Статистическое изучение взаимосвязи социально-экономических явлений

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 21:22, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – систематизация, углубление, закрепление и расширение теоретических и практических знаний студента по данной дисциплине, развитие навыком самостоятельной работы.
Задачи курсовой работы – научиться анализировать деятельность предприятия и использовать статистические методы при оценке результатов его деятельности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Теоретическая часть…………………………………………………………….4
1.1 Виды группировок. Статистическая таблица……………………………….6
1.2Статистическое изучение взаимосвязи социально-экономических явлений…………………………………………………………………………….8
1.3 Анализ статистических данных…………………………………………….10
1.4 Выборочное наблюдение…………………………………………………....12
1.5 Экономические индексы…………………………………………………….15
2 Расчетная часть………………………………………………………………...17
Задание 1…………………………………………………………………………17
Задание 2…………………………………………………………………………23
Задание 3…………………………………………………………………………26
Задание 4………………………………………………………………………....30
Задание 5…………………………………………………………………………32
Заключение……………………………………………………………………….36
Список использованной литературы…………………………………….……..48
Приложение А……………………………………………………………...…….39
Приложение Б……………………………………………………………………40
Приложение В……………………………………………………………………41

Работа содержит 1 файл

статистика.doc

— 794.50 Кб (Скачать)

 

Итак, по таблице 1 видно, что накопленное число предприятий  в 6-ой группе равно количеству предприятий  в 6-ти группах, значит, группировка  построена правильно.

б) Построение диаграммы, отражающей результат группировки.

С помощью программы Microsoft Excel построю диаграмму «Группировка предприятий по выпуску продукции», которая нарисована на рис.1.

Рис. 1- Группировка предприятий  по выпуску продукции

Графически моду определим  по гистограмме распределения, т.е. по рис. 1. Для этого выбираем самый высокий прямоугольник, который в данном случае является модальным, т.е. первая группа. Затем правую вершину модального прямоугольника соединяем с правым верхним углом предыдущего прямоугольника. А левую вершину  модального прямоугольника – с левым верхним углом последующего прямоугольника. Далее из точки их пересечения опускаем перпендикуляр на ось абсцисс. Таким образом, получится рис. 2.

Рис.2 –Графический метод  определения моды

Итак, по рис. 2 очевидно, что мода равна (58025+3108)/2=30566(млн. руб.). Значит, в данной совокупности предприятий самым распространенным выпуском продукции предприятия является величина 30566 млн. руб.

Графически медиану  найдем по кумуляте. Для её определения  из точки на шкале накопленных  частот, соответствующей 50%, проводем прямую, параллельную оси абсцисс, до пересечения с кумялятой. Затем из точки пресечения указанной прямой с кумулятой опускаем перпендикуляр на ось абсцисс. Итак, точка пересечения является медианой. Данный способ приведен на рис. 3.

 

Рис. 3 – Графический  метод нахождения медианы

Итак, по рис.3 очевидно, что  медиана равна 61472 млн. руб. Таким  образом, 50% предприятий имеют выпуск продукции менее 61472 млн. руб., а 50% предприятий  - более 61472 млн. руб.

в) Определение показателей центра распределения предприятий по выпуску продукции.

Средную  арифметическую  взвешенную вычислим по следующей формуле: ха=∑ ( )/∑ , где — середины интервалов; - частота i- го интервала.

Итак,ха =(32382∙15+90561∙3+148741∙5+206920∙2+265099∙2+323278∙3)/30;

ха=119833(млн. руб.). Значит, средний выпуск продукции на предприятиях равен 119833млн. руб.

Дисперсию найдем по следующей формуле: σ2=∑((хiа)2fi)/∑fi. Итак, σ2=((32382-119833)2∙15+(90561-119833)2∙3+(148741-119833)2∙5+(206920-                -119833)2∙2 +(265099-119833)2∙2+(323278-119833)2∙3))/30

σ2=10100213000.4.

