Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 07:49, курс лекций
Введение 6
Тема 1. Основы социально-экономической статистики 7
1. Предмет и метод социально-экономической статистики 7
2. Задачи социально-экономической статистики 7
3. Классификация и группировка в социально-экономической статистике 8
Тема 2. Статистика населения 9
1. Предмет и метод статистики населения 9
2. Показатели численности и динамики населения 11
3. Статистическое изучение состава и размещения населения 12
4. Показатели движения населения 13
5. Методы расчета перспективной численности населения 15
Тема 3. Статистика трудовых ресурсов 16
1. Понятие трудовых ресурсов, занятого и экономически активного населения 16
2. Показатели численности трудовых ресурсов. 17
3. Статистическое изучение состава трудовых ресурсов 18
4. Показатели трудоустройства и занятости 20
Тема 4. Статистика труда 22
1. Показатели численности персонала предприятия 22
2. Показатели движения численности персонала 23
3. Показатели использования рабочего времени 25
4.Методы изучения использования рабочего времени 29
5. Статистика оплаты труда 30
6. Расходы на рабочую силу 32
Тема 5. Система национальных счетов 33
1. Понятие о системе национальных счетов 33
2. Методы расчета валового внутреннего продукта 37
3. Система показателей доходов в системе национальных счетов 40
Тема 6. Статистика национального богатства 42
1. Понятие и состав национального богатства 42
2. Способы определения объема национального богатства 44
Тема 7. Статистика основных фондов 46
1. Понятие основных фондов и виды их оценки 46
2. Статистическое изучение объема и состава основных фондов 48
3. Показатели движения и воспроизводства фондов 49
4. Показатели динамики основных фондов 50
5. Статистическое изучение использования основных фондов 51
Тема 8. Статистика оборотных фондов 53
1. Понятие оборотных фондов и их состав. 53
2. Показатели объема и движения оборотных фондов 54
3. Показатели использования оборотных фондов 55
4. Показатели материалоемкости продукции 56
Тема 9. Статистика промышленной продукции 57
1. Понятие промышленной продукции 58
2. Способы оценки промышленной продукции 58
3. Стоимостные показатели промышленной продукции 59
4. Анализ выполнения обязательств по поставкам 62
Тема 10. Статистика продукции материального производства в сфере обращения 63
1. Понятие продукции отраслей материального производства в сфере обращения 63
2. Показатели продукции торговли и общественного питания 63
3. Показатели продукции грузового транспорта и связь 65
4. Показатели продукции материально-технического снабжения, сбыта и заготовок 67
Тема 11. Статистика издержек производства и обращения 67
1. Понятие издержек производства 67
2. Динамика себестоимости продукции по одному предприятию 68
3. Динамика себестоимости продукции по группе предприятий 69
4. Показатель затрат на рубль товарной продукции 71
5. Показатели издержек обращения 72
Тема 12. Уровень жизни населения как объект статистического изучения 74
1. Понятие уровня жизни и задачи его статистического изучения 74
2. Система показателей уровня жизни населения 75
3. Статистическое изучение дифференциации доходов 77
4. Обобщенная оценка уровня жизни 79
Тема 13. Статистика цен 82
1. Принципы и методы регистрации цен 82
2. Методы расчета и анализа уровня цен 83
3. Методы расчета и анализа колеблимости цен 84
4. Методы расчета индексов цен 85
5. Методы оценки уровня и динамики инфляции 86
Тема 14. Статистика потребления населением товаров и услуг 87
1. Основные показатели истребления товаров и услуг 87
2. Статистическое изучение уровня удовлетворения потребностей 89
3. Статистическое изучение структуры потребления 90
4. Эластичность потребления 91
Тема 15. Статистика жилищных условий и социальной инфраструктуры 92
1. Задачи статистики жилищных условий 92
2. Статистическое изучение жилищных условий 92
3. Статистическое изучение социальной инфраструктуры 93
Тема 16. Статистика уровня образования и развития системы обучения 96
1. Статистическое изучение уровня образования населения 96
2. Статистическое изучение школьного образования 97
S15иб
– численность населения в возрасте старше
15 лет
2.
Процент грамотных среди
где
Sг – численность грамотных
3. Число лиц, имеющих высшее, незаконченное высшее, среднее специальное и среднее образование на 1000 человек занятого населения.
где Sз – численность занятого населения
Si
– численность лиц, имеющих соответствующее
образование
4. Число лиц с высшим образованием на 1000 человек в возрасте от 15 лет.
где Sво
– численность населения с высшим образованием.
Тесная взаимосвязь уровня образования с возрастной структурой населения требует корректировки показателей, указанных выше, при анализе динамики и при межрегиональных сравнениях.
Увеличение в составе населения доли лиц в возрасте 25-45 лет, имеющих высокий уровень образования, влияет на обобщающий показатель.
