Социально-экономические формы развития торговоли

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 13:56, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ и изучение социально-экономических форм развития торговли.
Основные задачи курсовой работы:
1. Дать общую характеристику отрасли;
2. Изучить социально-экономические формы развития торговли.

Содержание

Введение 5
1. Общая характеристика отрасли 7
1.1 Основные показатели отрасли 7
1.2 Анализ развития отрасли в РБ 10
2. Социально-экономические формы развития торговоли 13
2.1 Анализ и тенденции развития форм торговли на современном этапе 13
2.2 Формирование и развитие фирменной торговли в рамках продуктовой кооперации 21
4. Расчётная часть 23
Заключение 30
Список литературы 32

Работа содержит 1 файл

социально-экономические формы развития торговли РБ_курс - копия.doc

— 240.00 Кб (Скачать)

    В структуре продажи продовольственных  товаров продолжится тенденция повышения доли более ценных в питательном отношении продуктов питания, таких, как овощи, фрукты, мясо, молоко, яйца, рыба и рыбопродукты при одновременном замедлении темпов продажи хлеба и хлебопродуктов, сахара, картофеля. Согласно прогнозу, потребление мяса и мясопродуктов с 61 килограмма на душу населения в 2009 году увеличится до 70 килограммов в 2011 году, молока и молокопродуктов – соответственно с 256 до 289, рыбы и рыбопродуктов – с 19 до 22,5, овощей и бахчевых культур – со 124 до 135 килограммов.

    Произойдут  изменения и в структуре продаж непродовольственных товаров. Более высокими темпами, чем продажа товаров легкой промышленности, будет возрастать продажа товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения. При этом ожидаются более высокие темпы роста продаж технически сложных товаров бытового назначения (радио– и телеаппаратуры, бытовой техники), автомобилей, строительных материалов и т.п.

    Увеличение  реализации указанных товаров и  повышение спроса на них основывается на прогнозируемом увеличении объемов  их производства в республике с одновременным расширением их ассортимента и улучшением качества.

    Возрастет влияние торговых организаций на объемы и ассортимент выпускаемых товаров за счет:

    формирования  совместно с товаропроизводителями  производственных программ в соответствии с потребностями внутреннего рынка, в том числе по освоению новых товаров, с тем, чтобы главным принципом такого взаимодействия было производство под конкретный заказ, а не производство ради производства;

    повышения действенности и результативности договорных отношений торговых организаций и товаропроизводителей и взаимной экономической ответственности за их соблюдение;

    усиления  контроля за качеством реализуемых  товаров и недопущением продажи  товаров, не соответствующих требованиям  технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации;

    применения  активных форм торговли (ярмарок, выставок-продаж, распродаж товаров по сниженным ценам, дисконтных продаж, рекламных акций с вручением покупателям призов и подарков и иные формы).

    Продолжится взаимодействие с министерствами и концернами по организации выпуска импортозамещающих товаров с учетом Государственной программы импортозамещения на 2006 – 2010 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 марта 2006 г. N 402 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., N 53, 5/22081), предусматривающей концентрацию ресурсов на производстве следующих импортозамещающих товаров и технологий:

    в машиностроении – легковых автомобилей  и сельскохозяйственной техники;

    в радиоэлектронной промышленности –  цифровой теле-, радиоаппаратуры и средств связи, вычислительной техники;

    в химической промышленности – новых  видов полимерных материалов, стеклообоев, перспективных лакокрасочных материалов и покрытий на их основе;

    в лесной и деревообрабатывающей отрасли  – древесностружечных плит улучшенного  качества и древесноволокнистых  плит средней плотности типа МДФ, благодаря применению которых повысится  качество и конкурентоспособность отечественной мебели;

    в легкой промышленности – печати, крашения, обработки и отделки тканей, женских колготок с эластомерными нитями типа «лайкра» и другие;

    в строительстве – рулонных кровельных материалов на не гниющей основе, стеклопакетов, оконных и дверных блоков, заполнителей пористых, пенопласта полистерольного, сухих строительных смесей.

