Анализ текущего состояния и динамика развития малого и среднего предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2011 в 12:43, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования заключается в проведении комплексного статистического анализа текущего состояния и динамики развития малого и среднего предпринимательства.

Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1.Изучить организацию статистического наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства;
2.Определить динамику развития малого и среднего бизнеса в Российской Федерации за 2006-2009 гг.;
3.Рассмотреть Федеральный Закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»;
4.Внести предложения по развитию малого и среднего предпринимательства.

Работа содержит 1 файл

статистика малого и среднего предпринимательства.docx

— 113.54 Кб (Скачать)
 

     Исследовав  темпы роста, можно сказать, что  наиболее высокий темп роста инвестиций  был в период января-марта 2007 г. относительно, января-марта 2006 г., но в аналогичном периоде 2009 г. в некоторых регионах уже наблюдается рост инвестиций.

     Таким образом, проанализировав данные таблиц можно прийти к выводу, что в  январе-марте 2008 года относительно аналогичного периода 2007 года произошло сокращение темпов роста предпринимательства. Лишь по одному показателю в этот период наблюдается положительная динамика – объем оборота инвестиций в основной капитал на малых и средних предприятиях. На рисунке 4 видно, что наиболее крупная инвестиционная поддержка малого и среднего предпринимательства осуществлялась в 2008 г., это связанно с начавшимся в этот период мировым финансовым кризисом, именно в этот период предпринимательство нуждается в крупной финансовой поддержке со стороны государства. Данные по количеству малых и средних предприятий свидетельствуют о том, что их количество в январе – марте 2009 г. относительно аналогичного периода 2006 г. сократилось на 559,8 единиц. Столь значительные темпы сокращения количества предприятий показывают, что необходима новая, более активная поддержка со стороны государства.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Предложения по развитию малого и среднего предпринимательства

     В мировой практике считается нормой государственное поощрение малого бизнеса в интересах нации. При этом задача государства не сводится к тому, чтобы на льготных условиях предоставлять мелким и средним фирмам финансовые, технические и прочие ресурсы и поддерживать частную инициативу любой ценой. Государство призвано в первую очередь, создать такой правовой и экономический климат, который позволит малому бизнесу не только удержаться на плаву, но и расти, набирать силу.

     В данном исследовании предложена схема  основных направлений государственной  поддержки, представленная на рис. 5.

     Рис. 5 Меры государственной поддержки, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства

   Предложенные  меры будут способствовать эффективному развитию малого и среднего бизнеса в России. Необходимо рассмотреть отдельные аспекты государственных мер, в частности новый Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в России» и меры по развитию финансово-кредитной политики.

     3.1 Государственная поддержка малого  и среднего предпринимательства

     Для эффективного функционирования предприятий  малого и среднего бизнеса необходимо дальнейшее развитие законодательной  и нормативной базы, регулирующей их деятельность и учитывающей специфику  малого предпринимательства. Совершенствование  законодательной базы и правового  регулирования предпринимательской  деятельности через систему законов  прямого действия позволит создать  условия, способствующие свободе предпринимательства  и устранению административного  вмешательства в деятельность субъектов  малого бизнеса. Предоставление равных условий всем хозяйствующим субъектам  для входа на рынок, устранение административных барьеров, регламентация контролирующих функций государства, усиление государственной  поддержки предпринимателей должны стать главными составляющими аконотворческой  деятельности государства, направленными  на активизацию предпринимательской  деятельности в России.

     Основные  направления государственной поддержки, позволяющей реализовывать потенциальный  эффект от развития малого предпринимательства:

  • формирование благоприятного предпринимательского климата, устранение нормативно-правовых, административных и организационных барьеров;
  • расширение доступа малого предпринимательства к финансовым ресурсам;
  • системное развитие инфраструктуры для предоставления малым предприятиям интегральной финансовой, материальной, информационной, консультационной и организационно-методической помощи.

     Задачи  повышения роли государственной  поддержки малого бизнеса и формирования ее рациональной структуры обусловливают  необходимость оценки эффекта от затрачиваемых средств. Это серьезная  проблема, решение которой имеет  большое практическое значение.

     Оценка  эффективности поддержки малого предпринимательства должна носить комплексный характер и включать:

  • выявление тенденций в динамике показателей, характеризующих развитие малых предприятий и эффективность их деятельности;
  • оценку вклада (доли) государственной поддержки в получение социально-экономического эффекта на всех уровнях (ВВП и валовой региональный продукт, налоговые доходы бюджетной системы, доходы предприятий и др.);
  • определение экономии на трансакционных издержках (Трансакционные издержки — затраты, возникающие в связи с заключением контрактов);
  • оценку социальных эффектов от поддержки малого бизнеса.

     Обобщение результатов оценки эффективности  по названным направлениям позволит дать ответы на вопросы: в какой степени  государственная поддержка является помощью для саморазвития малых предприятий.

     В настоящее время наиболее значимыми  эффектами функционирования малых  предприятий во всех регионах являются прирост рабочих мест и поступления  в бюджет, позволяющие решать комплекс социальных задач. Поэтому социальную эффективность малого предпринимательства  на региональном уровне можно оценивать  следующей системой показателей: снижение уровня безработицы; рост доходов; увеличение поступлений в бюджет за счет субъектов  малого бизнеса. Достижение этих важнейших  целей, которые преследует государство, поддерживая малое предпринимательство, в определенной степени можно  принять за основной социальный результат государственной поддержки. Вместе с тем административное насаждение в малом предпринимательстве социально значимых видов деятельности неправомерно и неэффективно.

