Статистика денежного обращения на счетах в банках

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 19:36, курсовая работа

Описание работы

Банки - одно из центральных звеньев системы рыночных структур. Развитие их деятельности - необходимое условие реального создания рыночного механизма. Коммерческие банки пополняют свои ресурсы за счет заимствований у эмиссионных банков.

Содержание

Введение………………………………………………………………….……..3

Глава 1. Статистика денежного обращения и кредита……………………..5
1.1. Предмет и задачи статистики денежного обращения……………….………………………………………….……..…… 5
1.2. Категории, классификации и система статистических показателей денежного обращения………..………………….…….…..……..6

Глава 2. Учет и контроль денежных средств на счетах в банках……………11
2.1. Учет операций по расчетным счетам…………………………………….. 11
2.2. Учет операций по валютным счетам………………………………….…. 13
2.3. Инвентаризация денежных средств на счетах ……….………………….. 17

Глава 3. Учет и контроль прочих расчетных операций……………………… 22
3.1. Расчеты с покупателями и заказчиками…………………………………...22
3.2. Расчеты с подотчетными лицами…………………………………………..24
3.3. Расчеты с учредителями…………………………………………………….26

Заключение…………………………………………………………………..…..31
Список использованной литературы………………………………………….. 33

Работа содержит 1 файл

статистика.doc

— 180.50 Кб (Скачать)

     Текущий валютный счет открывается организациями  для учета средств, оставшихся в  распоряжении организации после  обязательной продажи экспортной выручки и совершения иных операций по счету в соответствии с валютным законодательством (иностранная валюта может быть использована на любые цели в соответствии с действующим законодательством).

     По  дебету счета 52-2 «Текущие валютные счета» отражаются суммы в иностранной валюте, перечисленные с кредита счета 52-1 «Транзитные валютные счета», а также суммы, которые зачисляются сразу на текущий валютный счет, минуя транзитный счет.

     Все организации осуществляют обязательную продажу 50 % валютной выручки от экспорта товаров (работ, услуг) на внутреннем рынке (Федеральный закон от 8 августа 2001 года. № 130-ФЗ). Обязательная продажа валюты осуществляется с транзитного валютного счета. При зачислении валютной выручки на транзитный валютный счет организации уполномоченный  банк не позднее следующего рабочего дня извещает об этом организацию с приложением выписки по транзитному счету. По получении указанного извещения организация дает поручение уполномоченному банку на обязательную продажу валюты и перечисление оставшейся части валютной выручки на текущий валютный счет. Обязательная продажа средств  в иностранной валюте в Валютный резерв Банк России производится по курсу рубля БР, действовавшему на день продажи валюты.

     Продажа валюты может  осуществляться как обязательная (50%  валютной выручки), а также в иных случаях с целью получения рублевых средств. 

     Операции  по покупке и продаже иностранной  валюты на внутреннем рынке организации  осуществляют через уполномоченные банки. Купленная валюта  зачисляется  в полном объеме на текущие счета в уполномоченных банках.

     В целях учета совершаемых резидентом операций покупки иностранной валюты на валютном рынке и ее обратной продажи резиденту параллельно  с текущим и транзитным валютным счетом открывается специальный транзитный  валютный счет. Покупка валюты за рубли на валютном рынке без открытия специального транзитного  валютного счета  не допускается. Основанием для покупки валюты является Поручение на приобретение  иностранной валюты.

     Указаниями  ЦБ РФ «О порядке покупки юридическими лицами -резидентами иностранной валюты за рубли на внутреннем валютном рынке РФ для осуществления платежей  по договорам об импорте товаров в РФ» от 22 марта. 1999 года. №519-У введены особые требования покупки иностранной валюты, предназначенной  для оплаты импортных товаров.

     Порядок покупки иностранной валюты различается  в зависимости от того, ввезены  импортные товары на территорию России или это только предстоит сделать.

     Общий порядок работы валютного счета  тот же что и расчетного счета: основанием для совершения всех операций являются первичные документы по хозяйственным операциям, а регистраций - выписка банка. При этом в аналитическом учете операции отражаются в конкретной иностранной валюте (долларах, марках, фунтах, и т.д.) и параллельно в российской валюте (рублях).

