Анализ прожиточного минимума

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2012 в 15:51, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение и анализ прожиточного минимума и его экономических функций. Цель определила выбор следующих задач:
Изучить понятие прожиточного минимума и методику его расчета, структуру потребительской корзины;
Рассмотреть вопросы соотношения прожиточного минимума и МРОТ;
Раскрыть вопросы, связанные с анализом уровня бедности на основе прожиточного минимума по Липецкой области;
Выделить основные проблемы прожиточного минимума по Липецкой области и предложить возможные пути решения;

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 77.30 Кб (Скачать)

Продуктовые наборы, используемые в расчетах прожиточного минимума для  различных социально-демографических  групп населения России указаны в таблице( приложение).

Набор продуктов питания  рассчитан на основе минимальных  размеров потребления Институтом питания  Академии медицинских наук Российской Федерации, Институтом социально-экономических  проблем народонаселения РАН  и Министерством труда Российской Федерации при участии Всемирной  организации Здравоохранения.

4.2 Основание расчета набора продуктов

 

В основу положены:

  • нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для различных групп населения России и рекомендации ФАО/ВОЗ/УООН 1985 г. о потребности человека в энергии и белке;
  • сведения о химическом составе и энергетической ценности, величинах съедобной части пищевых продуктов и потерях пищевых веществ в процессе кулинарной обработки и приготовления продуктов;
  • данные об усвояемости белка и содержании в нем незаменимых аминокислот.

 

Минимальная продовольственная  корзина дифференцируется по 8 природно-климатическим  зонам. Зонирование территории России сделано на основе количественной оценки факторов, определяющих материальные и культурные потребности населения  и их территориальную дифференциацию по интегральному показателю условий жизни населения

 

I зона: Краснодарский край, Ставропольский край.

 

II зона: Республики: Калмыкия, Дагестан, Кабардино-Балкарская, Северная Осетия-Алания, Ингушетия, Чеченская Республика.

 

III зона: Брянская область, Орловская область, Рязанская область, Калужская область, Смоленская область, Белгородская область, Курская область, Липецкая область, Тамбовская область, Воронежская область, Республика Марий-Эл, Республика Мордовия , Чувашская Республика, Пензенская область, Ростовская область, Ульяновская область, Республика Татарстан.

 

IV зона: Владимирская область, Ивановская область, Нижегородская область, Костромская область, Вологодская область, Московская область, Тверская область, Новгородская область, Псковская область, Ленинградская область, Калининградская область, Тульская область, Ярославская область, г.Москва, г.Санкт-Петербург.

 

V зона: Астраханская область, Саратовская область, Волгоградская область, Самарская область, Республика Башкортостан, Оренбургская область, Удмуртская Республика, Челябинская область, Курганская область.

 

VI зона: Кировская область, Архангельская область, Республика Карелия, Алтайский край, Республика Бурятия, Республика Тыва, Кемеровская область, Новосибирская область, Омская область, юг Тюменская области, Свердловская область, Пермская область.

 

VII зона: Мурманская область, Республика Коми, север Архангельской области, Хабаровский край, Приморский край, Амурская область, Читинская область, юг Красноярского края, Томская область, Иркутская область.

 

VIII зона: Республика Саха (Якутия), Магаданская область, Камчатская область, Сахалинская область, север Тюменской области, север Красноярского края.

 

4.3 Формула расчета

 

         Нормативы на непродовольственные товары, услуги и обязательные платежи устанавливаются по доле затрат на эти цели в бюджете малообеспеченных семей. Информационной базой для их обоснования служат материалы обследования бюджетов домашних хозяйств о фактической структуре расходов у 10% наименее обеспеченного населения.

Величина прожиточного минимума представляет собой суммарную стоимостную  оценку продуктового набора (минимальной  продовольственной «корзины») и  соответствующих ей по доле затрат стоимости непродовольственных  товаров и услуг с добавлением  величины налогов по следующей формуле:

Сmini = Cfi + Cgi + Csi + Cti

где

Сmini - величина прожиточного минимума i-ой половозрастной группы населения,

Cfi - стоимостная оценка продуктового набора (минимальной продовольственной «корзины») i-ой половозрастной группы населения.

