Безработица в чувашии

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 23:14, курсовая работа

Описание работы

В курсовой работе исследуется тема: Занятость населения и ее регулирование.
Актуальность темы. В настоящее время, в связи с мировым финансовым кризисом (который напрямую коснулся и Россию) вопрос занятости и трудоустройства стоит крайне остро. С ноября 2008 года сокращены и уволены по различным основаниям тысячи человек . Подавляющее большинство из них так и не нашли новое рабочее место к февралю 2009 года. В России наблюдается всплеск безработицы.
Безработица - социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы (экономически активного населения) не занята в производстве.
Установленное законодательством социальное обеспечение в случае безработицы гарантируется Конституцией Российской Федерации наравне с социальным обеспечением по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей.

Содержание

Введение………………………………………………………………...……………………......3
Глава 1. Безработица как проблема современной экномики…………………………..….......5
1.1. Понятие безработицы…………………………………………………………………….…5
1.2. Причины безработицы и необходимость обеспечения занятости……………………….8
1.3. Безработица в Чувашии……………………………………………………………………12
Глава 2. Правовое обеспечение занятости населения………………………………………..15
2.1. Понятие и правовое регулирование занятости…………………………………………..15
2.2. Непостоянная занятость: понятие, особенности…………………………………….......18
2.3. Обеспечение занятости……………………………………………………………………21
2.4. Анализ занятости населения в Чувашии…………………………………………………32
Заключение……………………………………………………………………………………...35
Список нормативных актов и литературы……………………………………………………37

Работа содержит 1 файл

курсовая по статистике.doc

— 220.00 Кб (Скачать)

      Основная  особенность непостоянной занятости  заключается в том, что издержки увольнения работников для работодателя в момент прекращения действия непостоянных трудовых договоров значительно меньше, чем при увольнении постоянных работников. Понимаемая таким образом непостоянная занятость выступает как механизм гибкости численности работников.

      К непостоянной относится временная  и неформальная (неоформленная) занятость. Под временной понимается занятость в рамках трудовых отношений, продолжительность которых заранее определена в трудовом договоре (письменном или устном) и конечна во времени. Основными видами временной занятости являются работа на основе срочного трудового договора, занятость на основе договора на выполнение определенного объема работ, сезонная занятость, занятость в агентствах, предоставляющих труд третьей стороне (заемный труд). Неформальная занятость включает все виды занятости, которые формально не зарегистрированы и, следовательно, не защищены существующими правовыми нормами. К ней относятся работа по устной договоренности на предприятиях формального и неформального секторов, а также незарегистрированная самозанятость. Однако в рамках данной статьи мы будем рассматривать только работающих по найму, хотя, несомненно, что самозанятость, по сути, не обеспечивает гарантированного занятия, и значительная часть самостоятельных работников не имеет юридически оформленного статуса. Впрочем, полученные нами результаты являются представительными, поскольку наемные работники составляют подавляющее большинство (свыше 90%) всех занятых в российской экономике.

      Непостоянная  занятость присуща лицам, которые:

      - заняты по трудовому договору  на неопределенный срок, то есть  на постоянной основе;

      - заняты по срочному трудовому  договору, то есть на определенный  срок;

      - заняты по договору на выполнение  определенного объема работ;

      - заняты на основе устной договоренности (с 1999 г.).

      На  начальном этапе экономических  реформ (1992-1998 гг.) численность работающих по найму сократилась с 65,4 млн в 1992 г. до 54,8 млн в 1996 г. Следует обратить внимание на тот факт, что сокращение численности работающих по найму происходило за счет занятых на условиях постоянного договора. Численность же непостоянно занятых росла на протяжении практически всего анализируемого периода. Так, к 1998 г. занятость по найму в целом стала меньше (по сравнению с 1992 г.) на 9,6 млн человек, или на 15%, при этом число постоянно занятых уменьшилось на 10,8 млн (на 17%), а численность непостоянных работников увеличилась на 1,2 млн, или почти на 70%. Иначе говоря, даже в условиях глубокого экономического кризиса, сопровождающегося двукратным падением объемов производства, новые рабочие места все же создавались, но в первую очередь на временной или/и неформальной основе, а постоянные - либо ликвидировались, либо преобразовывались, переходя в категорию непостоянных.18