     Общая динамика развития субъектов малого предпринимательства в Российской Федерации за 2006-2009 гг. имеет отрицательный характер. Доля занятых на малых и средних предприятиях в общей среднесписочной численности занятых на 2009 г. составляет 12,0, а 2006 г. этот показатель был равен 16,6. Немаловажную роль в обеспечении роста и развития играют принимаемые на различных уровнях государственной власти меры по развитию малого предпринимательства.

3.2 Федеральный Закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»

     В конце июля Президент подписал Федеральный  закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства  в Российской Федерации" (далее - Закон № 209-ФЗ).

     Прежний Федеральный закон от 14.06.1995 № 88-ФЗ "О государственной поддержке  малого предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон № 88-ФЗ) был принят в 1995 году и устанавливал определенные льготы и привилегии. Новый закон определяет, на какую поддержку может рассчитывать малый и средний бизнес, в нем определены критерии отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, а также основные цели и принципы государственной политики по развитию этих предприятий.

     В статье 6 Закона № 209-ФЗ определены основные цели и принципы государственной  политики по развитию малых и средних  предприятий.

     Среди основных принципов: обеспечение равного  доступа субъектов к участию  в программах поддержки, разграничение  полномочий различных уровней власти, участие представителей малого и  среднего бизнеса в формировании и реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, экспертизе законопроектов.

     В числе основных целей и принципов  государственной политики в этой области в статье 7 названы: введение специальных налоговых режимов, упрощение правил ведения налогового, бухгалтерского учета и статистической отчетности, форм налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам, установление льготного порядка  приватизации государственного и муниципального имущества, специальных форм участия  в процедурах размещения заказов  на поставку товаров и выполнение услуг для государственных и  муниципальных нужд.

     Поддержка оказывается тем субъектам, которые  включены в реестры субъектов  малого и среднего предпринимательства - получателей такой поддержки (ст. 8 Закона № 209-ФЗ). Порядок его ведения  устанавливается Правительством РФ.

     Конкретные  льготы в Законе № 209-ФЗ не поименованы. Они будут закладываться в  программах развития, которые на основании  данного закона будут принимать  органы власти всех уровней. В числе  форм поддержки: финансовая, имущественная, информационная, консультационная, поддержка  в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров и др. Возможные их виды названы  в отдельных статьях Закона.

     В статье 14 Закона № 209-ФЗ установлен заявительный порядок обращения субъектов  за оказанием поддержки на местах, а также открытость процедур поддержки. Однако она не может быть оказана  субъектам малого и среднего предпринимательства, которые являются кредитными или  страховыми организациями (за исключением  потребительских кооперативов), инвестиционным и негосударственным пенсионным фондам, профессиональным участникам рынка ценных бумаг, ломбардам, участникам соглашений о разделе продукции, лицам, осуществляющим предпринимательскую  деятельность в сфере игорного бизнеса, нерезидентам по валютному законодательству (за исключением случаев, предусмотренных международными договорами РФ).

     Статьей 17 Закона № 209-ФЗ предусмотрено, что  финансовая поддержка субъектам  малого и среднего предпринимательства  и организациям, образующим инфраструктуру поддержки, осуществляется за счет средств  соответствующих бюджетов путем  предоставления субсидий, бюджетных  инвестиций, государственных и муниципальных  гарантий по обязательствам этих организаций.

     Финансовая  поддержка не оказывается: осуществляющим производство и реализацию подакцизных  товаров, а также добычу и реализацию полезных ископаемых.

     Предусмотрена и имущественная поддержка (ст. 18 Закона № 209-ФЗ), которая может выражаться в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в  том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых  помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной и безвозмездной  основе или на льготных условиях. Имущество  должно использоваться по целевому назначению и не может быть переуступлено  или внесено в уставный капитал  других предприятий.

     Кроме того, в законе названы формы информационной, консультационной и кадровой поддержки. Предполагается выделение льготных субсидий, кредитов, имущества, создание информационной инфраструктуры и консультационных центров и т. д. 

     3.3 Предложения по развитию кредитно-финансовых механизмов поддержки малого предпринимательства

     За  последнее десятилетие в Российской Федерации так и не сложилось  более-менее стройной и отлаженной кредитно-финансовой системы поддержки  малого предпринимательства. Хотя большинство  малых и средних региональных банков кредитует сейчас в основном малое и среднее предпринимательство, инвестиционно-кредитное сотрудничество региональных банков и предприятий малого бизнеса не является в должной мере эффективным и прочным. Этому мешают общая экономическая ситуация в стране, нечетко обозначенная государственная политика в развитии малого предпринимательства, низкий уровень капитализации самих банков. Сдерживающим фактором расширения кредитования малого бизнеса остаются высокие риски, отсутствие правовых гарантий эффективного возврата кредита, слабость информационной базы по кредитным историям заемщиков. Вместе с тем даже в таких условиях региональные банки стремятся обеспечить финансирование малого предпринимательства на более полный производственный цикл.

     Для преодоления ограничений кредитования малого бизнеса необходимо прежде всего  создать систему гарантирования кредитно-финансовых рисков, которая  бы включала ответственность государства, банка и заемщика.

     С этой целью федеральный центр  и местные органы власти должны сформировать целевой гарантийный фонд за счет средств бюджета развития для  обеспечения вложения банков с лимитом  гарантий на один бизнес-проект. Такой  фонд потребует отвлечения денежных средств из бюджета только в случае невозврата ссудной задолженности  банку. Это позволит:

Информация о работе Анализ текущего состояния и динамика развития малого и среднего предпринимательства