Закон: понятие, признаки, виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 20:18, курсовая работа

Описание работы

Основной целью курсовой работы является исследование существующих в юриспруденции подходов к пониманию закона как источника права.
В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
дать определение понятию закон;
раскрыть основные признаки закона;
рассмотреть вопросы о правовом состоянии законов;
определить виды законов;
охарактеризовать действия законов во времени, в пространстве и по кругу лиц;
проанализировать проблемы реализации законов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПРАВОВОЕ СОСТОЯНИЕ ЗАКОНОВ 5
Понятия закона 5
Основные признаки закона 8
Вопросы о правовом состоянии законов 10
ГЛАВА II. ВИДЫ ЗАКОНОВ 13
ГЛАВА III. ДЕЙСТВИЕ ЗАКОНОВ ВО ВРЕМЕНИ, В ПРОСТРАНСТВЕ И ПО КРУГУ ЛИЦ 19
3.1. Действие законов во времени 19
3.2. Действие законов в пространстве 21
3.3. Действие законов по кругу лиц 22
ГЛАВА IV. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНОВ 25 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ по теории государства и права.docx

— 65.36 Кб (Скачать)

       К функциям правового состояния законов  относятся следующие функции: наделительная, сигнализаторская, интегративная, динамическая.7

       Суть  наделительной функции правового состояния законов состоит в следующем. Становясь правовым, отдельное состояние приобретает дополнительные свойства, состоящие в появлении у него связей с государством посредством права. Состояние представляет собой набор характеристик носителя. Переход в разряд правовых состояний сопровождается появлением у последнего определенного количества новых юридических свойств. Например, лицо, утратившее работоспособность, имеет право на социальное пособие; невменяемый гражданин не может быть привлечен к юридической ответственности. Появление новых свойств обусловлено интересами государства, общества и самого носителя. Они могут проявляться в виде освобождения от некоторых обязанностей, получении дополнительных прав и т.п. Так, в соответствии с п. 3 ст. 1 Закона РФ от 20 мая 1993 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» на детей, которые в момент эвакуации (переселения) находились в состоянии внутриутробного развития распространяются все льготы, предусмотренные Законом РФ от 15 мая 1991 г. N 58-ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

       Сигнализаторская функция правового состояния законов заключается в том, что оно может выступать главнейшим показателем при оценке того или иного явления. Включая в себя различные характеристики носителя, правовое состояние как бы констатирует положение вещей, позволяет получить представление о благополучии либо отдельных проблемах в конкретной сфере общественной жизни. Данная информация оценивается законодателем, который решает, какие меры необходимо предпринять. Например, ухудшение состояния здоровья населения (Федеральный закон от 12 апреля 2010г. N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств») указывает на неблагополучие в социальной сфере. Здесь правовое состояние сигнализирует о неблагоприятной ситуации. Законодатель должен оценить ее и найти выход.

       Интегративная функция правового состояния  законов выражается в его способности  объединять своих носителей в  относительно самостоятельные группы. С помощью правового состояния  оформляются определенные связи  индивидов и коллективов с  обществом, и тем самым обеспечивается их включенность в единую систему социальной организации. Так, отношения между человеком и государством фиксируются таким правовым состоянием, как гражданство. Его носители могут быть объединены в большую группу, называемую «граждане». Формирование групп способствует достижению различных целей. Например, изучение «состояния... находящихся под угрозой исчезновения видов диких животных и дикорастущих растений и грибов, обитающих (произрастающих) на территории РФ, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации» (постановление Правительства РФ от 19 февраля 1996 г. N 158 «О Красной Книге Российской Федерации») позволяет не только обособить их, закрепив в Красной Книге РФ, но и сосредоточить усилия государства именно на их охране.