      В посткризисный период (с 1999 г.) численность  работающих по найму начала постепенно восстанавливаться. В 2007 г. по найму работало 65,4 млн человек - на 9,6 млн больше, чем в 1998 г. Из общего прироста численности занятых по найму на постоянные рабочие места приходится 4,52 млн, на непостоянные - 5,09 млн, то есть сектор непостоянной занятости обеспечил более половины прироста численности наемных работников, при том что его удельный вес в 7 раз меньше. Таким образом, и на стадии экономического роста этот сектор остается основным сегментом, в котором отмечается увеличение числа рабочих мест.

      Динамика  непостоянной занятости еще более очевидна, если рассматривать весь период 1992-2007 гг. В этом секторе численность занятых увеличилась в 4,5 раза, тогда как число постоянных работников сократилось на 10%, так и не достигнув до сих пор докризисного уровня. В результате доля непостоянно занятых, которая в начале 1990-х гг. была весьма незначительной и не превышала 3%, возросла вчетверо и составляет в настоящее время по крайней мере 12-13% от всех работающих по найму19.

      Имеющие в литературе и материалах статистики  данные позволяют нам сделать следующие выводы.

      Во-первых, очевидным является существенное увеличение масштабов непостоянной занятости  в российской экономике, темпы которого были наиболее интенсивными в 1990-е и  в начале 2000-х гг.

      Во-вторых, непостоянная занятость выступила в качестве особого адаптационного механизма, обеспечивая «подстройку» численности работников под колебания спроса на труд. В период экономического спада этот сектор тормозил общее падение занятости, сдерживая отток рабочей силы в экономическую неактивность и безработицу. С началом восстановительного роста непостоянная занятость стала важным генератором новых рабочих мест.

      В-третьих, российский рынок труда и сфера  занятости остаются с точки зрения формальных институциональных ограничений  зарегулированными, что в сочетании со слабыми и недостаточно действенными механизмами инфорсмента приводит к росту неформальной занятости. В результате гибкость занятости, в данном случае гибкость численности работников, обеспечивается во многом действием неформальных механизмов (работой по устной договоренности, занятостью в неформальном секторе), следствием чего является деформализация отношений занятости.20

      В условиях глубокого экономического кризиса такая «неформальная» гибкость была важным ресурсом адаптации, помогая  гасить внешние шоки без ущерба для  устойчивости всей системы. Но ее оборотной  стороной являются замедленная реструктуризация занятости, недофинансирование в специфический человеческий капитал, низкий уровень производительности труда. Как следствие, сложившаяся модель российского рынка труда оказалась во многом неадекватной задачам достижения устойчивого экономического роста.

2.3. Обеспечение занятости

 

      Как было отмечено выше,  безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы или заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в  целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.21

      Регистрация безработных граждан осуществляется органами по вопросам занятости по месту жительства в следующей последовательности:

      - первичная регистрация;

      - регистрация безработных граждан  в целях поиска работы;

      - регистрация граждан в качестве  безработных;

      - перерегистрация безработных граждан.

      При первичной регистрации безработным  гражданам предоставляется информация: о состоянии рынка труда на соответствующей территории; о наличии  вакантных рабочих мест, об оплате и других условиях труда с целью  выбора работы; о возможностях профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации; о правах и ответственности в области занятости населения и защиты от безработицы.22

      Для регистрации в целях поиска работы безработный гражданин должен предъявить в органы по вопросам занятости по месту жительства документы: паспорт (иной документ, удостоверяющий личность); трудовую книжку (иные документы, подтверждающие стаж работы); документ об образовании (о квалификации); а также справку о среднем заработке (доходе, денежном довольствии) за три последних месяца по последнему месту работы.

      В течение 10 дней со дня регистрации  в целях поиска работы органы службы занятости должны предложить два  варианта подходящей работы (в том  числе временной) или два варианта получения профессиональной подготовки. В целях содействия в трудоустройстве гражданину может быть предложен план самостоятельного поиска работы.

