Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 08:14, курс лекций
Работа содержит краткий обзор лекций по дисциплине «Финансовая статистика».
Таблица 10
Инструменты
денежно-кредитной
политики Банка России
в 2006 г.
Вид инструмента | Назначение | Инструмент | Срок
предостав-ления(аб- |
Процентная ставка, % годовых |
Операции на
открытом рынке |
Предо-ставле-ние
ликвидности |
Ломбардные аукционы | 2 недели | Устанавливаетс
я по
результатам аукциона (не ниже 7%) |
Прямое РЕПО |
От 1 до 7 дней, 1 неделя, 3 месяца | Устанавливаетс
я по
результатам аукциона (от 1 до 7 дней — не ниже 6%, 1 неделя — не ниже 6,5%, 3 месяца — не ниже 9%) | ||
Покупка государственных ценных бумаг и ОБР |
Аутрайт-ные операции | — |
Продолжение
табл. 10
Вид инструмента | Назначение | Инструмент | Срок
предостав-ления(аб- |
Процентная ставка, % годовых |
Покупка
иностранной валюты |
— | — | ||
Абсорбирование ликвидности |
Депозитные аукционы | 4 недели, 3 месяца | Устанавливается
по
результатам аукциона (4 недели — не выше 9%, 3 месяца — не выше 10%) | |
Облигации Банка России |
До 6 месяцев | Устанавливается
по
результатам аукциона (не выше 11%) | ||
Продажа государственных ценных бумаг и ОБР |
Аутрайт-ные операции | — | ||
Продажа иностранной валюты |
— | — | ||
Операции
постоянного действия |
Предоставление ликвидности | Кредиты | Внутридневные | 0 |
Овернайт |
Фиксированная — 11,0% (до 23.10. 2006 г. — 11,5%, до 26.06.2006 г. — 12,0%) | |||
Ломбардные кредиты (по фиксированной процентной ставке) |
7 дней | Устанавливается по средневзвешенной ставке ломбардного аукциона |
Окончание
табл. 10
|
Абсорбирование банковской ликвидности (трлн руб.)
В 2006 г. размещение ОБР проводилось Банком России на стандартный срок (6 месяцев) с последующим регулярным доразмеще-нием. К тому же аукционы по размещению новых выпусков ОБР сопровождаются предложением о выкупе уже обращающегося выпуска. Данная практика обеспечивает поддержку постоянного срока обращения выпусков ОБР, способствует постепенному повышению ликвидности рынка ОБР и вследствие этого — расширению стерилизационных возможностей Банка России.
Помимо этого, с 1 октября 2006 г. совет директоров Банка России принял решение о повышении норматива обязательных резервов по обязательствам кредитных организаций перед банками-нерезидентами в валюте Российской Федерации и иностранной валюте с 2 до 3,5%. Это вместе с другими мерами будет способствовать ограничению прироста денежного предложения и снижению темпов инфляции.
К тому же принято решение об одновременном повышении коэффициента усреднения с 0,2 до 0,3. Это изменение позволяет кредитным организациям лучше адаптироваться к новым резервным требованиям и расширяет их возможности по управлению собственной ликвидностью.
Для обеспечения бесперебойного осуществления расчетов Банк России ежедневно должен предоставлять кредитным организациям внутридневные кредиты, объем которых за январь—сентябрь 2006 г. достиг 7,5 трлн руб. и по сравнению с соответствующим периодом 2005 г. увеличился в 2 раза.
Для управления собственной ликвидностью кредитные организации должны активно использовать усреднение обязательных резервов, т. е. выполнять часть резервных требований путем поддержания соответствующего среднемесячного остатка на корреспондентском счете и субсчетах, открытых в Банке России.
Ставки по операциям Банка России и однодневная ставка MIACR (% годовых)
Когда
у кредитных организаций
В 2006 г. была продолжена работа по расширению перечня ценных бумаг, принимаемых в обеспечение по кредитам Банка России (Ломбардного списка Банка России). По состоянию на начало октября 2006 г. в структуре портфеля ценных бумаг, которые заблокированы кредитными организациями в целях обеспечения кредитов Банка России, 89,2% составляли облигации федерального займа. А остальная часть разделилась между облигациями Банка России, облигациями субъектов Российской Федерации, облигациями кредитных организаций, облигациями прочих юридических лиц и ипотечными ценными бумагами, которые входят в Ломбардный список Банка России.
В 2006 г., когда замедлялись темпы инфляции, совет директоров Банка России дважды принимал решения о снижении ставки рефинансирования Банка России: с 26.06.2006 г. — с 12,0 до 11,5% годовых, с 23.10.2006 г. — до 11,0% годовых. При этом также снижены, до 11,0% годовых, процентные ставки по кредитам «овернайт» и сделкам «валютный своп».
Под инфляцией понимается повышение общего уровня цен, для измерения которого используется показатель изменения индекса цен по отношению к базисному периоду. Существуют 2 типа инфляции:
1)
инфляция спроса — вызывается
увеличением спроса на
2) инфляция предложения — спрос относительно постоянен, а цены на товары растут за счет роста издержек, т. е. растет себестоимость продукции. Поскольку предприятия не могут долго торговать себе в убыток, то они вынуждены повышать цену на свою продукцию. По закону спроса и предложения, если увеличиваются цены, то количество единиц проданной продукции уменьшается и если правительство не примет адекватных мер, то в экономике может начаться период спада. Инфляция измеряется с помощью индекса потребительских цен (ИПЦ), который фиксирует изменения во времени затрат на покупку стандартной корзины благ. Рыночная корзина включает в себя цены на продукты питания, жилье, одежду, топливо, транспорт, образование, медицинские услуги и другие товары и услуги, приобретаемые в повседневной жизни.
Инфляция
в большинстве развитых стран
считается серьезной социально-
Исходя из опыта, когда власти пытались достичь других целей экономической политики (высокого уровня занятости и роста производства), это противоречило принципу стабильности цен.
Суть инфляционного таргетирования состоит в следующем:
3)
разница между прогнозом и
целью свидетельствует о
Следовательно, денежные власти устанавливают плановый уровень инфляции и используют все средства для его достижения. Инфляционное таргетирование требует выполнения 2 условий:
1) Центральный
банк должен иметь достаточную степень
не
зависимости — по крайней мере, располагать
свободой в вы
боре инструментария, с помощью которого
планируется дости
жение целевого уровня инфляции. Для выполнения
этого
условия стране необходимо отказаться
от принципа «фискаль
ного доминирования», т. е. бюджетно-налоговая
политика не
должна оказывать никакого влияния на
денежно-кредитную
политику (низкий или нулевой уровень
правительственных
заимствований у Центрального банка и
достаточная степень
развитости внутреннего финансового рынка);
2) правительство
должно располагать широкой доходной
ба
зой и не рассчитывать систематически
на поступления от сеньо-
ража. При сохранении фискального доминирования
налого
вая политика будет стимулировать инфляционное
давление,
которое подорвет эффективность денежно-кредитной
политики.
В еврозоне в настоящее время используется
комбинация де
нежного таргетирования, которая исходит
из установления ориен
тира денежного агрегата МЗ и инфляционного
таргетирования,
опирающегося на гармонизированный индекс
потребительских
цен. Все это необходимо не только для
снижения темпов инф
ляции, но и для повышения авторитета своей
экономической по
литики.