Закон: понятие, признаки, виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 20:18, курсовая работа

Описание работы

Основной целью курсовой работы является исследование существующих в юриспруденции подходов к пониманию закона как источника права.
В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
дать определение понятию закон;
раскрыть основные признаки закона;
рассмотреть вопросы о правовом состоянии законов;
определить виды законов;
охарактеризовать действия законов во времени, в пространстве и по кругу лиц;
проанализировать проблемы реализации законов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПРАВОВОЕ СОСТОЯНИЕ ЗАКОНОВ 5
Понятия закона 5
Основные признаки закона 8
Вопросы о правовом состоянии законов 10
ГЛАВА II. ВИДЫ ЗАКОНОВ 13
ГЛАВА III. ДЕЙСТВИЕ ЗАКОНОВ ВО ВРЕМЕНИ, В ПРОСТРАНСТВЕ И ПО КРУГУ ЛИЦ 19
3.1. Действие законов во времени 19
3.2. Действие законов в пространстве 21
3.3. Действие законов по кругу лиц 22
ГЛАВА IV. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНОВ 25 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ по теории государства и права.docx

— 65.36 Кб (Скачать)
gn="justify">       Круг  лиц, на которых распространяет свое действие тот или иной нормативно-правовой акт, может определяться также по признаку пола, по возрасту (несовершеннолетние), по профессиональной принадлежности (например, военнослужащие), по состоянию здоровья (инвалиды) и др.10 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА IV. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНОВ.

       Верховенство  права (закона) в обществе как главный  принцип правового государства  предопределяет и прочие его принципы, в частности подчинение закону и  самого государства, и его органов, и должностных лиц. Верховенство закона как один из признаков правового  государства означает, что главные  общественные отношения в экономике, политике, социально-культурной сфере  регулируются законом не вообще юридически, а именно высшими юридическими документами  страны, принятыми высшими органами. Далее, верховенство закона означает его всеобщность (т.е. распространение требований закона на всех субъектов правоотношений в равной степени), и полный объем действия закона в пространстве (на территории всей страны), во времени и по кругу лиц.

       Отступление от Конституции, пренебрежение к  закону создают удобную атмосферу  для различного рода злоупотреблений, произвола и преступлений. Растет организованная преступность. Целые  районы выходят из-под контроля законов. Правоохранительные органы не могут  противостоять этим явлениям, и сами оказываются пораженными деформационными  процессами. Вот почему формирование правового государства связано, прежде всего, с верховенством закона и режимом законности, а для  этого необходимо, чтобы закон, в  первую очередь конституция, имел значение непосредственно действующего права.

       Вообще, для правового государства необходимо, чтобы в самом законе были закреплены и конкретизированы юридические  принципы и основные права человека и гражданина. Здесь особая роль принадлежит конституции. В основном законе как раз и должны быть зафиксированы  принципы господства права и механизма  его осуществления для того, чтобы  избежать произвола и сохранить  правопорядок. Господство права должно быть не только в правотворчестве, но и в реализации права, т.е. в правоприменительной деятельности.

       Принцип исполнимости закона отражает необходимость  при подготовке законопроекта, принятии закона учитывать весь набор финансовых, кадровых, организационных, юридических  условий, наличие которых только и позволит закону или иному нормативно-правовому акту действовать, быть реализованным.

       Одним из важных юридических условий исполнимости закона является одновременная подготовка необходимых подзаконных актов, изменений и дополнений в другие законы. Поэтому с точки зрения исполнимости закона лучше всего  готовить и представлять сразу пакет  законопроектов и подзаконных актов, реализуя при этом объективное свойство права –системность.

       Другими условиями принципа исполнимости является финансовое обеспечение нормативно-правовых решений, подготовка соответствующих кадров, правовая пропаганда о том, почему нужен закон и т.п. Например, Конституция РФ устанавливает, что законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ.

