Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 23:14, курсовая работа
В курсовой работе исследуется тема: Занятость населения и ее регулирование.
Актуальность темы. В настоящее время, в связи с мировым финансовым кризисом (который напрямую коснулся и Россию) вопрос занятости и трудоустройства стоит крайне остро. С ноября 2008 года сокращены и уволены по различным основаниям тысячи человек . Подавляющее большинство из них так и не нашли новое рабочее место к февралю 2009 года. В России наблюдается всплеск безработицы.
Безработица - социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы (экономически активного населения) не занята в производстве.
Установленное законодательством социальное обеспечение в случае безработицы гарантируется Конституцией Российской Федерации наравне с социальным обеспечением по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей.
Введение………………………………………………………………...……………………......3
Глава 1. Безработица как проблема современной экномики…………………………..….......5
1.1. Понятие безработицы…………………………………………………………………….…5
1.2. Причины безработицы и необходимость обеспечения занятости……………………….8
1.3. Безработица в Чувашии……………………………………………………………………12
Глава 2. Правовое обеспечение занятости населения………………………………………..15
2.1. Понятие и правовое регулирование занятости…………………………………………..15
2.2. Непостоянная занятость: понятие, особенности…………………………………….......18
2.3. Обеспечение занятости……………………………………………………………………21
2.4. Анализ занятости населения в Чувашии…………………………………………………32
Заключение……………………………………………………………………………………...35
Список нормативных актов и литературы……………………………………………………37
-
безработица вследствие
-
безработица вследствие
-
безработица членов семей
- безработица в закрытых городах в связи с конверсией и городах заводах вследствие остановки предприятий;
-
первичная безработица (
-
безработица молодежи, отчисленной
из учебных заведений или
- безработица вследствие недостаточной профессиональной квалификации;
-
безработица субъективная
-
безработица вследствие
- безработица возвращающихся из мест лишения свободы;
-
безработица тех, кто после
длительного перерыва хочет
-
безработица в связи с
Как и в каждом государстве в России есть определенная часть населения не желающая работать. Такие граждане не регистрируются в качестве безработных и не ищут работу.
Последствия безработицы, несомненно, являются серьезной проблемой. Социально-экономические последствия безработицы рассматриваются наряду с проблемами бедности и социальной нестабильности как одни из наиболее острых глобальных и национальных проблем.
Очень часто оценивается лишь
экономический эффект
Появляется не просто возможность оценить социальный ущерб или косвенные потери в экономике (от снижения количества отработанного времени, падения интенсивности и производительности труда), но и прямые затраты, связанные с ростом государственных расходов на преодоление социально негативных процессов.
Как уже было отмечено, финансовый кризис, начавшийся в октябре- ноябре 2008 года существенно увеличил число безработных. В своем ежегодном докладе о глобальных тенденциях в сфере занятости Международное бюро труда (МБТ) отметило, что, как ожидается, глобальный экономический кризис приведет к резкому увеличению количества людей, пополняющих армию безработных, «работающих бедных» и «незащищенных занятых».11
Безработица имеет серьезные последствия.
Социальные последствия безработицы: обострение криминогенной ситуации; усиление социальной напряженности; рост количества физических и душевных заболеваний; увеличение социальной дифференциации; снижение трудовой активности.
Экономические последствия безработицы: обесценивание последствий обучения; сокращение производства; затраты на помощь безработным; утрата квалификации; снижение жизненного уровня; недопроизводство национального дохода; снижение налоговых поступлений.
Поэтому России необходима действенная политика занятости.
В Чувашии в 2008 году органами службы занятости поставлено на учёт 53 тыс. граждан в качестве ищущих работу, что на 1,3% больше, чем в 2007 году. В Государственной службе занятости населения Чувашии, в структурном составе безработных уволенных по собственному желанию - 17,5 тыс. человек (32,9% к общей численности поставленных на учет), уволенные по причине ликвидации организаций, либо сокращения численности или штата организаций - 2,8 тыс. человек (5,3%), несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет - 17,2 тыс. человек (32,5%). Среди безработных городские жители составили 63,6%, сельской местности - 36,4%.
На 1 января 2009 года на учете состояло 11.685 безработных граждан против 9.673 - на 1 января 2008 года, пособие по безработице получали 9.980 безработных граждан (85,4% от численности зарегистрированных безработных). Только за один декабрь 2008 года число безработных увеличилось на 2.679 человек. В республиканском банке вакансий службы занятости имелось 4.329 вакансий (на 1 января 2008 года - 8.586 заявок).
На начало 2009 года уровень регистрируемой безработицы по отношению к численности экономически активного населения составил 1,7% (на 1 января 2008 года - 1,4%). В 13 муниципальных образованиях он сложился выше, чем в среднем по республике, в том числе наиболее высокий - в Алатырском (2,54% по отношению к численности трудоспособного населения в трудоспособном возрасте), Красночетайском (1,77%), Шумерлинском (1,7%) районах, в городах Новочебоксарск (1,6%) и Алатырь (1,58%). Самый низкий уровень регистрируемой безработицы - в Моргаушском (0,65%), Цивильском (1,01%), Ядринском (1,06%) и Вурнарском (1,07%) районах.
