Прогнозирование данных по тренду и сезонной составляющей

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 17:56, курсовая работа

Описание работы

Фирма «Карандаш» предоставила сведения за последние 5 лет. Была выявлена некоторая закономерность: во втором (апрель, май, июнь) и четвертом (октябрь, ноябрь, декабрь) кварталах объем продаж резко возрастал, а в первом (январь, февраль, март), наоборот, снижался.
Следует так же отметить, что спрос на данную продукцию постоянно увеличивался в течение указанного времени, что свидетельствует о стабильности работы предприятия и его успешном развитии.

Содержание

1) Постановка задачи стр.1
2) Практическая часть стр.2
3) Теоретическая часть стр.8
4) Основные характеристики и компоненты временного ряда стр.8
5) Определение тренда и сглаживание временного ряда стр.10
6) Определение тренда методами регрессионного анализа стр.10
7) Определение тренда на основе сглаживания методом стр.12
скользящего среднего.
8) Определение сезонной составляющей ряда (сезон. индексов) стр.14
методом отношения к скользящему среднему.
9) Метод прогнозирования Прогнозирование ряда по тренду стр.15
и сезонной составляющей.
10) Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая по ИО.doc

— 787.50 Кб (Скачать)

Московский  Государственный Институт

Электронной Техники (ТУ) 

Институт  экономики и управления 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа по курсу

“Исследование операций”

на  тему

“Прогнозирование  данных по тренду и сезонной составляющей” 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила студентка

                                                                                                                    Позднякова Татьяна

                                                                                                                                        ИнЭУ-21

                                                                                                            Преподаватель:

                                                                                                         Ревякин А.М. 
 
 
 
 

Москва

2004г.

 

Содержание:

 
 

1) Постановка задачи                                                                                        стр.1

2) Практическая часть                                                                                      стр.2

3) Теоретическая часть                                                                                     стр.8

4) Основные характеристики и компоненты временного ряда                    стр.8

5) Определение тренда и  сглаживание временного ряда                           стр.10

6) Определение тренда методами регрессионного анализа                       стр.10

7) Определение тренда на основе сглаживания методом                           стр.12

скользящего среднего.

8) Определение сезонной составляющей ряда (сезон. индексов)              стр.14

методом отношения  к скользящему среднему.

9) Метод прогнозирования Прогнозирование ряда по тренду                   стр.15

и сезонной  составляющей.

10) Список использованной литературы                                                      стр.17                                                        

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                         

 

                                                           

Постановка  задачи.

 

Фирма «Карандаш» предоставила сведения за последние 5 лет. Была выявлена некоторая закономерность: во втором (апрель, май, июнь) и четвертом (октябрь, ноябрь, декабрь) кварталах объем продаж резко возрастал, а в первом (январь, февраль, март), наоборот, снижался.

 Следует  так же отметить, что спрос  на данную продукцию постоянно  увеличивался в течение указанного  времени, что свидетельствует  о стабильности работы предприятия  и его успешном развитии.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                           -1-

       Практическая часть

 

Для решения  поставленной задачи проделаем следующие  шаги:

1) Методом наименьших квадратов в статистическом пакете "statgrafics" определим коэффициенты   a и b для уравнения, отражающего исходные данные в виде графика функции Y=a+b*T.

 Получились  следующие значения:

a=111.444

b=31.1939

Получаем: Y=111.444+31/1939*T

2) Найдем значения  автокорреляционной функции:

(1) 0,313117

(2) 0,270412

(3) 0,021113

(4) 0,411645

(5) 0,228874

(6) 0,321226

Можно заметить, что самое  большое  значение равно 0,411645, следовательно, каждые 4 квартала данные повторяются с изменениями. Эта тенденция действительно видна на графике.

 
 

3) Определим сезонные индексы:

 

По мультипликативной модели:

 
  1. 37,6332
  2. 98,4056
  3. 112,946
  4. 151,015
 
 
 

                                                           -2-

По  аддитивной модели:

  1. -272,95
  2. -16,3297
  3. 56,4576
  4. 204,687
 

4) Коэффициенты  корреляции и детерминации для  линейной модели равны соответственно: k=0,694992

                            R2 =48,30

По вычисленным  коэффициентам мы можем предположить, что линейная модель неадекватна, следовательно  будем делать прогноз, используя  сезонные составляющие.

(пункт 4).

5) Делаем прогноз на следующий 2004 год, используя мультипликативную и аддитивную модели.

Результаты вычислений приведены в таблицах и показаны на графиках: (см. стр. 4-7)

 
 

Вывод:

Судя по данным объема продаж канцтоваров фирмы  “Карандаш” за 2004 год, можно предположить, что мы получили довольно точный прогноз, используя мультипликативную модель. Данные представлены ниже (в таблице и на графике). Прогноз на 2004 год оказался необходимым для дальнейшего благополучного развития фирмы «Карандаш», поскольку наблюдается  стабильный рост объема продаж и очень важным является наиболее правильное распределение доходов фирмы.

 

Объем продаж канцтоваров  в 2004           году
     
  кварталы объем продаж тыс.$
2004 год 1 квартал 354,213
  2 квартал 786,352
  3 квартал 943,213
  4 квартал 1299,98

 
 

 
 

                                                             -3-

  Продажа канцтоваров в 1999,2000,2001,2002,2003 годах
               и прогноз продаж  на 2004 год.    
           
        Линейная модель    
    кварталы объем продаж тыс.$    
  1999 год 1квартал 47,8135    
    2квартал 230,034    
    3квартал 212,053    
    4квартал 358,055    
  2000 год 1квартал 134,085    
    2квартал 329,84    
    3квартал 407,014    
    4квартал 556,244    
  2001 год 1квартал 94,5057    
    2квартал 472,408    
    3квартал 583,785    
    4квартал 758,322    
  2002 год 1квартал 115,979    
    2квартал 477,786    
    3квартал 599,773    
    4квартал 796,36    
  2003 год 1квартал 314,051    
    2квартал 551,322    
    3квартал 692,237    
    4квартал 1047,92    
  2004 год 1квартал 766,516    
    2квартал 797,709    
    3квартал 828,903    
    4квартал 860,097    
           

 
 

                                                           -4-

 
  Продажа канцтоваров в 1999,2000,2001,2002,2003 годах
               и прогноз продаж  на 2004 год.    
           
         Мультипликативная  модель    
    кварталы объем продаж тыс.$    
  1999 год 1квартал 47,8135    
    2квартал 230,034    
    3квартал 212,053    
    4квартал 358,055    
  2000 год 1квартал 134,085    
    2квартал 329,84    
    3квартал 407,014    
    4квартал 556,244    
  2001 год 1квартал 94,5057    
    2квартал 472,408    
    3квартал 583,785    
    4квартал 758,322    
  2002 год 1квартал 115,979    
    2квартал 477,786    
    3квартал 599,773    
    4квартал 796,36    
  2003 год 1квартал 314,051    
    2квартал 551,322    
    3квартал 692,237    
    4квартал 1047,92    
  2004 год 1квартал 288,465    
    2квартал 784,991    
    3квартал 936,215    
    4квартал 1298,88    
           

Информация о работе Прогнозирование данных по тренду и сезонной составляющей