Лекции по "Социально-экономическая статистика"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 07:49, курс лекций

Описание работы

Введение 6
Тема 1. Основы социально-экономической статистики 7
1. Предмет и метод социально-экономической статистики 7
2. Задачи социально-экономической статистики 7
3. Классификация и группировка в социально-экономической статистике 8
Тема 2. Статистика населения 9
1. Предмет и метод статистики населения 9
2. Показатели численности и динамики населения 11
3. Статистическое изучение состава и размещения населения 12
4. Показатели движения населения 13
5. Методы расчета перспективной численности населения 15
Тема 3. Статистика трудовых ресурсов 16
1. Понятие трудовых ресурсов, занятого и экономически активного населения 16
2. Показатели численности трудовых ресурсов. 17
3. Статистическое изучение состава трудовых ресурсов 18
4. Показатели трудоустройства и занятости 20
Тема 4. Статистика труда 22
1. Показатели численности персонала предприятия 22
2. Показатели движения численности персонала 23
3. Показатели использования рабочего времени 25
4.Методы изучения использования рабочего времени 29
5. Статистика оплаты труда 30
6. Расходы на рабочую силу 32
Тема 5. Система национальных счетов 33
1. Понятие о системе национальных счетов 33
2. Методы расчета валового внутреннего продукта 37
3. Система показателей доходов в системе национальных счетов 40
Тема 6. Статистика национального богатства 42
1. Понятие и состав национального богатства 42
2. Способы определения объема национального богатства 44
Тема 7. Статистика основных фондов 46
1. Понятие основных фондов и виды их оценки 46
2. Статистическое изучение объема и состава основных фондов 48
3. Показатели движения и воспроизводства фондов 49
4. Показатели динамики основных фондов 50
5. Статистическое изучение использования основных фондов 51
Тема 8. Статистика оборотных фондов 53
1. Понятие оборотных фондов и их состав. 53
2. Показатели объема и движения оборотных фондов 54
3. Показатели использования оборотных фондов 55
4. Показатели материалоемкости продукции 56
Тема 9. Статистика промышленной продукции 57
1. Понятие промышленной продукции 58
2. Способы оценки промышленной продукции 58
3. Стоимостные показатели промышленной продукции 59
4. Анализ выполнения обязательств по поставкам 62
Тема 10. Статистика продукции материального производства в сфере обращения 63
1. Понятие продукции отраслей материального производства в сфере обращения 63
2. Показатели продукции торговли и общественного питания 63
3. Показатели продукции грузового транспорта и связь 65
4. Показатели продукции материально-технического снабжения, сбыта и заготовок 67
Тема 11. Статистика издержек производства и обращения 67
1. Понятие издержек производства 67
2. Динамика себестоимости продукции по одному предприятию 68
3. Динамика себестоимости продукции по группе предприятий 69
4. Показатель затрат на рубль товарной продукции 71
5. Показатели издержек обращения 72
Тема 12. Уровень жизни населения как объект статистического изучения 74
1. Понятие уровня жизни и задачи его статистического изучения 74
2. Система показателей уровня жизни населения 75
3. Статистическое изучение дифференциации доходов 77
4. Обобщенная оценка уровня жизни 79
Тема 13. Статистика цен 82
1. Принципы и методы регистрации цен 82
2. Методы расчета и анализа уровня цен 83
3. Методы расчета и анализа колеблимости цен 84
4. Методы расчета индексов цен 85
5. Методы оценки уровня и динамики инфляции 86
Тема 14. Статистика потребления населением товаров и услуг 87
1. Основные показатели истребления товаров и услуг 87
2. Статистическое изучение уровня удовлетворения потребностей 89
3. Статистическое изучение структуры потребления 90
4. Эластичность потребления 91
Тема 15. Статистика жилищных условий и социальной инфраструктуры 92
1. Задачи статистики жилищных условий 92
2. Статистическое изучение жилищных условий 92
3. Статистическое изучение социальной инфраструктуры 93
Тема 16. Статистика уровня образования и развития системы обучения 96
1. Статистическое изучение уровня образования населения 96
2. Статистическое изучение школьного образования 97

Работа содержит 1 файл

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА.doc

— 1.03 Мб (Скачать)

       Этот  индекс оценивает не только набор  товаров базисного периода по ценам текущего, но и набор товаров  текущего периода по ценам базисного. 
 

