Система социального страхования и ее развитие в условиях формирования рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 20:42, курсовая работа

Описание работы

Ничто не мешает нам рассматривать экономическую и социальную сферу как относительно самостоятельные подсистемы, со своими специфическими законами развития. Тем более, что всегда четко различимы экономические и социальные явления, а в соответствующих расчетах принято выделять экономическую и социальную эффективность. Раздельно формируется экономические и социальные интересы.

Работа содержит 1 файл

макро.doc

— 226.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Как видно из приведенного примера, прямая экономия предприятия от сотрудничества с государственной страховой компанией составляет 35 400 рублей (59%). Одновременно решается ряд важнейших вопросов кадровой политики предприятия, таких как формирование благоприятного морально­психологического климата в трудовом коллективе, удержание своих лучших работников посредством экономического стимула (при досрочном увольнении деньги работнику не переводятся), создание постоянной команды профессионалов и др.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12

 



3 ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

Увеличение абсолютной численности пен­сионеров, их удельного веса в общей числен­ности населения и другие факторы стали при­чиной кризисных явлений в системе пенси­онного и социального страхования. Послед­ствиями негативных процессов явились глу­бинная деформация финансовых основ пен­сионного и социального страхования, рост расходов Фонда социальной защиты населе­ния на многочисленные выплаты, не обес­печенные адекватным поступлением страхо­вых платежей.

В связи с этим особое значение приобре­тает поиск оптимальной модели финансово­го обеспечения системы пенсий и пособий, которая учитывала бы международные прин­ципы и нормы, гарантировала качественно новый уровень пенсионирования и актива­цию страховых признаков системы.

Целью такой работы является построение модели финансового обеспечения системы пенсионного и социального страхования, адекватной современным рыночным услови­ям, которая должна обеспечивать:

1.      сочетание солидарности обязательств и индивидуального накопления в пенсионной системе с существенным преобладанием пос­леднего; 

2.      равенство страхового тарифа для всех плательщиков взносов;

3.      возвратность пенсионных и других стра­ховых платежей по замкнутой траектории;

4.      индивидуальный учет не только уплачен­ных взносов, но и полученных страховых выплат;

5.      целевое использование страховых взно­сов на выплату пенсий;

6.      эквивалентность страховых платежей и выплат в распределительной составляющей системы;

7.      консервацию (сбережение) страховых взносов на индивидуальных счетах застрахо­ванных;

8.      увеличение страховых выплат в накопи­тельном звене за счет полученных инвести­ционных доходов;

9.      прямую зависимость размера пенсии от тру­дового (страхового) вклада застрахованных лиц;

10.   адекватность величины пенсии совре­менным условиям — сохранение ее покупа­тельной способности в течение всего перио­да получения путем индексации пенсионно­го капитала.

Нуждается в изменении система управления пенсионным обеспечением в стране. Первоочередным в этой части представляется объединение в одной организационной структуре всех функций по сбору и аккумуляции средств, назначению и перерасчету пенсий, а также их выплате. Это — мировая практика, к этому пришли в России, это необходимо делать и в Беларуси.

В условиях рыночной экономики банкротство, реорганизация предприятий стали носить массовый характер. При этом зачастую не сохраняются архивы, которые могли бы подтвердить трудовой стаж и размер заработной платы для назначения государственной пенсии. Размер пенсии не отражает индивидуального вклада каждого работающего в систему социального страхования в течение всей трудовой деятельности.

Вместо практики назначения пенсии по справке о заработной плате и сведениям из трудовой книжки приходит система персонифицированного учета, являющаяся информационной базой, в которой будут накапливаться сведения, необходимые для назначения пенсии. В перспективе данные персонифицированного учета будут использоваться и при назначении пособий (по временной нетрудоспособности, по безработице).

Основная задача персонифицированного учета – сделать систему государственного социального страхования справедливой, максимально защитить пенсионные права работающих граждан, исключить неоправданное расходование средств социального страхования на выплату «не заработанных» пенсий.

Персонифицированный учет улучшит финансовое положение в государственном социальном страховании за счет повышения заинтересованности непосредственно работника в правильном отражении заработка при начислении страховых взносов и полном их перечислении и создаст информационную базу для реформ в системе государственного социального страхования, в частности, в пенсионной системе.

