Анализ прожиточного минимума

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2012 в 15:51, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение и анализ прожиточного минимума и его экономических функций. Цель определила выбор следующих задач:
Изучить понятие прожиточного минимума и методику его расчета, структуру потребительской корзины;
Рассмотреть вопросы соотношения прожиточного минимума и МРОТ;
Раскрыть вопросы, связанные с анализом уровня бедности на основе прожиточного минимума по Липецкой области;
Выделить основные проблемы прожиточного минимума по Липецкой области и предложить возможные пути решения;

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 77.30 Кб (Скачать)

Smin - доля суммарного дохода, которая приходится а население с доходами ниже Cmin5.

Индекс глубины бедности (P1) - характеризует среднее отклонение доходов бедных домохозяйств от величины прожиточного минимума и выражается величиной суммарного дефицита дохода, соотнесенного с общим числом домохозяйств.

Индекс остроты бедности (P2) - характеризует средневзвешенное отклонение доходов бедных домохозяйств от величины прожиточного минимума и выражается величиной суммарного квадратического дефицита доходов, соотнесенного с общим числом домохозяйств. Показатель остроты бедности рассчитывается с учетом большего веса для домохозяйств с более высоким размером дефицита дохода и используется в целях сопоставления его чрезмерных величин.

Расчеты производятся по следующей  формуле:

Где, =1 или 2;

N –  общая численность обследуемых домохозяйств,

Nf - численность обследуемых домохозяйств с доходами ниже прожиточного минимума,

Cminj - величина прожиточного минимума для j го домохозяйства, рассчитанного в среднем на душу с учетом половозрастного состава данного домохозяйства,

Ij - среднедушевой доход  j-го домохозяйства с доходом ниже прожиточного минимума.

 

7.Пути возможного улучшения ситуации

 

На мой взгляд, первое с чего надо начать, так это пересмотреть действующую потребительскую корзину, т. к. она и является определяющей и для прожиточного минимума, и для МРОТ. Пересмотр необходим, главным образом из за невыполнения ею своей цели (т.е. обеспечения человеку права на приличествующее существование), и из за крайней не объективности как социально-экономического показателя.  

Но изменения в потребительской  корзине повлекут неизбежные изменения  и в МРОТе, а это проблема финансирования. И чтобы не урезать и без  того урезанную социальную сферу  надо искать дополнительные источники  пополнения бюджета.

Самым объективным мне  представляется введение налога на роскошь, т.к. существующая пропасть между крайне богатыми и бедными катастрофична.  Тема эта уже давно была поднята, и как сообщает нынешний министр финансов Антон  Силуанов он может быть введен уже в 2013 году. В первую очередь он будет касаться сверхдорогого имущества – домов, яхт и автомобилей, а рассчитывать его предполагается исходя из рыночной стоимости таких объектов. Но здесь надо быть очень осторожными.

 Во-первых, в законодательство придется вводить точное определение этой самой роскоши, а иначе наши не совсем чистые на руку чиновники получат рычаг давления на средний класс, с целью получения собственной выгоды.

Так же опасения – не приведет ли введение нового налога в нашей стране к тому, что потребителю придется платить дважды, он ведь уже выплачивает НДС. Теоретически от нового налога могут пострадать кошельки не только богачей, но и простых граждан.

Во-вторых, налог на роскошь  может привести к оттоку капиталов из страны. Здесь можно привести в пример Францию: там платить такой налог обязательно, даже если активы находятся вне страны.

В-третьих, необходимо сбалансировать систему взимания налога. В противном  случае администрирование этого  процесса будет отнимать у бюджета  ощутимую часть полученных средств.

Вообще в западных странах  подобная практика с разным успехом  давно уже существует. Например в  той же Франции если недвижимое имущество  стоит от 1,3 до 3 млн. евро, взимается налог в размере 0,25 процента, если недвижимость дороже 3 млн. евро – то 0,5 процента. В прошлом году французский бюджет собрал таким образом более 3 млрд. евро. Кстати, в этой же стране работает закон о солидарном налоге на состояние – ISF: налогом облагаются все активы физического лица, которые были зарегистрированы на человека в начале налогового года и если их рыночная оценка составляет более 800 тысяч евро.

Подобный опыт есть и у США, но здесь его можно привести в качестве примера, не полной проработанности законопроекта. Двенадцать лет назад благодаря президенту Бушу-старшему был введен дополнительный налог на автомобили, яхты, самолеты и ювелирные украшения. Согласно расчетам, планировалось собрать 31 млн. долларов (сумма, кстати, в масштабах бюджета не так уж велика). На практике вышло еще меньше – 16,6 миллионов, зато ювелирная индустрия США, авиастроение и кораблестроительная отрасль понесли серьезные потери – американцы стали покупать предметы роскоши в других странах.