     При подобном отражении  операции  возникает  необходимость пересчета валюты в рубли, что приводит к образованию  курсовых разниц (положительных или  отрицательных в зависимости  от изменения курса валюты по бюллетеню  Центрального банка). При реализации валюты продажный реальный курс может быть ниже того, по которому в день продажи  показывался результат в рублях, тогда предприятие  несет убыток в размере разницы этих сумм, и этот убыток   поступает на дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы». В случае  превышения суммы  реализации  валюты  над учетным  уровнем - предприятие имеет доход.

     Так как в нашей стране существует законодательно утвержденный порядок  обязательный  продажи определенной части полученной предприятием валюты и переводе ее, таким образом в рубли (передачи суммы выручки от продажи на счет 51), то бухгалтер должен отслеживать эти операции и оформлять соответствующие проводки. Сальдо по счету выводится также в двойном формате - в рублях и в валюте. 
 
 
 

     2.3. Инвентаризация денежных средств на счетах.

     При осуществлении инвентаризации денежных средств на счетах важно проверить  обоснованность сумм дебиторской и  кредиторской задолженности, числящихся на соответствующих счетах бухгалтерского учета. Правовые основы аудита расчетов определены уже упоминавшимися выше нормативными документами.

     Практика  убеждает, что далеко не все организации  серьезно проводят инвентаризацию расчетов, хотя это необходимо для организации контроля за ними и укрепления договорной и расчетной дисциплины. Инвентаризация расчетов способствует сокращению дебиторской и кредиторской задолженности, ускорению оборачиваемости оборотных средств и улучшению финансового состояния организации в целом.

     Инвентаризация  расчетов проводится согласно Методическим указаниям по инвентаризации имущества и финансовым обязательствам, утвержденным приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49. Инвентаризация расчетов с банками и другими кредитными учреждениями по ссудам, с бюджетом, покупателями, поставщиками, работниками, депонентами, подотчетными лицами, другими дебиторами и кредиторами заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета.

     Проверке  должен быть подвергнут счет «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» по товарам, оплаченным, но находящимся в пути, и расчетам с поставщиками по неотфактурованным поставкам. Он проверяется по документам в согласовании с корреспондирующими счетами.

     Инвентаризационная  комиссия путем документальной проверки должна установить:

  • правильность расчетов с банками, финансовыми и налоговыми органами, внебюджетными фондами, другими организациями, а также со структурными подразделениями организации, выделенными на отдельные балансы;
  • правильность и обоснованность числящейся в бухгалтерском учете сумм задолженности по недостачам и хищениям;
  • правильность и обоснованность сумм дебиторской, кредиторской и депонентской задолженности, включая суммы дебиторской и кредиторской задолженности, по которым истекли сроки исковой давности.

     В ходе инвентаризации следует установить сроки возникновения задолженности, ее реальность и лиц, по вине которых пропущены сроки исковой давности, если они имели место. С этой целью всем покупателям и дебиторам бухгалтерия организации направляет выписки из лицевых счетов о числящейся за ними задолженности. Дебиторы обязаны в течение месяца со дня получения выписок подтвердить числящуюся за ними задолженность или представить мотивированные возражения.

     Инвентаризация  резерва сомнительных долгов, созданного у организации, применяющей метод определения выручки от реализации продукции, работ и услуг по мере отгрузки товаров, выполнения работ и услуг и предъявления покупателю (заказчику) расчетных документов, заключается в проверке обоснованности сумм, которые не погашены в сроки, установленные договорами, и не обеспечены соответствующими гарантиями.

     Инвентаризационной  комиссии следует обратить внимание на следующее:

  • тождественность расчетов с банками, филиалами, предпринимателями без образования юридического лица, структурными подразделениями организаций, выделенных на отдельные балансы, и вышестоящими организациями. При этом следует помнить, что оставление на балансе организации неурегулированных сумм по этим расчетам должно рассматриваться как неправильное составление баланса;
  • на конец года по всем расчетным счетам должны оставаться согласованные суммы задолженностей;
  • если на отчетную дату не удалось устранить разногласия по сумме задолженностей, то расчеты с дебиторами и кредиторами каждой стороной в своих балансах отражаются в суммах, вытекающих из бухгалтерских записей и признаваемых ею правильными. Заинтересованная сторона (кредитор) обязана передать материал о разногласиях для разрешения в арбитражный суд во избежание пропуска сроков исковой давности;
  • правильность и обоснованность числящейся по балансу суммы задолженности по недостачам и хищениям и меры, принятые к взысканию этой задолженности;
  • правильность и обоснованность числящихся по балансу сумм дебиторской, кредиторской и депонентской задолженности, а также предъявлены ли иски на взыскание в принудительном порядке дебиторской задолженности, не инкассируемой через банк.

