Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2011 в 12:43, курсовая работа
Цель исследования заключается в проведении комплексного статистического анализа текущего состояния и динамики развития малого и среднего предпринимательства.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1.Изучить организацию статистического наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства;
2.Определить динамику развития малого и среднего бизнеса в Российской Федерации за 2006-2009 гг.;
3.Рассмотреть Федеральный Закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»;
4.Внести предложения по развитию малого и среднего предпринимательства.
Сформировать координационный центр, необходимый для осуществления данной задачи, можно на базе представительств Ассоциации региональных банков России и банков — членов Ассоциации.
При решении проблем финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства следует также учесть, что большая часть предприятий малого бизнеса применяет упрощенную систему бухгалтерского учета и налогообложения, в результате чего невозможно полностью проанализировать финансово-хозяйственную деятельность и стоимость имеющегося имущества. В этой связи необходимо скорейшее принятие закона, регламентирующего создание кредитных бюро и их деятельность по формированию информационной базы кредитных историй заемщиков как на федеральном, так и на межрегиональном и региональном уровнях. Необходимо подготовить совместно с банковским сообществом и принять закон «Об организации хранения кредитных историй и сопутствующей информации и доступа к ним».
С проблематикой кредитования малого бизнеса тесно связаны вопросы совершенствования финансовых механизмов ипотечного кредитования. В этом смысле необходимо добиться обеспечения прав кредиторов на возврат кредитов, обеспеченных залогом жилья, при одновременной защите прав граждан на жилье.
Следующей важной задачей является создание условий удешевления кредитов для малых предприятий. Путями решения этой проблемы могли бы стать:
Важным направлением в создании кредитно-финансового механизма малого бизнеса должно стать развитие негосударственных небанковских организаций.
Микрофинансирование
как поддержка субъектов малого
предпринимательства, основой которого
является предоставление небольших
средств на короткий срок для предпринимательских
целей, является одной из простых, но
важных составляющих развития малого
предпринимательства. Микрофинансовые
организации могли бы обеспечить
субъекты малого бизнеса минимально
необходимым стартовым
В
заключение необходимо отметить, что программы
финансовой поддержки малых предприятий,
микрокредитования, предоставления государственных
гарантий, субсидирования процентных
ставок за счет средств бюджетов могут
быть реализованы только при внесении
существенных изменений в Бюджетный кодекс
Российской Федерации и действующее банковское
законодательство.
Заключение
В
настоящее время вклад малых
предприятий в ВВП нашей страны
не превышает 17%. По этому показателю
Россия намного отстает от ведущих
западных стран. Очевидно, что для
изменения этой ситуации необходимо
усилить государственную
В
настоящее время в Российской
Федерации наблюдается
Установление данных критериев позволит наиболее эффективно оценивать развитие малого и среднего предпринимательства.
Динамика развития малого и среднего предпринимательства в России, проводится по таким критериям, как: рост числа предприятий, списочной занятости на предприятиях, объема оборота и рост инвестиций в основной капитал.
Исследование данных показателей позволяет сделать вывод о том, что в данный период произошли значительные сокращения в темпах роста малых и средних предприятий, кроме того, по некоторым показателям произошел сильный спад. Наибольшее сокращение темпов роста малых и средних предприятий наблюдается в январе-марте 2008 г. относительно аналогичного периода 2007 г. Так еще в 2007-2006 г. происходили значительные увеличения числа предприятий и количества работников, занятых на них. Это свидетельствует о том, что в период 2005-2007 гг. развитие предпринимательства в России шло достаточно высокими темпами, лишь в 2008 г. показатели начали заметно сокращаться. Данное снижение, в первую очередь, обусловлено сложившейся экономической ситуацией в настоящее время. Мировой финансовый кризис отложил не малый отпечаток как на развитие экономики Российской Федерации в целом, так и на отдельные ее части, включая и малое и среднее предпринимательство, в связи с этим представлена необходимость проведения государственной политики, направленной на развитие сектора предпринимательства.
Правительством РФ осуществляются различные способы поддержки малого предпринимательства, так в частности создан новый Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». В нем отражены новые правовые основы развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации.
Установлены
основные критерии отнесения субъектов
малого и среднего предпринимательства
к категориям в зависимости от
численности работников, а также
от объемов выручки от реализации
товаров (работ, услуг) за отчетный период
и балансовой стоимости активов,
которые не должны превышать предельные
размеры, устанавливаемые Правительством
РФ. Определяются основные цели и принципы
государственной политики по развитию
субъектов малого и среднего предпринимательства,
особенности правового
В числе основных целей и принципов государственной политики по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства можно выделить введение специальных налоговых режимов, упрощение правил ведения налогового, бухгалтерского учета и статистической отчетности, форм налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам, установление льготного порядка приватизации государственного и муниципального имущества, специальных форм участия в процедурах размещения заказов на поставку товаров и выполнение услуг для государственных и муниципальных нужд.