5. Методы оценки  уровня и динамики  инфляции

 

       Одной из характеристик состояния экономики любой страны является уровень инфляции, который проявляется в росте уровня цен.

       Рост  уровня цен неравнозначен понятию "инфляционный рост цен", т.к. может  включать изменения цен, обусловленные  изменением качества продукции или  услуг. Не существует единого статистического показателя способного отделить один рост цен от другого, поэтому, используется развернутая система показателей для наиболее общей характеристики уровня инфляции. В мировой практике используются два показателя:

       1.Индекс  потребительских цен. Рассчитывается по формуле Ласпейреса.

       Позволяет оценить уровень инфляции на потребительском  рынке.

       2.Дефлятор  ВНП (ВВП) оценивает степень  инфляции по всей совокупности в государстве. В большинстве стран определяется по формуле Пааше.

       Д=

  рt – цена текущего периода

qt – объем продукции текущего периода

       В отечественной практике имеются  некоторые особенности расчета  дефлятора. Сначала с помощью  индекса цен или физического  объема производится постатейная переоценка ВВП, рассчитанного по методу конечного использования.  По формуле Пааше  рассчитывается   цепной  дефлятор.   Базисный дефлятор  определяется  путем перемножения всех годовых дефляторов в промежутке от отчетного до базисного года.

       Основной  показатель динамики инфляции – норма инфляции:

       N=

,

где It и It-1 – индексы цен смежных периодов 

       Норма инфляции показывает на сколько процентов  изменился уровень инфляции за данный период. Для оценки инфляции используют также индекс покупательной способности денежной единицы, который показывает во сколько раз обесценились деньги.

       Пример. Индекс цен 125%, следовательно, индекс покупательной  способности равен 0.8 => покупательская способность рубля снизилась на 20%.

 

Тема 14. Статистика потребления населением товаров и услуг

1. Основные показатели  истребления товаров и услуг

2. Статистическое  изучение уровня удовлетворения  потребностей

3. Статистическое  изучение структуры потребления

4. Эластичность  потребления

1. Основные показатели  истребления товаров и услуг

 

       Потребление является заключительной стадией воспроизводственного процесса, сводящейся к использованию произведенного продукта для удовлетворения определенных потребностей.

       Различают промежуточное и конечное потребление.

       Промежуточное потребление – стоимость продуктов и рыночных услуг, потребленных в течение данного периода с целью производства других продуктов и услуг.

       Конечное  потребление – расходы хозяйствующих единиц на товары и услуги, используемые непосредственно для удовлетворения текущих индивидуальных и коллективных потребностей людей.

       В структуре потребления населения  выделяются потребительские товары и услуги. Товары подразделяются на продовольственные и непродовольственные; в свою очередь продовольственные подразделяются на продукты питания и алкогольные напитки. Услуги подразделяются на следующие виды: бытовые, жилищного хозяйства, коммунальные, услуги учреждений культуры, туристские и экскурсионные, физической культуры и спорта, медицинские, санаторно-оздоровительные, ветеринарные, услуги правового характера, системы образования, другие услуги.

       Основная  задача статистики потребления –  разработка системы показателей потребления.

       Основной  показатель потребления –  уровень  индивидуального потребления как средний размер потребления определенных товаров и услуг на душу населения.

       Пн=

,

где Пг – годовой объем потребленных товаров и услуг по видам

 – средне годовая численность  населения как в целом, так  и по отдельным социальным  группам, возрасту и другим  признакам.

       Помимо  потребления товаров и услуг  на душу населения применяется расчет на условную потребительскую единицу, или на эквивалентного потребителя. В качестве такой признано потребление взрослого мужчины, занятого механизированным или легким трудом. По отношению к нему разработана шкала коэффициентов потребления продовольственных и непродовольственных товаров.

       Например, для детей до 1 года коэффициент  потребления равен 0,2

 14-17 лет коэффициент потребления  равен 0,98 потребительской единицы.

       Для ряда товаров длительного пользования, используемых членами домохозяйства совместно, средний уровень потребления рассчитывается на домохозяйство. Все показатели обеспеченности населения соответствующими предметами. Их расчет ведется в натуральных единицах.

       Обеспеченность  понимается как степень распространенности данных товаров в личном пользовании граждан. Такого рода показатели лишь косвенно характеризуют потребление.

       Средняя обеспеченность:

              ,

              где Oi – обеспеченность каким-либо предметом i-ой группы населения

Si – численность i-ой группы населения.

