Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2011 в 12:32, курсовая работа
В настоящее время перед статистической наукой встают актуальные проблемы дальнейшего совершенствования системы показателей, приемов и методов сбора, обработки, хранерия и анализа статистической информации. Это имеет важное значение для развития и повышения эффективности автомотизированных систем управления, создания автомотизированных банков данных, распределительных банков данных и т.д., которые в свою очередь могли бы способствовать созданию автомотизированной системы коммерческой информации.
ВВЕДЕНИЕ. Стр.3
1. Понятие и сущность цен и инфляции. Стр.4
2. Задачи статистики цен. Стр.13
3. Система показателей статистики цен. Стр.16
4. Принципы и методы регистрации цен. Стр.20
5. Методы расчета и анализа индексов цен. Стр.25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Стр.33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
Перечисленные выше концептуальные задачи статистики цен решаются с помощью конкретных функциональных задач, которые включают:
- регистрацию
цен, наблюдение за их
- анализ уровня цен, его дифференциации;
- характеристику структуры цен;
- изучение соотношений
цен различных товаров,
цен;
- оценку, анализ и моделирование колеблемости, цикличности и сезонности цен;
- региональный анализ цен;
- анализ и моделирование динамики цен;
- выявление
и моделирование факторов, влияющих
на уровень, вариацию и
- прогнозирование
цен.
Статистика
цен, представляющая в условиях плановой
экономики функцию государственного управления,
по мере расширения рыночных отношений
все больше вовлекается в круг интересов
бизнес-статистики. Возникают альтернативные
службы статистики цен, деятельность которых
обусловлена потребностями рыночных структур.
3.СИСТЕМА
ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТАТИСТИКИ ЦЕН.
Цены -
сложная система, составной элемент
рыночного механизма. Следовательно,
статистическое изучение цен требует
развернутой системы
Система
показателей статистики цен и
ценообразования.
Блоки
показателей |
Показатели | Субпоказатели |
Уровень цен | Индивидуальный уровень | Моментная цена товарного вида, сорта товара-представителя |
Средний уровень | Средняя цена на дату и за период: по товарной группе ( комплексу ); по территории, в том числе городу и селу; по субрынкам; по группам покупателей | |
Обобщающий уровень | Стоимость потребительской корзины; отношение индивидуальной, средней и обобщающей цены к доходу | |
Структура цены | Себестоимость, наценки, скидки ( оптовые, розничные), налоги | Удельный вес каждого элемента в конечной (розничной) цене товара; удельный вес валового дохода (реализованного наложения) в товарообороте; соотношение оптовых и розничных цен; соотношение структурных элементов розничных цен |
Соотношение цен | Коэффициенты соотношения цен регионов, субрынков, товаров | Отношение цен товаров к базовой цене; степень отклонения соотношений цен от базовых; степень устойчивости соотношений в динамике |
Вариация цен | Показатели вариации цен в пространстве (социально-экономическом и географическом) и во времени | Распределение
цен в пределах товарной группы (группировка
одноименных товаров по уровню цен);
уровень территориальной |
Динамика цен | Показатели
динамики отдельных товаров- |
Индивидуальные индексы цен; групповые индексы цен; общий (сводный) индекс цен; индекс средних цен; тренд цен |
Соответствие цены качеству товара и покупательским мнениям |
Показатели влияния качества на цену, динамику качества, динамику цен |
Параметры моделей; коэффициенты эластичности; индексы; экспертные оценки |
Эластичность | Показатели зависимости цен от социально-экономических факторов, зависимости цен одних товаров от цен других | Эмпирический коэффициент эластичности; коэффициент перекрестной эластичности; теоритический коэффициент эластичности |
4.ПРИНЦИПЫ И
МЕТОДЫ РЕГИСТРАЦИИ ЦЕН.
Существуют
две концепции регистрации цен.
В основе первой, получавшей название
прейскурантной методики, лежит строго
документированный и сплошной учет
цен, который в известной мере был оправдан
в условиях политики стабильных цен, сравнительно
узкого и малоизменяющегося ассортимента
товаров. Практически регистрировались
не сами цены, а только изменения цен. По
мере расширения объема и ассортимента
товаров стали накапливаться серьезные
ошибки: происходило неучтенное (скрытое)
повышение цен, обусловленное появлением
якобы «новых» видов товаров, и скрытое
нарастание инфляционных процессов, так
как не считались изменением и не учитывались
в индексе новые цены на ранее не выпускавшиеся
разновидности товара, временные цены
на товары улучшенного качества, уценка
залежалых товаров и т. п. Эта концепция
считалась основной в условиях централизованной
плановой экономики; в рыночных условиях
она применяется на коммерческих предприятиях
с хорошо поставленным учетом.
