Понятие о статистике

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 16:51, курсовая работа

Описание работы

Конечная цель любого статистического исследования в экономике состоит в том, чтобы построить информативную модель («информационный образ») для совокупности однородных явлений или объектов, в которой наблюдается вариация признака или нескольких признаков, которые представлены в форме статистических показателей, имеющих имя и шкалу измерения. Каждому признаку сопоставляется свой показатель и в основном со значениями в количественной шкале. Основная задача статистики состоит в построении и вычислении обобщающих показателей, характеризующих совокупность в целом.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1.Основные понятия статистики, статистическая закономерность…… …6
2.Признаки единиц статистической совокупности, их классификация……10
3.Методологические основы статистики……………………………………12
4.Статистические данные Роскомстата за последние 5 лет
4.1.о численности населения………………………………………………15
… 4.2.индексе цен на товары и платные услуги…………………………… 17
4.3. производстве продовольственных товаров…………………………18
Заключение……………………………………………………………………….19
Список литературы………………………………………………………….…20
Расчетная часть…………………………………………………………………21

Работа содержит 1 файл

курсовая статистика.docx

— 248.14 Кб (Скачать)

 

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

ПСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Финансово-экономический  факультет

Кафедра финансы и кредит

 

 

 

 

 

Курсовая работа

По дисциплине Статистика

Вариант №1

 

                                                           

Выполнил: Богинова Ю.А.

                             группа 671-1303С

                       шифр 1167021

Проверил: Кулакова Н.Г.

 

 

 

 

Псков

2012

 

 

 

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………3

   1.Основные понятия статистики, статистическая закономерность…… …6

   2.Признаки единиц статистической совокупности, их классификация……10

   3.Методологические основы статистики……………………………………12

   4.Статистические данные Роскомстата за последние 5 лет

     4.1.о численности населения………………………………………………15

… 4.2.индексе цен на товары и платные услуги…………………………… 17

     4.3. производстве продовольственных товаров…………………………18

Заключение……………………………………………………………………….19

Список литературы………………………………………………………….…20

Расчетная часть…………………………………………………………………21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                      ВВЕДЕНИЕ

 

Социально-экономические явления, характеризующиеся массовостью и в которых наблюдается устойчивость эмпирических частот появления интересующих исследователя событий, в настоящее время изучаются методами теории статистики.

Конечная  цель любого статистического исследования в экономике состоит в том, чтобы построить информативную  модель («информационный образ») для  совокупности однородных явлений или  объектов, в которой наблюдается  вариация   признака или нескольких признаков, которые представлены   в форме статистических показателей, имеющих имя и шкалу измерения. Каждому признаку сопоставляется свой показатель и в основном со значениями в количественной шкале. Основная задача статистики состоит в построении и вычислении обобщающих показателей, характеризующих совокупность в  целом. С математической точки зрения такие показатели есть числовые функции, аргументами которых являются множества, т. е. это функции множества. По этой  причине можно сказать, что предметом  изучения в статистике являются   статистические совокупности однородных статистических единиц,  с варьирующимися значениями своих показателей. Отбор  единиц в такие совокупности происходит в процессе статистического наблюдения. В описательной статистике для изучения полученных статистических совокупностей  применяются простые методы (простая  сводка и сложная сводка), в которых  важное место занимают методы группировок. Замечено на опыте, что наблюдается  устойчивость средних значений обобщающих показателей. Этот факт   находит  своё обобщение в методах теории математической статистики, применение которой на практике связывается  с особым методическим приёмом, получившим  название выборочное исследование. Если отбор единиц в выборку выполняется  с  использованием принципов случайного отбора, то тем самым получает логическое обоснование применение   математической статистики в обработке эмпирических данных, что составляет суть аналитической статистики. В аналитической экономической статистике широко применяются процедуры построения оценок обобщающих показателей на основе данных выборочного наблюдения. При этом чаще всего предполагается, что данные в выборку взяты из генеральной совокупности, которая рассматривается как множество случайных величин, имеющих нормальный закон распределения. Это предположение значительно упрощает изучение статистической совокупности, но требует предварительной оценки правомерности применения расчётных формул, установленных для случайных величин с нормальным распределением. Для этого перед применением расчётных формул первоначально требуется проверить по статистическому критерию согласия гипотезу, что эмпирическое  распределение данных, представленных вариационными рядами, близко к нормальному закону. Для экономических данных это требование  важно, поскольку на опыте замечено  их отклонение от нормального закона распределения, что может внести значительные ошибки в значения оценок обобщающих показателей.

Особый  интерес для экономических исследований представляет оценка тесноты связи  между экономическими показателями, характеризующими разные стороны однородных явлений или объектов, а также  показателей, заданных своими динамическими (временными) рядами. В основном   на практике для динамических рядов  рассчитываются показатели темпов роста  и темпов прироста, абсолютных приростов, их средние значения с учётом типа (моментного или интервального) динамического  ряда, простые процедуры сглаживания  ряда с целью выявления тенденции  в изменениях уровней ряда и построения для  него трендовой составляющей.