В общем, учитывая наш менталитет действовать необходимо комплексно, и с крайней осторожностью.

 

 

8.Заключение

 

Проблема прожиточного минимума и бедности в России - не только и  даже не столько проблема бедных, сколько  той огромной массы населения, которая  располагается между социальными  полюсами, между небольшой прослойкой богатых и реально бедных. Уровень  и качество жизни населения России отличаются крайне низкими показателями. Ярким свидетельством социального  бедствия населения России являются интегральные показатели, характеризующие  уровень и качество жизни.

Итак, в результате выполнения данной работы были сделаны следующие  основные выводы.

1. Прожиточный минимум  - это стоимостная оценка потребительской  корзины, а также обязательные  платежи и сборы. Прожиточный  минимум официально обозначает  границу бедности и на его  основе, как правило, устанавливается  минимальный размер оплаты труда  и минимальный размер трудовой  пенсии. Величина прожиточного минимума  определяется по основным социально-демографическим  группам населения: для трудоспособных  граждан, пенсионеров, детей, а  также средняя - в расчете на  душу населения. Прожиточный минимум  в целом достаточно объективно  отражает динамику цен и уровень  благосостояния населения. 

2. Прожиточный минимум  определяется ежеквартально на  основании потребительской корзины.  Потребительская корзина - минимальный  набор продуктов питания, непродовольственных  товаров и услуг, необходимых  для сохранения здоровья человека  и обеспечения его жизнедеятельности.  В корзину входят в определенной  пропорции потребляемые в среднем  продукты питания, одежда, электроэнергия, содержание жилого помещения  и транспортных средств, медицинское  обслуживание, отдых и образование. 

3. На основе прожиточного  минимума устанавливается минимальный  размер оплаты труда, который  является законодательно установленным  минимумом, применяемый для регулирования  оплаты труда, а также для  определения размеров пособий по временной нетрудоспособности. МРОТ поэтапно повышается до величины прожиточного минимума, и ежегодно федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год устанавливается соотношение между минимальным размером оплаты труда и величиной прожиточного минимума.

4. Прожиточный минимум  официально обозначает границу  бедности. Бедность - это социально-экономическое  положение части населения и  домашних хозяйств, стоящих на  относительно низком уровне обеспечения  денежными, имущественными и другими  ресурсами, а, следовательно, и  на низком уровне удовлетворения  своих естественно-физиологических,  материальных и духовных потребностей. Анализ бедности показывает, что  наш прожиточный минимум является  границей нищеты и те люди, которые по официальным данным  считаются бедными, на самом  деле нищие.

5. Прожиточный минимум по Липецкой области предназначается для:

1) оценки уровня жизни  населения области при разработке  и реализации областных и местных  социальных программ;

2) выявления бедных граждан  в целях оказания им необходимой  адресной социальной помощи;

3) обоснования устанавливаемых  в области размера оплаты труда  и социальных выплат;

4) учета при формировании  консолидированного бюджета области.

Подводя итоги проделанной  работы можно с уверенностью сказать, что закон «о прожиточном минимуме»  не может сегодня служить объективным, достоверным инструментом для расчетов прожиточного минимума. Очень хочется, чтобы наше правительство обратило на это свое внимание, и чтобы  наш прожиточный минимум соответствовал реалиям сегодняшней жизни. Решение  этих проблем требует определенной политики, выработанной государством, центральным моментом которой был  бы человек, его благосостояние, физическое и социальное здоровье.

 

9.Библиографический список

 

1. Аверин, А.Н. Социальная политика государства [Текст] / А.Н. Аверин. - М.: АНХ, 2006.

2. Бабич, А.М., Павлова, Л.Н. Государственные и муниципальные финансы [Текст] / А.М. Бабич: Учебник для вузов.-М.: Финансы ЮНИТИ, 2008.

3. Веселкова И.Н., Комаров, Ю.М. Как сохранить нацию [Текст] / И.Н. Веселкова, Ю.М. Комаров. - М.: «Академкнига», 2005.

4. Волгин, Н.А. Оплата труда: производство, социальная сфера, государственная служба (Анализ, проблемы, решения) [Текст] / Н.А.Волгин - М.: Издательство «Экзамен», 2007.

5. Волгин, Н.А., Гриценко, Н.Н., Шарков, Ф.И. Социальное государство: Учебник [Текст] / Н.А. Волгин, Н.Н. Гриценко, Ф.И.Шарков. - М.: `Дашков и К`, 2008.

