Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 13:27, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в исследовании теоретических и методических основ статистического анализа экологического состояния регионов.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
– раскрыть понятие статистического анализа;
– определить цели и задачи статистического анализа;
– рассмотреть экологическую обстановку Белгородской области;
– проанализировать экологическую ситуацию в Белгородской области;
– раскрыть экологические проблемы Белгородской области и опыт их решения.
Введение 3
1. Статистические исследования и анализ 5
Понятие и сущность статистического анализа
5
1.2. Методы статистического анализа экологического состояния регионов 9
Статистические исследования экологического состояния регионов
14
2. Статистический анализ экологического состояния регионов на примере Белгородской области 18
2.1. Характеристика экологической обстановки Белгородской области 18
2.2. Анализ состояния атмосферного воздуха 22
3. Экологические проблемы и опыт их решения в Белгородской области 30
Заключение 36
Список использованной литературы 38
Приложения 41
Примечание: параметр (Т)* – тенденция устанавливается для каждой примеси. Определяется как арифметическая разница между осредненными значениями первого и последнего периодов (годы) наблюдений.
На
протяжении ряда лет основным источником
загрязнения атмосферы в
Из общего количества загрязняющих веществ от автотранспорта на долю Белгорода приходится 38,09 тыс. т (25,4%), Старого Оскола – 23,32 тыс. т (15,6%) и Губкина – 10,45 тыс. т (6,97%).
Основные источникизагрязнения атмосферы |
Выбросы в атмосферу, тыс. т, по годам | ||||||
1995 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | |
1. Суммарные выбросы загрязняющих веществ | 302,6 | 243,4 | 267,3 | 293,0 | 312,2 | 331,7 | 254,6 |
Втом
числе:
промышленные предприятия |
89,0 | 94,1 | 99,9 | 97,7 | 99,4 | 102,0 | 104,7 |
автотранспорт | 213,6 | 149,3 | 167,4 | 195,3 | 212,8 | 229,7 | 149,9 |
2.
То же в процентах. В т.ч.:
промышленные предприятия |
29,5 | 38,7 | 37,4 | 33,4 | 31,9 | 30,7 | 41,1 |
автотранспорт | 70,5 | 61,3 | 62,6 | 66,6 | 68,1 | 69,2 | 58,9 |
Динамика выбросов загрязняющих веществ в атмосферу автотранспортом в некоторых городах области показана в таблице 2.6. и на диаграмме рис.1.
Из таблицы 2.6. и диаграммы рис.1 видно, что наибольшей степени от выбросов, произведенных автотранспортом, страдает города Белгород – 64.4 тыс. т. или 83,2% от всех выбросов, произведенных в атмосферу.
Таблица 2.6. Динамика валовых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу по Белгородской области с учетом автотранспорта
Выброс вредных веществ, тыс. т. | Доля выбросов загрязняющ.в-в от автотраспорта, % | |||||
2005 | 2006 | |||||
всего | в.т.ч.авто-транспорт | всего | в.т.ч.авто-транспорт | 2005 | 2006 | |
Область, всего | 331,7 | 102,0 | 254,6 | 104,7 | 30,75 | 41,1 |
Белгород | 41,2 | 25,7 | 77,4 | 64,4 | 65,0 | 83,2 |
Старый Оскол | 59,5 | 16,4 | 61,1 | 15,2 | 28,0 | 24,8 |
Губкин | 22,4 | 8,1 | 30,7 | 12,96 | 36,2 | 42,2 |
Шебекино | 10,9 | 9,6 | 6,7 | 5,6 | 88,0 | 83,6 |
Из таблицы так же. видно, что в 2006 году количество выбросов от автотранспорта по сравнению с 2005 годом в г. Белгороде увеличилось на 57.2 тыс.т., а в г. Губкине на 4,86 тыс.т. В городах Старый Оскол и Шебекино, наоборот, уменьшилось на 1,2 тыс.т. и 4 тыс.т. соответственно.
Хотя в г. Шебекино общее количество выбросов в атмосферу намного меньше, чем в г. Белгороде, но доля выбросов от автотранспорта в общем объеме выбросов высока – 83,6%.
Рис.1. Доля выбросов загрязняющих веществ от автотранспорта за 2006 г.
По области сохраняется тенденция роста автомобильного парка. По состоянию на 1 января 2006 года автопарк области составил 329517 единиц автомототранспорта, прицепов и полуприцепов: из них легковые автомобили — 201462; грузовые автомобили — 46451; автобусы — 6311; мототранспорт — 594427 единиц. В сравнении с 2005 годом общее количество автомототранспорта, прицепов и полуприцепов увеличилось на 3376 (+1,04%) ед. Увеличилось количество автомобилей на 7938 (+3,2%) ед., в том числе легковых автомобилей — на 10448 (+5,5%) ед. Отмечено уменьшение количества мототранспорта на 4203 (- 6,6%) ед. и грузовых автомобилей на 2140 (-4,4%) ед. Увеличивается количество автомобилей со значительным сроком эксплуатации, что учитывается при проведении экологического и технического контроля.
Основными
источниками загрязнения
Оценивая состояние атмосферного воздуха Белгородской области, необходимо отметить, что благодаря постоянному контролю и своевременному проведению целого комплекса природоохранных мероприятий уровень загрязнения атмосферного воздуха по области в целом можно оценить как низкий. Индекс загрязнения атмосферы (ИЗА) изменяется от 1,82 до 4,67 усл. ед.
