Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2012 в 15:51, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение и анализ прожиточного минимума и его экономических функций. Цель определила выбор следующих задач:
Изучить понятие прожиточного минимума и методику его расчета, структуру потребительской корзины;
Рассмотреть вопросы соотношения прожиточного минимума и МРОТ;
Раскрыть вопросы, связанные с анализом уровня бедности на основе прожиточного минимума по Липецкой области;
Выделить основные проблемы прожиточного минимума по Липецкой области и предложить возможные пути решения;
Продуктовые наборы, используемые
в расчетах прожиточного минимума для
различных социально-
Набор продуктов питания
рассчитан на основе минимальных
размеров потребления Институтом питания
Академии медицинских наук Российской
Федерации, Институтом социально-экономических
проблем народонаселения РАН
и Министерством труда
4.2 Основание расчета набора продуктов
В основу положены:
Минимальная продовольственная корзина дифференцируется по 8 природно-климатическим зонам. Зонирование территории России сделано на основе количественной оценки факторов, определяющих материальные и культурные потребности населения и их территориальную дифференциацию по интегральному показателю условий жизни населения
I зона: Краснодарский край, Ставропольский край.
II зона: Республики: Калмыкия, Дагестан, Кабардино-Балкарская, Северная Осетия-Алания, Ингушетия, Чеченская Республика.
III зона: Брянская область, Орловская область, Рязанская область, Калужская область, Смоленская область, Белгородская область, Курская область, Липецкая область, Тамбовская область, Воронежская область, Республика Марий-Эл, Республика Мордовия , Чувашская Республика, Пензенская область, Ростовская область, Ульяновская область, Республика Татарстан.
IV зона: Владимирская область, Ивановская область, Нижегородская область, Костромская область, Вологодская область, Московская область, Тверская область, Новгородская область, Псковская область, Ленинградская область, Калининградская область, Тульская область, Ярославская область, г.Москва, г.Санкт-Петербург.
V зона: Астраханская область, Саратовская область, Волгоградская область, Самарская область, Республика Башкортостан, Оренбургская область, Удмуртская Республика, Челябинская область, Курганская область.
VI зона: Кировская область, Архангельская область, Республика Карелия, Алтайский край, Республика Бурятия, Республика Тыва, Кемеровская область, Новосибирская область, Омская область, юг Тюменская области, Свердловская область, Пермская область.
VII зона: Мурманская область, Республика Коми, север Архангельской области, Хабаровский край, Приморский край, Амурская область, Читинская область, юг Красноярского края, Томская область, Иркутская область.
VIII зона: Республика Саха (Якутия), Магаданская область, Камчатская область, Сахалинская область, север Тюменской области, север Красноярского края.
4.3 Формула расчета
Нормативы на непродовольственные товары, услуги и обязательные платежи устанавливаются по доле затрат на эти цели в бюджете малообеспеченных семей. Информационной базой для их обоснования служат материалы обследования бюджетов домашних хозяйств о фактической структуре расходов у 10% наименее обеспеченного населения.
Величина прожиточного минимума представляет собой суммарную стоимостную оценку продуктового набора (минимальной продовольственной «корзины») и соответствующих ей по доле затрат стоимости непродовольственных товаров и услуг с добавлением величины налогов по следующей формуле:
Сmini = Cfi + Cgi + Csi + Cti
где
Сmini - величина прожиточного минимума i-ой половозрастной группы населения,
Cfi - стоимостная оценка продуктового набора (минимальной продовольственной «корзины») i-ой половозрастной группы населения.
Qji =
где
Qji - норматив потребления j-го продукта питания i-ой половозрастной группы населения,
Pj - средняя цена j-го продукта питания,
Сgi - стоимостная оценка потребления непродовольственных товаров i-ой половозрастной группы населения,
Сsi - стоимостная оценка расходов на платные услуги i-ой половозрастной группы населения,
Сti - расходы на налоги i-ой половозрастной группы населения.
Сgi, si, ti = Cfi * (Kgi, si, ti : Kfi)
где
Kfi, gi, si, ti - показатели структуры прожиточного минимума i-ой половозрастной группы населения.
i - принимает значения от 1 до 5:
при i = 1 - трудоспособное население,
i = 2 - пенсионеры,
i = 3 - дети в возрасте до 6 лет,
i = 4 - дети в возрасте 7-15 лет,
i = 5 - в среднем по всем половозрастным группам.
j - принимает значение по числу товаров, цены на которые регистрируются для расчета прожиточного минимума.
Расчет величины прожиточного минимума в ценах отчетного периода производится в следующем порядке: стоимостная оценка минимальной продовольственной «корзины» (Сfi) определяется по средним ценам продажи товаров предприятиями торговли всех видов собственности на основе регистрации цен на конкретные товары-представители, входящие в малую товарную группу.
Сgi, si, определяется путем корректировки на соответствующие субиндексы потребительских цен.
5. Соотношение прожиточного минимума и МРОТ
Минимальный размер оплаты
труда (МРОТ) - законодательно установленный
минимум, применяемый для регулирования
оплаты труда, а также для определения
размеров пособий по временной нетрудоспособности.