В 2008 году при содействии органов службы занятости на постоянную и временную работу трудоустроены 38,2 тыс. человек. В общественных работах участвовали 6,1 тыс. человек. Для безработных, испытывающих трудности в поиске работы (инвалидов, подростков, лиц освобожденных из мест лишения свободы, многодетных и одиноких родителей, граждан предпенсионного возраста и некоторых других), органами службы занятости было создано 523 временных рабочих места, на которые трудоустроены 698 человек из числа указанных категорий граждан.
В прошлом году было создано 12,9 тыс. временных рабочих мест для подростков, на которые трудоустроены 15,9 тыс. человек. Для временного трудоустройства безработных в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учебных заведений начального и среднего профессионального образования создано 224 временных рабочих места, среди трудоустроенных на эти места - 22 выпускника профессиональных училищ, 163 выпускника ссузов.
На работу за пределы республики при содействии органов службы занятости направлены 1.114 жителей Чувашии, в том числе 437 сельских жителей, 308 человек в возрасте до 30 лет, 246 безработных.
Профориентационные услуги в 2008 году получили 141,3 тыс. человек (в 2007 году - 130,1 тыс. человек), в том числе 52,7 тыс. сельских жителей, 107,8 тыс. молодых людей в возрасте от 14 до 29 лет, 2,4 тыс. инвалидов, имеющим показания к трудовой деятельности.
В программах социальной адаптации на рынке труда участвовало 1.806 безработных граждан, в том числе в программах "Клуб ищущих работу" - 1.506 человек, "Новый старт" - 274 человек. Трудоустроились после завершения участия в указанных программах 734 человека, в том числе 562 женщины.
Предувольнительные консультационные услуги по вопросам законодательства о занятости населения, ситуации на республиканском рынке труда, возможностях профессионального обучения получили 1.407 работников, намеченных администрациями организаций к увольнению по причине сокращения штатов или ликвидации организаций.
На
профессиональное обучение в 2008 году направлены
3.195 безработных граждан, из них 1.058 сельчан,
свыше 2.000 молодых людей в возрасте от
16 до 29 лет, 106 инвалидов, 140 человек уволенных
по причине ликвидации предприятий или
сокращения штатов в них.
Согласно ст. 1 ФЗ «О занятости населения»12 занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход.
Само
понятие занятости толкуется
применительно к каждому
Термин «заработок» означает вознаграждение за труд, которое получают граждане, работающие по трудовому договору (контракту). Этот заработок включает в себя тарифную ставку или оклад, а также премии, иные поощрительные выплаты, которые установлены в централизованном порядке или в отраслевом тарифном соглашении, коллективном договоре, индивидуальном трудовом договоре.
Правовую основу регламентации отношений, возникающих в сфере занятости и трудоустройства, составляют ст. 34, 37 Конституции РФ13, гарантирующие гражданину свободное распоряжение своими способностями к труду, включая свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Конституционным нормам должны соответствовать положения всех нормативных правовых актов, регламентирующих отношения в области занятости и трудоустройства.
К отношениям в сфере занятости и трудоустройства применимы нормы международно-правовой регламентации. К примеру, в ст. 7 Международного пакта об экономических социальных и культурных правах14, в ст. 23 Всеобщей декларации прав человека15 закреплено право на труд, предполагающее обеспечение членов общества работой. Следовательно, реализация права на труд связана с трудоустройством. К отношениям в области занятости и трудоустройства могут быть применены следующие конвенции МОТ: Конвенция № 122 о политике в области занятости и трудоустройства16 и другие.
Право граждан на обеспечение занятости и содействие в трудоустройстве является гарантией права на труд. Право на содействие обеспечению занятости состоит из прав: на трудоустройство; на бесплатную профессиональную подготовку, переобучение, в том числе по направлению органов службы занятости; на профессиональную деятельность за границей; на обжалование неправомерных действий органов службы занятости, в том числе в судебном порядке.17
Занятыми считаются граждане:
-
работающие по трудовому
-
занимающиеся
- занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;
-
выполняющие работы по
-
избранные, назначенные или
- проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, службу в органах внутренних дел;
-
проходящие очный курс
-
временно отсутствующие на
-
являющиеся учредителями (участниками)
организаций, за исключением
Гибкий рынок труда является одним из важнейших элементов динамично развивающейся экономики. Он создает возможность для предприятий оперативно подстраиваться под непрерывно происходящие изменения в экономической, технологической, институциональной среде. Проявляя гибкость в сфере занятости, предприятия могут регулировать число работников (гибкость численности), продолжительность труда (гибкость рабочего времени), размер и формы вознаграждения (гибкость заработной платы), содержание трудового процесса (гибкость организации труда), место выполнения трудовых функций (гибкость рабочего места).