Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 20:18, курсовая работа
Основной целью курсовой работы является исследование существующих в юриспруденции подходов к пониманию закона как источника права.
В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
дать определение понятию закон;
раскрыть основные признаки закона;
рассмотреть вопросы о правовом состоянии законов;
определить виды законов;
охарактеризовать действия законов во времени, в пространстве и по кругу лиц;
проанализировать проблемы реализации законов.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПРАВОВОЕ СОСТОЯНИЕ ЗАКОНОВ 5
Понятия закона 5
Основные признаки закона 8
Вопросы о правовом состоянии законов 10
ГЛАВА II. ВИДЫ ЗАКОНОВ 13
ГЛАВА III. ДЕЙСТВИЕ ЗАКОНОВ ВО ВРЕМЕНИ, В ПРОСТРАНСТВЕ И ПО КРУГУ ЛИЦ 19
3.1. Действие законов во времени 19
3.2. Действие законов в пространстве 21
3.3. Действие законов по кругу лиц 22
ГЛАВА IV. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНОВ 25 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31
К функциям правового состояния законов относятся следующие функции: наделительная, сигнализаторская, интегративная, динамическая.7
Суть наделительной функции правового состояния законов состоит в следующем. Становясь правовым, отдельное состояние приобретает дополнительные свойства, состоящие в появлении у него связей с государством посредством права. Состояние представляет собой набор характеристик носителя. Переход в разряд правовых состояний сопровождается появлением у последнего определенного количества новых юридических свойств. Например, лицо, утратившее работоспособность, имеет право на социальное пособие; невменяемый гражданин не может быть привлечен к юридической ответственности. Появление новых свойств обусловлено интересами государства, общества и самого носителя. Они могут проявляться в виде освобождения от некоторых обязанностей, получении дополнительных прав и т.п. Так, в соответствии с п. 3 ст. 1 Закона РФ от 20 мая 1993 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» на детей, которые в момент эвакуации (переселения) находились в состоянии внутриутробного развития распространяются все льготы, предусмотренные Законом РФ от 15 мая 1991 г. N 58-ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Сигнализаторская функция правового состояния законов заключается в том, что оно может выступать главнейшим показателем при оценке того или иного явления. Включая в себя различные характеристики носителя, правовое состояние как бы констатирует положение вещей, позволяет получить представление о благополучии либо отдельных проблемах в конкретной сфере общественной жизни. Данная информация оценивается законодателем, который решает, какие меры необходимо предпринять. Например, ухудшение состояния здоровья населения (Федеральный закон от 12 апреля 2010г. N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств») указывает на неблагополучие в социальной сфере. Здесь правовое состояние сигнализирует о неблагоприятной ситуации. Законодатель должен оценить ее и найти выход.
Интегративная функция правового состояния законов выражается в его способности объединять своих носителей в относительно самостоятельные группы. С помощью правового состояния оформляются определенные связи индивидов и коллективов с обществом, и тем самым обеспечивается их включенность в единую систему социальной организации. Так, отношения между человеком и государством фиксируются таким правовым состоянием, как гражданство. Его носители могут быть объединены в большую группу, называемую «граждане». Формирование групп способствует достижению различных целей. Например, изучение «состояния... находящихся под угрозой исчезновения видов диких животных и дикорастущих растений и грибов, обитающих (произрастающих) на территории РФ, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации» (постановление Правительства РФ от 19 февраля 1996 г. N 158 «О Красной Книге Российской Федерации») позволяет не только обособить их, закрепив в Красной Книге РФ, но и сосредоточить усилия государства именно на их охране.
Динамическая функция правового состояния законов заключается в создании условий, позволяющих проследить движение, изменение, развитие своего носителя. С течением времени его характеристики меняются. Законодательство устанавливает границы этих изменений, в рамках которых прослеживается динамика явления. Происходящие изменения интересуют, как правило, отдельных субъектов, а не государство. Например, для медиков крайне важно отслеживать срок беременности женщины, наблюдать за ее протеканием, так как от этого зависят специальные рекомендации, выплата пособий по беременности и родам, выдача больничных листов и т.п. Государство не вникает в медицинские подробности, а лишь создает должные, по его мнению, условия для носителя правового состояния и заинтересованных субъектов путем отражения в законодательстве конкретного состояния.8
Таким
образом, законом называется акт, принимаемый
в особом порядке высшим органом законодательной
власти (Парламентом) или народом и поэтому
обладающий высшей юридической силой.
Все остальные нормативные правовые акты
называются подзаконными и не должны противоречить
закону.