В соответствии с законодательством
РФ, МРОТ также используется для
определения величины налогов, сборов,
штрафов и иных платежей, которые
исчисляются в зависимости от
минимального размера оплаты труда.
МРОТ устанавливается в соответствии
со статьей 133 Трудового кодекса
Российской Федерации, в которой
говорится, что «минимальный размер
оплаты труда устанавливается
Формально этот принцип соблюдается, но на практике все оказывается далеко не так безоблачно.
Так в Липецкой области даже по нормативным документам МРОТ (минимальный размер оплаты труда) установленный с 1 июня 2011 года составляет 4611 рублей, а прожиточный минимум 5720 рублей. В целом по России дела обстоят также.
Хоть в январе председатель комитета Госдумы по труду и социальной политике Андрей Исаев заявлял, что депутаты уже готовят проект по трехэтапной индексации МРОТ (к октябрю он должен вырасти до 6500 руб.).
Почти сразу в статье газеты от 13.02.2012 «РБК daily» заместитель главы Минздравсоцразвития Александр Сафонов заявил: «Повышение МРОТ до прожиточного минимума — это достаточно большие расходные обязательства. По нашим подсчетам, федеральный бюджет должен будет потратить 55 млрд руб. дополнительных средств» В общем наш напряженно сбалансированный бюджет не готов к такому сильному удару.
Законопроект скорее
всего будет отложен, так
6.1 Прожиточный минимум и анализ бедности
Сегодня Россия переживает третью (после гражданской и великой Отечественной войн) волну нищеты и бедности. Статистика свидетельствует, что в России за чертой бедности находится более одной трети Россиян.
Кризисные явления в российском обществе вызвали рост преступности, наркомании, алкоголизма, психических заболеваний. Весьма широк спектр последствий бедности и нищеты населения.
В последние годы резко возросло число безработных, малообеспеченных семей, количество лиц без определенного места жительства, беженцев, семей, попавших в трудную жизненную ситуацию и семей с отрицательным психологическим климатом.
Проблема бедности в первую очередь связана с относительно низкой заработной платой в ряде отраслей экономики. Примерно 1/3 всех работающих, в первую очередь занятых в бюджетной сфере, получают зарплату ниже прожиточного минимума. Сохраняется проблема низких пенсий.
Прожиточного минимума достигает лишь средний размер пенсий, но у трети пенсионеров, согласно экспертным оценкам, размер пенсии ниже среднего значения.
Говоря о проблеме бедности
в сегодняшней России, стоит, по-моему,
подчеркнуть не только то обстоятельство,
что эта проблема вызывает наибольшую
тревогу и озабоченность
Так в действующей потребительской корзине сильно переоценен срок службы одежды и других предметов бытового пользования. Так же стоит обратить внимание на то количество жилично-коммунальных услуг которые данная корзина способна обеспечить. На первый взгляд может показаться что этого вполне достаточно, но реально жить в положенных 18 квадратных метрах достаточно тяжело, не говоря уже о весьма ограниченном количестве воды, электроэнергии и т.д. О упомянутых в потребительской корзине культурных и транспортных услугах лучше вообще промолчать, они мизерны и не выполняют своей цели .
Бедность - это социально-экономическое
положение части населения и
домашних хозяйств, стоящих на относительно
низком уровне обеспечения денежными,
имущественными и другими ресурсами,
а, следовательно, и на низком уровне
удовлетворения своих естественно-
По характеру потребления и размерам личных доходов и расходов могут быть выделены следующие контрастные группы населения:
- практически живущие на грани нищеты, их доходы ниже стоимости минимального продуктового набора;
- бедные, доходы которых ниже прожиточного минимума;
- малообеспеченные, доходы
которых составляют 1-2 ПМ, и обеспеченные
с доходами в 2-5 ПМ. В первой
подгруппе - скромное питание
и скромное (относительно) бытовое
потребление, во второй - нормальное
воспроизводство затрат труда,
кроме того, возможны некоторые
оперативные сбережения для
- состоятельные (доходы -
5-20 ПМ). Для них характерен
- богатые и сверхбогатые
(очень богатые) лица, имеющие
доходы в пределах 20-50 ПМ. Основная
часть размещения доходов у
них - накопления и вложения
в капитал. Доля
- олигархи, имеющие доходы более 100 ПМ. Для них характерно приобретение недвижимости за рубежом, а также вложения в капитал за границей.
Показатели численности населения (семей) с доходами ниже прожиточного минимума рассчитываются на основании данных о распределении населения (семей) по уровню среднедушевых доходов.
Уровень доходов, с которыми соизмеряется величина прожиточного минимума определяется в соответствии с методикой по расчету Баланса денежных доходов и расходов населения.
Группировка населения (семей) по уровню среднедушевых доходов для получения данных о распределении производится на основании данных о среднедушевых денежных доходах в среднем за месяц отчетного периода.
6.2 Формулы расчета
Расчеты доли (численности) населения с доходами ниже прожиточного минимума осуществляется по формуле:
где
Cmin5 - величина прожиточного минимума в среднем на душу населения.
Показатели дефицита низких
доходов относятся к числу
важнейших характеристик
Дефицит дохода - определяется как суммарное значение доходов населения, недостающих до величины прожиточного минимума по следующей формуле:
где
Np - общая численность населения,