Qji = 

где

Qji - норматив потребления j-го продукта питания i-ой половозрастной группы населения,

Pj - средняя цена j-го продукта питания,

Сgi - стоимостная оценка потребления непродовольственных товаров i-ой половозрастной группы населения,

Сsi - стоимостная оценка расходов на платные услуги i-ой половозрастной группы населения,

Сti - расходы на налоги i-ой половозрастной группы населения.

Сgi, si, ti = Cfi * (Kgi, si, ti : Kfi)

где

Kfi, gi, si, ti - показатели структуры прожиточного минимума i-ой половозрастной группы населения.

i - принимает значения от 1 до 5:

при i = 1 - трудоспособное население,

i = 2 - пенсионеры,

i = 3 - дети в возрасте до 6 лет,

i = 4 - дети в возрасте 7-15 лет,

i = 5 - в среднем по всем половозрастным группам.

j - принимает значение по числу товаров, цены на которые регистрируются для расчета прожиточного минимума.

Расчет величины прожиточного минимума в ценах отчетного периода производится в следующем порядке: стоимостная оценка минимальной продовольственной «корзины» (Сfi) определяется по средним ценам продажи товаров предприятиями торговли всех видов собственности на основе регистрации цен на конкретные товары-представители, входящие в малую товарную группу.

Сgi, si, определяется путем корректировки на соответствующие субиндексы потребительских цен.

 

 

5. Соотношение прожиточного минимума и МРОТ

 

Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) - законодательно установленный  минимум, применяемый для регулирования  оплаты труда, а также для определения  размеров пособий по временной нетрудоспособности. В соответствии с законодательством  РФ, МРОТ также используется для  определения величины налогов, сборов, штрафов и иных платежей, которые  исчисляются в зависимости от минимального размера оплаты труда. МРОТ устанавливается в соответствии со статьей 133 Трудового кодекса  Российской Федерации, в которой  говорится, что «минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации  федеральным законом и не может  быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека».

Формально этот принцип соблюдается, но на практике все оказывается далеко не так безоблачно.

Так в Липецкой области  даже по нормативным документам МРОТ (минимальный размер оплаты труда) установленный  с 1 июня 2011 года составляет 4611 рублей, а прожиточный минимум 5720 рублей.  В целом по России дела обстоят также.

Хоть в январе председатель комитета Госдумы по труду и социальной политике Андрей Исаев заявлял, что депутаты уже готовят проект по трехэтапной индексации МРОТ (к октябрю он должен вырасти до 6500 руб.).

 Почти сразу в статье газеты от 13.02.2012  «РБК daily» заместитель главы Минздравсоцразвития  Александр Сафонов заявил: «Повышение МРОТ до прожиточного минимума — это достаточно большие расходные обязательства. По нашим подсчетам, федеральный бюджет должен будет потратить 55 млрд руб. дополнительных средств» В общем наш напряженно сбалансированный бюджет не готов к такому сильному удару.

 Законопроект  скорее  всего будет отложен, так сказать  в «долгий ящик.»

6.1 Прожиточный минимум и анализ бедности

 

Сегодня Россия переживает третью (после гражданской и великой  Отечественной войн) волну нищеты и бедности. Статистика свидетельствует, что в России за чертой бедности находится более одной трети  Россиян.

Кризисные явления в российском обществе вызвали рост преступности, наркомании, алкоголизма, психических  заболеваний. Весьма широк спектр последствий  бедности и нищеты населения.

В последние годы резко  возросло число безработных, малообеспеченных семей, количество лиц без определенного  места жительства, беженцев, семей, попавших в трудную жизненную  ситуацию и семей с отрицательным  психологическим климатом.

Проблема бедности в первую очередь связана с относительно низкой заработной платой в ряде отраслей экономики. Примерно 1/3 всех работающих, в первую очередь занятых в  бюджетной сфере, получают зарплату ниже прожиточного минимума. Сохраняется  проблема низких пенсий.

