Социально-экономические формы развития торговоли

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 13:56, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ и изучение социально-экономических форм развития торговли.
Основные задачи курсовой работы:
1. Дать общую характеристику отрасли;
2. Изучить социально-экономические формы развития торговли.

Содержание

Введение 5
1. Общая характеристика отрасли 7
1.1 Основные показатели отрасли 7
1.2 Анализ развития отрасли в РБ 10
2. Социально-экономические формы развития торговоли 13
2.1 Анализ и тенденции развития форм торговли на современном этапе 13
2.2 Формирование и развитие фирменной торговли в рамках продуктовой кооперации 21
4. Расчётная часть 23
Заключение 30
Список литературы 32

Работа содержит 1 файл

социально-экономические формы развития торговли РБ_курс - копия.doc

— 240.00 Кб (Скачать)

    Содержание

 

     Введение

    Внутренняя  торговля является одной из важнейших  сфер жизнеобеспечения населения и одним из основных источников поступления денежных средств для формирования основ финансовой стабильности государства. В связи с этим заинтересованность государства в увеличении масштабов торговой деятельности объективно обусловлена.

    В целом, в последнее десятилетие обеспечено стабильное развитие внутреннего потребительского рынка преимущественно за счет реализации товаров отечественного производства, высоких темпов развития розничного товарооборота, совершенствования материально-технической базы торговли, развития новых форм и методов продажи товаров, внедрения информационных технологий. Вместе с тем в отрасли не преодолена убыточность, большинство торговых организаций испытывает недостаток собственных оборотных средств.

    Программа развития внутренней торговли на 2006 – 2010 годы (далее – Программа) разработана  государственным научным учреждением  «Институт экономики Национальной академии наук Беларуси» с учетом Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 12 июня 2006 г. N 384 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., N 92, 1/7667), а также Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года, одобренной Президиумом Совета Министров Республики Беларусь (протокол заседания от 22 июня 2004 г. N 25). При разработке Программы исследованы материалы и предложения Министерства торговли, облисполкомов и Минского горисполкома о прогнозах развития торговли.

    В Программе определены цели, задачи и пути развития розничного товарооборота и потребления важнейших продовольственных и непродовольственных товаров, расширения и совершенствования инфраструктуры розничной и оптовой торговли, общественного питания, совершенствования научной, технической и технологической политики, управления и реформирования собственности, финансово-кредитного обеспечения торговых организаций, включая совершенствование принципов государственного регулирования и кадрового обеспечения в сфере торговли. При этом определены важнейшие параметры развития отрасли, а также разработаны мероприятия по реализации Программы.

    Целью курсовой работы является анализ и  изучение социально-экономических  форм развития торговли.

    Основные  задачи курсовой работы:

    1. Дать общую характеристику отрасли;

    2. Изучить социально-экономические  формы развития торговли.

    Предметом курсовой работы является социально-экономические формы развития торговли.

    Структурно курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

 

1. Общая характеристика отрасли

    1.1 Основные показатели  отрасли

    В 2010 – 2011 годах в развитии потребительского рынка продолжились положительные тенденции, определившиеся ранее.

    Производство  потребительских товаров (основной источник предложения на внутреннем потребительском рынке) за 2010 – 2011 годы выросло на 50,4 процента против прогнозных 42 – 47 процентов, в том числе продовольственных товаров – соответственно на 51,1 процента против 39 – 44 процентов и непродовольственных товаров – соответственно на 50,4 процента против 46 – 52 процентов по прогнозу. Реальные денежные доходы населения повысились на 76,7 процента против 58 – 63 процентов по прогнозу. Это способствовало росту платежеспособного спроса населения на товары и услуги, динамичному развитию внутреннего потребительского рынка.

    Объем розничного товарооборота через  все каналы реализации составил в 2011 году 25230 млрд. рублей и увеличился по сравнению с 2010 годом в сопоставимых ценах на 20 процентов при прогнозном показателе 13 – 14 процентов. За 2006 – 2011 годы его рост составил 211 процентов, что превышает прогнозные показатели Программы развития внутренней торговли Республики Беларусь на 2001 – 2005 годы (50 – 55 процентов).

