Анализ текущего состояния и динамика развития малого и среднего предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2011 в 12:43, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования заключается в проведении комплексного статистического анализа текущего состояния и динамики развития малого и среднего предпринимательства.

Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1.Изучить организацию статистического наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства;
2.Определить динамику развития малого и среднего бизнеса в Российской Федерации за 2006-2009 гг.;
3.Рассмотреть Федеральный Закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»;
4.Внести предложения по развитию малого и среднего предпринимательства.

Работа содержит 1 файл

статистика малого и среднего предпринимательства.docx

— 113.54 Кб (Скачать)
  • в отсутствие законодательной базы, защищающей финансовые интересы банков, распределить доли ответственности между банком, государством (в лице органов управления федерального, регионального и муниципального уровней) и субъектом малого бизнеса;
  • обеспечить увеличение ресурсной базы банков, так как наличие дополнительных гарантий и поручительства привлечет вкладчиков и инвесторов;
  • активизировать инвестиционную деятельность в регионе;
  • стимулировать развитие малых предприятий как субъектов кредитного и инвестиционного процессов.

     Сформировать  координационный центр, необходимый  для осуществления данной задачи, можно на базе представительств Ассоциации региональных банков России и банков — членов Ассоциации.

     При решении проблем финансовой поддержки  субъектов малого предпринимательства следует также учесть, что большая часть предприятий малого бизнеса применяет упрощенную систему бухгалтерского учета и налогообложения, в результате чего невозможно полностью проанализировать финансово-хозяйственную деятельность и стоимость имеющегося имущества. В этой связи необходимо скорейшее принятие закона, регламентирующего создание кредитных бюро и их деятельность по формированию информационной базы кредитных историй заемщиков как на федеральном, так и на межрегиональном и региональном уровнях. Необходимо подготовить совместно с банковским сообществом и принять закон «Об организации хранения кредитных историй и сопутствующей информации и доступа к ним».

     С проблематикой кредитования малого бизнеса тесно связаны вопросы  совершенствования финансовых механизмов ипотечного кредитования. В этом смысле необходимо добиться обеспечения прав кредиторов на возврат кредитов, обеспеченных залогом жилья, при одновременной  защите прав граждан на жилье.

     Следующей важной задачей является создание условий  удешевления кредитов для малых  предприятий. Путями решения этой проблемы могли бы стать:

  • совершенствование нормативных требований Банка России, направленных на удешевление банковского бизнеса, что позволит снизить ставки по кредитам. При этом надо учесть, что рентабельность кредитования малых предприятий, как правило, заметно ниже рентабельности кредитования средних и крупных предприятий (для работы с большим количеством клиентов банк должен сформировать серьезный штат специалистов кредитных, юридических, операционных отделов, обеспечить их рабочими местами, средствами связи и т.д., что повышает себестоимость кредитования малого бизнеса);
  • рефинансирование под максимально низкие процентные ставки региональных банков со стороны ЦБ РФ под поручительство и казначейские гарантии финансовых органов субъектов Федерации и муниципальных властей, осуществляющих программы поддержки малого бизнеса;
  • законодательное разрешение банкам создавать собственные фонды кредитования малых предприятий по ставкам ниже рыночных. Целесообразно поэтому внести дополнения и изменения в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» и в главу 25 Налогового кодекса РФ, разрешающие банкам создавать собственные фонды кредитования малого предпринимательства по ставкам ниже рыночных за счет прибыли до уплаты налогов;
  • законодательное оформление как на федеральном, так и на региональном уровнях целевого субсидирования части коммерческой процентной ставки по банковским кредитам, предоставляемым предприятиям малого бизнеса. Такой опыт уже существует в ряде регионов (Ставропольский край, Республика Мордовия, Республика Татарстан и др.).
  • разработка системы компенсации государством процентов по кредитам, привлекаемым малыми предприятиями, в течение первых лет их деятельности. Для того чтобы местные власти были заинтересованы в осуществлении подобных программ, статьи расходов могут быть урегулированы, например, соотношением местных и федеральных бюджетов.

     Важным  направлением в создании кредитно-финансового  механизма малого бизнеса должно стать развитие негосударственных  небанковских организаций.

     Микрофинансирование как поддержка субъектов малого предпринимательства, основой которого является предоставление небольших  средств на короткий срок для предпринимательских  целей, является одной из простых, но важных составляющих развития малого предпринимательства. Микрофинансовые  организации могли бы обеспечить субъекты малого бизнеса минимально необходимым стартовым капиталом  и оборотными средствами.

