Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 20:42, курсовая работа
Ничто не мешает нам рассматривать экономическую и социальную сферу как относительно самостоятельные подсистемы, со своими специфическими законами развития. Тем более, что всегда четко различимы экономические и социальные явления, а в соответствующих расчетах принято выделять экономическую и социальную эффективность. Раздельно формируется экономические и социальные интересы.
ВВЕДЕНИЕ
Ничто не мешает нам рассматривать экономическую и социальную сферу как относительно самостоятельные подсистемы, со своими специфическими законами развития. Тем более, что всегда четко различимы экономические и социальные явления, а в соответствующих расчетах принято выделять экономическую и социальную эффективность. Раздельно формируется экономические и социальные интересы.
Однако единство социального и экономического развития подтверждается наличием множества прямых и обратных взаимосвязей. Люди организуют производство, преследуя решение конкретных социальных задач. Одновременно они выступают субъектами как экономических, так и социальных отношений. Экономическое развитие сопровождается социальным развитием. Экономические изменения неизбежно вызывают и соответствующие социальные изменения. Любые экономические действия всегда вызывают ответную социальную реакцию, так как не могут не затрагивать экономических интересов.
Вполне можно утверждать, что состояние социальной сферы всегда есть конечный результат экономического развития. Но в современных условиях необходимо учитывать и наличие обратных связей между социальной и экономической сферой, т.е. существование совокупности социальных факторов экономического развития. Это обстоятельство придает особое значение анализу состояния социальной сферы в условиях инновационного типа развития экономики.
Целью курсовой работы является изучение тенденций социального страхования в системе социальной защиты населения и разработка путей и направлений совершенствования социального страхования в Республике Беларусь.
Исходя из поставленной цели вытекают основные задачи курсовой работы, которые сведены к следующим:
1. ознакомление с теоретическими аспектами социального страхования;
2. изучение особенностей организации социальной защиты населения в Республике Беларусь;
3. изучение тенденций и направлений совершенствования социального страхования в Республике Беларусь.
Предметом исследования курсовой работы явились методологические, практические вопросы совершенствования социального страхования в Республике Беларусь.
Объектом является социальное страхование в системе социальной защиты населения Республики Беларусь.
Для того чтобы жить и продолжать свой род, человек обязан потреблять материальные блага. Вместе с тем никто никому не гарантирует, что доступ к источникам существования всегда будет благоприятным и никогда не наступят неблагоприятные события.
Реальная жизнь достаточно сурова. Она свидетельствует о том, что некоторые неблагоприятные события, способные ухудшить доступ к источникам существования, могут наступить лишь иногда. А некоторые весьма неблагоприятные события, как не ухитряйся, наступают с вероятностью в 100%.
Есть и такие неблагоприятные обстоятельства, которые могут сопровождать человека всю его жизнь (инвалидность, болезнь).
В целом среди неблагополучных событий, которые оказывают прямое воздействие на уровень благосостояния, выделим:
1. несчастные случаи, инвалидность с детства и т.п.;
2. потерю работы;
3. необратимые физиологические изменения в организме человека, болезнь человека и потерю трудоспособности;
4. старость, беспомощность и смерть;
5. потерю кормильца.
К сожалению, такой список нежелательных обстоятельств в жизни конкретного человека не является окончательным. Его можно значительно продолжить. Но возникает вопрос: что делать? Как и в каких пределах человек может сам себя защитить от нежелательных событий такого рода?
Социальное страхование – это основное направление социальной защиты, предназначенное для материального обеспечения населения в случае наступления социальных рисков.
Социальный риск – наступление нежелательной ситуации в виде временной нетрудоспособности, несчастного случая на производстве, утраты работы или кормильца, утраты трудоспособности по старости и т. д.
Хотим мы этого или нет, но далеко не всегда каждый из нас оказывается в состоянии полностью избежать социального риска. Более того, такие неблагоприятные ситуации непрерывно сопровождают нас по жизни, носят массовый характер, касаются всех членов общества, а некоторые из них к тому же обязательно наступают (например, наступление старости и выход на пенсию).