     Суммы неистребованной кредиторской задолженности по обязательствам подлежат списанию по истечении четырех месяцев со дня фактического получения организацией-должником товаров (выполнения работ или оказания услуг) как безнадежная дебиторская задолженность на убытки организации-кредитора, за исключением случаев, когда в ее действиях отсутствует умысел.

     Необходимо обратить внимание на задолженность, списанную на убытки или за счет средств резерва. Эта задолженность должна отражаться за балансом в течение пяти лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника.

     Особое  внимание следует обратить на систему  расчетов и методику проверки по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Проверка этих счетов должна осуществляться по двум направлениям: анализ правильности оплаты или получения сумм за принятые или отгруженные материально-производственные ценности; анализ полноты оприходования и списания полученных ценностей.

     Прежде  всего следует обратить внимание на расчеты между поставщиками и  покупателями. Они ведутся, как правило, безналичным путем, и формы расчетов определяются договором (соглашением). Вот почему важно выяснить, имеются ли в наличии эти договоры. При проверке расчетов при акцептной форме нужно убедиться в наличии всех оправдательных документов, а в ряде случаев провести встречные проверки в банке или в организации, с которой были проведены расчеты.

     Изучая  данные счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», следует обратить внимание в части сумм товаров в пути и расчетов с поставщиками по неотфактурованным поставкам как по документам, так и по корреспондирующим счетам. При этом необходимо выяснить, не значатся ли в составе неотфактурованных поставок суммы, оплата которых отражена на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», или суммы за материальные ценности, фактически полученные и оплаченные, но числящиеся в пути. На суммы, оставшиеся на счетах поставщиков по неотфактурованным поставкам, после проверки этого счета должны быть затребованы от поставщиков счета-фактуры. Поставщики обязаны предъявить их или объяснить причины непредъявления. Если у поставщика не значится задолженность, он также обязан подтвердить этот факт .

     Проверка реальности задолженности покупателей выявляется по данным первичных документов. При наличии задолженности составляется акт взаимовыверки, в котором устанавливаются дата возникновения задолженности, причина ее образования, а также определяются меры к ее ликвидации.

     Проверяя  расчеты по аккредитивам, следует  помнить, что в договоре между плательщиком и поставщиком определены: наименование банка-эмитента; вид аккредитива и способ его исполнения; способ извещения поставщика об открытии аккредитива; полный перечень и точная характеристика документов, представляемых поставщиком для получения средств по аккредитиву; срок представления документов после отгрузки товаров; требования к оформлению.

     При инвентаризационной проверке необходимо установить правильность ведения аналитического учета по счетам расчетов и корреспондирующих с ними. При этом построение аналитического учета должно обеспечить возможность получения данных о задолженности по расчетам с дебиторами и кредиторами, обеспеченной векселями, срок поступления денежных средств по которым не наступил, векселями, дисконтированными (учтенными в банках, по которым денежные средства не поступили в срок). Важно проверить соответствие записей аналитического учета записям в регистрах синтетического учета и балансе.

 

Глава 3. Учет и контроль прочих расчетных  операций 

     3.1. Расчеты с покупателями и заказчиками.

     В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению для учета расчетов с покупателями и заказчиками применяется счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

     Счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» дебетуется в корреспонденции со счетами 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы» на суммы, на которые предъявлены расчетные документы.

     Счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» кредитуется в корреспонденции со счетами учета денежных средств 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках», расчетов на суммы поступивших платежей (включая суммы полученных авансов) и т.п. При этом суммы полученных авансов и предварительной оплаты учитываются обособленно.

     Важным  условием организации учета расчетов с покупателями и заказчиками  является правильное оформление соответствующими структурными подразделениями предприятия документов на отпущенную на месте или отгруженную продукцию и своевременное представление этих документов в бухгалтерию для предъявления покупателям счетов.

     Отгрузка (отпуск) продукции осуществляется, как правило, на Основании договоров, заключаемых между организациями, в которых предусматриваются условия и порядок расчетов.

Информация о работе Статистика денежного обращения на счетах в банках