Изучение занятости населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 17:19, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение теоретических основ занятости, анализ занятости населения в Республике Бурятия.
Руководствуясь этой целью необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть теоретические и методологические аспекты статистического анализа занятости населения;
изложить основные категории населения и трудовых ресурсов;
осуществить статистический анализ уровня занятости населения по Республике Бурятия;

Содержание

тости населения………………..6
1.1 Понятие занятости населения………………………………………………...6
1.2 Государственное регулирование занятости населения …………………….9
Глава 2 Направления статистического изучения занятости населения……...13
2.1 Статистическое наблюдение занятости населения………………………..13
2.2 Статистические методы изучения занятости населения…………………..20
Глава 3 Статистический анализ занятости населения в Республике Бурятия…………………………………………………………………………...27
3.1 Общая характеристика уровня занятости населения в Республике Бурятия…………………………………………………………………………...27
3.2 Расчет аналитических показателей занятости населения в Республике Бурятия…………………………………………………………………………...33
Заключение……………………………………………………………………….45
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Глава 1 Теоретические основы изучения занятости населения.docx

— 152.96 Кб (Скачать)

     С начала 60-х гг. регулирование рынка  труда становится одним из важнейших  направлений деятельности многих государств, на которое затрачивается, например, в Канаде, 2—3% ВВП. 1962 год в США  стал как бы рубежом в развитии государственного регулирования подготовки и использования трудовых ресурсов в этой стране. Затем было разработано  несколько специализированных программ по подготовке и трудоустройству  рабочей силы. Это программа "Новые  возможности", которая осуществляет профессиональную подготовку молодежи с 1964г., первая со времен Великой депрессии  по созданию рабочих мест в государственном  секторе.

     К концу 60-х — началу 70-х гг. были выявлены основные направления государственного вмешательства в сферу занятости, призванные смягчить остроту проблем, возникших на рынке труда. Это  программы, во-первых, стимулирования роста занятости и увеличения числа рабочих мест; во-вторых, подготовки и переподготовки рабочей силы; в-третьих, содействия найму рабочей силы и, в-четвертых, социального страхования  безработицы, т. е. выделения средств  на пособия по безработице. Приоритетность выбора того или иного направления  и их сочетание зависят от конкретной ситуации на рынке труда.

     Кроме того, существует комплекс мер косвенного регулирования рынка труда: это  налоговая, денежно-кредитная, амортизационная  политика государства. Меры косвенного регулирования рынка рабочей  силы одновременно являются и мерами общеэкономического регулирования. Они  воздействуют на занятость через  общеэкономическую конъюнктуру[10].

     В настоящее время идет активный поиск  моделей регулирования рынка  труда. Определение основных направлений, форм и методов регулирования  рынка труда сдерживается неопределенностью  конечных целей реформирования экономики, отсутствием окончательной стратегии  экономического развития. Тем не менее, уже сейчас становление и развитие рынка труда предопределили пересмотр  трудового законодательства в вопросах найма и увольнения, ликвидации нерентабельных предприятий, а также разработку мер содействия эффективному использованию  рабочей силы и защите от безработицы, усилению социальных гарантий.

     Общероссийский  рынок труда выступает как  совокупность региональных и локальных  рынков с их специфическими проблемами, поэтому большое значение имеет  региональное регулирование процессов  распределения и использования  рабочей силы. Изучение этих процессов  и отечественной практики показывает, что рынок труда не может развиваться  без самостоятельности региональных и местных органов управления в решении вопросов эффективного использования имеющихся кадров с учетом особенностей региона или  отрасли, оказания помощи при трудоустройстве  и переподготовке, расширения определенных льгот и компенсации сверх  установленного минимума и др3.

     Как показывает опыт развитых стран, жесткая  централизация сковывает развитие разнообразных и комплексных  форм регулирования занятости, мешает своевременному учету специфических  проблем отдельных отраслей и  регионов. Учитывая многообразие региональных рынков, модель регулирования российского  рынка труда должна исходить из многовариантности  их форм и методов.