Следовательно, социальное страхование должно носить обязательный характер, что обусловлено неизбежностью наступления основных видов социальных рисков на том или ином этапе жизнедеятельности граждан. Для этого необходимо создавать в стране специальные фонды.
Экономическим источником страховых взносов выступают средства, связанные с воспроизводством рабочей силы. Возникает задача определить общественно нормальную долю страховых взносов, степень участия работополучателя, работодателя и государства в формировании соответствующих страховых фондов.
Основные цели социального страхования:
1. обеспечение полной и рациональной занятости населения;
2. регулирование доходов населения;
3. социальные гарантии и социальная защита;
4. социальное партнерство;
5. защита здоровья нации;
6. экологическая безопасность.
Основные статьи расходов социального страхования:
1. выплата трудовых пенсий (по старости и инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет), а также социальных пенсий;
2. выплаты по временной нетрудоспособности (основная часть расходов), по беременности и родам, а также на оздоровление;
3. пособия по безработице.
Источниками средств фондов социального страхования служат:
1. страховые взносы застрахованных;
2. страховые взносы предпринимателей;
3. субсидии государства.
В 2009 году были внесены изменения, которые касаются уплаты обязательных платежей в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее — ФСЗН).
Законом Республики Беларусь от 06.01.2009 № 6-З «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам государственного социального страхования и занятости населения» внесены изменения и дополнения в Закон Республики Беларусь от 29.02.1996 № 138-XIII «Об обязательных страховых взносах в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь».
С 1 января 2009 года плательщики (юридические лица, индивидуальные предприниматели и частные нотариусы), кроме занятых производством сельскохозяйственной продукции, потребительских кооперативов, общественных объединений инвалидов и организаций, имущество которых находится в собственности этих общественных объединений, общественных объединений пенсионеров, уплачивают страховые взносы в размере 35% (28% - доля работодателя + 6% - на социальное страхование + 1% - работающих граждан), а не 36%. Тариф снижен на 1%.
В большинстве стран с развитым рыночным хозяйством страхование является одним из стратегических секторов экономики. Предоставляя гарантии собственникам по возмещению ущерба, возникшего в результате гибели принадлежащего им имущества и потери дохода, создавая защищенность человека на все случаи жизни, страхование обеспечивает социальноэкономическую стабильность в обществе. В мировом страховом бизнесе страхования жизни и дополнительной пенсии являются наиболее перспективными видами страхования. Так, за последние несколько лет рынок страхования жизни в странах Восточной Европы вырос в несколько раз. Одновременно с ростом этого сегмента страхового рынка наблюдается устойчивая тенденция прихода на него многих крупных международных страховых компаний, специализирующихся на указанных видах страхования.
Если предположить, что мировой опыт для нашей страны является основным ориентиром, то Беларусь рано или поздно придет к тому, что именно долгосрочные накопительные виды страхования, к которым относятся добровольное страхование жизни и дополнительной пенсии, будут занимать значительную долю национального страхового рынка. Однако в настоящее время дела обстоят далеко не так. Это обусловлено множеством взаимосвязанных проблем, вызванных объективными причинами и субъективными обстоятельствами, которые сдерживают развитие данного сегмента. К ним относятся:
1. невысокий уровень доходов значительной части населения;
2. отсутствие у страховых компаний многолетнего позитивного опыта и устоявшихся традиций по данным видам страхования;
3. недоверие населения к финансовым институтам вообще и, в частности, к компаниям по страхованию жизни;
4. малая степень развития страхового рынка;
5. жесткая финансовая и налоговая политика государственных органов по вопросам страхования;
6. постоянное изменение положений законодательства о страховании и др.
