Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 16:03, курсовая работа
Государственный бюджет — важный инструмент государственного регулирования экономики. Он определяет формы и методы образования государственных финансовых ресурсов и направления их использования в интересах общества и особенно социально слабо защищенных категорий населения. Основной задачей статистики государственного бюджета является характеристика его основных показателей, определяющих содержание и направленность фискальной политики. Более конкретно задачи статистики государственного бюджета состоят в том, чтобы определить:
I. ВВЕДЕНИЕ. ЗАДАЧИ СТАТИСТИКИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА. 3
II. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ПОКАЗАТЕЛИ. 3
1.1 ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ СТАТИСТИКИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА. 6
III. МЕЖДУНАРОДНЫЕ БЮДЖЕТНЫЕ КЛАССИФИКАЦИИ. 11
1.2 ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ РАСХОДОВ И КРЕДИТОВАНИЯ ЗА ВЫЧЕТОМ ПОГАШЕНИЯ. 12
1.3 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ РАСХОДОВ И КРЕДИТОВАНИЯ ЗА ВЫЧЕТОМ ПОГАШЕНИЯ 13
1.4 КЛАССИФИКАЦИЯ ОПЕРАЦИЙ ФИНАНСИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА. 14
1.5 КЛАССИФИКАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА. 17
IV. БЮДЖЕТНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ И ОСОБЕННОСТИ СТАТИСТИКИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. 17
V. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ РАСХОДОВ БЮДЖЕТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 20
VI. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 29
VII. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 31
Международный независимый
эколого-политологический
университет
по дисциплине «Статистике»
на тему:
«Статистика
государственного бюджета».
Москва, 2001
Содержание:
Государственный бюджет — важный инструмент государственного регулирования экономики. Он определяет формы и методы образования государственных финансовых ресурсов и направления их использования в интересах общества и особенно социально слабо защищенных категорий населения. Основной задачей статистики государственного бюджета является характеристика его основных показателей, определяющих содержание и направленность фискальной политики. Более конкретно задачи статистики государственного бюджета состоят в том, чтобы определить:
Практическая
статистика государственных финансов
обобщает данные и подготавливает статистическую
информацию, необходимую для анализа и
планирования деятельности учреждений
государственного управления и выработки
экономической политики. Несмотря на важную
роль международных стандартов в реформировании
отечественной статистики вообще и статистики
государственного бюджета в частности,
в отечественной статистике отражаются
организационно-ведомственная структура
экономики и особенности практической
деятельности учреждений государственного
управления.
Теоретическая часть.
Одной из важнейших категорий, применяемых в статистике государственного бюджета, является сектор государственного управления. Определение сектора позволяет установить круг институциональных единиц — государственных организаций и учреждений, — доходы и расходы которых подлежат отражению в государственном бюджете. В сектор государственного управления входят единицы, деятельность которых связана с исполнением функций государственного управления. Эти функции заключаются в проведении государственной политики посредством предоставления услуг нерыночного характера и в перераспределении доходов и богатства. Как правило, перераспределение осуществляется путем налогообложения единиц других секторов экономики, а также путем предоставления пенсий, пособий и других социальных выплат.
В сектор государственного управления не включаются те единицы, которые занимаются реализацией товаров и услуг в крупных масштабах (например, государственные предприятия, производящие товары и услуги с целью их реализации по рыночным ценам) или являются государственными корпорациями. К функциям сектора государственного управления не относятся некоторые функции, осуществляемые органами денежно-кредитного регулирования, такие, как управление валютными резервами и проведение денежно-кредитной политики, любые банковские функции (прием депозитов до востребования, срочных и сберегательных вкладов). Для целей анализа эти виды деятельности объединяются с деятельностью прочих финансовых учреждений в самостоятельный сектор.
Другие важные категории,
Определение
этих категорий необходимо для правильного
отражения экономических
Первые две категории касаются всех операций, две последующие — только невозвратных операций. Приобретение финансовых активов и
принятие обязательств имеют отношение ко всем возвратным операциям. Последняя категория касается только операций с государственными финансовыми активами.
Любая экономическая операция
предполагает участие двух
называемых участниками операций. В основном в операциях задействованы два потока. Один поток направлен к участнику операции (поступления), другой — от него (платежи). Операции различаются по степени воздействия на уменьшение или увеличение финансовых активов учреждений государственного управления. Так, в результате поступлений финансовые активы государства увеличиваются, а при платежах — уменьшаются.
Платежи или поступления считаются возвратными, если обратный поток имеет форму договорных обязательств с фиксированным сроком погашения. Если обратный поток в виде договорных обязательств с фиксированным сроком погашения отсутствует, платежи или поступления считаются невозвратными. Только в результате возвратной операции либо возникает финансовое требование, либо погашается обязательство.
Невозвратные
поступления и
платежи считаются возмездными,
если имеет место обратный поток товаров
и услуг. Если такой поток отсутствует,
невозвратные платежи или поступления
считаются безвозмездными (сборы и платежи
— возмездные операции, налоги — безвозмездные).