       Коэффициент распространенности:

          kp=

          ,

        где ДХн – число домохозяйств, имеющих данный вид предмета

  – общее число домохозяйств

       Этот  коэффициент показывает долю домохозяйств, владеющих, как минимум, одним предметом данного вида. Этот показатель точнее раскрывает обеспеченность населения товарами длительного пользования, т.к. в нем не учитываются дополнительные экземпляры данного товара, находящегося в пользовании одного домохозяйства.

       Наличие конкретного товара на момент расчета определяется по формуле:

       Нк = Нп + П - В,

где Нк и Нн –  наличие товара на конец  и начало периода

П –  поступление товаров в течение  года

В –  выбытие товара 

       Потребление товаров чаще всего измеряется в  натуральных и условно-натуральных единицах. Потребление услуг - в стоимостных единицах. Также в стоимостном выражении измеряется потребление товаров длительного пользования. Их годовое потребление представляет собой стоимостное выражение годового износа предмета. Превышение объема покупок за год над размерами годового потребления выражается соотношением этих двух показателей и называется коэффициентом покупки.

       Возрастающую  роль в потреблении населения  играют услуги. В статистике потребления объектом исследования выступают лишь услуги, удовлетворяющие потребности отдельного человека (сюда не входят услуги коллективного характера: в сфере управления, обороны, правопорядка и т.п.).

       Различаются:

       - услуги материальные (производственные), воплощающиеся в материально-вещественной форме: ремонт одежды, обуви и т.п.,

       - услуги нематериальные, которые проявляются в форме деятельности, удовлетворяющей бытовые, культурные, образовательные, медицинские и другие потребности человека. 

2. Статистическое изучение  уровня удовлетворения  потребностей

 

       Сравнение фактического потребления отдельных товаров с нормативным уровнем позволяет определить уровень удовлетворения потребностей населения в данном товаре.

       Коэффициент удовлетворения потребностей в i-ом товаре:

              ki=

              ,

  и –  фактические и нормативные уровни потребления в i-том товаре в среднем на душу населения.

       Динамика  общего среднедушевого потребления  изучается с помощью индексов:

       – индекс общего объема потребления i-того товара:

              iq=

              ,

где  q1   и   q0 объемы потребления i-го товаров в натуральном выражении в отчетности и базисном периодах.

       – индекс среднедушевого потребления  i-того товара:

                  =
                  ,

                  где средняя численность населения за соответствующий период.

       Обеспеченность  населения услугами и динамика их потребления рассчитываются аналогично. 

       Коэффициент удовлетворения потребностей населения  по всем потребительским товарам и услугам:

       kno=

,

где   р – цена товара

q – количество фактически потребленных товаров

с – количество фактически потребленных услуг

t – тариф за определенные услуги

qncн – норматив потребления определенного вида товаров и услуг в расчете надушу населения.

       Разность между числителем и знаменателем – стоимость общего недопотребления товаров и услуг по сравнению с нормативным уровнем.

       Существенный  фактор, воздействующий на уровень  удовлетворения потребностей –  насыщенность товарами и услугами потребительского рынка. Ее характеризует коэффициент насыщенности:

        kн=

        ,

где Дт – количество городов, в которых на момент регистрации цен товар был в продаже.

Д – общее количество обследованных городов

       Недостаток  этого показателя - не учитывает  наличие товаров в неорганизованной торговле.

       Индекс  насыщенности:

       iн=

3. Статистическое изучение  структуры потребления

 

       Структура потребления  обуславливается  структурой потребительских расходов. В укрупненном виде выделяют следующие расходы:

       - продукты питания;

       - непродовольственные товары;

       - алкогольные напитки;

       - оплата услуг.

       Эмпирическим  путем  были выведены следующие статистические закономерности потребления. 

       1. Закон Энгеля.

       Чем ниже доход, тем большая доля расходов должна быть предназначена на питание. С ростом доходов семьи абсолютные расходы на питание увеличиваются, но в отношении ко всем расходам они сокращаются, причем доля расходов на одежду, отопление и освещение изменяются незначительно, и резко возрастает доля расходов на удовлетворение культурных потребностей. 

       2. Закон Швабе.

       Чем беднее семья, тем большая доля расходов приходится на жилище. 

Информация о работе Лекции по "Социально-экономическая статистика"