6. http://www.admlr.lipetsk.ru - сайт администрации Липецкой области.

          7. http://www.rbcdaily.ru - сайт деловой газеты РБК daily.

          8. http://rusplt.ru – общественно политическая интернет платформа 

10.Приложение.

 

Продуктовые наборы, используемые в расчетах прожиточного минимума для  различных социально-демографических  групп населения России (кг в год)

 

 

В среднем на душу населения

Мужчины 
16-59 лет

Женщины 
16-54 лет

Пенсио-неры

Дети

0-6 лет

7-15 лет

Хлебопродукты, всего

130,8

177,0

124,9

119,0

64,4

112,3

бобовые

4,6

7,3

5,5

3,7

0,0

2,0

мука пшеничная

19,5

20,0

17,0

25,0

17,0

18,0

рис

3,7

5,0

2,9

2,9

3,0

4,0

крупа (кроме  риса)

5,2

6,0

5,0

4,0

5,0

6,0

хлеб пшеничный

62,9

75,0

65,0

55,0

30,0

70,0

хлеб ржаной

68,7

115,0

62,0

55,0

20,0

40,0

макаронные изделия

5,2

6,0

5,0

6,0

4,0

4,0

Картофель

124,2

160,0

120,0

90,0

85,0

135,0

Овощи, всего:

94,0

80,8

96,8

96,8

85,0

120,0

капуста

28,1

29,0

25,0

25,0

30,0

35,0

огурцы и помидоры

2,6

1,8

1,8

1,8

5,0

5,0

Столовые корнеплоды

37,5

35,0

40,0

40,0

30,0

40,0

прочие овощи

25,9

15,0

30,0

30,0

20,0

40,0

Фрукты и ягоды, всего

19,4

14,6

12,6

10,6

34,4

44,4

фрукты свежие

14,4

11,0

9,0

7,0

25,0

35,0

фрукты, ягоды  сушеные

1,0

0,7

0,7

0,7

1,8

1,8

Сахар и кондитерские изделия

20,7

20,8

19,8

18,8

19,7

26,1

сахар

19,7

20,0

19,0

18,0

18,0

24,0

конфеты

0,8

0,7

0,7

0,7

1,0

1,0

печенье и торты

1,2

0,7

0,7

0,7

2,0

3,0

Мясопродукты, всего

26,6

32,2

25,0

19,8

18,7

33,5

говядина

4,8

4,0

2,0

3,0

8,0

12,0

баранина

0,9

1,8

1,0

0,7

0,0

0,0

свинина

1,5

2,0

2,0

0,7

0,0

2,0

субпродукты и  прочее мясо

0,5

0,7

0,7

0,7

0,0

0,0

птица

17,5

22,0

18,0

14,0

10,0

18,0

сало

0,7

1,3

0,9

0,3

0,0

0,0

колбасные изделия  и копчености

0,8

0,6

0,6

0,6

1,0

2,0

Рыбопродукты, всего

11,7

12,7

10,7

12,7

8,7

12,5

рыба свежая

10,9

12,0

10,0

12,0

8,0

11,0

сельди

0,8

0,7

0,7

0,7

0,7

1,5

Молокопродукты, всего

212,4

201,7

179,4

174,1

279,0

303,4

молоко цельное

69,6

64,2

50,0

50,0

130,0

100,0

молоко нежирное

53,5

64,2

64,2

70,0

0,0

28,0

сметана и сливки

1,6

1,8

1,1

1,1

1,8

2,6

масло животное

2,5

1,8

1,8

1,8

4,0

5,0

творог

9,9

10,0

10,0

8,0

10,0

12,0

сыр и брынза

2,3

2,5

2,0

2,0

2,0

3,0

Яйца (штук)

151,4

180,0

150,0

90,0

150,0

180,0

Масло растительное, маргарин

10,0

11,2

9,8

8,9

6,8

11,7

маргарин и  др. жиры

3,9

5,5

4,0

3,0

2,0

3,0

масло растительное

6,4

6,2

6,2

6,2

5,0

 

 

 

Продуктовые наборы, используемые в расчетах прожиточного минимума по регионам России, (кг на душу, в год)

 

Зоны

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

Хлебопродукты, всего

137,2

124,4

128,2

124,4

130,8

134,6

135,9

141,1

Бобовые

4,8

4,4

4,5

4,4

4,6

4,7

4,8

5,0

мука пшеничная

20,5

18,5

19,1

18,5

19,5

20,1

20,3

21,0

Рис

3,9

3,5

3,6

3,5

3,7

3,8

3,8

4,0

крупа (кроме  риса)