       Динамическая  функция правового состояния  законов заключается в создании условий, позволяющих проследить движение, изменение, развитие своего носителя. С течением времени его характеристики меняются. Законодательство устанавливает  границы этих изменений, в рамках которых прослеживается динамика явления. Происходящие изменения интересуют, как правило, отдельных субъектов, а не государство. Например, для медиков крайне важно отслеживать срок беременности женщины, наблюдать за ее протеканием, так как от этого зависят специальные рекомендации, выплата пособий по беременности и родам, выдача больничных листов и т.п. Государство не вникает в медицинские подробности, а лишь создает должные, по его мнению, условия для носителя правового состояния и заинтересованных субъектов путем отражения в законодательстве конкретного состояния.8

       Таким образом, законом называется акт, принимаемый в особом порядке высшим органом законодательной власти (Парламентом) или народом и поэтому обладающий высшей юридической силой. Все остальные нормативные правовые акты называются подзаконными и не должны противоречить закону. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       ГЛАВА II. ВИДЫ ЗАКОНОВ

       Хотя  законы схожи между собой по месту  и роли в системе права, способу  принятия, юридической силе, тем  не менее, они значительно отличаются друг от друга. Что позволяет нам  классифицировать их по определенным видам. Существует несколько критериев классификации законов.

       В зависимости от значимости содержащихся в них норм в Российской Федерации  различают конституционные и  обыкновенные законы, или текущие. К  первым причисляют, прежде всего, сами конституции и законы, благодаря  которым могут вноситься дополнения и изменения в содержание конституций, а также те законы, необходимость издания которых предусмотрены самой конституцией.

       Конституция - «это основной закон государства (Республики в составе федерации), основополагающий учредительный политико-правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и  гражданина, определяющий форму правления  и государственного устройства, учреждающий  федеральные органы государственной  власти. Конституция является юридической базой всего текущего законодательства.9 Центральное место Конституции РФ в правовой системе состоит в том, что она:

  • принимается народом или от имени народа (12 декабря 1993 г. было проведено всенародное голосование, в результате которого был одобрен проект новой Конституции);
  • имеет учредительный характер (в Конституции РФ воплощена учредительная власть народа, который является единственным источником власти и носителем суверенитета. Смысл учредительной власти состоит вправе утверждать основы общественного и государственного устройства);
  • обладает высшей юридической силой (об этом прямо сказано в ст. 15 Основного закона России. Кроме того, в ней подтверждается тот факт, что Конституция РФ применяется на всей территории Российской Федерации и имеет прямое действие. Все остальные законы и иные правовые акты, обладающие меньшей юридической силой, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции);
  • является основной для всех иных источников права (особенностью Конституции РФ, в отличие от иных нормативно-правовых актов, является ее распространенность на все сферы жизни общества - политическую, экономическую, социальную, духовную и др, в рамках которых она регулирует базовые, фундаментальные основы общественных отношений);
  • имеет прямое действие и всеохватывающий характер (это объясняется тем, что принципы и положения Конституции РФ играют наставляющую роль для всей системы законодательства и системы права. Конституция устанавливает и регулирует, какие основные акты принимают различные органы, их наименования, режим и процедуру принятия законов, их юридическую силу.)
  • отличается особым порядком охраны, принятия и пересмотра ее положений, а также специальной процедурой внесения поправок (в Конституции Российской Федерации задействована вся система органов государственной власти. «Конституционный Суд Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства» Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 07.06.2004) "О Конституционном Суде Российской Федерации" (одобрен СФ ФС РФ 12.07.1994). Он разбирает дела. Если есть противоречие в Конституции РФ законах и иных нормативных актов как федеральных органов государственной власти, так и органов власти субъектов Федерации. Признанные не соответствующие конституции, акты или их отдельные положения, теряют силу, а международный договор РФ не подлежит введению в действие и применению.);
  • Конституцию РФ отличает и специальный, усложненный порядок внесения поправок и пересмотра ее содержания (как явствует из Конституции РФ, она может быть подвергнута пересмотру, а также в нее могут быть внесены отдельные поправки. Пересмотру подлежат лишь положения 1, 2-й и 9-й глав Конституции России, но они не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием РФ. Внесение же поправок направлено на изменение гл. 3-8 Конституции РФ, что входит в компетенцию российского парламента).

   Правом на внесение предложений о пересмотре и поправках положений Конституции РФ являются: президент РФ, Правительство РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Законодательные (представительные) органы субъектов РФ, группа численностью не менее 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы. Только если речь идет о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции будет поддержано 3/5 голосов от общего числа членов Федерального собрания (Совета Федерации и депутатов Государственной Думы), то Конституционное Собрание, в свою очередь, либо подтверждает неизменность Конституции, либо предлагает и разрабатывает проект новой Конституции, который принимается Конституционным Собранием 2/3 голосов или выносится на всенародное голосование. В последнем случае Конституция принимается, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании притом, что в нем участвовало более половины избирателей. Такой порядок пересмотра гл. 1, 2 и 9 Конституции РФ призван обеспечить стабильность конституционного строя и защиту прав и свобод граждан России.

