Лекции по "Социально-экономическая статистика"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 07:49, курс лекций

Описание работы

Введение 6
Тема 1. Основы социально-экономической статистики 7
1. Предмет и метод социально-экономической статистики 7
2. Задачи социально-экономической статистики 7
3. Классификация и группировка в социально-экономической статистике 8
Тема 2. Статистика населения 9
1. Предмет и метод статистики населения 9
2. Показатели численности и динамики населения 11
3. Статистическое изучение состава и размещения населения 12
4. Показатели движения населения 13
5. Методы расчета перспективной численности населения 15
Тема 3. Статистика трудовых ресурсов 16
1. Понятие трудовых ресурсов, занятого и экономически активного населения 16
2. Показатели численности трудовых ресурсов. 17
3. Статистическое изучение состава трудовых ресурсов 18
4. Показатели трудоустройства и занятости 20
Тема 4. Статистика труда 22
1. Показатели численности персонала предприятия 22
2. Показатели движения численности персонала 23
3. Показатели использования рабочего времени 25
4.Методы изучения использования рабочего времени 29
5. Статистика оплаты труда 30
6. Расходы на рабочую силу 32
Тема 5. Система национальных счетов 33
1. Понятие о системе национальных счетов 33
2. Методы расчета валового внутреннего продукта 37
3. Система показателей доходов в системе национальных счетов 40
Тема 6. Статистика национального богатства 42
1. Понятие и состав национального богатства 42
2. Способы определения объема национального богатства 44
Тема 7. Статистика основных фондов 46
1. Понятие основных фондов и виды их оценки 46
2. Статистическое изучение объема и состава основных фондов 48
3. Показатели движения и воспроизводства фондов 49
4. Показатели динамики основных фондов 50
5. Статистическое изучение использования основных фондов 51
Тема 8. Статистика оборотных фондов 53
1. Понятие оборотных фондов и их состав. 53
2. Показатели объема и движения оборотных фондов 54
3. Показатели использования оборотных фондов 55
4. Показатели материалоемкости продукции 56
Тема 9. Статистика промышленной продукции 57
1. Понятие промышленной продукции 58
2. Способы оценки промышленной продукции 58
3. Стоимостные показатели промышленной продукции 59
4. Анализ выполнения обязательств по поставкам 62
Тема 10. Статистика продукции материального производства в сфере обращения 63
1. Понятие продукции отраслей материального производства в сфере обращения 63
2. Показатели продукции торговли и общественного питания 63
3. Показатели продукции грузового транспорта и связь 65
4. Показатели продукции материально-технического снабжения, сбыта и заготовок 67
Тема 11. Статистика издержек производства и обращения 67
1. Понятие издержек производства 67
2. Динамика себестоимости продукции по одному предприятию 68
3. Динамика себестоимости продукции по группе предприятий 69
4. Показатель затрат на рубль товарной продукции 71
5. Показатели издержек обращения 72
Тема 12. Уровень жизни населения как объект статистического изучения 74
1. Понятие уровня жизни и задачи его статистического изучения 74
2. Система показателей уровня жизни населения 75
3. Статистическое изучение дифференциации доходов 77
4. Обобщенная оценка уровня жизни 79
Тема 13. Статистика цен 82
1. Принципы и методы регистрации цен 82
2. Методы расчета и анализа уровня цен 83
3. Методы расчета и анализа колеблимости цен 84
4. Методы расчета индексов цен 85
5. Методы оценки уровня и динамики инфляции 86
Тема 14. Статистика потребления населением товаров и услуг 87
1. Основные показатели истребления товаров и услуг 87
2. Статистическое изучение уровня удовлетворения потребностей 89
3. Статистическое изучение структуры потребления 90
4. Эластичность потребления 91
Тема 15. Статистика жилищных условий и социальной инфраструктуры 92
1. Задачи статистики жилищных условий 92
2. Статистическое изучение жилищных условий 92
3. Статистическое изучение социальной инфраструктуры 93
Тема 16. Статистика уровня образования и развития системы обучения 96
1. Статистическое изучение уровня образования населения 96
2. Статистическое изучение школьного образования 97

Работа содержит 1 файл

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА.doc

— 1.03 Мб (Скачать)

       3) Товарная продукция (ТП) – это  конечный  результат  промышленно

производственной  деятельности предприятия, полностью  подготовленный  в  отчетном периоде к отпуску на сторону.

