Статистика государственного бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 16:03, курсовая работа

Описание работы

Государственный бюджет — важный инструмент государственного регулирования экономики. Он определяет формы и методы образования государственных финансовых ресурсов и направления их использования в интересах общества и особенно социально слабо защищенных категорий населения. Основной задачей статистики государственного бюджета является характеристика его основных показателей, определяющих содержание и направленность фискальной политики. Более конкретно задачи статистики государственного бюджета состоят в том, чтобы определить:

Содержание

I. ВВЕДЕНИЕ. ЗАДАЧИ СТАТИСТИКИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА. 3
II. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ПОКАЗАТЕЛИ. 3
1.1 ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ СТАТИСТИКИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА. 6
III. МЕЖДУНАРОДНЫЕ БЮДЖЕТНЫЕ КЛАССИФИКАЦИИ. 11
1.2 ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ РАСХОДОВ И КРЕДИТОВАНИЯ ЗА ВЫЧЕТОМ ПОГАШЕНИЯ. 12
1.3 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ РАСХОДОВ И КРЕДИТОВАНИЯ ЗА ВЫЧЕТОМ ПОГАШЕНИЯ 13
1.4 КЛАССИФИКАЦИЯ ОПЕРАЦИЙ ФИНАНСИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА. 14
1.5 КЛАССИФИКАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА. 17
IV. БЮДЖЕТНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ И ОСОБЕННОСТИ СТАТИСТИКИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. 17
V. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ РАСХОДОВ БЮДЖЕТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 20
VI. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 29
VII. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 31

Работа содержит 1 файл

Реферат по РФ.doc

— 399.00 Кб (Скачать)

Международный независимый 

эколого-политологический университет 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа

по  дисциплине «Статистике»

на  тему:

«Статистика государственного бюджета». 
 
 
 
 
 
 

                                                             Выполнила:Ст-ка II курса МФГУ 23 гр. Дралова Ольга 

                                                                                                        Проверила: 
 
 
 
 
 
 

Москва, 2001

Содержание: 
 
 
 
 
 

 

  1. Введение. Задачи статистики государственного бюджета.
 

    Государственный бюджет — важный инструмент государственного регулирования экономики. Он определяет формы и методы образования государственных финансовых ресурсов и направления их использования в интересах общества и особенно социально слабо защищенных категорий населения. Основной задачей статистики государственного бюджета является характеристика его основных показателей, определяющих содержание и направленность фискальной политики. Более конкретно задачи статистики государственного бюджета состоят в том, чтобы определить:

    • общую величину доходов и расходов государственного бюджета, размер превышения расходов над доходами (дефицит) или доходов над расходами (профицит);
    • структуру доходов государственного бюджета;
    • структуру расходов государственного бюджета;
    • источники финансирования бюджетного дефицита;
    • размеры государственного внутреннего долга;
    • эффективность проведения государством фискальной политики;
    • влияние фискальной политики на экономический рост и уровень жизни населения.

    Практическая  статистика государственных финансов обобщает данные и подготавливает статистическую информацию, необходимую для анализа и планирования деятельности учреждений государственного управления и выработки экономической политики. Несмотря на важную роль международных стандартов в реформировании отечественной статистики вообще и статистики государственного бюджета в частности, в отечественной статистике отражаются организационно-ведомственная структура экономики и особенности практической деятельности учреждений государственного управления. 
 

          Теоретическая часть.

  1. Основные концепции, определения и показатели.
 

    Одной из важнейших категорий, применяемых  в статистике государственного бюджета, является сектор государственного управления. Определение сектора позволяет установить круг институциональных единиц — государственных организаций и учреждений, — доходы и расходы которых подлежат отражению в государственном бюджете. В сектор государственного управления входят единицы, деятельность которых связана с исполнением функций государственного управления. Эти функции заключаются в проведении государственной политики посредством предоставления услуг нерыночного характера и в перераспределении доходов и богатства. Как правило, перераспределение осуществляется путем налогообложения единиц других секторов экономики, а также путем предоставления пенсий, пособий и других социальных выплат.

