Глава 3
Текущий статистический
учет событий естественного
движения населения
Учет
событий естественного движения
населения — рождений, смертей, браков
и разводов — основан на регистрации
этих событий. Первоначально потребность
в такой регистрации возникла
у западноевропейской церкви для
оформления оплаты верующими совершения
обрядов бракосочетания, церковного
расторжения брака, крещения новорожденных
и погребения умерших. Никаких других
целей церковь не преследовала. Но
постепенно и государство стало
проявлять интерес к учету
событий естественного движения
населения, и церковные записи совершенных
обрядов стали использоваться для
целей государственной статистики.
Постепенно государство начало контролировать
ведение церковных регистрационных
книг, устанавливать правила, по которым
эти книги должны вестись духовенством.
С конца XVIII в. в Европе регистрация
событий естественного движения
населения начала переходить от церковных
к гражданским органам (во Франции
— с 1792 г., в Бельгии — с 1796,
в Голландии — с 1822, в Великобритании
— с 1837, в Италии — с 1865, в Испании
— с 1871, в Германии — с 1875 г.).
В
России первые попытки ввести церковную
регистрацию событий естественного
движения населения относятся еще
к середине XVII в. Позднее Петр I своим
указом от 14 апреля 1702 г. повелел вести
записи рождений и смертей в приходских
церквах Москвы и представлять еженедельно
ведомости о числе крещений и
погребений в Патриарший Духовный приказ.
В 1722 г. Петр I издал новый указ уже
о повсеместном ведении метрических
книг для православного населения.
С этого времени и начинается
история текущего учета событий
естественного движения населения
в России. Но — только формально,
потому что указы Петра I о ведении
метрических книг и тем более
о присылке ведомостей в центральные
церковные органы не везде исполнялись,
никто их не обобщал и не анализировал,
ведомости, если и имелись где-то,
не публиковались, поэтому никто
о них не знал очень долго. Преемники
Петра никакой заботы об этой стороне
общественной жизни не проявили. Лишь
при Екатерине II усилиями выдающихся
ученых — географа Антона Фридриха
Бюшинга (1724—1793) и историка Августа-Людвига
Шлёцера (1735—1809) были разработаны в
1763—1764 гг. образцы отчетных ведомостей,
по которым приходские священники обязывались
представлять отчеты в Синод с
тем, чтобы оттуда они пересылались
в Академию наук. Соответствующий
Указ был подписан Екатериной II 29 февраля
1764 г. Позднее были приняты соответствующие
законы о введении учета событий
естественного движения населения
для неправославных народов России:
для лютеран — в 1764 г., для католиков
— в 1826 г., для мусульман — в
1828 г., для иудеев — в 1835 г. Однако
долгое время данные церковной регистрации
были относительно достоверными лишь
для православного населения, да и то лишь
к концу XIX в. и далеко не по всей территории
страны.
Новая
история текущего учета естественного
движения населения в России началась
после большевистской революции 1917
г. Уже 18 декабря 1917 г. был издан декрет
«О гражданском браке, о детях
и о введении книг актов состояния».
А еще через месяц, декретом от
23 января 1918 г. (об отделении церкви
от государства), функции регистрации
актов гражданского состояния были
переданы из ведения церкви гражданским
органам: в городских поселениях
— специально созданным для этого
отделам (или бюро) записей актов
гражданского состояния (всем известная
аббревиатура — ЗАГС), в сельских
местностях — сельским органам управления.
Эта система существует и сегодня.
Регистрация
актов гражданского состояния носит
обязательный характер, что подкрепляется
выдачей при регистрации в
органах ЗАГС свидетельств о рождении,
смерти, браке, разводе — документов,
имеющих юридическое значение для
их владельцев. Это сделано специально,
чтобы побудить граждан к регистрации
демографических событий и тем
самым обеспечить полноту и качество
учета. Сроки и порядок регистрации
актов гражданского состояния, ответственность
за их нарушение установлены законом
«О порядке и сроках регистрации
рождений и смертей», принятым 27 июля
1936.
При регистрации демографических
событий записи актов гражданского
состояния в специальных книгах
производятся в двух экземплярах,
один из которых остается в
книге и хранится в архиве,
а второй передается в статистические
органы для обработки и обобщения
содержащихся в нем сведений.