Данная  курсовая работа имеет учебно-методическую направленность и демонстрирует   в форме последовательного выполнения пяти заданий усвоение автором работы теоретического материала и навыков  работы с числовым статистическим материалом.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Понятия статистики, статистическая  закономерность и совокупность.

Слово статистика происходит от латинского “status” в переводе – состояние, положение вещей.

Термин статистика возник во 2ой половине 18 века. В связи с познанием государств, изучением их особенности. К этому же времени относится начало преподавания статистики в университете. В зависимости от отрасли статистического исследования различают: статистику населения, промышленности, с/х и т.д. - прикладная статистика.

Общая теория статистики – совокупность методов и приемов по сбору, обработке, представлению и анализу числовых данных. Термин статистика в наши дни  употребляется в 3х значениях:

1.как синоним слова «данные»

2.отрасль значений объединяющая принципы и методы работы с числовыми данными характеризующими массовые явления (продолжительность жизни мужчин ниже чем женщин)

3.отрасль практической деятельности направленной на обработку и анализ числовых данных.

Под статистикой в широком смысле понимается наука, которая изучает  с количественной стороны массовые явления и их закономерности.

Общая теория статистики - методологическая наука, наука о методе, который  применим для выявления закономерностей  в любой области, где выводы строятся на основе массового наблюдения, где  имеет место вариация признака у  единичных элементов совокупности, где общие закономерности могут  проявляться только через взаимопогашение случайностей у отдельных единиц.

Пути развития статистики

Развитие статистики как науки  шло по двум направлениям:

1-ое направление возникло в  Германии и известно как государствоведение или описательная школа. Представители этой школы основной своей задачей считали описание достопримечательностей государства без анализа закономерностей и взаимосвязей между ними. Основателем описательной школы был немецкий ученый Герман Конринг.

2-ое направление развития статистики  возникло в Англии, и оно известно  под названием политическая арифметика. Представители этой школы своей  главной задачей считали выявление  на основе большого числа наблюдений  различных закономерностей и  взаимосвязей изучаемых явлений.  Основателем школы был Уильям  Петти.

Предмет статистики и основные понятия

Обобщил теоретические сведения из государствоведения и учет по практическим работам представителей школы политической арифметики бельгийский ученый математик Адольф Кетие. Он же дал определение предмета статистики - это массовые явления, связанные с жизнью общества и человека. Он также увидел в статистике орудие социального познания.

Отличительные черты массовых явлений:

1. Каждый элемент множества обладает  как индивидуальными или отличительными  признаками, так и общими или  сходными.

2. Характеристики одного из элементов  массового явления не могут  быть получены на основе характеристик  других элементов.

Определение: Изучаемые статистикой  массовые явления в виде множества  однокачественных единиц с отличающимися индивидуальными признаками, называются статистическими совокупностями. Исходя, из этого можно сказать, что предметом статистики являются различные статистические совокупности, исследования которых связано с количественной характеристикой и выявлением присущих им закономерностей. Статистическая совокупность одно из главных понятий статистической науки. С ним связаны и такие понятия как: единица совокупности. Определение: Элементы, множество которых образует изучаемую совокупность, называется единицами. Признаки единиц совокупности:

Каждая единица совокупности может  быть охарактеризована разного рода качественными и количественными  признаками.

Если определенный признак имеет  разные значения у определенных единиц совокупности, то это называется вариацией. Определение: Закономерность, выявленная на основе массового наблюдения, т.е. проявившаяся в большой массе  явлений через преодоление свойственной ее единичным элементом случайности, называется статистической закономерностью. Основная задача статистики - это абстрагироваться от случайного и выявить типичное, закономерное.

Существует три способа выявления  закономерностей:

1. логический;

2. эмпирический;

3. на основе закона больших чисел.

Статистика позволяет выявить  и измерить закономерность развития социально-экономических процессов  и явлений, а также взаимосвязи  между ними в конкретных условиях места и времени. Закономерность важнейшая категория статистики. Под закономерностью понимается повторяемость, последовательность и порядок изменений в явлениях.

Статистическая закономерность –  закономерность в которой необходимость неразрывно связанном в каждом отдельном явлении со случайностью и лишь во множестве явлений проявляет себя как закон. Понятию статистической закономерности противостоит понятие динамической закономерности проявляющейся в каждом явлении. (пример: Sкруга=pr2   чем > r тем > Sкруга).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Признаки единиц статистической  совокупности, их классификация.

ЕСС обладают определенными свойствами которые называются признаками. Статистика изучает явления через их признаки, чем более однородна совокупность тем больше общих признаков имеют ее единицы и тем меньше варьируют значения этих признаков.

    

 

 

 Описательный признак- признак, который может быть выражен только словесно.

1.Количественный признак- признак, который может быть выражен численно.

2.Прямой признак – свойство непосредственно присуще характерному объекту.

3.Косвенный признак – свойства не самого характеризуемого объекта, а объекта связанного с ним либо входящих в него.

4.первичный признак – абсолютная величина, может быть измерен.

5.вторичный признак – результат сопоставления первичных признаков, он измеряется непосредственно.

