Законодательный процесс в субъектах РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 15:09, курсовая работа

Описание работы

Законотворческий процесс – главная составная часть правотворческого процесса, являющаяся его ядром. Именно принятие законов характеризует данный процесс в целом. Политические и экономические реформы, проводимые в России, требуют интенсивного законотворчества, в результате чего становится ясно, насколько важен сам процесс создания закона, выработки первоначальной концепции будущего акта, составление и обсуждение проекта, учет мнений и интересов различных социальных групп, соотношение с другими нормативными актами, способность будущего закона "вписаться" в уже существующую правовую систему, способность адаптироваться новому закону, экономические основы его существования и реального применения.

Содержание

С.
Введение......................................................................................................................3
Глава 1. Законодательный процесс в России: основные особенности..................5
1.1. Федеральный законодательный процесс: понятие и структура......................5
1.2. Участники законодательного процесса............................................................15
Глава 2. Законодательный процесс в субъектах РФ...............................................16
Заключение.................................................................................................................22
Список использованных источников и литературы...............................................24

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 107.00 Кб (Скачать)

Содержание  

                                                                                                                                     С. 
Введение......................................................................................................................3 
Глава 1. Законодательный процесс в России: основные особенности..................5  
1.1. Федеральный законодательный процесс: понятие и структура......................5 
1.2. Участники законодательного процесса............................................................15

Глава 2. Законодательный  процесс в субъектах РФ...............................................16

Заключение.................................................................................................................22

Список использованных источников и литературы...............................................24  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение  
 
 

      Законотворческий  процесс – главная составная  часть правотворческого процесса, являющаяся его ядром. Именно принятие законов характеризует данный процесс в целом. Политические и экономические реформы, проводимые в России, требуют интенсивного законотворчества, в результате чего становится ясно, насколько важен сам процесс создания закона, выработки первоначальной концепции будущего акта, составление и обсуждение проекта, учет мнений и интересов различных социальных групп, соотношение с другими нормативными актами, способность будущего закона "вписаться" в уже существующую правовую систему, способность адаптироваться новому закону, экономические основы его существования и реального применения.

      Процесс создания правовых норм начинается с  возникновения объективных общественных закономерностей, требующих правового  регулирования, проходит через институты  общества и государства, реализуется законодательной, исполнительной и судебной властями в присущих им формах.

      Процесс создания правовых норм не может быть произвольным, субъективным, он базируется на принятых и закрепленных конституционно и нормативно правилах, которые государство обязано соблюдать. Отступая от принципа законности либо создавая законы, неспособные прижиться в обществе, противоречащие друг другу и общественной системе в целом, государственная власть ослабляет свой авторитет, снижает степень общественного доверия.

      Актуальность  выбранной темы, состоит в том, что законодательный процесс  является одной из самых главных  государственных задач, состоящей  в повышении качества законотворчества как на федеральном, так и на региональном уровнях. Главное в законодательной деятельности – поиск и формулирование компромиссных решений, снижающих уровень общественных противоречий с одной стороны, а с другой – позволяющих органам исполнительной власти в рамках действующего законодательства принимать достаточно эффективные управленческие решения.

      Объектом  курсовой работы является — процесс  принятия законов в Российской Федерации.

      Предметом — основные стадии и процедуры  законопроектной деятельности и  их особенности в РФ.

      Целью данной работы является раскрытие следующих  вопросов: основные участники законодательного процесса, субъекты права законодательной инициативы, его основные функции и принципы. Более подробно остановимся на раскрытии стадий и процедур законопроектной деятельности. Также в работе будет отражено планирование законодательной инициативы, роль Президента и Правительства РФ в законодательном процессе.

      Курсовая  работа состоит из двух глав, введения, заключения, списка использованных источников и литературы и приложения.   

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Законодательный процесс в России: основные особенности

1.1. Федеральный законодательный процесс: понятие и структура 

      Существуют  различные определения понятия законодательного процесса и еще более многообразными выглядят варианты деления законодательного процесса на стадии. Приведем пример определения законодательного процесса и вариант его деления на стадии, предложенное В.Е. Чиркиным. «Законодательный процесс – это система действий в парламенте, завершающаяся принятием или отклонением закона. Он состоит из шести стадий: 1) законодательная инициатива; 2) подготовка законопроекта к рассмотрению в Думе; 3) обсуждение законопроекта в комитетах и других органах палаты и на пленарном заседании Думы; 4) принятие (или отклонение) закона Думой; 5) рассмотрение закона и одобрение (или неодобрение) Советом Федерации; 6) промульгация (подписание, санкционирование и обнародование закона Президентом РФ) или отклонение закона главой государства.»1 Если Совет Федерации не одобряет закон, возможны две дополнительные стадии: 1) создание и работа согласительной комиссии палат 2) повторное принятие закона Государственной Думой либо простым большинством (если Дума согласилась с предложениями Совета Федерации), либо 2/3 голосов (если не согласилась).

      Обязательному рассмотрению в Совете Федерации  подлежат принятые Государственной  Думой федеральные законы по вопросам:

      а) федерального бюджета;

      б) федеральных налогов и сборов;

      в) финансового, валютного, кредитного, таможенного  регулирования, денежной эмиссии;

      г) ратификации и денонсации международных  договоров Российской Федерации;

      д) статуса и защиты государственной  границы Российской Федерации;

      е) войны и мира.2

      Стадия  рассмотрения в Совете Федерации  может быть пропущена, если принятый Государственной Думой закон  не подлежит обязательному рассмотрению в нем или если в течение 14 дней Совет Федерации не приступил  к рассмотрению законопроекта.3

      Дополнительные две стадии возможны и при использовании Президентом РФ права вето: 1) принятие предложений Президента Думой и принятие закона в новой редакции; 2) преодоление вето 2/3 голосов (от общего числа) в каждой палате и обязательная промульгация закона Президентом РФ.