На территории области за последние 10 лет экстремально высокого загрязнения (ЭВЗ) по всем определяемым веществам, превышающего максимальную разовую концентрацию в 30-49 или в 50 раз, при сохранении этого уровня в течение 8 часов и более, не отмечалось. Не отмечалось также и высокого загрязнения воздуха (ВЗ), превышающего максимально разовую концентрацию в 10 раз. Только такие значения реально опасны для здоровья населения.
3. Экологические проблемы и опыт их решения в Белгородской области
В современных условиях экологический фактор стал оказывать весомое влияние на многие составляющие общественной жизни: ухудшается здоровье населения, падает производительность труда, нарушается экологический баланс природных сред. Это в свою очередь оборачивается экономическим ущербом и социальными потерями. Рост зависимости общественного развития от состояния окружающей среды привел к необходимости согласования экономических и экологических приоритетов.
К основным экологическим проблемам области можно отнести[24]:
1. Эрозию почв, вынос питательных веществ, снижение почвенного плодородия;
2. Экологические проблемы, связанные с добычей и переработкой минеральных ресурсов месторождения железных руд;
3. Отсутствие канализации (в том числе ливневой) в населенных пунктах района;
4. Неэффективная работа очистных сооружений;
5. Ухудшение экологического состояния бассейнов рек, их притоков и родников, расположенных на территории области;
6. Несоблюдение экологических и санитарных норм и требований на полигонах (свалках) твердых коммунальных отходов;
7. Загрязнение атмосферного воздуха автомобильным и железнодорожным транспортом, выбросами промышленных предприятий;
8. Сохранение малоизмененных природных экосистем, совершенствование системы ООПТ;
9 Сохранение ландшафтного и биологического разнообразия, поддержание рыбопродуктивности водоемов, совершенствование ведения охотничьего хозяйства;
10. Наведение и поддержание экологического и санитарного порядка в населенных пунктах. Привлечение местного населения к природоохранной работе (уход за состоянием лесных насаждений, водоохранных зон рек, ручьев и прудов, расчистка родников);
11. Совершенствование системы экологического образования и воспитания населения района, прежде всего молодежи, формирование экологической культуры.
Сегодня
реальная забота о повышении качества
жизни и экологической
Это стало возможным в результате повседневной работы по решению задачи снижения негативного воздействия производств на окружающую среду. И здесь все шире используются такие методы, как обустройство санитарных зон предприятий, использование в быту и производстве более «чистого» топлива, сокращение неорганизованных выбросов, обеспечение условий эффективной очистки и обезвреживания вредных веществ из отходящих газов, постоянный контроль за герметичностью газоходных систем и агрегатов, местам перегрузки пылящих материалов, неукоснительное соблюдение установленного технологического регламента, усиления контроля за работой контрольно-измеритель-ных приборов и автоматических систем управления технологическими процессами. Как правило эти мероприятия носят организационно-технический характер не требуют каких-либо значительных затрат и не приводят к снижению производственной мощности предприятия, но, как свидетельствует опыт, обеспечивают реальное снижение выбросов загрязняющих веществ, как минимум на 15-20%. Так, например, эффективность работы очистных устройств с 2001 по 2006 гг. лет составила 97,6% − один из лучших показателей по Российской Федерации (Приложение 1.)
Сложившаяся ныне ситуация в области образования, использования, обезвреживания, хранения и захоронения отходов ведет к опасному загрязнению окружающей среды, значительному экономическому ущербу и представляет реальную угрозу здоровью людей. Неиспользуемые отходы - это миллионы тонн выведенных из хозяйственного оборота безвозвратно теряемых материальных ресурсов, тысячи гектаров пригодных для использования земель. Значительные площади земель загрязняются многочисленными несанкционированными свалками. Обострилась необходимость сочетания гибкой рыночной экономики, способной на быструю сырьевую переориентацию, с дальновидной административной поддержкой, стимулирующей использование отходов и уменьшение их негативного воздействия на окружающую среду.
Для оперативного управления процессами обращения с отходами производства и потребления администрацией области намечен ряд конкретных мер по формированию единой сети планово-регулярного контейнерного сбора и перевозки твердых бытовых отходов, с постепенным их переводом на более прогрессивные - двухступенчатые методы промышленной переработки, включающие предварительную сортировку материалов на городских перерабатывающих станциях или заводах и последующим размещением их остатков на полигонах захоронения. В качестве реального шага исполнения намеченного стало строительство и успешная эксплуатация в Белгородском районе полуавтоматизированного комплекса по переработке твердых бытовых отходов, аналоги которого, после промышленного освоения и доработки предполагается строить и в раде других промышленных городах области. Это, безусловно, позволило и еще позволит свести к минимуму многие негативные воздействия отходов на качество окружающей среды и положительным образом отразится на здоровье населения. Но пока в целом проблема загрязнения почвы производственными и бытовыми отходами по-прежнему остается актуальной.
Автотранспорт является специфическим источником загрязнения атмосферы, им выбрасывается более 200 химических веществ. Формируемые выбросами автотранспортных потоков в районах автомагистралей и их пересечений зоны загрязнения воздуха такими веществами, как оксид углерода, диоксид азота, углеводороды могут характеризоваться высокими (часто больше ПДК) значениями концентраций и охватывать достаточно большие территории.
В целях снижения негативного влияния выбросов автотранспорта на окружающую среду на большинстве организаций и предприятий области организованы своевременный ремонт, регулировка и техническое обслуживание систем и агрегатов, разрабатываются и внедряются мероприятия по уменьшению объемов грузоперевозок и снижению расхода топлива, планово осуществляется перевод части автотранспорта на газовое топливо, проводится оперативный контроль за содержанием загрязняющих веществ в выхлопных газах.
Информация о работе Статистический анализ экологического состояния регионов