Сведения, содержащиеся в актах
гражданского состояния, можно
разделить на две части. Одна
часть — сведения административного
характера (фамилия, имя, отчество
субъекта события, номера различных
документов и т.п.). Эти сведения
не представляют интереса для
статистики и в разработку
не идут. Вторая часть — сведения,
которые имеют статистическое
значение. Например, в акте о рождении
указываются такие характеристики
новорожденного, как пол, место
рождения, каким по счету у
матери родился, в одноплодных
или многоплодных родах и т.п.,
а также сведения о родителях,
такие как, их возраст, национальность,
брачное состояние, место постоянного
жительства, род занятий и место
работы. На основе этих сведений
можно рассчитать показатели
рождаемости по возрасту матери
и отца, их брачному состоянию, национальности,
роду занятий, социальной группе, территории
проживания и др. Акт о смерти содержит
сведения о поле и возрасте умершего, месте
его жительства, причине смерти, национальности.
Однако эти сведения даже в
суммарном виде еще не характеризуют
интенсивности демографических
процессов. Объем демографических
событий зависит от численности
населения, которая эти события
продуцирует. Поэтому совокупности
демографических событий надо
сопоставить с соответствующими
им совокупностями населения
(число рождений — с числом
женщин определенного возраста
и брачного состояния, соответствующей
национальности, социальной группы,
места жительства и т.д., число
умерших — с численностью населения
соответствующего пола, возраста, национальности
и т. д.). Данные о численности
и составе населения дают переписи.
Таким образом, данные текущего
учета демографических событий
образуют неразрывное единство
с данными переписей населения.
При расчете демографических
показателей данные текущего
учета составляют числитель дроби,
а данные переписи — ее знаменатель.
Уже на этапе разработки программы
переписи населения учитываются
возможности взаимного использования
итогов переписи с данными
текущего учета.
Глава 3
Текущие регистры (списки,
картотеки) населения
Текущий
учет населения ведется не только
статистическими, но и различными административными
государственными органами в виде списков
(картотек) населения. Эти картотеки
создаются для выполнения конкретных
задач и обычно охватывают не все
население, а некоторые его группы
(жителей микрорайонов, категории, подлежащие
социальной опеке, и т. д.). Важно отметить,
что во всех этих регистрах числится
юридическое население, которое
может не совпадать полностью
с фактическим населением (наличным
или постоянным, как это определено
в переписях населения). Поэтому
данные списков населения имеют
ограниченное применение. Но все же
в определенных случаях приходится
пользоваться ими и для статистического
применения, причем не только в демографических,
но в социологических полевых
исследованиях.
Так, при проведении выборочного
социологического опроса мнений,
скажем, людей определенного возраста,
состоящих в браке, проживающих
совместно с семьей, для построения
выборки приходится использовать
сведения, имеющиеся в домовых книгах.
В них указывается семейный состав и возраст
жильцов дома. Правда, потом, когда переписчики
пойдут по отобранным для опроса квартирам,
может оказаться, что в ряде случаев фактические
данные отличаются от указанных в домовых
книгах. Скажем, кто-то из числящихся жильцами
успел умереть, кто-то — развестись или
уехать и т. п.. Таким образом, и в этом случае
юридическое население не соответствует
фактическому. Но все же как предварительная
база для отбора людей или семей списки
юридического населения полезны.
В
демографии списки населения используются
точно так же, как и в социологии,
для тех же целей. Так, при проведении
первой 5-процентной выборочной микропереписи
населения СССР 1985 г., для обследования
отбирался каждый 20-й избирательный
участок по выборам в Советы народных
депутатов. На отобранных избирательных
участках опрашивались все постоянно
проживающие.
Особое
место среди регистров населения
в нашей стране занимает система
похозяйственного учета, существующая
в сельской местности. Эта система
состоит из двух форм первичного учета:
похозяйственной книги и списка
лиц, временно проживающих на территории
населенного пункта. Похозяйственная
книга содержит сведения о каждом
отдельном хозяйстве, а внутри него
— сведения о каждом члене хозяйства
(семьи) по программе, аналогичной той,
что обычно бывает в переписях
населения: отношение к главе
хозяйства (семьи), пол, дата рождения,
национальность, уровень образования,
место работы, занятие по этому
месту работы и другие признаки.
В списке временно проживающих отмечаются
все прибывшие на срок более месяца.
Программа этого списка (т.е. перечень
вопросов) в основном совпадает с
программой, предусмотренной для
постоянно проживающего населения.
Закладка нехозяйственных книг производится
сельской администрацией один раз в
три года по состоянию на 1 января
путем сплошного обхода хозяйств
и опроса жителей в период с 1 по
15 января, а записи в них обновляются
ежегодно по состоянию на 1 января и
1 июня. Изменения гражданского состояния
каждого отдельного гражданина немедленно
в книге не регистрируются, а вносятся
при очередной проверке книг в
январе и июне.
На
основании похозяйственной книги
и списка временно проживающих на
начало каждого года составляется
единовременный отчет с распределением
наличного населения, проживающего
в соответствующих населенных пунктах,
по полу, возрасту и ряду других признаков.