     В заключение необходимо отметить, что программы финансовой поддержки малых предприятий, микрокредитования, предоставления государственных гарантий, субсидирования процентных ставок за счет средств бюджетов могут быть реализованы только при внесении существенных изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и действующее банковское законодательство. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

      Важнейшее значение для обеспечения устойчивого  экономического роста в России имеет  малый и средний бизнес. Его  развитие является эффективным средством  формирования среднего класса, улучшения  занятости населения, пополнения бюджетов разных уровней.

     В настоящее время вклад малых  предприятий в ВВП нашей страны не превышает 17%. По этому показателю Россия намного отстает от ведущих  западных стран. Очевидно, что для  изменения этой ситуации необходимо усилить государственную поддержку  этого сектора экономики.

     В настоящее время в Российской Федерации наблюдается улучшение  государственных мер, направленных на поддержку и развитие малого и  среднего бизнеса. Усовершенствованна организация статистического наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства. В частности, созданы новые критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства, введены также новые понятия; «среднее предприятие», «микропредприятие». Установление критериев отнесения к малому и среднему бизнесу преследует две основные цели:

  1. Выделение однородных групп хозяйствующих субъектов, которые имеют очень схожие проблемы при создании и деятельности, и эти проблемы могут быть смягчены или устранены государством достаточно однотипными мерами.
  2. Установление критериев для статистических целей и наблюдения за сектором.

     Установление данных критериев позволит наиболее эффективно оценивать развитие малого и среднего предпринимательства.

     Динамика развития малого и среднего предпринимательства в России, проводится по таким критериям, как: рост числа предприятий, списочной занятости на предприятиях, объема оборота и рост инвестиций в основной капитал.

     Исследование  данных показателей позволяет сделать вывод о том, что в данный период произошли значительные сокращения в темпах роста малых и средних предприятий, кроме того, по некоторым показателям произошел сильный спад. Наибольшее сокращение темпов роста малых и средних предприятий наблюдается в январе-марте 2008 г. относительно аналогичного периода 2007 г. Так еще в 2007-2006 г. происходили значительные увеличения числа предприятий и количества работников, занятых на них. Это свидетельствует о том, что в период 2005-2007 гг. развитие предпринимательства в России шло достаточно высокими темпами, лишь в 2008 г. показатели начали заметно сокращаться. Данное снижение, в первую очередь, обусловлено сложившейся экономической ситуацией в настоящее время. Мировой финансовый кризис отложил не малый отпечаток как на развитие экономики Российской Федерации в целом, так и на отдельные ее части, включая и малое и среднее предпринимательство, в связи с этим представлена необходимость проведения государственной политики, направленной  на развитие сектора предпринимательства.

     Правительством  РФ осуществляются различные способы  поддержки малого предпринимательства, так в частности создан новый  Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства  в Российской Федерации».  В нем отражены новые правовые основы развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации.

     Установлены основные критерии отнесения субъектов  малого и среднего предпринимательства  к категориям в зависимости от численности работников, а также  от объемов выручки от реализации товаров (работ, услуг) за отчетный период и балансовой стоимости активов, которые не должны превышать предельные размеры, устанавливаемые Правительством РФ. Определяются основные цели и принципы государственной политики по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства, особенности правового регулирования  в данной сфере. Устанавливаются  виды поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства: финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка, поддержка внешнеэкономической деятельности, поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, поддержка в области инноваций и промышленного производства и др.

     В числе основных целей и принципов  государственной политики по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства  можно выделить введение специальных  налоговых режимов, упрощение правил ведения налогового, бухгалтерского учета и статистической отчетности, форм налоговых деклараций по отдельным  налогам и сборам, установление льготного  порядка приватизации государственного и муниципального имущества, специальных  форм участия в процедурах размещения заказов на поставку товаров и  выполнение услуг для государственных  и муниципальных нужд.

     В современных условиях возросло значение взаимного кредитования малых предприятий. Система развития внебанковского рынка  капиталов, финансового лизинга  нуждается в законодательном  оформлении. В условиях реструктуризации банковской системы должна усилиться  роль малых и средних банков регионального  уровня, осуществляющих тесное сотрудничество с мальм бизнесом. Помощь государства  в развитии такого взаимовыгодного  сотрудничества может выразиться в  предоставлении налоговых льгот  банкам, осуществляющим кредитование малых предприятий, прежде всего  реального сектора экономики  и инновационной сферы.

     Данные  направления и предложенные в  них меры могут сыграть существенную положительную роль в развитии малого и среднего предпринимательства. 
 