Возмездные операции предполагают платежи
на условиях компенсаций. Напротив, безвозмездная
операция, которая может быть как добровольной,
так и обязательной, не предполагает получения
взамен какого-либо эквивалента.
По
целевому назначению платежи связаны
или с текущей
деятельностью, или с
капитальными затратами. Операции с
капиталом включают поступления или платежи,
связанные с приобретением, созданием
или продажей активов, срок использования
которых в процессе производства составляет
более одного года. Нематериальные активы
и земля также включаются в капитальные
активы. Безвозмездные платежи, полученные
для приобретения капитальных активов,
классифицируются на официальные
трансферты капитала, если они получены
из государственных источников, и на
капитальные трансферты, если они получены
из негосударственных источников.
Возвратные финансовые операции в основном подразделяются на операции, связанные с возникновением обязательств учреждений государственного управления по отношению к другим секторам, и на операции, ведущие к возникновению обязательств других секторов по отношению к государственным учреждениям.
В
действующем международном
Тем не менее, необходимо обратить внимание на то, что в процессе пересмотра стандартов сбора и обработки статистических показателей по государственным финансам, начатого Международным валютным фондом в 1995 г., предполагается перейти от регистрации по преимущественно кассовому методу к регистрации по методу начислений. Предполагаемые нововведения обеспечат совместимость с СНС ООН 1993 года по крайней мере по способу регистрации операций, а также более полный охват показателей запасов и потоков, имеющих отношение к государственному управлению, в том числе операций и обязательств неденежного характера, позволят ввести в систему статистики государственных финансов важные показатели, измеряющие неденежные потоки (потребление основного капитала, списанные безнадежные долги и др.).
К основным показателям статистики государственного бюджета относятся (см. табл.1):
Таблица 1.Основные показатели состояния бюджетной системы Российской Федерации в 1998 г.
(на
конец периода; миллиардов
1 квартал | 1 полугодие | 9 месяцев | Год | |
Доходы консолидированного бюджета | 120,3 | 274,5 | 418,6 | 657,1 |
в том числе: | ||||
федерального бюджета | 60,8 | 128,0 | 192,1 | 302,4 |
бюджетов субъектов Российской Федерации | 67,4 | 165,2 | 248,7 | 397,7 |
Расходы консолидированного бюджета | 144,8 | 331,7 | 488,3 | 753,0 |
в том числе: | ||||
федерального бюджета | 80,8 | 174,2 | 249,1 | 388,9 |
бюджетов субъектов Российской Федерации | 71,9 | 176,2 | 261,4 | 407,1 |
Дефицит консолидированного бюджета | 24,5 | 57,2 | 69,7 | 95,9 |
в том числе: | ||||
федерального бюджета | 20,0 | 46,2 | 57,0 | 86,5 |
бюджетов субъектов Российской Федерации | 4,5 | 11,0 | 12,7 | 9,4 |
Задолжность по налоговым платежам | 191,4 | 228,0 | 254,0 | 259,0 |
в том числе: | ||||
федерального бюджета | 109,7 | 129,1 | 146,4 | 160,0 |
бюджетов субъектов Российской Федерации | 81,7 | 98,9 | 107,6 | 99,0 |
Объем государственного внутреннего долга | 415,7 | 436,0 | 385,8 | 385,8 |
Доходы (как поступления в бюджет) — это обязательные безвозвратные платежи, поступающие в бюджет. Доходы подразделяются на текущие и капитальные. К текущим доходам относятся налоговые и неналоговые поступления.
Налоги
— это обязательные, безвозмездные, невозвратные
платежи, взыскиваемые государственными
учреждениями с целью удовлетворения
государственных потребностей. В налоги
включается также прибыль, переводимая
фискальными, экспортными и импортными
государственными монополиями, а также
прибыль от государственных монопольных
закупок и продаж иностранной валюты (доходы
акцизного типа) (см. табл. 2).
Таблица 2. Задолжность по налоговым платежам в бюджетную систему Российской Федерации1.
(на
конец года; триллионов рублей; 1998
г. – млрд. руб.)
1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | |
Задолжность по налоговым платежам в консолидированный бюджет | 15,1 | 56,8 | 128,2 | 181,8 | 259,0 |
в том числе: | |||||
недоимка по налоговым платежам | 15,12 | 25,9 | 110,5 | 160,7 | 235,6 |
из нее: | |||||
налог на добавленную стоимость | 7,0 | 10,8 | 49 | 84 | 131,9 |
налог на прибыль | 4,2 | 8,1 | 17,5 | 24,5 | 36,0 |
акцизы | 1,73 | 1,3 | 10,1 | 10,3 | - |
из них на спирт, водку и ликеро-водочные изделия | - | 0,4 | 1,8 | 2,3 | 5,3 |
плата за право пользования недрами | 2,2 | 1,1 | 3,9 | 13,24 | 15,84 |
отсроченные налоговые платежи | 7,4 | 30,9 | 17,7 | 21,1 | 23,4 |