В современных условиях возросло значение взаимного кредитования малых предприятий. Система развития внебанковского рынка капиталов, финансового лизинга нуждается в законодательном оформлении. В условиях реструктуризации банковской системы должна усилиться роль малых и средних банков регионального уровня, осуществляющих тесное сотрудничество с мальм бизнесом. Помощь государства в развитии такого взаимовыгодного сотрудничества может выразиться в предоставлении налоговых льгот банкам, осуществляющим кредитование малых предприятий, прежде всего реального сектора экономики и инновационной сферы.
Данные
направления и предложенные в
них меры могут сыграть существенную
положительную роль в развитии малого
и среднего предпринимательства.
Список литературы
Приложение
Динамика
развития малого предпринимательства
в Российской Федерации
в 1 квартале 2009 года по видам экономической
деятельности
Вид экономической деятельности | Количество
малых предприятий, тыс. единиц |
Среднесписочная
численность занятых на малых предприятиях, тыс. человек |
Оборот
малых предприятий, млрд. рублей |
Инвестиции
в основной капитал на малых предприятиях, млрд. рублей | ||||||||
1
квартал 2008 |
1
квартал 2009 |
Изменение (%) |
1
квартал 2008 |
1
квартал 2009 |
Изменение (%) |
1
квартал 2008 |
1
квартал 2009 |
Изменение (%)1 |
1
квартал 2008 |
1
квартал 2009 |
Изменение (%)1 | |
Всего | 287 | 227,6 | 79,3 | 6 069,3 | 5 741,7 | 94,6 | 2 072,9 | 1 832,5 | 77,6 | 47,9 | 41,4 | 75,9 |
Сельское
хозяйство, охота и лесное хозяйство |
16,5 | 14,0 | 84,8 | 483,1 | 473,6 | 98,0 | 32,8 | 37,7 | 100,9 | 5,7 | 3,4 | 52,3 |
Рыболовство, рыбоводство | 0,9 | 0,7 | 77,8 | 23,5 | 22,1 | 94,0 | 4,8 | 5,1 | 93,2 | 0,1 | 0,2 | 175,5 |
Добыча полезных ископаемых | 1,3 | 1,1 | 84,6 | 34,1 | 30,5 | 89,4 | 10,5 | 7,9 | 66,0 | 1,1 | 0,7 | 55,8 |
Обрабатывающие производства | 42,9 | 36,5 | 85,1 | 1 120,3 | 1 073,8 | 95,8 | 258,7 | 219,1 | 74,3 | 7,9 | 6,5 | 72,2 |
Производство
и распределение электроэнергии, газа и воды |
2,5 | 2,6 | 104,0 | 76,1 | 93,4 | 122,7 | 11,4 | 15,4 | 118,6 | 0,2 | 0,3 | 131,6 |
Строительство | 38,7 | 32,5 | 84,0 | 971,5 | 859,0 | 88,4 | 183 | 161,7 | 77,5 | 14,7 | 13,5 | 80,6 |
Оптовая
и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования |
85,7 | 70,1 | 81,8 | 1 603,4 | 1 429,5 | 89,2 | 1 332,5 | 1 120,6 | 73,8 | 6,8 | 4,6 | 59,4 |
Гостиницы и рестораны | 8,8 | 8,2 | 93,2 | 195,9 | 211,8 | 108,1 | 23,1 | 32 | 121,6 | 0,4 | 0,1 | 21,9 |
Транспорт и связь | 17,2 | 12,8 | 74,4 | 338,8 | 329,8 | 97,3 | 61,7 | 61,9 | 88,0 | 1,4 | 1,6 | 100,3 |
Операции
с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг |
55,7 | 38,5 | 69,1 | 995,7 | 998,5 | 100,3 | 131 | 142,8 | 95,7 | 9,4 | 10 | 93,4 |
Образование | 0,7 | 0,3 | 42,9 | 3,3 | 3,4 | 103,0 | 0,5 | 0,5 | 87,8 | - | - | - |
Здравоохранение
и предоставление социальных услуг |
4,1 | 2,6 | 63,4 | 62,8 | 62,2 | 99,0 | 8,7 | 8,6 | 86,8 | 0,1 | 0,1 | 87,8 |
Предоставление
прочих коммунальных, социальных и персональных услуг |
7,9 | 5,5 | 69,6 | 129,8 | 124,9 | 96,2 | 14,1 | 17,8 | 110,8 | 0,2 | 0,4 | 175,5 |