Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 17:19, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение теоретических основ занятости, анализ занятости населения в Республике Бурятия.
Руководствуясь этой целью необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть теоретические и методологические аспекты статистического анализа занятости населения;
изложить основные категории населения и трудовых ресурсов;
осуществить статистический анализ уровня занятости населения по Республике Бурятия;
тости населения………………..6
1.1 Понятие занятости населения………………………………………………...6
1.2 Государственное регулирование занятости населения …………………….9
Глава 2 Направления статистического изучения занятости населения……...13
2.1 Статистическое наблюдение занятости населения………………………..13
2.2 Статистические методы изучения занятости населения…………………..20
Глава 3 Статистический анализ занятости населения в Республике Бурятия…………………………………………………………………………...27
3.1 Общая характеристика уровня занятости населения в Республике Бурятия…………………………………………………………………………...27
3.2 Расчет аналитических показателей занятости населения в Республике Бурятия…………………………………………………………………………...33
Заключение……………………………………………………………………….45
Список использованной литературы
С начала 60-х гг. регулирование рынка труда становится одним из важнейших направлений деятельности многих государств, на которое затрачивается, например, в Канаде, 2—3% ВВП. 1962 год в США стал как бы рубежом в развитии государственного регулирования подготовки и использования трудовых ресурсов в этой стране. Затем было разработано несколько специализированных программ по подготовке и трудоустройству рабочей силы. Это программа "Новые возможности", которая осуществляет профессиональную подготовку молодежи с 1964г., первая со времен Великой депрессии по созданию рабочих мест в государственном секторе.
К
концу 60-х — началу 70-х гг. были
выявлены основные направления государственного
вмешательства в сферу
Кроме
того, существует комплекс мер косвенного
регулирования рынка труда: это
налоговая, денежно-кредитная, амортизационная
политика государства. Меры косвенного
регулирования рынка рабочей
силы одновременно являются и мерами
общеэкономического регулирования. Они
воздействуют на занятость через
общеэкономическую конъюнктуру[
В
настоящее время идет активный поиск
моделей регулирования рынка
труда. Определение основных направлений,
форм и методов регулирования
рынка труда сдерживается неопределенностью
конечных целей реформирования экономики,
отсутствием окончательной
Общероссийский
рынок труда выступает как
совокупность региональных и локальных
рынков с их специфическими проблемами,
поэтому большое значение имеет
региональное регулирование процессов
распределения и использования
рабочей силы. Изучение этих процессов
и отечественной практики показывает,
что рынок труда не может развиваться
без самостоятельности
Как
показывает опыт развитых стран, жесткая
централизация сковывает
Очевидно,
что решение проблем
Как показывает зарубежный опыт, одну из ключевых ролей в регулировании рынка труда играют государственные службы содействия найму. Основные функции службы занятости состоят в следующем: изучение конъюнктуры рынка труда и предоставление информации о ней, содействие в трудоустройстве, профессиональная ориентация и переподготовка безработных, выплата пособий по безработице, а также регистрация безработных и вакантных рабочих мест, тестирование лиц, желающих получить работу. В большинстве стран службы занятости являются государственными организациями. Вместе с тем наряду с государственными службами занятости функционирует большое число частных посреднических фирм. Так, в США действует около 15 тыс. таких фирм.
Службы занятости — основные организационные структуры, осуществляющие на местах общегосударственную политику занятости. Опыт развитых стран свидетельствует о достаточно высокой результативности работы этих служб по снятию острых ситуаций на рынке труда.
Конкретный
анализ опыта работы государственных
служб занятости при изменении
конъюнктуры рынка труда в
результате социально-экономических
преобразований показал, что деятельность
вновь созданных служб
Глава
2 Направления статистического
2.1 Статистическое
наблюдение занятости населения
Статистическое наблюдение выступает как один из главных методов статистики и как одна из важнейших стадий статистического исследования. Важность этого этапа исследования определяется тем, что использование только объективной и достаточно полной информации, полученной в результате статистического наблюдения, на последующих этапах исследования в состоянии обеспечить научно обоснованные выводы о характере и закономерностях развития изучаемого объекта. Статистическое наблюдение от начальной до завершающей стадии-получения итоговых материалов должно быть тщательно продуманным и четко организованным.