       Именно  практическая реализация норм закона является сегодня наиболее значительной проблемой для Российской Федерации. Так, например, довольно распространено внесение изменений в законодательные  акты, еще не вступившие в силу. Подобные факты указывают на крайне неудовлетворительное состояние законодательной техники, что, в свою очередь, является серьезным  препятствием на пути реализации законодательных норм.

       С другой стороны, имеются существенные проблемы в реализации норм законодательных  актов, которые связаны не только с недооценкой комплексного механизма  действия закона, но и с отсутствием  достаточной материально-технической  базы для воплощения законодательных  предписаний, с неразвитостью организационных  механизмов для их реализации.

       Необходимо  также отметить такую важную проблему в реализации законов, носящую субъективный характер, как низкий уровень правосознания  граждан Российской Федерации. Решение данной проблемы возможно через внедрение программы правового воспитания граждан.

       В настоящее время выявление эффективности  закона субъектов РФ уже не может  ограничиваться только традиционной проверкой  его соответствия федеральному законодательству. Современное законодательство начинает принимать иные формы - это законы-программы, направленные на достижение четких, конкретных целей, что является критерием оценки эффективности воздействия закона на соответствующие общественные отношения. Поэтому необходимо законодательно определить единые критерии и правила  оценки эффективности законодательства субъекта РФ, а также создать информационную систему, отражающую судебную практику как применения законодательства субъектов РФ, так и проверки его качества.

       Многие  проблемы связанны с порядком опубликования  и вступления в силу законов. На практике не все субъекты Федерации одинаково  успешно выполняют функцию обнародования  принятых нормативных актов. Не во всех регионах выходят официальные издания (Чеченская Республика), в ряде субъектов (Калмыкия, Волгоградская область) отсутствуют  постоянные источники опубликования  типа бюллетеней и ведомостей, что  ограничивает доступ населения к законодательству.

       Единственным  подобным изданием здесь является газета, не гарантирующая публикации полных текстов вновь принятых нормативных  актов. Кроме того, газета в соответствии с законодательством данных регионов является источником официального опубликования  и для ведомственных актов. Такое  положение дел вряд ли оправданно. Необходимо, чтобы официальный источник опубликования издавался тиражом, достаточным для удовлетворения потребностей не только государственных  органов, но и населения, что не всегда учитывается.

       Сложившийся на практике порядок вступления законов  в силу в субъектах РФ не соответствует общему правилу, в соответствии с которым закон считается вступившим в силу по истечении установленного законом срока после дня его официального опубликования, если самим законом не установлено иное. Подавляющее большинство законов субъектов РФ содержат формулу «настоящий закон вступает в силу с момента его официального опубликования».

       Негативные  последствия такой практики очевидны. Граждане, равно как и должностные  лица, лишаются возможности внимательно  ознакомиться с новшествами в  правовом регулировании, уяснить их содержание и сообразовать в соответствии с ними свое поведение. Поэтому необходимо нормативно закрепить вступление акта в силу не сразу после его опубликования, а по истечении определенного срока.

       Существует  ряд проблем, касающихся качества оформления официальных публикаций. К наиболее типичным можно отнести следующие: нечетко пропечатываются или совсем отсутствуют реквизиты актов; издания выходят на бумаге низкого качества; к нормативным актам, которые утверждают положения, программы, порядки, не публикуются соответствующие положения; допускаются разночтения основных реквизитов (между утверждающими и утверждаемыми актами); допускаются разночтения в названии акта (между законом и нормативным актом, который его принимает; между разными источниками, публикующими закон; между заглавием закона и текстом документа; между указанием заглавия закона в содержании бюллетеня и в самом законе); допускаются разночтения в написании прописных и строчных букв, в первую очередь в названиях органов власти и видов нормативных актов.

       Для решения перечисленных проблем  необходимо усиление контроля со стороны  правотворческого органа (в целом  или его подразделения) или лица, ответственного за издание в официальном  источнике вновь принятого нормативного акта.11

       ЗАКЛЮЧЕНИЕ

       Цель  курсового исследования достигнута путём реализации поставленных задач.