    В сектор государственного управления не включаются те единицы, которые занимаются реализацией товаров и услуг  в крупных масштабах (например, государственные  предприятия, производящие товары и  услуги с целью их реализации по рыночным ценам) или являются государственными корпорациями. К функциям сектора государственного управления не относятся некоторые функции, осуществляемые органами денежно-кредитного регулирования, такие, как управление валютными резервами и проведение денежно-кредитной политики, любые банковские функции (прием депозитов до востребования, срочных и сберегательных вкладов). Для целей анализа эти виды деятельности объединяются с деятельностью прочих финансовых учреждений в самостоятельный сектор.

      Другие важные категории, определяющие  характер системы статистических  показателей государственного бюджета,  отражают природу различных хозяйственных  операций, осуществляемых учреждениями  государственного управления с единицами, которые относятся к другим секторам экономики:

      • поступления или платежи;
      • поступления (платежи) невозвратные или возвратные;
      • поступления (платежи) возмездные или безвозмездные;
      • текущие или капитальные поступления (платежи);
      • приобретение финансовых активов или принятие обязательств;
      • приобретение финансовых активов для проведения государственной политики или управления ликвидностью.

    Определение этих категорий необходимо для правильного  отражения экономических операций, имеющих различную экономическую  природу (например, распределительные операции и операции, имеющие перераспределительный характер; или поступление ресурсов в доходную часть бюджета, с одной стороны, и поступление ресурсов, не увеличивающее доходную часть бюджета, а финансирующее бюджетный дефицит, с другой).

      Первые две категории касаются всех операций, две последующие — только невозвратных операций. Приобретение финансовых активов и

принятие  обязательств имеют отношение ко всем возвратным операциям. Последняя  категория касается только операций с государственными финансовыми активами.

      Любая экономическая операция  предполагает участие двух сторон,

называемых  участниками операций. В основном в операциях задействованы два потока. Один поток направлен к участнику операции (поступления), другой — от него (платежи). Операции различаются по степени воздействия на уменьшение или увеличение финансовых активов учреждений государственного управления. Так, в результате поступлений финансовые активы государства увеличиваются, а при платежах — уменьшаются.

    Платежи или поступления считаются возвратными, если обратный поток имеет форму договорных обязательств с фиксированным сроком погашения. Если обратный поток в виде договорных обязательств с фиксированным сроком погашения отсутствует, платежи или поступления считаются невозвратными. Только в результате возвратной операции либо возникает финансовое требование, либо погашается обязательство.

    Невозвратные  поступления и  платежи считаются возмездными, если имеет место обратный поток товаров и услуг. Если такой поток отсутствует, невозвратные платежи или поступления считаются безвозмездными (сборы и платежи — возмездные операции, налоги — безвозмездные). Возмездные операции предполагают платежи на условиях компенсаций. Напротив, безвозмездная операция, которая может быть как добровольной, так и обязательной, не предполагает получения взамен какого-либо эквивалента.                                               

    По  целевому назначению платежи связаны  или с текущей деятельностью, или с капитальными затратами. Операции с капиталом включают поступления или платежи, связанные с приобретением, созданием или продажей активов, срок использования которых в процессе производства составляет более одного года. Нематериальные активы и земля также включаются в капитальные активы. Безвозмездные платежи, полученные для приобретения капитальных активов, классифицируются на официальные трансферты капитала, если они получены из государственных источников, и на капитальные трансферты, если они получены из негосударственных источников.                                 

    Возвратные  финансовые операции в основном подразделяются на операции, связанные с возникновением обязательств учреждений государственного управления по отношению к другим секторам, и на операции, ведущие  к возникновению обязательств других секторов по отношению к государственным учреждениям.

    В действующем международном стандарте  по статистике государственных финансов подчеркивается, что в статистике государственного бюджета учет производится на кассовой основе, т. е. на основе регистрации фактических денежных потоков, в то время как, в СНС — на основе, начисленных сумм, т. е. на момент возникновения дебиторской и кредиторской задолженности.