   Предложение о поправке к Конституции должно содержать либо текст новой статьи (части или пункта статьи) Конституции  РФ, либо текст новой редакции статьи, либо положение об исключении статьи из Конституции РФ. Данное предложение вносится в государственную Думу. Рассмотрение Государственной Думой проекта закона о поправке к Конституции осуществляется в трех чтениях. За его принятие должно проголосовать не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы и 3/4 от всего числа членов Совета Федерации. После этого закон публикуется для всеобщего сведения и направляется Председателем Совета Федерации в законодательные органы субъектов Федерации для рассмотрения. Они обязаны рассмотреть закон о поправке к Конституции РФ в течение 1года со дня его принятия. После того как законодательные органы не менее чем 2/3 субъектов РФ одобрят данный закон, он направляется Президенту РФ для подписания и официального опубликования.

   К числу конституционных законов  причисляют, прежде всего, законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию, а также законы, необходимость  издания которых предусмотрена  конституцией. Вследствие этого для  их принятия необходимо как минимум  квалифицированное большинство  голосов - не менее 2/3 от голосов депутатов парламента. Для конституционных законов определена более сложная процедура их прохождения и принятия в парламенте по сравнению с простыми законами. В статье 108 Конституции РФ сказано, что на принятый конституционный закон невозможно наложение вето Президента.

   Обыкновенные  законы - это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам жизни общества: политической, экономической, духовной, социальной, жизни общества. Как и все остальные законы, они обладают высшей юридической  силой, но не могут противоречить  Конституции и конституционным  законам. Так обеспечивается целостность  всей законодательной системы и  последовательное проведение в ней  базовых политических и правовых начал, которые сформулированы в  Конституции и конституционных  законах. Основная задача специального органа правосудия - Конституционного Суда - заключается в том, чтобы  обеспечивать строгое соответствие Конституции Российской Федерации  всех законов, и других нормативных - юридических актов и тем самым  претворение в жизнь во всех актах конституционных начал законов.

   Обыкновенные  законы делят на две основные группы: кодификационные и текущие. К  кодификационным относятся Основы (стержневые начала) законодательства РФ и кодексы. Основы - это федеральный  закон, который учреждает принципы и устанавливает общие положения  урегулирования сфер общественной жизни  или определенных отраслей права. Кодекс - законодательный акт, в котором совмещены на основании единых принципов нормы, достаточно детально регулирующие систематизированные нормы какой-либо отрасли, нескольких отраслей или части отрасли права. Структура кодекса часто отражает систему отрасли (например, Кодекс об административных правонарушениях, Уголовный кодекс, Гражданский процессуальный кодекс).

   Россия  является федеративным государством, поэтому существует деление законов  на федеральные и законы субъектов  Федерации. Федеральные законы функционируют  на территории всей страны. Федеральный  закон обладает большей юридической  силой, чем субъект Федерации, и  в случае их разногласия применяется  федеральный закон. Федеральные  законы регулируют вопросы статуса  государственных органов, объединений  граждан, категорий населения, демократических  институтов. Например, Федеральный  закон «О прокуратуре Российской Федерации». Федеральные законы принимаются парламентом - Федеральным Собранием - и имеют силу на всей территории Российской Федерации. Законы субъектов Федерации (законы краев, республиканские законы, законы областей, автономных округов и областей) принимаются в соответствии с разделением компетенции областями, республиками и другими субъектами РФ и распространяются только на их территорию.

   Еще одно деление закона - по отраслям права, оно имеет важное значение. В связи с этим следует разграничивать отраслевые законы. Наиболее значительную роль в законодательной системе (после конституционных законов) исполняют: процессуальные законы, брачно-семейные законы; административные законы, уголовные законы; законы о труде, земельные законы; гражданские законы; финансово-кредитные законы; природоохранительные законы, законы по социальному обеспечению. Наряду с отраслевыми, существуют еще и межотраслевые законы, в которых содержатся нормы сразу нескольких отраслей права (например, нормы гражданского права, законы о здравоохранении, в которых есть нормы административного и других отраслей права).

Информация о работе Закон: понятие, признаки, виды