Прожиточного минимума достигает  лишь средний размер пенсий, но у  трети пенсионеров, согласно экспертным оценкам, размер пенсии ниже среднего значения.

Говоря о проблеме бедности в сегодняшней России, стоит, по-моему, подчеркнуть не только то обстоятельство, что эта проблема вызывает наибольшую тревогу и озабоченность населения, но и то, что она продолжает доминировать в общественных настроениях, несмотря на определенные позитивные перемены в условиях жизни. Как говорит  официальная статистика, темпы роста  уровня доходов опережают темпы  роста российской экономики. Но это только официально, реально же прожить человеку на то чем его может обеспечить государство представляется утопической задачей.

Так в действующей потребительской  корзине сильно переоценен срок службы одежды и других предметов бытового пользования. Так же стоит обратить внимание на то количество жилично-коммунальных услуг которые данная корзина способна обеспечить. На первый взгляд может показаться что этого вполне достаточно, но реально жить в положенных 18 квадратных метрах достаточно тяжело, не говоря уже о весьма ограниченном количестве воды, электроэнергии и т.д. О упомянутых в потребительской корзине культурных и транспортных услугах лучше вообще промолчать, они мизерны и не выполняют своей цели .

 

 

Бедность - это социально-экономическое  положение части населения и  домашних хозяйств, стоящих на относительно низком уровне обеспечения денежными, имущественными и другими ресурсами, а, следовательно, и на низком уровне удовлетворения своих естественно-физиологических, материальных и духовных потребностей.

По характеру потребления  и размерам личных доходов и расходов могут быть выделены следующие контрастные  группы населения:

- практически живущие  на грани нищеты, их доходы  ниже стоимости минимального  продуктового набора;

- бедные, доходы которых  ниже прожиточного минимума;

- малообеспеченные, доходы  которых составляют 1-2 ПМ, и обеспеченные  с доходами в 2-5 ПМ. В первой  подгруппе - скромное питание  и скромное (относительно) бытовое  потребление, во второй - нормальное  воспроизводство затрат труда,  кроме того, возможны некоторые  оперативные сбережения для приобретения  домашних предметов длительного  пользования, бытовой техники;

- состоятельные (доходы - 5-20 ПМ). Для них характерен европейский  стандарт потребления: личный  транспорт, техника и мебель  зарубежного производства, квартиры  и дачи в личной собственности.  Появляются некоторые возможности  расточительного потребления (коллекционирование  драгоценностей и антиквариата  и т.п.);

- богатые и сверхбогатые (очень богатые) лица, имеющие  доходы в пределах 20-50 ПМ. Основная  часть размещения доходов у  них - накопления и вложения  в капитал. Доля потребительских  расходов малозначима. Возможности  домашних хозяйств в этой группе  населения безграничны;

- олигархи, имеющие доходы  более 100 ПМ. Для них характерно  приобретение недвижимости за  рубежом, а также вложения в  капитал за границей.

Показатели численности  населения (семей) с доходами ниже прожиточного минимума рассчитываются на основании  данных о распределении населения (семей) по уровню среднедушевых доходов.

Уровень доходов, с которыми соизмеряется величина прожиточного минимума определяется в соответствии с методикой  по расчету Баланса денежных доходов  и расходов населения.

Группировка населения (семей) по уровню среднедушевых доходов  для получения данных о распределении  производится на основании данных о  среднедушевых денежных доходах  в среднем за месяц отчетного  периода.

 

6.2 Формулы расчета

 

Расчеты доли (численности) населения с доходами ниже прожиточного минимума осуществляется по формуле:

 

            где  

Cmin5 - величина прожиточного минимума в среднем на душу населения.

Показатели дефицита низких доходов относятся к числу  важнейших характеристик степени  распространения бедности.

Дефицит дохода - определяется как суммарное значение доходов населения, недостающих до величины прожиточного минимума по следующей формуле:

где

Np - общая численность населения,

Информация о работе Анализ прожиточного минимума