Среднее квадратическое отклонение найдем по следующей формуле:  σ=√σ2 Итак, σ=√10100213000.4=100499.8 млн. руб. Значит, каждое индивидуальное значение выпуска продукции предприятий отличается от их средней величины на 100499.8 млн. руб.


Коэффициент вариации рассчитаем по следующей формуле: V= σ/ха. Итак, V=100499.8/119833 ∙100%=83.8%. Т.к. коэффициент вариации превышает 33%, тогда совокупность нельзя считать количественно однородной.

Рассчитаем нижний и верхний  квартили по данным, характеризующим  предприятия по выпуску продукции. Определим номер Q для 1-го и 3-го квартилей: NQ1=(30+1)/4=8,  NQ3=(30+1) ∙3/4=23

Итак, рассчитаем квартили по следующим  формулам:

Q1=xQ1+i ∙(∑f/4-SQ1-1)/fQ1, Q3=xQ3+i ∙(3 ∙∑f/4-SQ3-1)/fQ3, где  xQ1 - нижняя граница интервала, содержащего нижний квартиль, xQ3 - нижняя граница интервала, содержащего верхний квартиль; i – величина интервала, SQ1-1-накопленная частота интервала, предшествующего интервалу, содержащему нижний квартиль;  SQ3-1 - накопленная частота интервала, предшествующего интервалу, содержащему верхний квартиль, fQ1 – частота интервала, содержащего нижний квартиль, fQ3 - частота интервала, содержащего верхний квартиль.

Итак, Q1=3292+58179 ∙(30/4-0)/15=32382 млн. руб.,

Q3=119651+58179 ∙(30/4-18)/5=172012 млн. руб. Значит, 25% предприятий имеют выпуск продукции менее 32382млн. руб, 25% предприятий - свыше 172012млн. руб., а остальные имеют выпуск продукции в пределах от 32382 млн. руб. до 1172012 млн. руб.

Определим номер 1-го и 9-го децелей: Nd1=(30+1)/10=3, Nd9= (30 +1) ∙9/10= =28. Итак, рассчитаем децили по следующим формулам:

d1=xd1+i ∙(∑f/10-Sd1-1)/fd1, d9=xd9+i ∙(9 ∙∑f/10-Sd9-1)/fd9, где  xd1 - нижняя граница интервала, содержащего 1-ый дециль, xd9 - нижняя граница интервала, содержащего 9-ый дециль; i – величина интервала, Sd1-1-накопленная частота интервала, предшествующего интервалу, содержащему 1-ый дециль;  Sd9-1 - накопленная частота интервала, предшествующего интервалу, содержащему 9-ый дециль, fd1 – частота интервала, содержащего 1-ый дециль, fd9 - частота интервала, содержащего 9-ый дециль.

Итак, d1=3292+58179 ∙(30/4-0)/15=14928 млн. руб.,

d9=294189+58179 ∙(30 ∙9/10-27)/3=294189 млн. руб. Т.о., значения децелей указывают на то, что среди 10% предприятий с минимальным выпуском продукции, максимальный их выпуск составляет 14928  млн. руб., а среди 10% предприятий с наибольшим выпуском минимальный выпуск составляет 294189 млн. руб.  Итак, полученные результаты занесем в таблицу 2.

Таблица 2- Результаты средней  арифметической,  среднего квадратического отклонения, коэффициента вариации, квантилей и децелей

 

№ п/п

Показатель

Значение

1

Средняя арифметическая, (ха), млн. руб.

113833

2

Дисперсия

10064226650

3

Среднее квадратическое отклонение, млн. руб.

100321

4

Коэффициент вариации, %

88

5

Нижний квартиль, млн. руб.

32382

6

Верхний квартиль, млн. руб.

172012

7

1-й дециль, млн.  руб.

14928

8

9-й дециль, млн.  руб.

