Система социального страхования и ее развитие в условиях формирования рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 20:42, курсовая работа

Описание работы

Ничто не мешает нам рассматривать экономическую и социальную сферу как относительно самостоятельные подсистемы, со своими специфическими законами развития. Тем более, что всегда четко различимы экономические и социальные явления, а в соответствующих расчетах принято выделять экономическую и социальную эффективность. Раздельно формируется экономические и социальные интересы.

Работа содержит 1 файл

макро.doc

— 226.00 Кб (Скачать)

Следует начать постепенный пе­реход к равному участию нанимателя и работника в финансировании систе­мы пенсионного и социального стра­хования, с этой целью предлагается снизить до 50% долю работодателей в финансировании совокупных расходов на пенсии и пособия, сократив их долю в финансировании пенсий до 30%; увеличить долю работников в финан­сировании государственной системы пенсий и пособий до 50%; обеспечить за счет соответствующих источников финансирование пенсионного и соци­ального страхования граждан в перио­ды вынужденного нахождения в «не­страховых» периодах.

Также нужно обеспечить раздельный учет зачис­ления средств пенсионного и социаль­ного страхования на счета фонда и ин­дивидуальные лицевые счета застра­хованны в связи с их различным целе­вым назначением, что увеличит возможности фонда для эффективного управления пенсионно-страховым ка­питалом.

Необходимо ослабить стимулы к занижению истинных размеров зара­ботной платы, установив реальную ве­личину минимальной заработной пла­ты в республике и размер минималь­ного потребительского бюджета, а также увязать размер страховых взно­сов для «самозанятого» населения с показателем средней заработной платы в республике; принять жесткие меры для обязательной регистрации граждан в системе персонифициро­ванного учета с целью выявления дол­говременных неплательщиков страхо­вых взносов либо стабильных платель­щиков минимальных платежей в фик­сированном размере.

Опираясь на научный подход к вопросам теории и практики страхования, а также регулиро­вания страхования в экономи­ческой политике государства, можно выделить два этапа, в соответствии с которыми долж­на строиться государственная политика на страховом рынке в целях наиболее полной реали­зации функций страхования как экономической категории с уче­том уровня социально-эконо­мического развития общества.

На первом этапе при выра­ботке политики государства в данной сфере необходимо уде­лять внимание мероприятиям, которые на макроуровне позво­лят реализовать компенсацион­ную функцию страхования в це­лях создания более благопри­ятных условий для функциони­рования важнейших сфер дея­тельности общества. В первую очередь речь идет о стимулиро­вании спроса на страхование и о создании благоприятной и стабильной социально-эконо­мической среды, обеспечиваю­щей высокий уровень защиты потребителей.

На втором этапе при усло­вии достаточного распростра­нения страхования, а также в случае создания ситуации от­носительно устойчивого эконо­мического развития значимую роль должна сыграть инвести­ционная функция страхования. При значительном объеме опе­раций по страхованию иному, чем страхование жизни, вре­менно свободные средства страховых компаний могут стать инвестиционным ресурсом, имеющим значение в мак­роэкономическом масштабе.

Социальные издержки переходного периода, влияние негативных демогра­фических факторов и различные экономические проблемы стали причиной глубинной деформации финансовых основ пенсионного и социального страхования в нашей стране. Отмечается рост расходов Фонда социальной защиты населения на многочисленные выплаты, не обеспеченные поступлением стра­ховых платежей. Отсутствие механизма дифференциации страховых взносов в рамках определенного вида пенсионного и социального страхования усили­вает негативное действие нецелевого расходования средств.

В связи с этим особое значение приобретают вопросы поиска оптимальной рыночной модели финансового обеспечения системы пенсионного и социального страхования, которая учитывала бы международные принципы и нормы, гаранти­ровала качественно новый уровень пенсионирования и активацию страховых при­знаков системы. Основанная на актуарных расчетах, модель должна адекватно оценивать текущее и долгосрочное прогнозирование финансового состояния систе­мы. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1.      определить основные этапы проведения актуарных расчетов и прогнози­рования финансового состояния системы;

2.      уточнить систему прогнозных показателей, применяемых при расчете суммы страховых взносов;

3.      основываясь на принципе паритетного участия социальных партнеров, разработать механизм перераспределения страховых тарифов между застрахо­ванным лицом и нанимателем;

4.      разработать методику расчета дотаций на санаторно-курортное лечение с учетом страхового стажа реципиентов и их реального вклада в систему со­циальных трансфертов.