       В результате проведённого исследования по теме «Закон: понятие, признаки, виды» можно сделать ряд выводов. Понятие закон раскрывается на протяжении нескольких тысячелетий в научной и практической деятельности. Закону посвящались, и посвящаются многие научные труды, известны классические и метафорические определения закона как в узком, так и широком смысле. Такая оценка закона в жизни общества породила и знаменитое утверждение: пусть торжествует закон (юстиция), если даже погибнет мир.

       Зaкoнoм называется акт, принимаемый в особом порядке высшим органом законодательной власти (парламентом) или народом и поэтому обладающий высшей юридической силой.

       В системе правовых ценностей высшей формой выражения, организации и  защиты свободы людей является закон. В законах государство устанавливает  общеобязательные правила поведения, которые должны максимально учитывать  объективные потребности общественного  развития на началах равенства и  справедливости. Именно поэтому закон  обладает высшей юридической силой. Все другие правовые акты должны соответствовать закону.

       Законы  регулируют наиболее важные, стержневые стороны общественной жизни. Подзаконные  акты, тем более ведомственные, при  необходимости могут лишь конкретизировать некоторые положения законов. Но они не совершенствуют и не изменяют законов.

       Закон обладает следующими признаками: принимается высшими органами государственной власти или в порядке референдума, ему присуща высшая юридическая сила и верховенство относительно других источников права, должен отражать волю и интересы общества в целом, издаются по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни, принимается, изменяется и дополняется в особом процедурном порядке.

       Закон, как нopмaтивнo-пpaвoвoй акт действует во времени, в пространстве и по кругу лиц на которых распространяются нормы данного акта.

       Законы  многообразны, поэтому нуждаются  в классификации. Особый интерес  представляет деление законов в  зависимости от их значимости в системе  действующего законодательства. По этому  основанию различают законы конституционные  и текущие. К числу конституционных относятся:

  • Конституция;
  • законы, которые вносят изменения и дополнения в текст Конституции;
  • законы, необходимость издания которых предусмотрена самой Конституцией.

   Конституция в силу широты охвата ею самых разнообразных  сфер жизнедеятельности общества и  государства, а также в силу многих других причин выступает не только как сугубо юридический, но и как  политический и идеологический по своему характеру документ. Она обладает самой высокой юридической силой  по отношению ко всем без исключения формам (источникам) права и служит правовой основой для всей правотворческой  и правоприменительной деятельности в государстве. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Конституция Российской Федерации
  2. Федеральный закон «О порядке опубликования и вступлении в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального собрания»//Собрание законодательства РФ,1994.
  3. Материалы ежегодной конференции молодых учёных "Реализация законов - важнейшая проблема" 24 мая 2007г. - М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, 2007 - 120с.
  4. Шершеневич Г.Ф. Общая теория права.- М.Юрист, 1999. – С.381.
  5. Марченко М.Н. проблемы теории государства и права:учеб.-М.:ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.С.567.
  6. Теория государств аи права: курс лекций./Под ред. М.Н. Марченко.-М.: Зерцало,ТЕИС,2003.С 560.
  7. Марченко М.Н. проблемы теории государства и права:учеб.-М.:ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.С.567.
  8. Алексеев С.С. Общая теория права. Т.2.-М., Иза-во БЕК, 2001. С.456.
  9. Хропанюк В.Н.Теория государства и права. Учебник для высших учебных заведений/ Под ред. Профессора В.Г. Стрекозова - М.: Изд-во «Интерстиль», Омега-Л.2008.-С384.
  10. Общая теория права/Отв.ред. А.С. Приголкин. М., 1999.С.342.
  11. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права.-М.:Инфра-М,2000.С.276
  12. Клименко С.В., Чичерин А.Л., Основы государства и права-М.:Зерцало,2001.С.572.
  13. Теория государства и права: Учебник для ВУЗов. А.Ю.Ларин. - М.: Книжный мир.2005. с -355
  14. Общая теория государства и права: Учебник / под ред. В.В.Лазарева. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ,2000.С. с-675.

Информация о работе Закон: понятие, признаки, виды