    Определенное  значение будет иметь и совершенствование  государственной политики в отношении импорта потребительских товаров.

    Большое значение в реализации намеченных планов отводится совершенствованию хозяйственных связей торговли и промышленности. Предстоит провести оптимизацию ассортиментной политики торговых организаций, направленную на обеспечение их финансовой устойчивости, удовлетворение потребностей населения в товарах и стимулирование их приобретения.

    В целях обеспечения поддержки  отечественных товаропроизводителей продолжится практика квотирования импорта отдельных видов товаров, применения иных мер тарифного и  нетарифного регулирования оборота  товаров.

    Планируется поэтапное сокращение числа квотируемых товаров отечественного производства для поставки на внутренний потребительский рынок.

    Повысится эффективность мер по защите внутреннего  потребительского рынка от реализации фальсифицированных и некачественных товаров, при этом предусматривается расширение перечня товаров, подлежащих маркировке контрольными (идентификационными) знаками.

    2.2 Формирование и развитие фирменной торговли в рамках продуктовой кооперации

    В соответствии с Государственной  программой возрождения и развития села на 2005 – 2010 годы преобразования сферы АПК предполагается осуществлять на базе кооперации и интеграции с формированием разноуровневых многоотраслевых и узкоспециализированных объединений, охватывающих технологические цепочки от производства сырья до его переработки и реализации продовольствия. Их задача – объединить деятельность субъектов АПК по производству и переработке сырья, торговых и финансово-кредитных организаций; предусмотреть перспективу перерастания этих структур в крупные конкурентоспособные и экспортоориентированные корпорации, а также их выход на межгосударственный уровень.

    Относительно  фирменной торговли указанные выше приоритеты предполагают оптимизацию организационно-правовых структур интегрированных формирований и включение в их состав торгово-сбытовых подразделений для реализации произведенной продукции. В связи с этим возникает потребность в использовании определенной методической основы для выявления и сопоставления различных вариантов. В их числе актуальными являются вопросы типологического анализа, необходимого для выделения качественно отличных и одновременно внутренне однородных групп предприятий сферы АПК, на основе которых в дальнейшем можно осуществлять формирование эффективных региональных структур кластерного типа.

    Важной  причиной объединения деятельности различных структур АПК является также снижение трансакционных издержек в результате наиболее эффективной координации работы возможных участников (концентрация ресурсов на приоритетных направлениях, оптимизация схемы налогообложения, координация системы управления и т.д.).

    Таким образом, конкуренция создает благоприятные  возможности для выделения и  развития рыночных сегментов. Специализация  ведет к повышению совокупной эффективности системы, поиску и внедрению инновационных технологий и методов хозяйствования. Кооперация повышает совокупную конкурентоспособность предприятий во внешнеторговой деятельности. Установлено, что такой подход особенно выгоден регионам, так как дает возможность для роста конкурентоспособности местного бизнеса, увеличения доходности региона, а также решает проблемы занятости населения.

 

    4.  Расчётная часть

 

    Задача  № 1

    Имеются данные о работе 24 заводов в одной  из отраслей промышленности

№ п/п Среднегодовая стоимость основных производствен-ных  фондов, млн. руб. Среднесписочное число работаю-щих за отчетный период, чел. Производство  про-дукции за отчетный период,млн. руб. Выполнение  плана, %
1     3,0     360     3,2     103,1
2     7,0     380     9,6     120,0
3     2,0     220     1,5     109,5
4     3,9     460     4,2     104,5
5     3,3     395     6,4     104,8
6     2,8     280     2,8     94,3
7     6,5     580     9,4     108,1
8     6,6     200     11,9     125,0
9     2,0     270     2,5     101,4
10     4,7     340     3,5     102,4
11     2,7     200     2,3     108,5
12     3,3     250     1,3     102,1
13     3,0     310     1,4     112,7
14     3,1     410     3,0     92,0
15     3,1     635     2,5     108,0
16     3,5     400     7,9     111,1
17     3,1     310     3,6     96,9
18     5,6     450     8,0     114,1
19     3,5     300     2,5     108,0
20     4,0     350     2,8     107,0
21     1,0     330     1,6     100,7
22     7,0     260     12,9     118,0
23     4,5     435     5,6     111,9
24     4,9     505     4,4     104,7
 

