Статистическое изучение уровня и динамики цен

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2011 в 12:32, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время перед статистической наукой встают актуальные проблемы дальнейшего совершенствования системы показателей, приемов и методов сбора, обработки, хранерия и анализа статистической информации. Это имеет важное значение для развития и повышения эффективности автомотизированных систем управления, создания автомотизированных банков данных, распределительных банков данных и т.д., которые в свою очередь могли бы способствовать созданию автомотизированной системы коммерческой информации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. Стр.3


1. Понятие и сущность цен и инфляции. Стр.4


2. Задачи статистики цен. Стр.13


3. Система показателей статистики цен. Стр.16


4. Принципы и методы регистрации цен. Стр.20


5. Методы расчета и анализа индексов цен. Стр.25



ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Стр.33



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

Работа содержит 1 файл

Статистика Фик2-05 Колыш А.А..doc

— 214.00 Кб (Скачать)

Для обследования в каждом городе отбираются 2-3 крупных  универмага и специализированные магазины. В перспективе планируется оптимизировать отбор торговых предприятий с  учетом того, что цены в зависимости от величины, типа (элитарные, фирменные, универсальные и специализированные), расположения (в центре и в «спальном» районе) магазинов могут сильно различаться. В США выборка магазинов ежегодно обновляется на '/5 часть, в нее входят магазины, наиболее посещаемые семьями, попавшими в обследование. В России эта методика еще недостаточно отработана. Предлагается следующая очередность отбора: населенные пункты; семьи; посещаемые ими магазины; конкретные товары в этих магазинах. Для экономии и рационализации выборки будут проводиться специальные серии выборочных обследований населенных пунктов, семей, магазинов.

В условиях рынка каждое предприятие само обеспечивает себя необходимой для маркетинга статистической информацией: наряду с  собственной отчетностью подразделения или специализированные маркетинговые фирмы формируют панели потребителей, занимаются опросом и анкетированием покупателей, изучают поведение конкурентов и региональные возможности сбыта. Но частным фирмам нужна и ценовая информация на рынке в целом. Организовать получение такой информации может только государственная статистика, которая выступает продавцом информации, имеющим научную школу, опыт, обоснованную с помощью дорогостоящих обследований и научных разработок методологию. Необходимы постоянное наблюдение за ценами (мониторинг), использование экспертных оценок, методов малой выборки в наиболее представительных точках, изучение взаимосвязи цен и спроса (на базе представительной панели).

Кроме того, система наблюдения за ценами включает выборочное обследование контрактов-договоров, использование материалов финансовых и других проверок, данных налоговых органов. Ценной становится любая информация: маркетинговая, торговых корреспондентов, публикации крупных компаний, экономических институтов и т. д. Особую важность приобретает разработка перспективных способов наблюдений; покупатель также может быть информатором, у него можно получить дополнительные сведения на выборочной основе, близкие к реальным (например, о цене покупки, соответствии цены товара его потребительским свойствам). Сочетание опроса покупателей с экспертными оценками позволит избежать влияния субъективности покупательских мнений на анализ. 
 

5. МЕТОДЫ РАСЧЕТА  И АНАЛИЗА ИНДЕКСОВ ЦЕН. 

Ведущая роль в статистическом изучении динамики цен принадлежит индексному методу. Сравнение цен одного товара осуществляется с помощью индивидуального (однотоварного) индекса цен:

                                         pi1

                                   ip =  pi0

                                                                                                                                                                     ( 1 ) 
 

где    p0 ,   p1      - цены на товар  в базисном и текущем периоде. 

Индекс  средних цен применяется при  изучении изменения цен товарных групп, цен одного товара по различным  территориям и субрынкам:

 

                          pi1         pi1qi1          pi0qi0             pi1qi1           qi1

           ip  =                  =                          *                                      =                                  :                          ( 2 )

                              pi0          qi1                  qi0                  pi0qi0              qi0                             

                 _

 где     p         - средняя цена товарной группы (товара по территориям, субрынкам);

       pi , qi          - цена  и количество проданного   i - го вида товара (товара на i - й  территории или i - м   субрынке),  i=l, n.

Товары должны быть достаточно однородными, чтобы  их количество поддавалось суммированию.