    Сохраняется достаточно высокий удельный вес  покупок товаров на рынках, в киосках  и другой мелкорозничной торговой сети из-за более низкого уровня цен на товары. В результате удельный вес рынков в общем объеме розничного товарооборота составил в 2011 году 36,8 процента против 36,5 процента в 2010 году (2008 год – 28,1 процента), но прогнозные показатели 2010 года – 27,4 процента не достигнуты.

    В развитии розничного товарооборота сохраняется тенденция увеличения доли частной торговли, отражающая результаты приватизации объектов государственной собственности. Удельный вес организаций торговли государственной формы собственности в общем объеме розничного товарооборота снизился в 2011 году до 15,8 процента против 24,9 процента в 2010 году.

    При росте продажи непродовольственных  товаров в сопоставимых ценах в 2011 году на 29,7 процента, реализация продовольственных товаров выросла на 12,3 процента, в результате удельный вес продажи непродовольственных товаров повысился на 2 процентных пункта по сравнению с 2010 годом и составил 46,3 процента в общем объеме розничного товарооборота, а доля продажи продовольственных товаров соответственно снизилась до 53,7 процента (прогноз – 56,4 процента).

    В 2011 году потребление мяса и мясопродуктов  на душу населения составило 61 килограмм, или 87,1 процента рациональной нормы, молока и молокопродуктов – 256 килограммов, или 72,2 процента, яиц – 267 штук, или 103,9 процента.

    Аналогичная ситуация сложилась и по обеспеченности населения товарами длительного пользования. Показатель наличия на 100 семей товаров длительного пользования возрос в 2011 году по телевизорам до 130 штук против 119 в 2006 году, холодильникам до 102 штук против 98, стиральным машинам до 176 штук против 71, легковым автомобилям до 55 штук против 43.

    Высокие темпы развития розничного товарооборота  в немалой степени достигнуты благодаря благоприятной экономической  ситуации, сложившейся в республике и в первую очередь за счет роста реальных денежных доходов населения, обеспечения своевременной выплаты заработной платы, а также наращивания объемов производства отечественных товаров.

    В результате по многим товарным позициям потребительский рынок республики в 2011 году обеспечивался в основном за счет продукции отечественного производства. Доля продажи товаров, производимых в республике, в обороте торговой сети составила в 2011 году 78,3 процента, в том числе продовольственных – 86,1, непродовольственных – 67,3 процента. С учетом проведенной Министерством статистики и анализа экспертной оценки удельный вес продажи товаров отечественного производства в общем объеме розничного товарооборота через все каналы реализации в 2010 году составил 69,1 процента, в том числе по продовольственным товарам – 80,2, непродовольственным – 57,1 процента.

    Стимулированию  роста объемов продаж товаров  отечественного производства способствует постоянно осуществляемая торговыми организациями работа по проведению, в том числе и совместно с организациями-изготовителями, выставок-продаж, расширенных продаж товаров, а также различных рекламных мероприятий – призовых акций, покупательских конференций, демонстраций моделей и других. Практикуется проведение распродаж товаров по сниженным ценам, приуроченных к окончанию сезона, а также в предпраздничные и праздничные дни.

    Как результат, на внутреннем потребительском  рынке удельный вес реализации товаров отечественного производства торговыми организациями составляет по мясу и птице 96,5 процента, колбасным изделиям и копченостям – 99,3, майонезной продукции – 93, кондитерским изделиям – 85,7, одежде и белью – 76, чулочно-носочным изделиям – 90,9, телевизорам – 99,3, холодильникам и морозильникам – 88,3 процента.

    В целях сдерживания инфляционных процессов на внутреннем потребительском рынке принимаются меры по недопущению необоснованного роста розничных цен. Органами управления торговлей местных исполнительных и распорядительных органов ведется еженедельное отслеживание цен на важнейшие продовольственные и непродовольственные товары. На особом контроле находится соблюдение прогнозного уровня инфляции на плодоовощную продукцию. В целях недопущения роста розничных цен торговые организации были вынуждены применять торговые надбавки ниже установленных размеров.