Невысокий уровень доходов населения негативно сказывается на развитии долгосрочных накопительных видов страхования, так как в основном клиентами компаний по страхованию жизни выступают люди со средним доходом и выше. Кроме того, большинство этих компаний осуществляет свою деятельность сравнительно недавно, и, соответственно, у них нет определенного опыта и устоявшихся традиций по страхованию жизни, которые передаются из поколения в поколение, как, например, в западных странах. Следует также учесть, что инвестиции в страхование жизни подразумевают многолетние обязательства страховой компании перед клиентом.
Негативное влияние на развитие упомянутого сегмента страхового рынка оказывает жесткая финансовая и налоговая политика государственных органов. Свою страховую политику, направленную на урегулирование страховой деятельности, государство осуществляет посредством страхового надзора Министерства финансов Республики Беларусь (далее — Минфин) и законодательства о страховании. При этом следует иметь в виду, что регулирование — это не система управления страховыми организациями, а совокупность способов и приемов упорядочения их деятельности, определения направлений их развития в соответствии с требованиями законодательства с помощью таких рычагов, как регистрация, лицензирование, налогообложение, унифицированная система учета и отчетности, публикация балансов и т.д. Все это является составной частью политики государства, направленной, в первую очередь, на защиту интересов потребителей страховых услуг — страхователей, а также страховщиков (страховых организаций) и самого государства. На практике зачастую имеет место односторонняя защита государства и, соответственно, государственных страховых компаний при отсутствии налоговых льгот для страхователей. Суть данной проблемы в том, что в Беларуси расходы на страхование жизни как физическим, так и юридическим лицам не освобождены от налогообложения. Таким образом, любому налогоплательщику становится крайне невыгодным вкладывать денежные средства в страхование жизни после уплаты всех налогов.
Несмотря на наличие перечисленных выше проблем и оказываемое ими негативное влияние на развитие страхового рынка, добровольное страхование жизни и дополнительной пенсии относится в настоящее время к наиболее динамично развивающимся видам страховых услуг. Привлекательность данных видов страхования для страхователей (как физических лиц, так и организаций) заключается, прежде всего, в предоставлении им государственных гарантий и льгот. В качестве государственных гарантий, предоставляемых страхователям, выступают:
1. гарантия страховых выплат;
2. гарантия предоставления страховой защиты в полном объеме с момента вступления договора страхования в силу, то есть с момента уплаты первого страхового взноса.
В первом случае гарантом выступает Президент Республики Беларусь. Согласно ч. 6 п. 3 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 530 «О страховой деятельности», государство гарантирует страховые выплаты по видам страхования, относящимся к страхованию жизни, если договоры страхования заключены с государственными страховыми организациями. К сожалению, приходится констатировать, что государственная гарантия страховых выплат не распространяется на страховые организации негосударственной формы собственности.
Во втором случае гарантом выступил Конституционный Суд Республики Беларусь (далее — КС). Здесь следует обратить внимание на принципиальную позицию КС, противостоящую порочной практике большинства страховщиков, действия которых нарушали имущественные интересы страхователей вплоть до ноября 2005 г. Суть данной проблемы в том, что страховые организации включали в свои локальные акты, такие как правила добровольного страхования жизни и дополнительной пенсии, условие, согласно которому не признается страховым случаем смерть застрахованного лица в течение срока страхования, если она наступила до истечения 3 лет с момента вступления договора страхования в силу. КС посчитал, что данная практика применения законодательства не согласуется с нормами Конституции Республики Беларусь, гражданского и страхового законодательства.
Вместе с тем организациистрахователи, заключившие со страховыми организациями договоры страхования в пользу своих работников, имеют определенные льготы. Прежде всего такие организациистрахователи имеют право включать в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг) страховые взносы, уплачиваемые в пользу своих работников. Указ Президента Республики Беларусь от 12.05.2005 № 219 «О страховых взносах, включаемых в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), и порядке создания государственными страховыми организациями фондов предупредительных (превентивных) мероприятий за счет отчислений от страховых взносов по договорам добровольного страхования жизни, дополнительной пенсии и медицинских расходов» (далее — Указ № 219) установил условия отнесения страховых взносов на себестоимость товаров (работ, услуг).