо  для

увеличения финансового  капитала получателя таких трансфертов.

    В  рубрике   «Кредитование  минус   погашение»   учитывается   кредитная

деятельность  только  тех  государстве  иных   учреждений,   фонды   которых

полностью формируются за счет государственных средств.  В  данную  категорию

включается  предоставление  ссуд  и  приобретение  акций  за  вычетом   сумм

погашенных кредитов, выручки  от продажи  акций  либо  возврата  собственного

капитала.

 

        3 Классификация  операций финансирования бюджетного  дефицита.

 

     Международным  валютным фондом рекомендуются  две классификации операций

финансирования[6]  бюджетного  дефицита:  по  типу  кредитора  и   по   типу

долгового обязательства.

    По  типу  кредитора.  Кредиторы  или  владельцы   долговых  обязательств

классифицируются по  принципу  однородности  экономического  поведения,  что

позволяет получить информацию о вероятном воздействии  на  экономику.  Схема

классификации операций финансирования бюджетного дефицита по типу  кредитора

имеет следующий вид:

    I. Общее финансирование (II + III).

    II. Внутреннее  финансирование.

    1. От других  частей сектора государственного  управления.

    2. От органов  денежно-кредитного регулирования.

    3. От депозитных  банков.

    4. Прочее внутреннее  финансирование.

    5. Корректировки.

    III. Внешнее финансирование.

    6. От международных  организаций экономического развития.

    7. От зарубежных  учреждений управления.

    8. Прочее внешнее  заимствование.

    9. Изменения в  объемах наличных денежных средств,  депозитов  и  ценных

       бумаг,  предназначенных для управления  ликвидностью.

    Классификация  операций финансирования  (см.  табл.4)  составлена  таким

образом, чтобы показать источники получения финансовых средств,  необходимых

для  покрытия  дефицита  сектора  государственного   управления,   а   также

использование тех средств,  которые  образовались  в  результате  превышения

доходов над расходами.

 

 

 

      Таблица  4. Источники покрытия дефицита  федерального       бюджета

                            Российской Федерации.

 

|                                    |1995    |1996[7] |1997    |19981     |

|Расходы - всего                 |238,9  |100,0        |

|в том числе на:                 |       |             |

|образование                     |97,0   |40,6         |

|культуру и искусство            |10,1   |4,2          |

|средства массовой информации    |2,9    |1,2          |

|здравоохранение и физическую    |64,4   |27,0         |

|культуру                        |       |             |

|социальную политику             |64,5   |27,0         |

 

     Для некоторых  функций в связи с их обширностью  требуется конкретизация

(особенно  это  относится   к  задаче  развития  экономики   страны).  Так,  в

настоящее время среди  подобных  функций  государства  наиболее  актуальными

являются   обеспечение   конверсии   военного    производства,    содействие

структурной  перестройке  промышленности,   проведение   аграрной   реформы.

Отдельные  узкоспециализированные  функциональные  разделы  неизбежно  могут

иметь временный характер и подлежат отмене,  когда соответствующая функция

государства перестает быть основной.

    Функциональная  классификация дополняется  экономической   классификацией

расходов бюджета. В ней  выделены три группы расходов:

         1.  текущие расходы (закупки товаров и оплата  услуг,  выплаты

            процентов, субсидии и текущие  трансферты);

Информация о работе Статистика государственного бюджета