На первом этапе актуарного моделирования необходимо определить исход­ные параметры будущего прогноза — основные макроэкономические и демо­графические характеристики, а также ограничения и требования к уровню жизни, который система должна обеспечивать участникам.

На следующем этапе устанавливаются основные показатели расходной части бюджета фонда, т.е. необходимого объема финансовых ресурсов для обеспечения выплаты пенсий в соответствии с действующим законодательством. При этом рас­четы осуществляются отдельно по каждой категории получателей пенсий, а также в разрезе выплат, определяются резервы сокращения расходов ФСЗН.

Уровень, ресурсной обеспеченности фонда рассчитывают на третьем этапе, как и тариф страховых взносов, необходимый для финансирования назначенных пенсий и пособий в полном объеме. Последний этап предполагает корректировку и регули­рование страхового тарифа, расчет страховых платежей для финансирования выплат по "нестраховым" периодам, использование резервов увеличения доходов и сокращение расходов для достижения финансовой сбалансированности фонда.

В связи с необходимостью пенсионного и социального страхования граждан, вынужденно находящихся в "нестраховых" периодах, а также занятостью отдель­ной когорты застрахованных в силовых ведомствах, имеющей особенности при расчете страховых взносов, наличием большого числа самозанятых плательщиков страховых взносов, несущих двойную страховую нагрузку (нанимателя и застра­хованного) система укрупненных прогнозных показателей, применяемых при мак­роэкономических расчетах для оценки финансового состояния Фонда социальной защиты населения на долгосрочную перспективу, нуждается в доработке.

В отличие от большинства сторонников "мягких" вариантов реформирова­ния, которые, основываясь на принципе солидарности поколений, не учиты­вают главных принципов пенсионного страхования и ставят целью сокращение расходов на пенсии, мы считаем, что необходимы кардинальные меры по ре­формированию пенсионной системы введением семинакопительной системы в качестве основы пенсионного обеспечения.

Перераспределение совокупного страхового тарифа на пенсионное и со­циальное страхование позволит размежевать распределительную и накопитель­ную составляющие пенсионной системы. Взносы работодателя целиком и пол­ностью должны поступать в распределительную систему ФСЗН, а взносы работника — зачисляться на именной лицевой счет застрахованного лица. Это позволит достичь сочетания солидарных принципов с накопительными элемен­тами и в перспективе сократить нагрузку на работающее население, которая возрастет с ухудшением демографической ситуации.

Для усиления действия страховых принципов в социальном страховании и установления максимальной зависимости между уплатой страховых взносов и суммами полученных страховых выплат и дотаций необходимо задействовать механизм дифференциации тарифа на социальное страхование для нанимате­лей. Основанный на сравнении основных показателей деятельности стра­хователя (суммы страхового обеспечения по временной нетрудоспособности, суммы страховых взносов, количества случаев нетрудоспособности, периода нетрудоспособности на один страховой случай и др.) механизм должен преду­сматривать установление дополнительных скидок и надбавок к базовому стра­ховому тарифу и таким образом усиливать принцип самофинансирования, обоснованно распределяя страховую нагрузку. Дифференциация страхового тарифа уменьшит актуарные диспропорции, повысит устойчивость системы социального страхования и будет способствовать усилению контроля за сред­ствами социального страхования со стороны страхователей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Социальное страхование как финансовая категория представляет собою часть денежных отношений по распределению и перераспределению национального дохода с целью формирования и использования фондов, предназначенных для содержания лиц, не участвующих в общественном труде.

В данной курсовой работе был определен исследуемый тип финансовых отношений, были рассмотрены его функции, признаки и принципы, виды социального страхования.