Статистическое наблюдение – это массовое, планомерное, научно-организованное наблюдение за явлениями социальной и экономической жизни, которое заключается в регистрации отобранных признаков у каждой единицы совокупности.
Примером
статистического наблюдения являются
опросы общественного мнения, которые
особенно популярны стали в России
в последние годы. Такое наблюдение
предпринимается с целью
Статистическое наблюдение может проводиться органами государственной статистики, научно-исследовательскими институтами, экономическими службами банков, бирж, фирм.
Процесс проведения статистического наблюдения включает следующие этапы:
подготовка наблюдения;
проведение массового сбора
подготовка данных к
разработка предложений по
Статистические наблюдения чаще всего преследуют практическую цель – получение достоверной информации для выявления закономерностей развития явлений и процессов. Например, целью микропереписи населения России 1994 г. было получение данных о численности, составе населения, условиях его проживания4.
Задача наблюдения предопределяет его программу и формы организации. Неясно поставленная цель может привести к тому, что в процессе, наблюдения будут собраны ненужные данные или, наоборот, не будут получены сведения, необходимые для анализа.
Объект и единица наблюдения. Отчетная единица. При подготовке наблюдения кроме цели следует точно определить, что именно подлежит обследованию, т. е. установить объект наблюдения.
Под
объектом наблюдения понимается некоторая
статистическая совокупность, в которой
проистекают исследуемые
Чтобы
определить объект статистического
наблюдения, необходимо установить границы
изучаемой совокупности. Для этого
следует указать важнейшие
Всякий объект статистического наблюдения состоит из отдельных элементов – единиц наблюдения.
В
статистике единицей наблюдения (в
зарубежной литературе используется термин
"элементарная единица") называют
составной элемент объекта, являющийся
носителем признаков, подлежащих регистрации.
Например, при демографических
Единицу наблюдения следует отличать от отчетной единицы. Отчетной единицей выступает субъект, от которого поступают данные об единице наблюдения. Так, при организации статистического наблюдьния в капитальном строительстве информация может быть попучсна от проект-них или подрядных организаций, или от предприятий-застройщиков.
Единица наблюдения и отчетная единица могут совпадать. Например, если надо определить объем освоенных за год капитальных вложений, то предприятие-застройщик будет одновременно и единицей наблюдения, и отчитывающейся организацией. Однако при изучении процесса концентрации капитальных вложений отчетной единицей по-прежнему будет застройщик, а единицей наблюдения – стройки и объекты, строительство которых ведет данный застройщик.
В отечественной статистике используются три организационные формы (типы) статистического наблюдения:
отчетность(предприятий, организаций, учреждений и т. п.);
специально организованное статистическое наблюдение (переписи, единовременные учеты, обследования сплошного и несплошного характера);
регистры.
Отчетность
– это основная форма статистического
наблюдения, с помощью которой
статистические органы в определенные
сроки получают от предприятий, учреждений
и организаций необходимые
Отчетность
как форма статистического
Для
отчетности характерно то, что, во-первых,
она утверждается органами государственной
статистики. Представление информации
по неутвержденным формам является нарушением
отчетной дисциплины. Во-вторых, она
имеет обязательный характер, т. е. все
предприятия, учреждения, организации
должны представлять ее в указанные
сроки; юридическую силу, потому что
подписывается руководителем
Действующую
статистическую отчетность делят на
типовую и специализированную. Состав
показателей в типовой
По срокам представления отчетность бывает ежедневная, недельная, двухнедельная, месячная, квартальная и годовая. Кроме годовой отчетности все перечисленные виды представляют собой текущую отчетность.
По способу представления сведений отчетность делится на телеграфную, телетайпную, почтовую.