 

     Список  литературы

  1. Беляевский И.К. Статистика торгового бизнеса: малого, среднего, крупного // Вопросы статистики. 2008  №11
  2. Васькина Ю.В. Сравнительный анализ уровня жизни работников млых частных предприятий и других секторов экономики  // Вестник. СамГУ. 2006 №1 (41)
  3. Журнал «Вопросы статистки»
  4. Журнал «Вопросы экономики»
  5. Журнал «Справочник экономиста»
  6. Сабельникова М.А. Об организации статистического наблюдения за субъектами малого предпринимательства торговли // Вопросы статистики. 2008 №2
  7. Селезнев А.И. Проблемы совершенствования кредитно-банковской системы // Экономист. 2009 №8
  8. Статистика. Учебник. / Под ред. В.С. Мхитаряна. - М.: Экономистъ, 2005. - 671 с.
  9. Теория статистики. / Учебник. Под редакцией Р.А. Шмойловой. - М: ИНФРА-М., 1996
  10. Учеб. пособие для экон. спец. вузов/ Р.А. Шмойлова, А.Б. Гусынин, В.Г. Минашкин, Н.А. Садовникова; Ред. Р.А. Шмойлова. - М.:Финансы и статистика, 2003.
  11. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»
  12. Финансово-экономический словарь. / Под ред. М.Т. Назарова. М.: Финансы и статистика. 1996.
  13. http://www.m-economy.ru
  14. http://www.gks.ru/
  15. http://www.nisse.ru
  16. http://statistika.ru
 

 

     Приложение

Динамика  развития малого предпринимательства  в Российской Федерации 
в 1 квартале 2009 года по видам экономической деятельности

Вид экономической деятельности Количество  малых 
предприятий, 
тыс. единиц
Среднесписочная численность занятых 
на малых предприятиях, 
тыс. человек
Оборот  малых предприятий, 
млрд. рублей
Инвестиции  в основной капитал 
на малых предприятиях, 
млрд. рублей
1 квартал 
2008
1 квартал 
2009
Изменение 
(%)
1 квартал 
2008
1 квартал 
2009
Изменение 
(%)
1 квартал 
2008
1 квартал 
2009
Изменение 
(%)1
1 квартал 
2008
1 квартал 
2009
Изменение 
(%)1
Всего 287 227,6 79,3 6 069,3 5 741,7 94,6 2 072,9 1 832,5 77,6 47,9 41,4 75,9
Сельское  хозяйство, охота и 
лесное хозяйство
16,5 14,0 84,8 483,1 473,6 98,0 32,8 37,7 100,9 5,7 3,4 52,3
  Рыболовство, рыбоводство 0,9 0,7 77,8 23,5 22,1 94,0 4,8 5,1 93,2 0,1 0,2 175,5
  Добыча  полезных ископаемых 1,3 1,1 84,6 34,1 30,5 89,4 10,5 7,9 66,0 1,1 0,7 55,8
  Обрабатывающие  производства 42,9 36,5 85,1 1 120,3 1 073,8 95,8 258,7 219,1 74,3 7,9 6,5 72,2
  Производство  и распределение 
электроэнергии, газа и воды
2,5 2,6 104,0 76,1 93,4 122,7 11,4 15,4 118,6 0,2 0,3 131,6
  Строительство 38,7 32,5 84,0 971,5 859,0 88,4 183 161,7 77,5 14,7 13,5 80,6
  Оптовая и розничная торговля; 
ремонт автотранспортных средств, 
мотоциклов, бытовых изделий и 
предметов личного пользования
85,7 70,1 81,8 1 603,4 1 429,5 89,2 1 332,5 1 120,6 73,8 6,8 4,6 59,4
  Гостиницы и рестораны 8,8 8,2 93,2 195,9 211,8 108,1 23,1 32 121,6 0,4 0,1 21,9
  Транспорт и связь 17,2 12,8 74,4 338,8 329,8 97,3 61,7 61,9 88,0 1,4 1,6 100,3
  Операции  с недвижимым 
имуществом, аренда и 
предоставление услуг
55,7 38,5 69,1 995,7 998,5 100,3 131 142,8 95,7 9,4 10 93,4
  Образование 0,7 0,3 42,9 3,3 3,4 103,0 0,5 0,5 87,8 - - -
  Здравоохранение и предоставление 
социальных услуг
4,1 2,6 63,4 62,8 62,2 99,0 8,7 8,6 86,8 0,1 0,1 87,8
  Предоставление  прочих коммунальных, 
социальных и персональных услуг
7,9 5,5 69,6 129,8 124,9 96,2 14,1 17,8 110,8 0,2 0,4 175,5

Информация о работе Анализ текущего состояния и динамика развития малого и среднего предпринимательства