Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 21:22, курсовая работа
Цель работы – систематизация, углубление, закрепление и расширение теоретических и практических знаний студента по данной дисциплине, развитие навыком самостоятельной работы.
Задачи курсовой работы – научиться анализировать деятельность предприятия и использовать статистические методы при оценке результатов его деятельности.
Введение…………………………………………………………………………...3
1 Теоретическая часть…………………………………………………………….4
1.1 Виды группировок. Статистическая таблица……………………………….6
1.2Статистическое изучение взаимосвязи социально-экономических явлений…………………………………………………………………………….8
1.3 Анализ статистических данных…………………………………………….10
1.4 Выборочное наблюдение…………………………………………………....12
1.5 Экономические индексы…………………………………………………….15
2 Расчетная часть………………………………………………………………...17
Задание 1…………………………………………………………………………17
Задание 2…………………………………………………………………………23
Задание 3…………………………………………………………………………26
Задание 4………………………………………………………………………....30
Задание 5…………………………………………………………………………32
Заключение……………………………………………………………………….36
Список использованной литературы…………………………………….……..48
Приложение А……………………………………………………………...…….39
Приложение Б……………………………………………………………………40
Приложение В……………………………………………………………………41
Итак, по таблице 1 видно,
что накопленное число
б) Построение диаграммы, отражающей результат группировки.
С помощью программы Microsoft Excel построю диаграмму «Группировка предприятий по выпуску продукции», которая нарисована на рис.1.
Рис. 1- Группировка предприятий по выпуску продукции
Графически моду определим по гистограмме распределения, т.е. по рис. 1. Для этого выбираем самый высокий прямоугольник, который в данном случае является модальным, т.е. первая группа. Затем правую вершину модального прямоугольника соединяем с правым верхним углом предыдущего прямоугольника. А левую вершину модального прямоугольника – с левым верхним углом последующего прямоугольника. Далее из точки их пересечения опускаем перпендикуляр на ось абсцисс. Таким образом, получится рис. 2.
Рис.2 –Графический метод определения моды
Итак, по рис. 2 очевидно, что мода равна (58025+3108)/2=30566(млн. руб.). Значит, в данной совокупности предприятий самым распространенным выпуском продукции предприятия является величина 30566 млн. руб.
Графически медиану найдем по кумуляте. Для её определения из точки на шкале накопленных частот, соответствующей 50%, проводем прямую, параллельную оси абсцисс, до пересечения с кумялятой. Затем из точки пресечения указанной прямой с кумулятой опускаем перпендикуляр на ось абсцисс. Итак, точка пересечения является медианой. Данный способ приведен на рис. 3.
Рис. 3 – Графический метод нахождения медианы
Итак, по рис.3 очевидно, что медиана равна 61472 млн. руб. Таким образом, 50% предприятий имеют выпуск продукции менее 61472 млн. руб., а 50% предприятий - более 61472 млн. руб.
в) Определение показателей центра распределения предприятий по выпуску продукции.
Средную арифметическую взвешенную вычислим по следующей формуле: ха=∑ ( )/∑ , где — середины интервалов; - частота i- го интервала.
Итак,ха =(32382∙15+90561∙3+148741∙5+
ха=119833(млн. руб.). Значит, средний выпуск продукции на предприятиях равен 119833млн. руб.
Дисперсию найдем по следующей формуле:
σ2=∑((хi-ха)2fi)/∑fi.
Итак, σ2=((32382-119833)2∙15+(90561-
σ2=10100213000.4.
Среднее квадратическое отклонение найдем по следующей формуле: σ=√σ2. Итак, σ=√10100213000.4=100499.8 млн. руб. Значит, каждое индивидуальное значение выпуска продукции предприятий отличается от их средней величины на 100499.8 млн. руб.
Коэффициент вариации рассчитаем по следующей формуле: V= σ/ха. Итак, V=100499.8/119833 ∙100%=83.8%. Т.к. коэффициент вариации превышает 33%, тогда совокупность нельзя считать количественно однородной.
Рассчитаем нижний и верхний квартили по данным, характеризующим предприятия по выпуску продукции. Определим номер Q для 1-го и 3-го квартилей: NQ1=(30+1)/4=8, NQ3=(30+1) ∙3/4=23
Итак, рассчитаем квартили по следующим формулам:
Q1=xQ1+i ∙(∑f/4-SQ1-1)/fQ1, Q3=xQ3+i ∙(3 ∙∑f/4-SQ3-1)/fQ3, где xQ1 - нижняя граница интервала, содержащего нижний квартиль, xQ3 - нижняя граница интервала, содержащего верхний квартиль; i – величина интервала, SQ1-1-накопленная частота интервала, предшествующего интервалу, содержащему нижний квартиль; SQ3-1 - накопленная частота интервала, предшествующего интервалу, содержащему верхний квартиль, fQ1 – частота интервала, содержащего нижний квартиль, fQ3 - частота интервала, содержащего верхний квартиль.
Итак, Q1=3292+58179 ∙(30/4-0)/15=32382 млн. руб.,
Q3=119651+58179 ∙(30/4-18)/5=172012 млн. руб. Значит, 25% предприятий имеют выпуск продукции менее 32382млн. руб, 25% предприятий - свыше 172012млн. руб., а остальные имеют выпуск продукции в пределах от 32382 млн. руб. до 1172012 млн. руб.