ГЛАВА II. ВИДЫ ЗАКОНОВ
Хотя законы схожи между собой по месту и роли в системе права, способу принятия, юридической силе, тем не менее, они значительно отличаются друг от друга. Что позволяет нам классифицировать их по определенным видам. Существует несколько критериев классификации законов.
В
зависимости от значимости содержащихся
в них норм в Российской Федерации
различают конституционные и
обыкновенные законы, или текущие. К
первым причисляют, прежде всего, сами
конституции и законы, благодаря
которым могут вноситься
Конституция
- «это основной закон государства (Республики
в составе федерации), основополагающий
учредительный политико-
Правом на внесение предложений о пересмотре и поправках положений Конституции РФ являются: президент РФ, Правительство РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Законодательные (представительные) органы субъектов РФ, группа численностью не менее 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы. Только если речь идет о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции будет поддержано 3/5 голосов от общего числа членов Федерального собрания (Совета Федерации и депутатов Государственной Думы), то Конституционное Собрание, в свою очередь, либо подтверждает неизменность Конституции, либо предлагает и разрабатывает проект новой Конституции, который принимается Конституционным Собранием 2/3 голосов или выносится на всенародное голосование. В последнем случае Конституция принимается, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании притом, что в нем участвовало более половины избирателей. Такой порядок пересмотра гл. 1, 2 и 9 Конституции РФ призван обеспечить стабильность конституционного строя и защиту прав и свобод граждан России.
Предложение о поправке к Конституции должно содержать либо текст новой статьи (части или пункта статьи) Конституции РФ, либо текст новой редакции статьи, либо положение об исключении статьи из Конституции РФ. Данное предложение вносится в государственную Думу. Рассмотрение Государственной Думой проекта закона о поправке к Конституции осуществляется в трех чтениях. За его принятие должно проголосовать не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы и 3/4 от всего числа членов Совета Федерации. После этого закон публикуется для всеобщего сведения и направляется Председателем Совета Федерации в законодательные органы субъектов Федерации для рассмотрения. Они обязаны рассмотреть закон о поправке к Конституции РФ в течение 1года со дня его принятия. После того как законодательные органы не менее чем 2/3 субъектов РФ одобрят данный закон, он направляется Президенту РФ для подписания и официального опубликования.
К числу конституционных законов причисляют, прежде всего, законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию, а также законы, необходимость издания которых предусмотрена конституцией. Вследствие этого для их принятия необходимо как минимум квалифицированное большинство голосов - не менее 2/3 от голосов депутатов парламента. Для конституционных законов определена более сложная процедура их прохождения и принятия в парламенте по сравнению с простыми законами. В статье 108 Конституции РФ сказано, что на принятый конституционный закон невозможно наложение вето Президента.
Обыкновенные законы - это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам жизни общества: политической, экономической, духовной, социальной, жизни общества. Как и все остальные законы, они обладают высшей юридической силой, но не могут противоречить Конституции и конституционным законам. Так обеспечивается целостность всей законодательной системы и последовательное проведение в ней базовых политических и правовых начал, которые сформулированы в Конституции и конституционных законах. Основная задача специального органа правосудия - Конституционного Суда - заключается в том, чтобы обеспечивать строгое соответствие Конституции Российской Федерации всех законов, и других нормативных - юридических актов и тем самым претворение в жизнь во всех актах конституционных начал законов.
Обыкновенные
законы делят на две основные группы:
кодификационные и текущие. К
кодификационным относятся
Россия является федеративным государством, поэтому существует деление законов на федеральные и законы субъектов Федерации. Федеральные законы функционируют на территории всей страны. Федеральный закон обладает большей юридической силой, чем субъект Федерации, и в случае их разногласия применяется федеральный закон. Федеральные законы регулируют вопросы статуса государственных органов, объединений граждан, категорий населения, демократических институтов. Например, Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации». Федеральные законы принимаются парламентом - Федеральным Собранием - и имеют силу на всей территории Российской Федерации. Законы субъектов Федерации (законы краев, республиканские законы, законы областей, автономных округов и областей) принимаются в соответствии с разделением компетенции областями, республиками и другими субъектами РФ и распространяются только на их территорию.
Еще одно деление закона - по отраслям права, оно имеет важное значение. В связи с этим следует разграничивать отраслевые законы. Наиболее значительную роль в законодательной системе (после конституционных законов) исполняют: процессуальные законы, брачно-семейные законы; административные законы, уголовные законы; законы о труде, земельные законы; гражданские законы; финансово-кредитные законы; природоохранительные законы, законы по социальному обеспечению. Наряду с отраслевыми, существуют еще и межотраслевые законы, в которых содержатся нормы сразу нескольких отраслей права (например, нормы гражданского права, законы о здравоохранении, в которых есть нормы административного и других отраслей права).