Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 18:28, курсовая работа
На современном этапе развития экономики России проблемы уровня жизни населения и факторы, определяющие его динамику становятся очень важными. От их решения во многом зависит направленность и темпы дальнейших преобразований в стране и в конечном счете политическая, а следовательно и экономическая стабильность в обществе. Решение этих проблем требует определенной политики, выработанной государством, центральным моментом которой был бы человек, его благосостояние, физическое и социальное здоровье. Именно поэтому данная тема сейчас очень актуальна. Повышение уровня жизни – социально-приоритетная цель развития общества, важнейшее направление проводимой государством полит
Введение……………………………………………………………......………….3
Глава1. Теоретические основы статистического анализа уровня жизни населения..................................................................................................................5
1.1 Уровень жизни: понятие и система показателей………………………........5
1.2 Показатели доходов населения……………………………………………....8
1.3 Дифференциация доходов и уровень бедности…………………………....12
1.4 Социальные нормативы…………………………………………………......18
1.5 Показатели потребления населением товаров и услуг…………………....19
1.6 Индекс развития человеческого потенциала……………………………....23
Глава 2. Статистический анализ уровня жизни населения Чувашии...............25
2.1 Краткая экономическая характеристика Чувашской республики……......25
2.2 Анализ динамики среднедушевых денежных доходов населения…….....28
2.3 Оценка тесноты связи между средней заработной платой и прожиточным минимумом…………………………………………………………………….....31
2.4 Определение тесноты связи между размером пенсии и среднедушевым доходом, а также прожиточным минимумом в Чувашии……………………..34
2.5 Прогнозирование методом экстраполяции………………………………...37
Заключение…………………………………………………………………..…...38
Список использованной литературы……………………………….…………..40
Одной из характеристик неравенства в распределении доходов является показатель бедности. К бедным слоям населения относят тех, чьи доходы ниже границы бедности. В качестве границы бедности используется прожиточный минимум, т.е. уровень дохода, обеспечивающий приобретение научно обоснованного минимального набора материальных благ и услуг для поддержания жизнедеятельности человека. Прожиточный минимум включает стоимость минимальной продовольственной корзины, минимально необходимые затраты на приобретение непродовольственных товаров, платных услуг, а также расходов на уплату налогов и других обязательных платежей. Основу прожиточного минимума составляют натуральные сборы продуктов питания по минимальным нормам потребления и сбалансированные по калорийности и химическому составу пищевых веществ.
Величина прожиточного минимума рассчитывается Госкомстатом России на душу населения в целом по стране и по субъектам Федерации с использованием утвержденных потребительских корзин и потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги, а также данных о расходах населения по обязательным платежам и сборам. Расчеты проводятся по всему населению и по основным социально-демографическим группам. Величина прожиточного минимума утверждается правительством, а в субъектах Федерации - органами исполнительной власти.
Наиболее общим показателем, характеризующим бедность, а точнее - ее распространенность в обществе, является уровень бедности как доля населения с доходами ниже прожиточного минимума. Дополнительно рассчитывают следующие показатели:
дефицит дохода - объем денежных средств, необходимых для повышения доходов бедной части населения до границы бедности;
глубина бедности - показывает, насколько средний доход бедной части населения ниже дохода, соответствующего границе бедности. Так, если глубина бедности равна 25%, то средний доход одного бедного на 25% ниже дохода, соответствующего границе бедности;
острота
бедности - показывает дифференциацию
доходов среди бедных. Показатель
колеблется от нуля до единицы. При
сближении к единице
1.4 Социальные нормативы
Важную роль в изучении уровня жизни населения играют социальные нормативы как научно обоснованные ориентиры направленности социальных процессов в обществе. Различаются социальные нормативы: развития материальной базы социальной сферы, доходов и расходов населения, социального обеспечения и обслуживания, потребления населением материальных благ и платных услуг, условий жизни, состояния и охраны окружающей среды, потребительского бюджета и др. Они могут быть уровневыми, выражающими абсолютную или относительную величину нормы соответственно в натуральных показателях или процентах (возможные варианты нормативов: моментальные, интервальные, минимальные, максимальные), а также приростными, представленными в виде соотношения приростов двух показателей.
К основным социальным нормативам относятся: минимальная заработная плата и пособие по временной нетрудоспособности, пособие по безработице для трудоспособных лиц, минимальные трудовые и социальные пенсии для пожилых и нетрудоспособных граждан, инвалидов; минимальные стипендии учащимся, регулярные или разовые целевые пособия наиболее уязвимым в материальном отношении группам населения (многодетным и малообеспеченным семьям, матерям-одиночкам и др.).