       ТП = ВП - НЭВП

где НЭВП – нетоварные элементы ВП.

       НЭВП включают в себя:

       1. Изменение полуфабрикатов на  складе;

       2.  Изменение остатка инструмента  и специальных приспособлений на складе;

       3.  Изменение незавершенного производства.

       В ТП не включается стоимость сырья и материалов заказчика, если завод-изготовитель не оплатил стоимость сырья.

       Пример: Произведено продукции на 120 тыс. р.

       Стоимость сырья и материалов заказчика = 60 тыс. руб.

       Завод оплатил 40 тыс. руб.

       ТП = 120 – 60 + 40 = 100 тыс. руб.

       В отраслях с очень длительным производственным циклом из стоимости ТП выделяют готовую продукцию. Стоимость готовой продукции меньше стоимости ТП на величину   стоимости      работ   по   конечным   этапам   создания   изделий,   и   работ промышленного характера.

       4  Отгруженная продукция – в нее включается часть стоимости готовой продукции произведенной в этом  периоде и часть продукции, произведенной  в предыдущем периоде .

       5) Реализованная продукция – продукция,  за которую поступили деньги на счет предприятия.

       Рис.9.1 Взаимосвязь стоимостных показателей.

       6) Чистая продукция – стоимость ВП в оптовых ценах за минусом стоимости материально-производственных затрат, т.е. чистая продукция соответствует вновь созданной стоимости в рамках данной отрасли. 

       Показатели  выполнения плана и динамики по выпуску  и реализации готовой продукции.

       1. По одному виду продукции .

       2. По номенклатуре и ассортименту.

    • индекс динамики: iq= ,

где  q   – объем выпущенной продукции

       - индекс выполнения плана:   iвп=        

       - индекс планового задания: iпз=      

       II. По многономенклатурной продукции

    • индекс стоимости:  Iw= ,

р – цена

       - индекс физического объема:   Iфо=     

4. Анализ выполнения  обязательств по  поставкам

 

       Обязательства по поставкам должны выполняться:

       1. По срокам поставок

       При невыполнении заданий и обязательств по поставкам продукции размеры недопоставок продукции за отчетный период определяются нарастающим итогом с учетом недопоставки в предыдущем периоде и восполнения недопоставки продукции в последующих периодах.

       Пример:

  Январь, тыс.руб Февраль, тыс.руб Март, тыс.руб. Квартал, тыс.руб.
План 100 100 100 300
Факт  90 100 110 300
Выполнение плана 90% 90% 100% 100%
 

       Коэффициент аритмичности:

       kар= =0,1+0+0,1=0,2

       Пф - поставка фактическая

       Пд - поставка по плану

       Чем ближе kар к нулю, тем ритмичнее поставки. 

       2. Выполнение обязательств по номенклатуре  и ассортименту анализируется с помощью метода наименьших величин, т.е.  в зачет выполнения  плана поставки берется  наименьшее значение из планового и фактического показателя.

       Пример:

Вид продукции  План  Факт 
А 100 110
Б 90 100
В 80 100
Г 70 60
Д 60 50
ИТОГО: 400 420

100% = 105% => план без учета ассортимента  перевыполнен на 5%

100 + 90 + 80+60 + 50 = 380

100 %= 95% => план по номенклатуре  и ассортименту недовыполнен на 5%

       Если  предприятие изготавливает продукцию, состоящую из комплектующих деталей, закупаемых со стороны, то ведется анализ выполнения плана по комплектности.

Тема 10. Статистика продукции  материального производства в сфере обращения

1. Понятие  продукции отраслей материального  производства в сфере обращения

2. Показатели  продукции торговли и общественного  питания

3. Показатели  продукции грузового транспорта  и связи

4. Показатели  продукции материально-технического  снабжения, сбыта и заготовок

1. Понятие продукции  отраслей материального  производства в сфере обращения

       К отраслям материального производства в сфере обращения относятся: связь, грузовой транспорт, торговля, материально-техническое снабжение и др.