При сегодняшней системе социальной солидарности поколений (иными словами, при перераспределении средств от работающих к неработающим) персонифицированный учет позволит обеспечить сбор средств и хранение точной информации о страховом стаже каждого работающего гражданина, о заработке или доходе за весь этот период, о начисленных страховых взносах и накопление другой информации, необходимой для начисления пенсии.

Персонифицированный учет позволит в дальнейшем при необходимости обеспечить функционирование накопительной системы и учет уже не только информации о работающих гражданах, но и сумм, накапливаемых на счетах каждого застрахованного гражданина. Если не начать персонифицированный учет сегодня, то реформы государственного социального страхования, в частности, системы пенсионного обеспечения, будут просто невозможны.

Даже наш небогатый опыт работы с временно свободными финансовыми ресурсами свидетельствует о перспективности этого направления. Опираясь на мировой опыт, эта сфера деятельности должна расширяться. Инвестирование средств социального страхования в экономику страны, должно идти по многим направлениям, не ограничиваться лишь депозитами в банки и покупкой государственных казначейских обязательств. Конечно, это требует более квалифицированного подхода в сравнении с тем, который мы имеем сегодня. Нужны подготовленные люди, нужны соответствующие структуры в ФСЗН, но эти затраты правомерны и окупятся с лихвой.

Система социального страхова­ния также требует глубокой транс­формации, которая обусловлена не­обходимостью более справедливого распределения страховой нагрузки между получателями социальных выплат и пособий. Более жесткое равновесие между суммой уплачен­ных страховых взносов и системой выплат должно быть достигнуто через подвижную дифференциацию тари­фов на социальное страхование от­носительно базового тарифа. Необ­ходимо осуществить более деталь­ную увязку составляющих тарифных ставок совокупного страхового тари­фа по отдельным видам социального страхования (по болезни застрахо­ванного; страхования родителей от болезни детей; в связи со смертью за­страхованного и др.) и суммам страхо­вых выплат.

Страховые взносы в фонд и отношения, возникаю­щие при их уплате, имеют налоговую природу, т.к. тарифы взносов устанав­ливаются государством и являются облигаторными платежами, при этом объем страховых выплат не совпадает с размером страховых взносов. Стра­ховые тарифы установлены произ­вольно, без необходимой оценки со­циальных рисков и актуарных расче­тов. Тогда как страховые платежи дол­жны быть строго целевыми, связанны­ми с социальными рисками, возмезд­ными, максимально эквивалентными и выплачиваться только при наступле­нии страховых событий.

Для действия подлин­ного механизма страхования необходимо установить жесткие и точные правовые отношения между страхов­щиком в лице фонда, страхователями и застрахованными для обеспечения наиболее полного соответствия между размерами страховых взносов и обяза­тельствами фонда. В связи с возмож­ностью резких колебаний в количестве социальных рисков фонду необходимо формировать финансовый резерв, средства которого должны инвестиро­ваться в высоколиквидные вложения.

Прямое установление государ­ством страховых тарифов без подроб­ного анализа обширных статистических данных и актуарных расчетов крайне нерационально. Введение час­тичной дифференциации тарифа на пенсионное и социальное страхование, а также создание автономной системы страхования от несчастных случаев на производстве и от профессиональных заболеваний стало важным шагом в нужном направлении. Однако произо­шедшие перемены в системе уже нельзя считать своевременными. Давно назрела необходимость создания пол­ноценной разветвленной системы пен­сионного страхования с введением обя­зательного государственного накопи­тельного страхования с равнозначным участием социальных партнеров.

Особое внимание государства необходимо срочно привлечь к про­блемам ранней диагностики серьез­ных заболеваний застрахованных. С этой целью необходимо в рамках го­сударственного социального страхо­вания рассмотреть возможность вве­дения нового вида страхования — ди­агностического. Подобное государ­ственное социальное страхование существует во многих цивилизован­ных странах и предусматривает вып­латы на медицинское обследование каждые два года для застрахован­ных, достигших 35-летнего возраста; а также ежегодное обследование по раннему распознаванию рака у жен­щин с 20-летнего возраста, у мужчин – с 45 лет. В нашей стране такой вид страхования будет особенно акту­альным для лиц, не получающих выплат по временной нетрудоспо­собности в течение нескольких лет подряд и долговременно не посеща­ющих амбулаторно-поликлинические учреждения.