      Таким образом, в разных ситуациях число  и характер стадий законодательного процесса могут отличаться.

      Различают четыре вида законов РФ: федеральные, федеральные конституционные, федеральные  законы о ратификации международных  договоров и законы о поправках к Конституции РФ. Федеральные законы принимаются по широкому кругу вопросов, на содержание трех других видов законов указывает их название. Все перечисленные законы принимаются неодинаковым большинством голосов и каждому характерен свой законодательный процесс.

      «Закон  – нормативный акт общего действия, имеющий после Конституции высшую юридическую силу»4. Вместе с тем бывают так называемые «частные» законы, относящиеся к отдельным лицам или объектам. В практике Государственной Думы имели место законы частного характера так например, в 1999-2002 гг. принимались законы о конкретных участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции. Аналогичные законы принимались в 2003 г. За год Дума принимает приблизительно 250-300 законов, но большая их часть это поправки и дополнения к ранее принятым. Крупных законодательных актов в среднем в год принимается около 10-15.

      Как уже было сказано выше первой стадии предшествует предзаконодательный  процесс, охватывающий этап от появления идеи, предложения о необходимости разработки нового закона до поступления этого предложения в соответствующий орган и подготовки законопроекта. По общему правилу законопроекты разрабатываются теми, кто обладает правом законодательной инициативы.

      Законодательная инициатива – это конституционная  возможность вносить в Государственную  Думу проекты федеральных законов, конституционных и просто законов, а также проекты законов о  внесении изменений и дополнений в действующее законодательство, а равно о признании определенных законов недействующими, утратившими силу.

      Правом  законодательной инициативы обладают Президент РФ, Совет Федерации, члены  Совета Федерации, депутаты Государственной  Думы, законодательные (представительные) органы субъектов РФ. Это право принадлежит также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения. Перечисленные государственные органы, должностные лица, члены представительных органов именуются субъектами права законодательной инициативы. Определенные виды законопроектов, касающиеся финансов государства, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ. К ним относятся законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства и иные законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета.

      Законопроекты вносятся в Государственную Думу Федерального Собрания РФ.

      Подготовленный  к внесению в палату законопроект направляется субъектом права законодательной инициативы Председателю Государственной Думы. Регламент палаты предусматривает обязательную регистрацию законопроекта подразделениями ее аппарата. Законопроект считается внесенным в Государственную Думу со дня его регистрации в Управлении документационного обеспечения аппарата палаты, где заводится электронная регистрационная карта, в ней фиксируются сведения о законопроекте и сроках его поступления к палату, об этапах его прохождения в палате и т. д. Поступивший законопроект Председатель Государственной Думы направляет в соответствующий комитет по предметам его ведения для определения его соответствия требования ст. 104 Конституции РФ. В течение 14 дней комитет обязан рассмотреть законопроект и направить его в Совет Государственной Думы. Совет палаты назначает соответствующий комитет ответственным по законопроекту, а также принимает решение о включении этого законопроекта в примерную программу законопроектных работ палаты на очередную сессию или в календарь рассмотрения вопросов на очередной месяц.

      Обсуждение  законопроекта в Государственной  Думе проходит, как правило, в трех чтениях. Исключение составляет рассмотрение проекта закона о федеральном бюджете, которое проводится в четырех чтениях.

      Первое  чтение законопроекта представляет собой первоначальное рассмотрение законопроекта на планерном заседании нижней палаты (обсуждаются его основные положения, вопрос о необходимости принятия, концепция законопроекта, дается оценка соответствия основных положений законопроекта Конституции РФ). Обсуждение начинается с доклада инициатора законопроекта, затем следует содоклад представителя ответственного комитета. По результатам обсуждения Дума путем голосования может принять законопроект в первом чтении и продолжать работу над ним , может сразу принять его как закон, а может отвергнуть. В последнем случае законопроект дальнейшему рассмотрению не подлежит. Дума также может принять решение о проведении всенародного обсуждения закона, принятого в первом чтении.

      В период между первым и вторым чтениями в установленный срок (он не может быть менее 15 дней, а для законопроекта по предметам совместного ведения – не менее 30 дней), ответственный комитет вносит в проект поправки, составляет три таблицы поправок: рекомендуемых к принятию, к отклонению и поправки, по которым комитетом не принято решений. Правовое управление Аппарата Государственной Думы проводит правовую и лингвистическую экспертизу и готовит заключение. Материалы представляются в Совет Думы, который назначает дату второго чтения, а материалы рассылаются тому же кругу лиц, что и при первом чтении.

      Второе  чтение законопроекта предполагает обсуждение на планерном заседании  палаты поправок, поступивших от субъектов  права законодательной инициативы на законопроект, и голосование о принятии его за основу и в целом. Законопроект, принятый во втором чтении, направляется в ответственный комитет для устранения с участием правового управления внутренних противоречий, становления правильной взаимосвязи статей и редакционной правки. По окончании такой работы ответственный комитет направляет законопроект в совет палаты для включения в проект порядка работы палаты.

      Третье  чтение законопроектаэто заключительное обсуждение в Государственной Думе законопроекта без права внесения в него поправок и рассмотрения в целом. В случае если законопроект принят в третьем чтении, то дальнейшему рассмотрению он не подлежит, возможны лишь редакционные уточнения.

Информация о работе Законодательный процесс в субъектах РФ