Эти данные используются местными органами
управления для расчета баланса
трудовых ресурсов, различных финансовых
расчетов, а также для определения объемов
и характера сельской миграции. К сожалению,
почти неизвестны научные исследования
обществоведов, основанные на этом источнике
информации.
Текущие регистры населения в
том или ином виде издавна
существуют во многих странах.
Все они создавались с административными
целями, но впоследствии, развиваясь,
все более сближались по кругу
учитываемых признаков с переписями
населения. В середине XX в. они
становятся электронными и централизованными.
В круг вопросов, которые учитываются
регистрами, теперь включаются не
только демографические и социально-экономические
характеристики каждого гражданина
страны, но и показатели здравоохранения
и миграции населения. При рождении
или въезде в страну человеку
присваивается личный номер, единый
для всех его документов, что
дает возможность объединить
всю совокупность сведений о
человеке в центральном регистре
населения. При изменении гражданского
состояния человека (вступления
в брак, расторжения брака, рождения
у него детей, перемены места
работы, места жительства, профессии,
перехода из одной социальной
группы в другую и т.п.) сведения
об этом поступают немедленно
в Центральный регистр, и в
характеристики гражданского состояния
человека вносятся изменения.
Таким образом, регистр становится
как бы непрерывно действующей
переписью населения. В связи
с этим некоторые страны подумывают
об отказе от проведения традиционных
переписей населения. И все
же пока таких стран, которые
бы отказались от проведения
традиционных переписей населения,
заменив их электронным регистром,
нет. В Нидерландах, в частности,
перепись населения была проведена
в 1991 г., по состоянию на 1 января,
в Великобритании — 1991 г., по
состоянию на 21 апреля, в Израиле
— в 1995 г., по состоянию на 4
ноября, Швеция провела перепись
населения в 1990 г. и планирует
провести следующую перепись
населения в ноябре 2002 г., Франция
провела перепись населения в
1990 г., по состоянию на 5 марта и
планирует провести очередную
перепись в 1999 г. по состоянию
на 8 апреля, Исландия планирует провести
перепись населения в марте
2001 г. Правда, большинство стран,
имеющих электронные регистры
населения, проводят обычные переписи
населения по сокращенной программе.
Следует также иметь в виду,
что в электронных регистрах
учитывается юридическое население.
Глава 4
Выборочные и специальные
обследования
Переписи
населения — трудоемкие и дорогостоящие
операции. Поэтому они проводятся
относительно редко и их программы
ограничены лишь самыми необходимыми
сведениями. Выборочные обследования
(исследования) позволяют с меньшими
затратами времени, сил и средств
провести изучение интересующей исследователя
проблемы на небольшой, по специальным
правилам отобранной группе населения
с тем, чтобы полученные результаты
затем распространить на все население
(или на ту часть общества, которая
является объектом изучения).
Применение
выборочного метода в демографии
ничем не отличается от аналогичного
применения его в других науках.
Он нашел широкое применение в
переписях населения. На его основе
проведены две микропереписи
населения в 1985 и 1994 гг.
В
нашей демографии выборочные исследования
получили наибольшее применение при
изучении факторов рождаемости. В 1966, 1967,
1969, 1972, 1975, 1978, 1981 и 1984 гг. Отделом демографии
Научно-исследовательского института
ЦСУ СССР были проведены углубленные
исследования факторов рождаемости
в семьях рабочих и служащих, ведущих
бюджетные записи. В США ежегодно
проводятся представительные для страны
в целом выборочные обследования
факторов рождаемости, в которых
опрашиваются немногим более 50 тысяч
женщин (в том числе около 30 тыс.
из них — замужних), а выводы распространяются
на все население страны (260 млн. человек)
. В 1974—1982 гг. Международным статистическим
институтом совместно с Международным
союзом по изучению проблем народонаселения
было проведено Всемирное обследование
рождаемости (факторов рождаемости). Оно
состояло из серии выборочных обследований
факторов рождаемости, проведенных
в 21 экономически развитой стране и 41 развивающейся.
Был собран большой объем важной
в научном отношении информации,
впервые сопоставимой и представительной
для 62 стран мира, в которых проживало
в конце 1970-х гг. около 1,8 миллиарда
человек, или 42% мирового населения . Наша
страна, к сожалению, в этом обследовании
не участвовала.
Однако выборочные обследования
тоже требуют многочисленного
персонала и средств. Поэтому
не всегда и не всем под
силу бывает их организовать.
Тогда приходится отступать от
теории и проводить обследование,
не претендующее на представительность,
организованное без соблюдения
правил выборочного метода. Такое
обследование, в отличие от выборочного,
называется специальным (т.е. посвященное
специально углубленному изучению
какой-то узкой задачи).