     Очевидно, что решение проблем безработицы  требует комплексного подхода, сочетания  макроэкономической политики с мерами на уровне микроэкономики, общегосударственных  действий — с местными инициативами. Центральные органы государственной  власти должны были бы выступить гарантом обеспечения единого для всех регионов страны минимума социальных гарантий, права на профподготовку и переподготовку, на получение социальных компенсаций при высвобождении  и вынужденной безработице. Передавая  функции местным органам, занимающимся непосредственно трудоустройством и социальной защитой безработных, государство должно гарантировать  соблюдение законов и нормативных  актов, регулирующих рынок труда. Особую значимость приобретают такие проблемы, как создание новых организационных  структур занятости и рынка труда, выбор средств и методов регулирования  занятости, соотношения государственных  и частных инициатив, централизации  и децентрализации в этой области.

     Как показывает зарубежный опыт, одну из ключевых ролей в регулировании рынка  труда играют государственные службы содействия найму. Основные функции  службы занятости состоят в следующем: изучение конъюнктуры рынка труда  и предоставление информации о ней, содействие в трудоустройстве, профессиональная ориентация и переподготовка безработных, выплата пособий по безработице, а также регистрация безработных и вакантных рабочих мест, тестирование лиц, желающих получить работу. В большинстве стран службы занятости являются государственными организациями. Вместе с тем наряду с государственными службами занятости функционирует большое число частных посреднических фирм. Так, в США действует около 15 тыс. таких фирм.

     Службы  занятости — основные организационные  структуры, осуществляющие на местах общегосударственную  политику занятости. Опыт развитых стран  свидетельствует о достаточно высокой  результативности работы этих служб  по снятию острых ситуаций на рынке  труда.

     Конкретный  анализ опыта работы государственных  служб занятости при изменении  конъюнктуры рынка труда в  результате социально-экономических  преобразований показал, что деятельность вновь созданных служб занятости  оказалась недостаточно эффективной, особенно по отношению к определенным группам населения, остро нуждающимся  в трудоустройстве. Наименее результативным оно оказывается в отношении  высококвалифицированных работников — специалистов и служащих. Как  показал анализ, столь широкий  спектр деятельности служб занятости  и многообразие региональных рынков труда делают необходимым выбор  наиболее эффективных мер регулирования  рынка труда для того или иного  региона. 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2 Направления статистического изучения занятости населения

2.1 Статистическое  наблюдение занятости населения 

      Статистическое  наблюдение выступает как один из главных методов статистики и  как одна из важнейших стадий статистического  исследования. Важность этого этапа  исследования определяется тем, что  использование только объективной  и достаточно полной информации, полученной в результате статистического наблюдения, на последующих этапах исследования в состоянии обеспечить научно обоснованные выводы о характере и закономерностях  развития изучаемого объекта. Статистическое наблюдение от начальной до завершающей  стадии-получения итоговых материалов должно быть тщательно продуманным  и четко организованным.

      Статистическое  наблюдение – это массовое, планомерное, научно-организованное наблюдение за явлениями социальной и экономической  жизни, которое заключается в  регистрации отобранных признаков  у каждой единицы совокупности.

      Примером  статистического наблюдения являются опросы общественного мнения, которые  особенно популярны стали в России в последние годы. Такое наблюдение предпринимается с целью выявления  отношения людей к некоторым  представляющим интерес вопросам или  спорным событиям. Изучение общественного  мнения входит в основу общей системы  исследования рынка и является его  важной составной частью. Такое наблюдение требует опроса ряда лиц по заранее  определенной программе.

      Статистическое  наблюдение может проводиться органами государственной статистики, научно-исследовательскими институтами, экономическими службами банков, бирж, фирм.

      Процесс проведения статистического наблюдения включает следующие этапы:

        подготовка наблюдения;

        проведение массового сбора данных;

        подготовка данных к автоматизированной  обработке;

        разработка предложений по совершенствованию  статистического наблюдения.

      Статистические  наблюдения чаще всего преследуют практическую цель – получение достоверной  информации для выявления закономерностей  развития явлений и процессов. Например, целью микропереписи населения  России 1994 г. было получение данных о численности, составе населения, условиях его проживания4.

      Задача  наблюдения предопределяет его программу  и формы организации. Неясно поставленная цель может привести к тому, что  в процессе, наблюдения будут собраны  ненужные данные или, наоборот, не будут  получены сведения, необходимые для  анализа.