С конца
80-х годов в связи с
Накопленный опыт наблюдения за рыночными ценами позволил в 1988-1989 гг. государственной статистике оперативно перейти на выборочную систему регистрации цен, основанную на следующих принципах:
- отказ от
массового документированного
- отказ от сплошного учета цен и переход к использованию выборочного метода во времени, пространстве и товарной массе;
- формирование потребительской корзинки, т. е. набора товаров-представителей;
- введение системы поправок на изменение качества товаров;
- полный
охват всех форм и видов
торговли (субрынков). Ряд проблем,
связанных с регистрацией
цен остался спорным и
Формирование выборочной совокупности осуществляется по схеме.
1. Выборка
во времени. Оптимальной
2. Отбор
товаров-представителей. Осуществляется
выбор репрезентирующих всю
Товар-представитель - конкретная марка, артикул или малая товарная группа, основа которой - общность потребительского назначения.
Отбор товаров-представителей из генеральной совокупности, сгруппированной по характеру использования товаров, может осуществляться по критериям: доля данного товара в объеме реализации товарной группы, возможность регулярного получения данных, вариация индивидуальных индексов в группе, степень корреляции в динамике цен товаров группы. Как правило, предпочтение отдается первым двум критериям как менее дорогостоящим.
В нашей стране с 1989 г. статистическими органами велось наблюдение за ценами на 700 товаров-представителей (650 непродовольственных), а с 1 квартала 1990 г. - уже на 1030. В 1992 г. по договоренности между Госкомстатом РФ и Департаментом статистики Международного валютного фонда (МВФ) это число сократилось до 407 товаров. Для сравнения: потребительская корзина для расчета ИПЦ в США состоит из 300 продуктов и услуг- представителей, во Франции - 250, Англии - 350, Германии - 475.
3. Выбор конкретной разновидности товара-представителя и вида регистрируемой цены. Для регистрации цены товара-представителя применяется подробная спецификация товара - перечень его обобщенных потребительских признаков. Определение спецификаций требует экспертных знаний. При этом необходимы постоянство 'указанных параметров товара, возможность следить за их изменением, значительная доля товара в объеме товарооборота, достигнутая и прогнозируемая устойчивость продаж.
Принципиальное отличие набора товаров-представителей, разработанного в соавторстве с экспертами МВФ, от действовавшего в 1989-1992 гг. - отсутствие единых и твердых спецификаций. В современных условиях конкретные параметры спецификации самостоятельно определяются регистратором и содержат характеристики - название торговой фирмы, размер, качественные признаки и др. Предполагается в дальнейшем регулярно повышать профессиональную квалификацию регистраторов, внедрять методы вероятностной выборки, проводить отбор спецификаций по принципу: каждый товар (в том числе с небольшим объемом продаж) имеет право быть представленным в выборке.
Возможны четыре варианта регистрируемой цены товара-представителя:
- модальная,
- простая средняя арифметическая,
- взвешенная,
- случайно отобранная.
По
действующей ныне методике регистрируется
модальная цена, т. е. цена товара с наибольшим
объемом реализации в товарной группе.
Если таких товаров несколько, исчисляется
простая средняя арифметическая цена
этих товаров. Для оценки уровня цен товара
такой подход является упрощенным - не
учитывается распределение товаров по
размерам и ростам (так как берется наиболее
распространенный товар), а также распределение
продажи по ценам различных видов товаров.
4. Выборка
по территории (отбор населенных
пунктов, предприятий торговли)
- выборка, в которой пропорционально представлены крупные, малые города и села (географические, административные регионы);
- широко
применяемая в международной
практике выборка
- выборка
с учетом дисперсии,
- выборка
на основе интервальной
- гнездовая выборка (с помощью кластерного анализа выделение территорий, однородных по совокупности цен на основные товары).
Часто
имеет смысл комбинировать
Информация о работе Статистическое изучение уровня и динамики цен