Денежные  расходы населения на покупку  товаров определяются двумя составляющими: уровнем цен на отдельные виды товаров и структурой продажи. Различаются  два вида структурных сдвигов  в продаже: отражающие изменение качества товара и вызывающие только изменение средней цены. К последним относится перераспределение товарной массы по территориям, субрынкам, а также негативный процесс «вымывания» из ассортимента дешевых товаров, пользующихся спросом населения. Статистика изучает этот процесс с помощью системы индекса средних цен: 

Индекс  сред-них цен (переменного 

 состава)

 
=
 Индекс цен   постоянного 

(фиксированного) состава.

. Индекс вли- яния структур-ных сдвигов  на  динамику сред-них цен.
 
 
 
 

pi1qi1              qi1                          pi1qi1                                  pi0qi1          qi1 

                                   :                         =                              *                                  :                                    ( 3)               pi0qi0                 qi0                                pi0qi1                                         pi0qi0          qi0                                                                                                                                  

Так  как

pi1qi1             qi1               pi1qi1                                                 pi1qi1

                            :                       =                                            =                                                      ( 4 )             

  pi0qi0             qi0               pi0qi0   *   qi1                    pi0qi1                    

                                                            qi0

то формулу  ( 3 ) можно записать в следующем виде: 

                        pi1qi1                      pi1qi1                     pi0qi1                                                                               

                                                       =                            *                                                                     ( 5 )

                        pi0qi1                           pi1qi1                     pi0qi1 
 
 
 
 

Принципы  построения системы  индексов потребительских  цен 
 

  
 
 

 
 
 

 
 

 
 
 

 

 

 
 
 
 
 
 
 

Пример. 

Имеются цена и количество проданного магазином  товара. Оценить динамику цены каждого сорта, среднюю цену за каждый квартал, а также определить влияние изменения индивидуальных цен и перераспределения продаж между сортами товара на изменение средних цен. 

 Расчет  индекса средних цен 

  Сорт       Цена тыс. руб. Кол-во

шт.

  ---''--- Товарооборот  млн.          руб.    Индивид.у
 Товара       1 квартал

   pi0

     II квартал

   pi1

        I квартал

   Qi0

      II

квартал

  qi1

 
   pi0qi0
 
pi1qi1
 
pi0qi1
 
  pi1qi0
   индекс

       цен

     ip

     А        40       80      500     200       20      16         8     40        2,0
     Б        50       70      300     600       15      42       30     21        1,4
     В        60       90      200    200       12      18       12     18        1,5
Итог          1000   1000        47      76       50      79  
 
 
 

Во второй части таблицы рассчитаны товарооборот базисного и текущего кварталов, индивидуальные индексы  цен и  условный товарооборот каждого сорта: выручка магазина при условии  продажи товаров во II квартале по ценам I квартала. Средняя цена товара в I квартале составляла 47 тыс. руб. (47 млн. руб./1 тыс. шт.), во II квартале - 76 тыс. руб. Система индексов имеет вид: 

                                76     1000        76         50        1000          

                         47      1000        50          47       1000                       

                                                     

                                          1,61=1,52*1,06  

Если  бы произошедшие изменения цен не сопровождались структурным перераспределением продаж, то средняя цена товара выросла бы в 1,52 раза, а только изменение структуры продаж вызвало бы рост средней цены на 6%. Одновременное воздействие двух факторов увеличило среднюю цену продаж на 61%.

Основной  формой индекса цен для совокупности разнородных товаров является агрегатный индекс. Цены различных товаров (например, конфет и компьютеров) складывать бессмысленно. Несуммируемость элементов совокупности преодолевается путем взвешивания каждой цены по количеству проданных товаров. Сумма произведений цен товаров на их количество составляет товарооборот совокупности товаров.

 Четкость  интерпретации, экономический смысл  и удобство практического расчета  формулы Ласпейреса сделали ее  самой популярной в мире для  расчета индекса потребительских цен, который показывает, во сколько раз изменились бы потребительские расходы в текущем периоде по сравнению с базисным, если бы при изменении цен уровень потребления оставался прежним. Такой расчет корректен при отсутствии значительных количественных и качественных изменений в структуре потребления (во времени и по территории, если индекс рассчитывается для нескольких регионов).

Изучение  динамики розничных цен (например, для  получения  дефлятора, позволяющего рассчитать стоимостные показатели от четного периода в сопоставимых ценах) должно быть максимально приближено к совокупности товаров, произведенных в отчетном периоде. Результат расчета по формуле Пааше показывает, во сколько раз сумма фактических затрат населения на покупку товаров больше (меньше) суммы денег, которую население должно было бы заплатить за эти же товары, если бы цены оставались на уровне базисного периода. 

Информация о работе Статистическое изучение уровня и динамики цен