       Особенность сферы обращения в том, что  продукция не имеет материально-вещественной формы. Полезный результат деятельности предприятий сферы обращения – это доведение продукта до сферы потребления.

       Функции предприятий в сфере обращения  продукта.

       - перемещение продукта,

       - хранение

       - упаковка

       - сортировка

       - комплектование

       - реализация и т.д.

       Основная цель статистического изучения продукции отраслей материального производства в сфере обращения - определение количества общественного продукта, который создается в сферах обращения. Несовершенство современной системы статистического учета продукции отраслей обращения приводит к завышению ВВП.

2. Показатели продукции  торговли и общественного  питания

 

       Одна  из основных отраслей сферы обращения  – торговля осуществляется в следующих социально-экономических формах.

       - государственная,

       - кооперативная, 

       -рыночная;

       - комиссионная;

       - биржевая,

       - натуральный обмен.

       Все из этих форм (за исключение биржевой торговли) могут осуществлять розничный и оптовый отпуск товара.

       Основной  показатель деятельности всех торговых структур – товарооборот.

       Товарооборот – это совокупность актов купли-продажи товаров, совершающихся в процессе их перехода из сфер производства в сферу потребления за определенный период времени.

       Валовой товарооборот  исчисляется как общая сумма всех продаж. Исключив повторные акты продажи из валового товарооборота получают чистый товарооборот, как сумму конечных последних продаж.

       В целом по народному хозяйству  чистый товарооборот равен розничному товарообороту.

       Для отдельной торговой системы (или  территории) чистый товарооборот больше розничного на сумму оптовых продаж другим торговым системам.

       Соотношение валового и чистого оборотов показывает, сколько звеньев прошел товар  на пути своего следования от производителя  к потребителю. Чем больше звеньев, тем больше добавляется к цене производителя и тем выше цена конечного потребления товара.

       Торговая  наценка –  это часть торговой цены, предназначенной   для возмещения издержек обращения и обеспечения  прибыли торговых предприятий.

       При государственном регулировании  торговая наценка устанавливается в процентном отношении к цене производителя (например 25%), во всех остальных случаях она складывается под воздействием спроса и предложения на данный товар. Сумма наценок по всем проданным товарам - называется реализованное наложение и составляет денежное выражение продукции торговли (или это разница между продажной и покупной ценой товара).

       Валовая продукция торговли определяется, как  сумма реализованных наложений за минусом оплаты услуг наемного грузового транспорта (УТ) и связи (УС) и за исключением стоимости продукции подсобных хозяйств и других подразделений, входящих в систему данного торгового предприятия (ВП′)

       ВП = РН – (УТ + УС) – ВП′

       ВП  исчисляется также и как сумма  издержек обращения (ИО) и прибыли  торговой организации (П) за минусом  оплаты услуг грузового транспорта (УТ) и связи (УС), а также налогов (Н).

       ВП=(ИО–  УТ– УС) + (П –  Н) 

       Подотраслью торговли является общественное питание,  сочетающее три функции:

       1. Производственную, связанную с процессом  приготовления пищи,

       2.  Реализацию изготовленной продукции,

       3.  Организацию потребления готовой пищи 

       Продукция предприятий общественного  питания – это результат их производственной деятельности и основной показатель выполнения данной функции. Она измеряется в натуральных единицах (шт.), в условно-натуральных (блюда) и стоимостных.

       Валовая  продукция  общепита – это сумма реализованных   наценок  за минусом стоимости услуг транспорта и связи.

       В реализованном наложении отражаются расходы на производство пищевой продукции за минусом стоимости использованного для ее изготовления сырья.

       Валовой доход (ВД) от реализации продукции  собственного производства и полученных товаров складывается из реализованной торговой наценки общепита.

       Реализованная торговая наценка – разность между  стоимостью израсходованных продуктов в розничных ценах и их стоимостью по ценам приобретения.

       ВП=ВД–УТ–УС=∑(pq-pq)–УТ-УС+npq,

Информация о работе Лекции по "Социально-экономическая статистика"