В нашей стране — один из самых высоких страхо­вых тарифов в системах социаль­ного страхования, действующих в настоящее время (размер страхового взноса составляет 35%). Только проана­лизировав, от чего за­висит размер тарифов, куда и как эти средс­тва расходуются, како­ва мировая практика в этой области, мож­но определить что можно сделать для рефор­мирования системы социального страхова­ния и снижения стра­ховых тарифов.

Особенностью организации социальной защиты населения в Республике Беларусь  является то, что этот процесс осуществляется за счет средств государственных целевых и бюджетных фондов: Фонда социальной защиты населения, государственного фонда содействия занятости, а также страховых компаний, занимающихся страхованием жизни и от несчастных случаев. Пенсионное обеспечение в Республике Беларусь осуществляется по солидарному принципу, когда работающие содержат неработающих.

Наиболее важной задачей, которую необходимо решить и которая во многом определяет существующие проблемы системы социальной защиты, является перестройка сознания на понимание того факта, что устаревшие стереотипы, механизмы и инструменты построения системы социальной защиты в новых современных условиях не могут быть эффективными и мешают социально-экономическому развитию общества.

Все вышеперечисленное положительно скажется на состоянии отечественной пенсионной системы. Жаль, что пока ничего не предпринимается для решения ее глобальных проблем: катастрофически низкое и продолжающее ухудшаться соотношение численности работающих и пенсионеров, назначение большого количества досрочных пенсий, зачет в трудовой стаж многих периодов без уплаты страховых взносов, льготные страховые тарифы и многое другое. Не совсем экономически оправдано и то, что сбором страховых взносов и ведением персонифицированного учета занимается ФСЗН, а назначением и выплатой пенсий - местные органы по труду и социальной защите.

Руководством страны поставлена задача постоянного роста коэффициента замещения (проще говоря - увеличения размеров пенсий). Выполнить ее без серьезного реформирования пенсионной системы нельзя.

Успеху мероприятий по рефор­мированию пенсионного и социаль­ного страхования будет способство­вать дальнейшее расширение пер­сонифицированного учета, основан­ное на индивидуализации страховых выплат в рамках программы пенси­онного и социального страхования, а также создание системы актуарных расчетов, построение эффективной актуарной модели пенсионного и со­циального страхования, полностью учитывающей особенности и специ­фику национальной системы, кото­рая позволит рассматривать воз­можные варианты развития и своев­ременно принимать упреждающие меры при возникновении отрица­тельных тенденций.

Принимаемые ныне меры создают объективные предпосылки для значительного повышения эффективности и уровня социальной защищенности граждан Беларуси. Создана система персонифицированного учета пенсионных взносов, введено обязательное страхование социальных рисков работников, связанных с их профессиональной деятельностью. Пока, к сожалению, в Беларуси не получило должного развития дополнительное пенсионное обеспечение как один из важных элементов в системе пенсионного обеспечения многих государств. В настоящее время этой деятельностью занимаются лишь отдельные страховые организации в рамках страхования жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.      Лемешевский, И.М. Макроэкономика Мировой опыт и белорусская практика: учеб.-метод. комплекс 2-е изд. – Минск: Изд-во ФУАинформ, 2009.

2.      Лемешевский И.М. Экономическая теория: Основы. Вводный курс: учеб. пособие 3-е изд. – Минск: Изд-во ФУАинформ, 2007.

3.      Николаевский, В. В. Социальная зашита населения: теория и практика / В. В. Николаевский // Социология. –  2004.

4.      Ананич, О. Социальное страхование в Беларуси и мировая практика / О. Ананич // Директор. –  2004.

5.      Ананич, О. Проблемы социального страхования в Беларуси / О. Ананич // Директор. –  2004.

6.      Громыко, Н. К. Тенденции социального реформирования в Республике Беларусь //  Н. К. Громыко // Отдел кадров.  – 2004.

7.      Об основах государственного социального страхования: Закон Республики Беларусь, 31 января 1995г. №3563-XII (с изменениями и дополнениями) // Нац. реестр правовых актов РБ 19 марта 2001г. №2/474.

Информация о работе Система социального страхования и ее развитие в условиях формирования рыночной экономики