Лекции по "Статистике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 12:45, курс лекций

Описание работы

Лекция 1. Предмет, метод и организация статистики
Понятие «статистика»
Предмет статистики
Методология статистики
Организация статистики, ее основные задачи и принципы в РФ

Работа содержит 1 файл

Лекция 1 Предмет и метод.doc

— 436.00 Кб (Скачать)

Реальную сложность  представляет собой определение  размера вариации признака – дисперсии. На практике эта величина чаще всего  остается неизвестной до проведения обследования. Иногда дисперсию оценивают  так называемыми прямыми способами:

- проводят пилотные обследования до начала основного наблюдения с целью выяснения величины ;

- условно принимают  величину дисперсии из данных  прошлых аналогичных обследований.

Существует также ряд  косвенных способов нахождения дисперсии  изучаемого признака, представляющих собой определенные математические приемы, которые базируются на свойствах статистических совокупностей. Поскольку распределения большинства из них близки к нормальному закону, значение дисперсии приблизительно можно определить следующим образом.

Так как все значения вариант признака при нормальном законе распределения размещаются  на 3 в одну и другую сторону от среднего, имеет место приблизительное равенство .

Для социально-экономических явлений, если некоторым образом известно значение среднего, используют соотношение , также приблизительно характеризующее среднее квадратическое отклонение.

Дисперсия альтернативного  признака зависит от доли единиц, обладающих изучаемым признаком. Если эта доля неизвестна, берется максимально возможное значение дисперсии – 0,25.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

30Сущность корреляционной связи

Важнейшей целью  статистики является изучение объективно существующих связей между явлениями. В ходе статистического исследования этих связей необходимо выявить причинно-следственные зависимости между показателями, т.е. насколько изменение одних показателей зависит от изменения других показателей.

Существует  две категории зависимостей (функциональная и корреляционная) и две группы признаков (признаки-факторы и результативные признаки). В отличие от функциональной связи, где существует полное соответствие между факторными и результативными признаками, в корреляционной связи отсутствует это полное соответствие.

Корреляционная  связь - это связь, где воздействие отдельных факторов проявляется только как тенденция (в среднем) при массовом наблюдении фактических данных. Примерами корреляционной зависимости могут быть зависимости между размерами активов банка и суммой прибыли банка, ростом производительности труда и стажем работы сотрудников.

 

31Корреляционный и регрессионный метод анализа

Наиболее простым вариантом  корреляционной зависимости является парная корреляция, т.е. зависимость между двумя признаками (результативным и факторным или между двумя факторными). Математически эту зависимость можно выразить как зависимость результативного показателя у от факторного показателя х. Связи могут быть прямые и обратные. В первом случае с увеличением признака х увеличивается и признак у, при обратной связи с увеличением признака х уменьшается признак у.

Важнейшей задачей является определение формы связи с  последующим расчетом параметров уравнения, или, иначе, нахождение уравнения связи (уравнения регрессии).

Могут иметь место различные формы связи:

прямолинейная

(8.1)

криволинейная в виде:

параболы второго порядка (или высших порядков)

(8.2)

гиперболы

(8.3)

показательной функции

(8.4)

и т.д.

Параметры для всех этих уравнений связи, как правило, определяют из системы нормальных уравнений, которые должны отвечать требованию метода наименьших квадратов (МНК):

(8.5)Если связь выражена параболой  второго порядка ( ), то систему нормальных уравнений для отыскания параметров a0 , a1 , a2 (такую связь называют множественной, поскольку она предполагает зависимость более чем двух факторов) можно представть в виде

(8.6)Другая важнейшая задача - измерение тесноты зависимости - для всех форм связи может быть решена при помощи вычисления эмпирического корреляционного отношения :

(8.7)

где - дисперсия в ряду выравненных значений результативного показателя ; - дисперсия в ряду фактических значений у.

Для определения степени  тесноты парной линейной зависимости  служит линейный коэффициент корреляции r, для расчета которого можно использовать, например, две следующие формулы:

(8.8)

Линейный коэффициент  корреляции может принимать значения в пределах от -1 до + 1 или по модулю от 0 до 1. Чем ближе он по абсолютной величине к 1, тем теснее связь. Знак указывает направление связи: «+» - прямая зависимость, «-» имеет место при обратной зависимости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

32. Статистика трудовых ресурсов

Трудовые  ресурсы включают в себя трудоспособное население в трудоспособном возрасте, а также находящихся за его пределами работающих лиц (пенсионеров и подростков).

Трудовые ресурсы — это часть населения, потенциально способная работать, но не обязательно вовлеченная в производственный процесс. С точки зрения фактического участия в производстве товаров и услуг в статистике труда используют такие понятия, как экономически активное и экономически неактивное население.

Экономически активное население — лица в возрасте, установленном для измерения экономической активности населения (от 15 до 72 лет), обеспечивающие в рассматриваемый период предложение рабочей силы для производства товаров и услуг. В его состав входят занятые и безработные.

К занятым в экономике относятся лица обоего пола в возрасте 16 лет и старше, а также лица младших возрастов, которые в рассматриваемый период:

а) выполняли  работу по найму за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также иную приносящую доход работу самостоятельно или у отдельных граждан независимо от сроков получения непосредственной оплаты или дохода за свою деятельность.