    Требуется сгруппировать заводы по среднегодовой  стоимости основных производственных фондов, образовав 5 групп заводов  с равными интервалами, рассчитать по каждой группе и в целом:

  • количество заводов и их удельный вес;
  • среднесписочное число работающих;
  • производство продукции;
  • средний процент выполнения плана.

    Проанализировать  данные таблицы и сделать выводы.

    

     =1,2

    1 группа 1-2,2 млн-среднегод-я ст-ть  опф 

    3 зав. в группе, удельный вес=(3/24)*100=12,5%

    Среднесписочное число работающих 220+270+330=820 чел.

    Производство  продукции=1,5+1,6+2,5=5,6 млн

    103,87 – средний % выполнения плана

    ===================================================

    2 группа 2,2-3,4млн –среднегодовая стоимость опф

    9 зав. в группе, удельный вес=(9/24)*100=37,5%

    Среднесписочное число работающих                                                                                                                           360+395+280+200+250+310+410+635+310=3150 чел.

    Произ-во = 10,5+16=26,5 млн.

    102,49 – средний %вып.плана

 

    3 группа 3,4-4,6 млн –среднегод-я ст-ть  опф

    5 зав.в группе, удельный вес=(5/24)*100=20,83%

    Среднесписочное число работающих 300+400+350+435+460=1945.

    Произ-во =18,8 млн

    108,5 - % вып.плана.

    =======================================================

 

    4 группа 4,6-5,8 млн –среднегод-я ст-ть  опф

    3 зав.в группе,удельный вес=(3/24)*100=12,5%

    Среднесписочное число работающих = 340+450+550=1340

    Произ-во 15,9млн

    107,07 - % вып.плана

    =================================================

 

    5 группа 5,8-7 млн –среднегод-я ст-ть  опф

    4 зав.в группе,удельный вес=(4/24)*100=16,67%

    Среднесписочное число работающих = 380+260+200+580=1420 чел.

    Произ-во 43,8 млн.

    117,78 – ср.% вып.плана.

 
 
 
 
 
 

Задача  № 2

№ варианта     Годы 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003
    VIII Производство  эл. энер-гии ТЭС, млрд кВт ч 81,5 124,4 126,0 163,9 214,5 230,8 223,5

    

    8      - линейная диаграмма

    Цепные  аналитические показатели динамики определяются по формулам:

      =124,4-81,5=42,9  - абсолютный прирост

       =124,4/81,5=1,526 - коэффициент роста

     =152,6%  - темп роста

     =42,9/81,5=0,526 - коэффициент прироста

     =42,9/81,5*100=52,6% - темп прироста,

    где Yi, Yi-1 – уровни ряда динамики за рассматриваемый и предшествующий периоды.

    Для расчета аналогичных базисных показателей  динамики используются формулы:

     =126-81,5=44,5

      =126/81,5=1,546 - коэффициент роста

     =154,6 % - темп роста

     =44,5/81,5=0,546 - коэффициент прироста

     =44,5/81,5*100=54,6% - темп прироста,

    где – начальный уровень ряда динамики, принятый за базу сравнения.

    Абсолютное  значение одного процента прироста |Ai1%| определяется цепным способом по формулам:

     =42,9/52,6%=81,56

    Средний уровень интервального ряда динамики | | с равными интервалами рассчитывается по формуле:

Информация о работе Социально-экономические формы развития торговоли