6.натуральный признак – измеряется в штуках, кг, тоннах, литрах и т.д.

7.трудовой признак – измеряется в человеко-днях, человеко-часах.

8.стоимостной признак - измеряется в рублях, $, €, ₤.

9.безразмерный признак – измерение в долях, %

10.альтернативный признак – признак, который принимает только одно значение из нескольких возможных.

11.дискретный признак-принимает только целое значение, без промежуточного.

12.непрерывный признак – признак, принимающий любые значения в определенном диапазоне.

13.факторный признак – признак, под действием которого изменяется другой признак.

14.результативный признак – признак, который изменяется под признаком другого

15.моментный признак – признак, измеренный на определенный момент времени.

16.интервальный признак - признак за определенный интервал времени. 

Один и тот же признак может  быть классифицирован одновременно по разным классификациям.

 

 

 

 

3. Методологические основы статистики

 
Статистическая методология -это комплекс специальных, присущих только статистике методов, средств исследования. Она основывается на общефилософских (диалектическая логика) и общенаучных (сравнение, анализ, синтез) принципах. Согласно принципам диалектической логики статистика любое общественное явление рассматривает не изолировано, а во взаимосвязи с другими, выявляет факторы, которые вызывают вариацию значений признаков в границах совокупности, оценивает эффекты воздействия факторов и плотность причинно-последственных связей. 
Общественные явления динамичные, поэтому статистика изучает их в развитии, оценивая тенденции и циклические колебания, интенсивность динамики и структурных сдвигов. Статистическая методология основывается на сочетании анализа и синтеза. Рассматривая совокупности элементов, статистика, с одной стороны, определяет в них похожие черты и отличия, объединяет элементы в группы, выделяя при этом различные типы и формы явлений, а с другой обобщает информацию как по отдельным группам (типами), так и по совокупности в целом. Особенности статистической методологии связанные, во-первых, с точным измерением и количественным описанием массовых общественных явлений; во-вторых, с использованием обобщающих показателей для характеристики объективных статистических закономерностей. 
Любое статистическое исследование последовательно проходит три этапа. Первый этап - сбор первичного статистического материала, регистрация фактов, опрос респондентов. На втором этапе собранные данные подлежат систематизации и группировке - от характеристики отдельных элементов переходят к обобщающим показателям в форме абсолютных, относительных или средних величин. Третий этап предусматривает анализ вариации, динамики, взаимосвязей. Этапы объединяются целью исследования. На каждом из них используются те методы, которые могут дать глубокую и всестороннюю характеристику явлений, которые изучаются. Так, массовое статистическое наблюдение дает информационную базу для статистических обобщений и характеристики объективных закономерностей. Статистические данные имеют бесспорную доказательную силу именно поэтому, что они опираются не на отдельные факты, а на их совокупность. На этапе обобщения данных массового наблюдения элементы совокупности классифицируют по определенным признакам, например, рожденных можно классифицировать за полом и местом рождение, добычу угля по шахтам или по годам. Упорядоченную таким образом статистическую совокупность называют статистическим рядом. В зависимости от способа классификации различают ряды распределения и ряды динамики. Ряд распределения - это результат классификации, группировка элементов совокупности в статике (по состоянию на определенный момент или за определенный интервал времени). Посредством группировок разделяются характерные черты и разнокачественные типы явлений. Ряд динамики классифицирует значение статистических показателей во времени (за периодами или моментами времени), описывает динамику развития массового процесса. 
В арсенале статистических методов анализа - методы изучения вариации, дифференциации и постоянства, скорости и интенсивности развития, обобщающие индексы, регрессионные модели и тому подобное. Изучая разнообразные общественные явления и процессы, статистический метод приспосабливается к их особенностям. Один процесс, сбор данных о демографических процессах (рождаемость, смертность, миграцию), другой об экологическом состоянии окружающей среды. Но в любом исследовании оказываются свойственные статистическому методу черты - массовость данных, количественное измерение, обобщение. Аналитические возможности статистических методов углубляются благодаря использованию компактной и рациональной формы предоставления результатов обобщения информации и анализа обнаруженных закономерностей. Такими формами являются статистические таблицы и графики .Статистические методы связаны с математикой. В них общие методы обработки и оценивание данных, но различные предметы опознания. Математическая статистика изучает закономерности массовых явлений в абстрактной форме, статистика как общественная наука характеризует размеры и соотношения общественных явлений в конкретных условиях их существования и развития. Предпосылкой использования статистических методов в конкретном исследовании должен быть определение сути явления, что изучается, его свойств и качественного своеобразия. Теоретический анализ дает всестороннее представление о природе и логике предмета познания. Это объективная основа методологических решений. Статистический анализ массовых явлений и процессов является необходимым звеном в системе управления экономикой и государством в целом. Прежде всего, при помощи статистики осуществляется "обратная связь", т.е. поток информации идет от объекта до субъекта управления руководства предприятий, объединений, территориальных, отраслевых и центральных органов власти. Без достоверной, всесторонней и своевременной информации эффективные управленческие решения невозможны. Кто владеет информацией, тот владеет миром.

Информация о работе Понятие о статистике