      Объект  и единица наблюдения. Отчетная единица. При подготовке наблюдения кроме  цели следует точно определить, что  именно подлежит обследованию, т. е. установить объект наблюдения.

      Под объектом наблюдения понимается некоторая  статистическая совокупность, в которой  проистекают исследуемые социально-экономические  явления и процессы. Объектом наблюдения может быть совокупность физических лиц (население отдельного региона, страны; лица, занятые на предприятиях отрасли), физические единицы (станки, машины, жилые дома), юридические  лица (предприятия, фермерские хозяйства, коммерческие банки, учебные заведения).

      Чтобы определить объект статистического  наблюдения, необходимо установить границы  изучаемой совокупности. Для этого  следует указать важнейшие признаки, отличающие его от других сходных  объектов. Например, прежде чем проводить  обследование рентабельности промышленных предприятий, следует определить формы  собственности, организационно-правовые формы предприятий, отрасли промышленности и регионы, подлежащие наблюдению.

      Всякий  объект статистического наблюдения состоит из отдельных элементов  – единиц наблюдения.

      В статистике единицей наблюдения (в  зарубежной литературе используется термин "элементарная единица") называют составной элемент объекта, являющийся носителем признаков, подлежащих регистрации. Например, при демографических обследованиях  единицей наблюдения может быть человек, но может быть и семья; при бюджетных  обследованиях – семья или  домашнее хозяйство.

      Единицу наблюдения следует отличать от отчетной единицы. Отчетной единицей выступает  субъект, от которого поступают данные об единице наблюдения. Так, при организации  статистического наблюдьния в капитальном  строительстве информация может  быть попучсна от проект-них или  подрядных организаций, или от предприятий-застройщиков.

      Единица наблюдения и отчетная единица могут  совпадать. Например, если надо определить объем освоенных за год капитальных  вложений, то предприятие-застройщик будет  одновременно и единицей наблюдения, и отчитывающейся организацией. Однако при изучении процесса концентрации капитальных вложений отчетной единицей по-прежнему будет застройщик, а  единицей наблюдения – стройки и  объекты, строительство которых  ведет данный застройщик.

      В отечественной статистике используются три организационные формы (типы) статистического наблюдения:

      отчетность(предприятий, организаций, учреждений и т. п.);

      специально организованное статистическое наблюдение (переписи, единовременные учеты, обследования сплошного и несплошного характера);

      регистры.

      Отчетность  – это основная форма статистического  наблюдения, с помощью которой  статистические органы в определенные сроки получают от предприятий, учреждений и организаций необходимые данные в виде установленных в законном порядке отчетных документов, скрепляемых  подписями лиц, ответственных за их представление и достоверность  собираемых сведений, Таким образом, отчетность – это официальный  документ, содержащий статистические сведения о работе предприятия, учреждения, организации и т. п.

      Отчетность  как форма статистического наблюдения основана на первичном учете и  является его обобщением. Первичный  учет представляет собой регистрацию  различных фактов, событий, производимую по мере их совершения, как правило, на особом документе, называемом первичным  учетным документом.

      Для отчетности характерно то, что, во-первых, она утверждается органами государственной  статистики. Представление информации по неутвержденным формам является нарушением отчетной дисциплины. Во-вторых, она  имеет обязательный характер, т. е. все  предприятия, учреждения, организации  должны представлять ее в указанные  сроки; юридическую силу, потому что  подписывается руководителем предприятия (учреждения, организации); документальную обоснованность, так как все данные базируются на документах первичного учета.

      Действующую статистическую отчетность делят на типовую и специализированную. Состав показателей в типовой отчетности является единым для предприятий  всех отраслей народного хозяйства. В специализированной отчетности состав показателей изменяется в зависимости  от особенностей отдельных отраслей экономики5.

      По  срокам представления отчетность бывает ежедневная, недельная, двухнедельная, месячная, квартальная и годовая. Кроме годовой отчетности все  перечисленные виды представляют собой  текущую отчетность.

      По  способу представления сведений отчетность делится на телеграфную, телетайпную, почтовую.

Информация о работе Изучение занятости населения