      На  каждого безработного гражданина, зарегистрированного  в целях поиска подходящей работы, оформляется личное дело, в котором  производятся соответствующие записи о всех предложениях органов по вопросам занятости, в том числе по предоставлению подходящей работы, о направлении к работодателям для трудоустройства, о направлении на профессиональное обучение, а также о согласии (отказе) граждан с предложениями органов по вопросам занятости.

      Решение о признании безработным принимается  не позднее 11 календарных дней со дня  регистрации в целях поиска подходящей работы.

      Для признания гражданина безработным  причина увольнения с последнего места работы значения не имеет.

      Безработными  не могут быть признаны граждане:

      - не достигшие шестнадцати лет;

      - которым в соответствии с пенсионным  законодательством РФ назначена пенсия по старости (по возрасту) или за выслугу лет;

      - отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы от двух вариантов такой работы, а впервые ищущие работу, не имеющие профессии (специальности), - в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональная подготовка по одной и той же профессии, специальности) дважды;

      - не явившиеся в течение первых  десяти дней без уважительных  причин в органы службы занятости  для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный для регистрации их в качестве безработных;

      - осужденные по решению суда  к исправительным работам без  лишения свободы, а также к  наказанию в виде лишения свободы.

      Граждане, которым отказано в признании их безработными, имеют право на повторное обращение в органы службы занятости через один месяц со дня отказа для решения вопроса о признании их безработными.

      В случае отказа гражданину в регистрации  его безработным органы по вопросам занятости устно или письменно с обязательной отметкой в личном деле уведомляют его о принятом решении и причинах отказа.

      Граждане, признанные безработными, обязаны проходить  перерегистрацию в сроки, установленные  органами по вопросам занятости, но не реже двух раз в месяц, а на территориях, отнесенных к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда, - не реже одного раза в месяц23.

      Снятие  безработных граждан с регистрационного учета осуществляется на основании  решения органа по вопросам занятости  в следующих случаях:

      - признания граждан занятыми;

      - прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки  по направлению органов по  вопросам занятости с выплатой  стипендии;

      - неявки без уважительных причин  в течение 10 дней со дня их  регистрации в целях поиска работы в органы по вопросам занятости для предложения им подходящей работы, а также неявки в срок для регистрации их в качестве безработных;

      - длительной (более месяца) неявки  в органы по вопросам занятости  без уважительных причин;

      - переезда в другую местность;

      - установления злоупотреблений со  стороны граждан (сокрытие заработка  (дохода), предоставления документов, содержащих заведомо ложные сведения, а также предоставления других  недостоверных данных для признания  безработными и т.п.);

      - осуждения к наказанию в виде лишения свободы;

      назначения  в соответствии с пенсионным законодательством РФ пенсии по старости (возрасту), за выслугу лет.

      Нарушение установленного порядка регистрации  безработных граждан влечет за собой  ответственность должностных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.

      Решение о назначении пособия по безработице  принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. Пособие по безработице начисляется  гражданам с первого дня признания  их безработными. Гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации или сокращением штата и признанным безработными, но не трудоустроенным в период сохранения по последнему месту работы среднего заработка, пособие по безработице начисляется с первого дня по истечении указанного периода.24

      Пособие по безработице выплачивается ежемесячно при условии прохождения перерегистрации  не более двух раз в месяц.

      Статья 30 Закона о занятости населения устанавливает порядок определения размеров пособия по безработице. Так, по общему правилу размер пособия устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, а в отдельных случаях (для впервые ищущих работу, более года не работавших, уволенных по собственному желанию без уважительных причин, уволенных за нарушение дисциплины) размер пособия устанавливается в процентном отношении к величине прожиточного минимума, исчисленного в субъекте РФ25.

        Согласно ст. 33 Закона о занятости  пособие по безработице гражданам,  уволенным из организаций по  любым основаниям (за исключением указанных в статье 34 Закона) в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей), и признанным в установленном порядке безработными, начисляется:

Информация о работе Безработица в чувашии