    Реализация  комплекса мер по финансовому оздоровлению организаций отрасли позволила улучшить их положение, что соответственно отразилось на увеличении уровня рентабельности и снижении доли убыточных организаций. Вместе с тем большинство торговых организаций испытывает недостаток собственных оборотных средств. Показатель платежеспособности – обеспеченность собственными оборотными средствами – по сравнению с уровнем 2010 года ухудшился и на 1 октября 2011 г. составил минус 4,5 процента при нормативе 10 процентов. Удельный вес торговых организаций, не имеющих собственных оборотных средств, увеличился до 51,1 процента. Кроме того, у 15,5 процента организаций уровень обеспеченности собственными оборотными средствами ниже норматива.

    1.2 Анализ развития отрасли в Республике Беларусь

    Торговая площадь магазинов в 2011 году составила 2587,7 тыс.кв. метров при прогнозе 2566 тыс.кв. метров. Торговая площадь магазинов и торговых центров достигла 2793,5 тыс.кв. метров. Прирост торговых площадей магазинов и торговых центров по сравнению с 2010 годом составил 151,8 тыс.кв. метров, или 5,7 процента.

    Норматив  государственного социального стандарта  по обслуживанию населения в области  торговли обеспечивается в целом  по республике, всеми областями и  г. Минском. Обеспеченность торговыми площадями в расчете на 1000 жителей составляет 286 кв. метров, или 109,6 процента к нормативу. Однако, указанный показатель значительно ниже среднеевропейского (650 кв. метров), США (1200 кв. метров), г. Москвы (520 кв. метров).

    Основным  направлением развития розничной торговой сети является увеличение размеров торговых объектов и поддержание оптимального соотношения крупных и небольших магазинов в целях обеспечения их наличия в зоне пешеходной доступности. Однако этот процесс идет недостаточно высокими темпами, причиной которых является неустойчивое финансовое положение большинства торговых организаций, отсутствие внешних инвестиций.

    В 2010 – 2011 годах в республике открыто 6 гипер– и супермаркетов с торговой площадью от 1700 до 6000 кв. метров. Количество магазинов с торговой площадью от 650 кв. метров увеличилось со 171 в 2005 году до 210 в 2008 году, с торговой площадью от 1000 кв. метров соответственно с 81 до 99.

    С вводом в действие гипермаркетов  созданы реальные предпосылки для  дальнейшего развития в республике сетевой розничной торговли.

    В настоящее время ряд крупных  торговых организаций республики использует в работе принципы сетевой торговли. К таким организациям можно отнести в г. Минске торговые структуры, работающие под торговой маркой «Рублевский», «Копилка», «Аксис», «Соседи», в г. Витебске – «Веста», «Витебские продукты», «Ника», в г. Бресте – «Продтовары».

    Осуществлен перевод индивидуальных предпринимателей с открытых рынков в торговые центры, в которых обеспечивается полный комплекс услуг и осуществляется расчетно-кассовое обслуживание. Количество торговых центров в 2011 году составило 205 единиц. В них организовано 13,6 тыс. торговых объектов преимущественно индивидуальных предпринимателей.

    Кроме того, в республике проведены аттестация рынков и их благоустройство. При этом количество рынков увеличилось с 293 единиц в 2010 до 368 в 2011 году.

    В 2008 – 2010 годах в розничной торговой сети не увеличился уровень применения продажи товаров населению по методу самообслуживания. В этот период с использованием данного метода работало 31,5 процента магазинов от их общего количества и 47,5 процента от их торговой площади.

    Число объектов общественного питания  в 2011 году увеличилось по сравнению  с 2010 годом на 1,8 тыс. единиц и на 55,8 тыс. мест, или соответственно на 20,8 и 8,8 процента. Это позволило выполнить всем областям и г. Минску государственный социальный стандарт по обеспечению населения республики местами в общедоступной сети общественного питания. В настоящее время этот показатель составляет 19,7 места на 1000 человек при нормативе 15 мест.

Информация о работе Социально-экономические формы развития торговоли