Сравниваемость обобщающих показателей обеспечивается взвешиванием показателей уровня образования по группам на стандартную возрастную структуру населения:
где – средний уровень образования в j-ой группе
wj
– доля j-ой группы в структуре
населения, принятой за стандартную.
Для анализа различий в уровне образования рассчитываются:
1.
Индекс переменного состава показывает общее изменение среднего уровня образования.
2.
Индекс фиксированного состава показывает изменение среднего уровня образования населения по каждой возрастной группе (при постоянной возрастной структуре).
3.
Индекс структуры показывает изменение уровня образования за счет изменения возрастного состава населения.
Аналогичный метод расчета может использоваться для сравнения уровня образования в двух регионах.
При сравнении уровня образования в нескольких регионах может использоваться следующий метод:
Обобщающий показатель на базе единой стандартной структуры населения рассчитывается так:
где wc – доля соответствующей возрастной категории в стандартной (общероссийской) структуре населения.
– обобщающий показатель уровня образования i(j) -го региона
Динамика обобщающего показателя:
Статистика
школьного образования
У1 = У0 + П–В,
где У0, 1 – численность учащихся на начало и конец года
П – поступление и перевод учащихся в течение года
В – выбытие в течение года
Средняя численность учащихся за учебный год:
Расчетная численность учащихся за календарный год:
Успеваемость школьников оценивается через показатель коэффициента перевода в следующий класс:
где Уп+1 – численность переведенных в следующих класс
Уп – численность учащихся
Степень охвата детей школьным образованием:
где Sшк – численность детей, обучающихся в школе
S7-16
– численность детей школьного возраста
Потребность общества в школьном образовании не является постоянной, она определятся составом молодежи школьного возраста. Например, при переходе от снижающейся к постоянному росту численности родившихся увеличивается потребность в начальном образовании и в завершающей стадии общего среднего и профессионального образования, тогда как в средних классах численность детей будет небольшой.
Анализ различия школьного образования может проводиться на разных уровнях:
- по школьному образованию в целом;
- по общеобразовательным школам различных форм собственности,
- по стадиям обучения,
- по регионам;
- по отдельной школе.
Для анализа на каждом из этих уровней используют метод сравнения фактической динамики показателей с социально-экономической нормалью.
Социально-
Для школьного образования социально-экономическая нормаль имеет вид:
Iр ³ Iа ³ Iв ³ Iу ³ Iд
Iр – индекс текущих расходов общеобразовательных школ
Iа – индекс числа общеобразовательных школ
Iв – индекс численности учителей
Iу – индекс численности учащихся
Iд
– индекс численности детей и подростков
6-17 лет.
Для школ различных форм собственности:
Iа ³
Iв ³
Iу
Пример.
Сравнительный анализ
динамики показателей
по государственным
и негосударственным
общеобразовательным
школам России (%).
Период | Форма
собственности |
Средне годовой темп прироста | ||
Число школ | Численность учителей | Численность учащихся | ||
1993-1995 | Государственная | 0,6 | >=0,5 | >=0,4 |
1995-1997 | Государственная | 0,2 | ! 1,9 | ! 2,3 |
1997-1999 | Негосударственная | 19,4 | ! 22,7 | >=15,3 |
>= – случай согласованного с нормалью изменения
!
– рассогласованное (с изменением)
Вывод: По государственным школам наблюдается большая рассогласованность в изменении показателей. В 1995-97гг. нормаль была полностью нарушена. Рост численности учащихся опережал как динамику численности учителей, так и увеличение числа школ. В процессе сохранения такой тенденции школы укрупняются, на каждого педагога приходится все больше учащихся. Это приводит к снижению качества обучения. По негосударственным школам наблюдается
1)Рост всех показателей,
2)Рост
численности учителей
Основная
Курс
социально-экономической
Салин В.Н., Шпаковская Е.П. Социально-экономическая статистика:Учебник. – М.: Юристъ, 2004.
Экономическая статистика: Учеб. / Под ред. Ю.Н. Иванова. М.: ИНФРА-М, 1998.
Статистика: Курс лекций / Л.П. Харченко, В.Г. Долженкова, В. Г. Ионин и др.; Под ред. В.Г.Ионина. - Новосибирск: Изд-во НГАЗиУ; М.: ИНФРА-М, 1997.
Социальная
статистика: Учеб./ Под ред. И.И. Елисеевой.
- М.: Финансы и статистика, 1997.
Дополнительная
литература
Экономика и статистика фирм: Учеб. / Под ред. С.Д.Ильенковой. - М.: Финансы и статистика, 1996.
Практикум по статистике : Учеб. пособие для вузов / Под ред. В.М. Симчеры / ВЗФЭИ. -М.: ЗОА "Финстатинформ", 1999
Журнал
"Вопросы статистики".
Информация о работе Лекции по "Социально-экономическая статистика"