5,5

4,9

5,1

4,9

5,2

5,4

5,4

5,6

хлеб пшеничный

66,0

59,8

61,7

59,8

62,9

64,8

65,4

67,8

хлеб ржаной

72,1

65,3

67,4

65,3

68,7

70,7

71,4

74,1

макаронные изделия

5,5

4,9

5,1

4,9

5,2

5,4

5,4

5,6

Картофель

79,3

101,7

126,6

124,2

132,6

134,8

132,5

106,5

Овощи, всего:

97,4

126,5

98,3

101,7

86,3

83,7

85,5

90,6

Капуста

29,1

37,8

29,4

30,4

25,8

25,0

25,5

27,1

огурцы и помидоры

2,7

3,5

2,7

2,8

2,4

2,3

2,4

2,5

столовые корнеплоды

38,9

50,5

39,2

40,6

34,4

33,4

34,1

36,1

прочие овощи

26,8

34,8

27,1

28,0

23,8

23,1

23,5

25,0

Фрукты и ягоды, всего

22,7

25,6

19,4

20,3

20,3

15,6

17,0

21,3

фрукты свежие

16,9

19,0

14,4

15,1

15,1

11,6

12,6

15,8

фрукты, ягоды  сушеные

1,2

1,3

1,0

1,0

1,0

0,8

0,9

1,1

Сахар и кондитерские изделия

20,0

20,0

20,0

20,0

21,4

21,4

21,4

23,7

Сахар

19,0

19,0

19,0

19,0

20,4

20,4

20,4

22,5

Конфеты

0,8

0,8

0,8

0,8

0,8

0,8

0,8

0,9

печенье и торты

1,2

1,2

1,2

1,2

1,2

1,2

1,2

1,2

Мясопродукты, всего

25,5

23,9

24,5

26,1

26,6

27,1

27,7

32,5

Говядина

4,6

4,3

4,4

4,7

4,8

4,9

5,0

5,9

Баранина

0,9

0,8

0,8

0,9

0,9

0,9

0,9

1,1

Свинина

1,4

1,4

1,4

1,5

1,5

1,5

1,6

1,8

Субпродукты и  прочее мясо

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,6

Птица

16,8

15,8

16,1

17,2

17,5

17,9

18,2

21,4

Сало

0,7

0,7

0,7

0,7

0,7

0,7

0,7

0,7

Колбасные изделия

0,8

0,7

0,7

0,8

0,8

0,8

0,8

1,0

Рыбопродукты, всего

6,2

14,0

11,7

11,7

10,9

10,9

12,1

17,9

рыба свежая

5,8

13,1

10,9

10,9

10,2

10,2

11,3

16,7

Сельди

0,4

1,0

0,8

0,8

0,8

0,8

0,9

1,3

Молокопродукты, всего

162,6

165,9

210,4

208,5

217,0

221,6

222,9

268,1

молоко цельное

53,3

54,3

69,0

68,3

71,1

72,6

73,0

87,9

молоко нежирное

41,0

41,0

41,0

41,0

41,0

41,0

41,0

41,0

сметана и сливки

1,2

1,2

1,6

1,6

1,6

1,7

1,7

2,0

масло животное

1,9

2,0

2,5

2,5

2,6

2,6

2,6

3,2

Творог

7,6

7,7

9,8

9,7

10,1

10,3

10,4

12,5

сыр и брынза

1,8

1,8

2,3

2,3

2,3

2,4

2,4

2,9

Яйца (штук)

120,0

142,2

152,0

151,4

154,5

154,5

156,3

158,8

Масло растительное, маргарин

7,6

8,5

9,8

10,0

10,0

10,1

10,7

11,8

маргарин и  др. жиры

3,0

3,3

3,8

3,9

3,9

3,9

4,2

4,6

масло растительное

4,9

5,4

6,3

6,4

6,4

6,5

6,8

7,6

Белки, граммов

69,9

70,1

73,2

72,5

74,5

76,0

76,9

82,8

в т.ч. животного  происхождения

24,4

26,3

28,4

28,8

29,2

29,6

30,1

35,2

Жиры, граммов

54,8

57,3

64,7

65,6

66,6

67,5

69,4

78,6

Углеводы, граммов

357,6

346,7

358,3

351,0

367,2

373,7

375,7

386,3

Энергетическая  ценность, ккал

2222,4

2204,2

2331,0

2306,4

2389,2

2429,4

2458,9

2607,0

Информация о работе Анализ прожиточного минимума