Страхование не явля­ется самодостаточным видом бизнеса – оно реагирует на рисковый характер различных видов человеческой деятельно­сти, являясь инструментом ми­нимизации и управления риска­ми. Спрос на страховые услуги обусловлен процессом осозна­ния, выявления и оценки рис­ков, а также разработки и при­нятия системы управления ими. Этот процесс в разных формах присущ любым эконо­мическим и историческим усло­виям человеческой деятельнос­ти. В западных странах он пе­рерос в целую науку и стал дос­таточно значимой сферой прак­тической деятельности, полу­чившей название риск-менедж­мент. В нашей же стране в силу причин исторического характе­ра, особенностей национально­го менталитета и других факто­ров понимание необходимости и жизненной важности постоян­ного выявления и оценки рис­ков, сопровождающих полити­ческие, экономические и соци­альные процессы на уровне субъектов хозяйствования и граждан, находится в зачаточ­ном состоянии.

В связи с этим все направ­ления развития страхования должны строиться вокруг ме­роприятий по осознанию и оценке рисков юридическими и физическими лицами, а также принятию мер по их снижению. Решению именно этой задачи должны посвятить свои усилия государство, страховое сооб­щество и потенциальные стра­хователи.

При формировании пенсионно-страхового капитала в нашей респуб­лике, также было бы це­лесообразно начать постепенный пе­реход к равному участию нанимателя и работника в этом процессе, предва­рительно восстановив полную сто­имость рабочей силы посредством обоснованного увеличения оплаты труда, а также повышения удельного веса зарплаты в общих доходах насе­ления.

Значительным скрытым резер­вом увеличения доходов бюджета ФСЗН остается сокращение «теневой» составляющей заработной платы. На­личие значительной численности нера­ботающего официально и, соответ­ственно, не уплачивающего страховые взносы трудоспособного населения также уменьшает группу активных  доноров системы фонда.

Несмотря на ог­ромную проделанную работу по персо­нифицированному учету, большое чис­ло граждан остается за рамками госу­дарственного пенсионного и социаль­ного страхования в нарушение прин­ципа всеобщности и обязательности. В связи с этим необходимо ужесточить условия обязательной ре­гистрации в системе персонифициро­ванного учета плательщиков страхо­вых взносов для всех граждан Республики Беларусь.

Аккумуляция взносов на пенсион­ное и социальное страхование в каз­начействе Министерства финансов нарушает один из основных принци­пов пенсионного и социального стра­хования — автономности средств. Средства республиканского бюджета и бюджета пенсионного и социального страхования имеют разную природу и направленность. Средства фонда представляют собой пенсионно-страховой капитал, который формируется в основном за счет целевых страховых взносов и должен быть направлен на формирование страховых резервов, капитализацию и использован строго по целевому назначению.

Консолидация средств пенсионно­го и социального страхования в бюд­жете позволяет использовать их на об­щегосударственные нужды в интере­сах республиканского бюджета. Эта практика неизбежно отражается на уровне пенсий и пособий. Проблемы, накопившиеся в системе, будут усугуб­ляться, поскольку построение эффек­тивной и рациональной системы пен­сионного страхования в условиях кон­солидации бюджета ФСЗН практичес­ки невозможно. Должна быть создана разветв­ленная система пенсионного стра­хования, основанная на распреде­лительно-накопительных принципах и автономии государственного стра­хования досрочных пенсий. Финан­совые ресурсы пенсионной системы следует расходовать обособленно на оказание солидарной страховой помощи и на выплату накопленных страховых пенсий. Система соци­ального страхования должна пре­дусматривать автономию отдель­ных видов страхования с установле­нием дифференцированных тари­фов, основанных на оценках воз­можных рисков и анализе многолет­них фактических данных.

Информация о работе Система социального страхования и ее развитие в условиях формирования рыночной экономики