294189


 

г) Определение средней арифметической по исходным данным (приложение А). Итак,ха/=(352 368+301 117+343 849+17 576+33 700+211 383+236 466+ 145 563

+132 961+130 251+198 804+126 211+51 430+142 896+45 985+64 713+22 910+70 648+63 632+31 915+18 161+17 989+10 868+246 371+13 728+19 511+3 292

+14 352+5 628+14 846)/30=3089 123/30=102971


(млн. руб.).

Итак, средняя арифметическая, рассчитанная по исходным данным оказалась меньше средней арифметической, рассчитанной по группировке предприятий по выпуску продукции (61472<102971). По-моему, такое расхождение средних арифметических произошло, из-за того, что средняя каждой  по группе не совпадает со серединой интервала этой группы.

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАДАНИЕ 2

По данным приложения А:

а) установить наличие и характер связи между признаками «Выпуск  продукции» и «Среднесписочная численность работников», образовав шесть групп с равными интервалами по обоим признакам, методами:

  • аналитической группировки;
  • корреляционной таблицы;

б) измерить тесноту корреляционной связи между названными признаками с использованием коэффициента детерминации и эмпирического корреляционного отношения.

Сделать выводы.

ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЯ 2:

а) Построим группировку  предприятий по признаку «Среднесписочная численность», образовав 6 групп с равными интервалами.

Итак, в качестве  группировочного признака возьмем среднесписочная численность. Образуем 6 группп предприятий с равными интервалами. Величину интервала определим по формуле: , где   h – величина равного интервала;    xmax , xmin – наибольшее и наименьшее значения признака в совокупности;           n – число групп. Т.е., h=(104,5-0,1)/6= 17,4 тыс. чел. Обозначим границы групп:

Граница

Группа

0,1-18.5

1-я

18,5-37.0

2-я

37,0-55.4

3-я

55,4-73.9

4-я

73,9-92.3

5-я

92,3-110.7

6-я


Распределив ведущие  предприятия России по группам, подсчитаем число предприятий в каждой из них. Технику расчета путем производить  выписывая номера и названия предприятий  по каждой группе в таблице (приложение Б). Итак, в приложении Б отразили зависимость продукции от среднесписочной численности работников. Основываясь на приложение Б получим итоговую аналитическую таблицу 3 , построенную по данным промежуточной таблицы.

Таблица 3  - Итоговая аналитическая таблица, построенная по данным промежуточной таблице.

Группировка предприятий  по среднесписочной численности работников., тыс. чел.

Число предприятий

Выпуск продукции, млн. руб.

 

Среднесписочная численность работников, тыс. чел

Всего

В среднем на одно предприятие

Всего

В среднем на одно предприятие

0,1

-

18,5

17

612 504

36030

147,7

8,7

18,5

-

37,0

7

1 181 638

168805

194,5

27,8

37,0

-

55,4

2

51 275

25638

79,7

39,9

55,4

-

73,9

1

246 371

246371

58,1

58,1

73,9

-

92,3

1

352 368

352368

87,8

87,8

92,3

-

110,7

2

644966

322483

210,1

105,1

Сумма

30

3 089 123

1151695

778,0

327,4


 

Итак, по данным таблицы 3 строим корреляционную таблицу 4.

Таблица 4 –Корреляционная  таблица

 

Группы предприятий  по среднесрочной численности работников

Частота

Группы предприятий по выпуску продукции

0,1-18,0

18,0-35,9

35,9-53,9

53,9-71,8

71,8-89,7

89,7-107,6

3292

-

61472

13

-

2

-

-

-

15

61472

-

119651

3

-

-

-

-

-

3

119651

-

177830

1

4

-

-

-

-

5

177830

-

236010

-

2

-

-

-

-

2

236010

-

294189

-

1

-

1

-

-

2

294189

-

352368

-

-

-

-

1

2

3

Частота

17

7

2

1

1

2

30


 

б) Для нахождения эмпирического корреляционного отношения найдем внутригрупповые дисперсии по следующей формуле:

,  где

- i-тая варианта результативного признака внутри j-той группы;

Информация о работе Статистическое изучение взаимосвязи социально-экономических явлений