Определим номер 1-го и 9-го децелей: Nd1=(30+1)/10=3, Nd9= (30 +1) ∙9/10= =28. Итак, рассчитаем децили по следующим формулам:
d1=xd1+i ∙(∑f/10-Sd1-1)/fd1, d9=xd9+i ∙(9 ∙∑f/10-Sd9-1)/fd9, где xd1 - нижняя граница интервала, содержащего 1-ый дециль, xd9 - нижняя граница интервала, содержащего 9-ый дециль; i – величина интервала, Sd1-1-накопленная частота интервала, предшествующего интервалу, содержащему 1-ый дециль; Sd9-1 - накопленная частота интервала, предшествующего интервалу, содержащему 9-ый дециль, fd1 – частота интервала, содержащего 1-ый дециль, fd9 - частота интервала, содержащего 9-ый дециль.
Итак, d1=3292+58179 ∙(30/4-0)/15=14928 млн. руб.,
d9=294189+58179 ∙(30 ∙9/10-27)/3=294189 млн. руб. Т.о., значения децелей указывают на то, что среди 10% предприятий с минимальным выпуском продукции, максимальный их выпуск составляет 14928 млн. руб., а среди 10% предприятий с наибольшим выпуском минимальный выпуск составляет 294189 млн. руб. Итак, полученные результаты занесем в таблицу 2.
Таблица 2- Результаты средней арифметической, среднего квадратического отклонения, коэффициента вариации, квантилей и децелей
№ п/п |
Показатель |
Значение |
1 |
Средняя арифметическая, (ха), млн. руб. |
113833 |
2 |
Дисперсия |
10064226650 |
3 |
Среднее квадратическое отклонение, млн. руб. |
100321 |
4 |
Коэффициент вариации, % |
88 |
5 |
Нижний квартиль, млн. руб. |
32382 |
6 |
Верхний квартиль, млн. руб. |
172012 |
7 |
1-й дециль, млн. руб. |
14928 |
8 |
9-й дециль, млн. руб. |
294189 |
г) Определение средней арифметической
по исходным данным (приложение А). Итак,ха/=(352 368+301 117+343
+132 961+130 251+198 804+126
+14 352+5 628+14 846)/30=3089 |
(млн. руб.).
Итак, средняя арифметическая, рассчитанная по исходным данным оказалась меньше средней арифметической, рассчитанной по группировке предприятий по выпуску продукции (61472<102971). По-моему, такое расхождение средних арифметических произошло, из-за того, что средняя каждой по группе не совпадает со серединой интервала этой группы.
ЗАДАНИЕ 2
По данным приложения А:
а) установить наличие и характер связи между признаками «Выпуск продукции» и «Среднесписочная численность работников», образовав шесть групп с равными интервалами по обоим признакам, методами:
б) измерить тесноту корреляционной связи между названными признаками с использованием коэффициента детерминации и эмпирического корреляционного отношения.
Сделать выводы.
ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЯ 2:
а) Построим группировку предприятий по признаку «Среднесписочная численность», образовав 6 групп с равными интервалами.
Итак, в качестве группировочного признака возьмем среднесписочная численность. Образуем 6 группп предприятий с равными интервалами. Величину интервала определим по формуле: , где h – величина равного интервала; xmax , xmin – наибольшее и наименьшее значения признака в совокупности; n – число групп. Т.е., h=(104,5-0,1)/6= 17,4 тыс. чел. Обозначим границы групп:
Граница |
Группа |
0,1-18.5 |
1-я |
18,5-37.0 |
2-я |
37,0-55.4 |
3-я |
55,4-73.9 |
4-я |
73,9-92.3 |
5-я |
92,3-110.7 |
6-я |
Распределив ведущие
предприятия России по группам, подсчитаем
число предприятий в каждой из
них. Технику расчета путем
Таблица 3 - Итоговая аналитическая таблица, построенная по данным промежуточной таблице.
Группировка предприятий по среднесписочной численности работников., тыс. чел. |
Число предприятий |
Выпуск продукции, млн. руб. |
Среднесписочная численность работников, тыс. чел | ||||
Всего |
В среднем на одно предприятие |
Всего |
В среднем на одно предприятие | ||||
0,1 |
- |
18,5 |
17 |
612 504 |
36030 |
147,7 |
8,7 |
18,5 |
- |
37,0 |
7 |
1 181 638 |
168805 |
194,5 |
27,8 |
37,0 |
- |
55,4 |
2 |
51 275 |
25638 |
79,7 |
39,9 |
55,4 |
- |
73,9 |
1 |
246 371 |
246371 |
58,1 |
58,1 |
73,9 |
- |
92,3 |
1 |
352 368 |
352368 |
87,8 |
87,8 |
92,3 |
- |
110,7 |
2 |
644966 |
322483 |
210,1 |
105,1 |
Сумма |
30 |
3 089 123 |
1151695 |
778,0 |
327,4 |
Итак, по данным таблицы 3 строим корреляционную таблицу 4.
Таблица 4 –Корреляционная таблица
Группы предприятий
по среднесрочной численности рабо |
Частота | ||||||||
Группы предприятий по выпуску продукции |
0,1-18,0 |
18,0-35,9 |
35,9-53,9 |
53,9-71,8 |
71,8-89,7 |
89,7-107,6 | |||
3292 |
- |
61472 |
13 |
- |
2 |
- |
- |
- |
15 |
61472 |
- |
119651 |
3 |
- |
- |
- |
- |
- |
3 |
119651 |
- |
177830 |
1 |
4 |
- |
- |
- |
- |
5 |
177830 |
- |
236010 |
- |
2 |
- |
- |
- |
- |
2 |
236010 |
- |
294189 |
- |
1 |
- |
1 |
- |
- |
2 |
294189 |
- |
352368 |
- |
- |
- |
- |
1 |
2 |
3 |
Частота |
17 |
7 |
2 |
1 |
1 |
2 |
30 |
б) Для нахождения эмпирического корреляционного отношения найдем внутригрупповые дисперсии по следующей формуле:
- i-тая варианта результативного признака внутри j-той группы;
Информация о работе Статистическое изучение взаимосвязи социально-экономических явлений