б) временно отсутствовали на работе из-за болезни или травмы, ухода за больными, ежегодного отпуска или выходных дней, компенсационного отпуска или отгулов, возмещения сверхурочных работ или работ в праздничные (выходные) дни, работы по специальному графику, нахождения в резерве (такое имеет место при работе на транспорте), установленного законом отпуска по беременности, родам и уходу за ребенком, обучения, переподготовки вне своего рабочего места, учебного отпуска, отпуска без сохранения или с сохранением содержания по инициативе администрации, забастовки, других подобных причин;

в) осуществляли работу без оплаты на семейном предприятии.

К безработным согласно рекомендациям МОТ относятся лица в возрасте, установленном для измерения экономической активности, которые в рассматриваемый период одновременно соответствуют следующим критериям:

а) не имеют работы (доходного занятия);

б) занимаются поиском работы, т.е. обращаются в государственную или коммерческую службу занятости, используют или помещают объявления в печати, непосредственно обращаются к администрации предприятия (работодателю), используют личные связи и т.д. или предпринимают шаги к организации собственного дела;

в) готовятся приступить к работе.

Учащихся, студентов, пенсионеров и инвалидов учитывают  в качестве безработных, если они занимались поиском работы и были готовы приступить к ней.

В российской статистике в соответствии с нормами  законодательства РФ о занятости существуют некоторые отличия от международной практики в подходах к определению численности безработных.

Безработными  по Закону о занятости населения  в Российской Федерации не могут быть признаны граждане:

  • не достигшие 16-летнего возраста;
  • получающие трудовые пенсии по старости (по возрасту), в том числе досрочно, и за выслугу лет;

• нарушившие порядок регистрации в качестве безработного. Основным источником сведений о численности безработных служат данные ежегодно проводимого выборочного обследования населения по проблемам занятости, а об их официально зарегистрированной части - данные, предоставляемые службами занятости.

Для анализа структуры  безработицы безработные распределяются по полу, возрасту, характеру прежней выполняемой работы, продолжительности безработицы (промежутку времени, в течение которого лицо ищет работу, используя при этом любые способы).

Экономически  неактивное население — лица в возрасте, установленном для измерения экономической активности населения, которые не считаются занятыми экономической деятельностью или безработными в течение рассматриваемого периода. В его состав входят следующие категории:

а) учащиеся и студенты, слушатели и курсанты, посещающие дневные учебные заведения (включая дневные аспирантуры и докторантуры);

б) лица, получающие пенсии по старости и на льготных условиях, а также получающие пенсии по потере кормильца при достижении ими пенсионного возраста;

в) лица, получающие пенсии по инвалидности;

г) лица, занятые ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми, больными родственниками, и т.п.;

д) отчаявшиеся найти работу, т.е. лица, которые прекратили поиск работы, исчерпав все возможности ее получения, но которые могут и готовы работать;

е) другие лица, которым нет необходимости работать, независимо от источника их дохода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

33 Статистика численности работников

Основным  источником информации о численности занятых в экономике являются данные о численности работников, получаемые от предприятий. На уровне предприятия для определения численности работников на конкретную дату или в среднем за период используют показатели списочной, средней и среднесписочной численности работников. Их рассчитывают по данным табельного и кадрового учета на предприятии.

Средняя численность работников организации за какой-либо период (месяц, квартал, год) включает:

  • среднесписочную численность работников;
  • среднюю численность внешних совместителей;
  • среднюю численность работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера.

Списочная численность работников — это моментный показатель, определяемый на конкретную дату. В нее входят наемные работники, работавшие по трудовому договору (контракту), а также собственники организации, работавшие в ней и получавшие заработную плату.

Списочная численность ( ) работников за каждый календарный день состоит из явившихся на работу ( ) и отсутствующих по каким-либо причинам ( )

В списочную  численность целыми единицами включаются работники:

  1. фактически явившиеся на работу, включая и тех, которые не работали по причине простоя, а также надомники, принятые на неполный рабочий день или неполную ставку в соответствии с трудовым договором, работающие на предприятии иностранцы;
  2. не явившиеся на работу по следующим причинам: из-за отпуска (ежегодного, дополнительного, по беременности и родам, уходу за ребенком, учебного, без сохранения заработной платы по семейным обстоятельствам или инициативе администрации), дня отдыха за ранее отработанное время, болезни, выполнения государственных обязанностей, забастовки, прогула, нахождения под следствием до решения суда, а также обучения с отрывом от производства, если в данной организации за работником сохраняется заработная плата, командировки, временной работы в других организациях.

Для того чтобы  в обобщающих показателях численности  работников по экономике в целом не возникало повторного счета одних и тех же людей, не включаются в списочную численность работники:

  1. принятые на работу по совместительству из других организаций;
  2. выполнявшие работу по договорам гражданско-правового характера;
  3. привлеченные для работы в организации согласно специальным договорам с государственными организациями на предоставление рабочей силы (военнослужащие и лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы);
  4. направленные на работу в другую организацию, если за ними не сохраняется заработная плата;
  5. направленные организациями на обучение в образовательные учреждения с отрывом от работы и получающие стипендию за счет средств этих организаций;
  6. подавшие заявление об увольнении и прекратившие работу до истечения срока предупреждения или без предупреждения администрации; они исключаются из списочной численности работников с первого дня невыхода на работу;
  7. неработающие собственники данной организации.

Информация о работе Лекции по "Статистике"