В совокупности они образуют систему минимальных социальных гарантий как обязанность государства обеспечить гражданам: минимальные размеры оплаты труда и трудовой пенсии, право на получение пособий по социальному страхованию (в том числе по безработице, болезни, беременности и родам, уходу за малолетнем ребенком, по малообеспеченности и др.), минимальный набор общедоступных и бесплатных услуг в области образования, здравоохранения и культуры. Стержень социальной политики – прожиточный минимум, и с ним должны увязываться все остальные социальные стандарты и гарантии.
1.5 Показатели
потребления населением
В
структуре потребления
для отдельных видов товаров и услуг
Y= ;
для общего объема потребления
Y= ,
где q –
годовой объем потребленных отдельных
видов товаров или услуг; qp –
общий объем потребленных товаров
и услуг в стоимостном
Сравнение фактического потребления отдельных товаров с нормативным уровнем позволяет определить уровень удовлетворения населения в данном товаре
= ,
где - фактическое потребление товара в среднем на душу населения; - нормативный уровень потребления данного товара с среднем на душу населения.
Динамика общего и среднедушевого потребления изучается с помощью индексов. По отдельным видам товаров рассчитываются индивидуальные индексы изменения потребления:
общего потребления какого-либо товара
= ,
где и - объемы потребления отдельных товаров в натуральном выражении в отчетном и базисном периодах соответственно;
среднедушевого потребления отдельного товара
= = ∕ , или = ,
где и - среднегодовая (соответственно отчетная и базисная) численность населения.
Разница между числителем и знаменателем индексов показывает абсолютное изменение соответственного общего и среднедушевого потребления данного товара:
∆q=∑q1-∑q0 и ∆ = - .
Индивидуальные индексы потребления населением отдельных видов услуг, как общие, так и среднедушевые, исчисляются по стоимостной оценке:
общего потребления какой-либо услуги
iy= ,
среднедушевого потребления какой-либо услуги
= ∕ = ;
где y1t0 – стоимость услуги в отчетном периоде по базисным тарифам; y0t0 – стоимость услуги в базисном периоде.
Общий
индекс потребления двух товаров
и более может быть найден по формуле
агрегатного индекса
Iq= .
Общий индекс потребления услуг на душу населения
= ∕ = ∕ = ,
где q1 и q0 – количество потребленных товаров в отчетном и базисном периодах соответственно.
Общий индекс потребления услуг в целом по населению
Iy=
и в расчете на душу населения
= ∕ = ∕ = ,
где y1 и y2 – потребление отдельных видов услуг в отчетном и базисном периодах соответственно; t0 – тариф за определенные услуги в базисном периоде.
Динамика
общего потребления товаров и
услуг характеризуется
Iq+1=
и в расчете на душу населения
= ∕ = .
Перерасчет в сопоставимые цены и тарифы производят с помощью индексов
∑q1p0= ; .
Агрегатные индексы дают общую оценку изменения физического объема потребления, не показывая роли отдельных видов товаров и услуг. Эта задача решается через средние арифметические взвешенные индексы:
Iq= ; Iy= ;
Iq= ; Iy= .
Сопоставление
уровня, структуры и динамики потребления
товаров и услуг в различных
группах населения, а также межрегиональный
сравнительный анализ показателей
потребления служат информационной
и методологической основой для
разработки социальной политики.
1.6 Индекс
развития человеческого
Разработка интегрального (обобщающего) показателя уровня жизни населения - одна из важнейших задач статистики. По мнению экспертов ООН, статистика пока не имеет такого всеобъемлющего показателя, однако попытки его разработки продолжаются. Один из наиболее удачных считается предложенный специалистами Программы развития ООН (ПРООН) индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП); он отражает уровень достижений в рамках трех основных возможностей развития человека: долго жить, получить знания и иметь достойный уровень жизни. Для отображения этих аспектов выбраны три показателя: средняя продолжительность предстоящей жизни, достигнутый уровень образования, доход. ИРЧП определяется как средняя арифметическая величина из индексов трех указанных показателей.
Индекс каждого показателя рассчитывается по методике
Индекс =(Хфакт – Хmin) ∕ (Xmax - Xmin),
где Хфакт, Хmin, Xmax – соответственно фактическое, минимальное и максимальное значение соответствующего показателя.