Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 16:03, курсовая работа
Государственный бюджет — важный инструмент государственного регулирования экономики. Он определяет формы и методы образования государственных финансовых ресурсов и направления их использования в интересах общества и особенно социально слабо защищенных категорий населения. Основной задачей статистики государственного бюджета является характеристика его основных показателей, определяющих содержание и направленность фискальной политики. Более конкретно задачи статистики государственного бюджета состоят в том, чтобы определить:
I. ВВЕДЕНИЕ. ЗАДАЧИ СТАТИСТИКИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА. 3
II. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ПОКАЗАТЕЛИ. 3
1.1 ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ СТАТИСТИКИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА. 6
III. МЕЖДУНАРОДНЫЕ БЮДЖЕТНЫЕ КЛАССИФИКАЦИИ. 11
1.2 ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ РАСХОДОВ И КРЕДИТОВАНИЯ ЗА ВЫЧЕТОМ ПОГАШЕНИЯ. 12
1.3 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ РАСХОДОВ И КРЕДИТОВАНИЯ ЗА ВЫЧЕТОМ ПОГАШЕНИЯ 13
1.4 КЛАССИФИКАЦИЯ ОПЕРАЦИЙ ФИНАНСИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА. 14
1.5 КЛАССИФИКАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА. 17
IV. БЮДЖЕТНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ И ОСОБЕННОСТИ СТАТИСТИКИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. 17
V. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ РАСХОДОВ БЮДЖЕТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 20
VI. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 29
VII. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 31
3.
Международная деятельность.
4. Национальная оборона.
5.
Правоохранительная
6.
Фундаментальные исследования
7. Промышленность, энергетика и строительство.
8.
Сельское хозяйство и
9.
Охрана природной среды,
10. Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика.
11.
Развитие рыночной
12.
Жилищно-коммунальное
13.
Предупреждение и ликвидация
последствий чрезвычайных
14. Образование.
15. Культура, искусство и кинематография.
16. Средства массовой информации.
17. Здравоохранение и физическая культура.
18. Социальная политика.
19. Обслуживание государственного долга.
20.
Пополнение государственных
21.
Финансовая помощь бюджетам
22. Утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международных договоров.
23.
Мобилизационная подготовка
24. Прочие расходы.
25. Целевые бюджетные фонды.
Для
большей части государственных
расходов можно однозначно определить,
к какой из функций государства они относятся
(см. табл.5).
Таблица
5.
Расходы консолидированного
бюджета Российской
Федерации на социально-культурные
мероприятия в 1998 г.
млрд. руб. | В процентах к итогу | |
Расходы - всего | 238,9 | 100,0 |
в том числе на: | ||
образование | 97,0 | 40,6 |
культуру и искусство | 10,1 | 4,2 |
средства массовой информации | 2,9 | 1,2 |
здравоохранение и физическую культуру | 64,4 | 27,0 |
социальную политику | 64,5 | 27,0 |
Для некоторых функций в связи
с их обширностью требуется
конкретизация (особенно это
Функциональная
классификация дополняется
В
ведомственной классификации
Классификация целевых статей расходов федерального бюджета образует второй уровень ведомственной классификации и отражает финансирование по конкретным направлениям деятельности прямых получателей средств из федерального бюджета по определенным разделам и подразделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
Третий
уровень ведомственной
Практическая
часть.
В этой части я хотела бы более подробно и более наглядно рассмотреть расчет и динамику одних из основных показателей статистики государственного бюджета Российской Федерации. Для этого выбрала два основных показателя: доходы и расходы консолидированного бюджета. В основе этих наблюдений лежит период с 1993 по 1998 года.
Но
для начала хотелось бы сделать общий
анализ показателей государственного
бюджета: доходов, расходов бюджета, дефицита
бюджета, задолжностей по налоговым
платежам и объем внутреннего государственного
долга. Возьмем данные по этим показателям
только за 1998 год.
Таблица 6.Основные показатели состояния бюджетной системы Российской Федерации в 1998 г.
(на
конец периода; миллиардов
1 квартал | 1 полугодие | 9 месяцев | Год | |
Доходы консолидированного бюджета | 120,3 | 274,5 | 418,6 | 657,1 |
Расходы консолидированного бюджета | 144,8 | 331,7 | 488,3 | 753,0 |
Дефицит консолидированного бюджета | 24,5 | 57,2 | 69,7 | 95,9 |
Задолжность по налоговым платежам | 191,4 | 228,0 | 254,0 | 259,0 |
Объем государственного внутреннего долга | 415,7 | 436,0 | 385,8 | 385,.8 |
Из приведенных данных видно, что в 1998 г. доходы консолидированного бюджета в течение указанных периодов росли в геометрической прогрессии. С начала года доходы выросли почти в 6 раз (с 120,3млрд. руб. до 657,1 млрд. руб.).
Но как только мы посмотрим на показатели расходов бюджета за тот же период, то сделаем вывод, что расходы превышают доходы в начале года на 24,5 млрд. руб., а уже к концу года на 95,9 млрд. руб. Эти наблюдения отражены в таблице как показатель дефицита консолидированного бюджета.
Одним из основных и актуальных показателей статистики государственного бюджета является объем государственного долга (государственный долг). В первом полугодии наблюдался рост объема государственного долга (с 415,7 млрд. руб. до 436,0 млрд. руб.), но уже во втором полугодии идет значительное снижения объема долга и стабильность его значения в течение 3 месяцев (с 436,0 млрд. руб. до 385,8 млрд. руб.).
Для
того чтобы иметь более точную
информацию о самых основных статистических
показателях бюджета РФ – доходах и расходах
бюджета – необходимо рассмотреть их
на примере периода с 1993 по 1998 год.
Таблица 7. Доходы консолидированного бюджета Российской Федерации в 1993-1998 гг.
(
в фактически действовавших ценах;
триллионов рублей;1998 г. - млрд. руб.)
Год | Доходы
трлн. руб. |
Абсолютный прирост, трлн.руб. | Темп роста, % | Темп прироста, % | Абсолютная величина 1% прироста,трлн. руб. | Пункты роста,% | |||
постоянная база | переменная база | постоянная база | переменная база | постоянная база | переменная база | ||||
1993 | 49,73 | ||||||||
1994 | 172,38 | 122,65 | 122,65 | 346,63 | 346,63 | 246,63 | 246,63 | 0,50 | 246,63 |
1995 | 437,0 | 387,27 | 264,6 | 878,75 | 253,51 | 778,75 | 153,51 | 1,72 | 532,12 |
1996 | 558,5 | 508,77 | 121,5 | 1123,06 | 127,80 | 1023,06 | 27,80 | 4,37 | 244,31 |
1997 | 711,6 | 661,87 | 153,1 | 1430,93 | 127,41 | 1330,93 | 27,41 | 5,59 | 307,87 |
1998 | 657,1 | 607,37 | -54,5 | 1321,34 | 92,34 | 1221,34 | -7,66 | 7,12 | -109,59 |
Итого | 2586,31 |