    Тем не менее, необходимо обратить внимание на то, что в процессе пересмотра стандартов сбора и обработки статистических показателей по государственным финансам, начатого Международным валютным фондом в 1995 г., предполагается перейти от регистрации по преимущественно кассовому методу к регистрации по методу начислений. Предполагаемые нововведения обеспечат совместимость с СНС ООН 1993 года по крайней мере по способу регистрации операций, а также более полный охват показателей запасов и потоков, имеющих отношение к государственному управлению, в том числе операций и обязательств неденежного характера, позволят ввести в систему статистики государственных финансов важные показатели, измеряющие неденежные потоки (потребление основного капитала, списанные безнадежные долги и др.).

    1. Основные  показатели статистики государственного бюджета.

    К основным показателям статистики государственного бюджета относятся (см. табл.1):

    • доходы;
    • официальные трансферты;
    • расходы;
    • кредитование минус погашение (чистое кредитование);
    • превышение доходов над расходами (профицит) или превышение расходов над доходами (дефицит).
 

    Таблица 1.Основные показатели состояния бюджетной системы    Российской Федерации в 1998 г.

    (на  конец периода; миллиардов рублей) 

  1 квартал 1 полугодие 9 месяцев Год
 Доходы консолидированного бюджета 120,3 274,5 418,6 657,1
   в том числе:        
  федерального бюджета 60,8 128,0 192,1 302,4
  бюджетов субъектов Российской Федерации 67,4 165,2 248,7 397,7
 Расходы консолидированного бюджета 144,8 331,7 488,3 753,0
   в том числе:        
  федерального бюджета 80,8 174,2 249,1 388,9
  бюджетов субъектов Российской Федерации 71,9 176,2 261,4 407,1
 Дефицит консолидированного бюджета 24,5 57,2 69,7 95,9
   в том числе:        
  федерального бюджета 20,0 46,2 57,0 86,5
  бюджетов субъектов Российской Федерации 4,5 11,0 12,7 9,4
 Задолжность по налоговым платежам 191,4 228,0 254,0 259,0
   в том числе:        
  федерального бюджета 109,7 129,1 146,4 160,0
  бюджетов субъектов Российской Федерации 81,7 98,9 107,6 99,0
 Объем государственного внутреннего долга 415,7 436,0 385,8 385,8
 

    Доходы (как поступления в бюджет) — это обязательные безвозвратные платежи, поступающие в бюджет. Доходы подразделяются на текущие и капитальные. К текущим доходам относятся налоговые и неналоговые поступления.

    Налоги — это обязательные, безвозмездные, невозвратные платежи, взыскиваемые государственными учреждениями с целью удовлетворения государственных потребностей. В налоги включается также прибыль, переводимая фискальными, экспортными и импортными государственными монополиями, а также прибыль от государственных монопольных закупок и продаж иностранной валюты (доходы акцизного типа) (см. табл. 2). 

    Таблица 2. Задолжность по налоговым платежам в бюджетную систему Российской Федерации1.

    (на  конец года; триллионов рублей; 1998 г. – млрд. руб.) 
     

  1994 1995 1996 1997 1998
 Задолжность по налоговым платежам в консолидированный бюджет 15,1 56,8 128,2 181,8 259,0
    в том числе:          
  недоимка по налоговым платежам 15,12 25,9 110,5 160,7 235,6
       из нее:          
     налог на добавленную стоимость 7,0 10,8 49 84 131,9
     налог на прибыль 4,2 8,1 17,5 24,5 36,0
     акцизы 1,73 1,3 10,1 10,3 -
       из них на спирт, водку и ликеро-водочные изделия - 0,4 1,8 2,3 5,3
     плата за право пользования недрами 2,2 1,1 3,9 13,24 15,84
  отсроченные налоговые платежи 7,4 30,9 17,7 21,1 23,4

Информация о работе Статистика государственного бюджета