Закон: понятие, признаки, виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 20:18, курсовая работа

Описание работы

Основной целью курсовой работы является исследование существующих в юриспруденции подходов к пониманию закона как источника права.
В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
дать определение понятию закон;
раскрыть основные признаки закона;
рассмотреть вопросы о правовом состоянии законов;
определить виды законов;
охарактеризовать действия законов во времени, в пространстве и по кругу лиц;
проанализировать проблемы реализации законов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПРАВОВОЕ СОСТОЯНИЕ ЗАКОНОВ 5
Понятия закона 5
Основные признаки закона 8
Вопросы о правовом состоянии законов 10
ГЛАВА II. ВИДЫ ЗАКОНОВ 13
ГЛАВА III. ДЕЙСТВИЕ ЗАКОНОВ ВО ВРЕМЕНИ, В ПРОСТРАНСТВЕ И ПО КРУГУ ЛИЦ 19
3.1. Действие законов во времени 19
3.2. Действие законов в пространстве 21
3.3. Действие законов по кругу лиц 22
ГЛАВА IV. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНОВ 25 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ по теории государства и права.docx

— 65.36 Кб (Скачать)

   Законы  как основные, главенствующие нормативно-правовые акты очень тесно связаны и  взаимодействуют с другими нормативно-правовыми актами.

   Например - законодательство России. Правительство  Российской Федерации издает постановления, которые влияют на законы и развитие в них содержащихся положений. Они  принимаются наиболее важным вопросам социального, хозяйственного и культурного  строительства. В случае противоречия постановлений и распоряжений Правительства  Конституции Российской Федерации, федеральным законам и Указам Президента они «могут быть отменены Президентом Российской Федерации» (ст.115 п.3Конституции РФ). В рамках действующей Конституции и федеральных законов издаются также Указы Президента Российской Федерации, содержащие в себе правила всеобщего характера. Вместе с распоряжениями Президента, имеющими индивидуальный характер, указы, согласно Конституции, «обязательны на всей территории Российской Федерации» (ст.90 п.2Конституции РФ). Они издаются по вопросам, отнесенным Конституцией к компетенции Президента РФ.

   Вместе  с перечисленными нормативно-правовыми  актами на основе действующих законов  издаются и другие аналогичные им по своему характеру акты. Это акты центральных органов исполнительной власти (государственных комитетов, ведомств, министерств) - на уровне Федерации. Республиканские законы, акты президентов (в президентских республиках), постановления  правительств республик, другие нормативные  акты республиканских органов исполнительной власти - это нормативно-правовые акты на уровне субъектов Федерации. К  этим же актам, издаваемых на уровне субъектов  Федерации, Конституцией Российской Федерации  причислены уставы краев и областей, устанавливающие правовой статус данных субъектов Федерации, а также  нормативные акты, издаваемые органами государственной власти городов  федерального значения (Москвы и Санкт-Петербурга), автономной области и автономных округов.

   ГЛАВА III. ДЕЙСТВИЕ ЗАКОНОВ ВО ВРЕМЕНИ, В ПРОСТРАНСТВЕ И ПО КРУГУ ЛИЦ.

   3.1. Действие законов  во времени

      Дeйcтвиe нормативного акта во времени начинается c момента его вступления в законную силу, а прекращается – с момента утраты им юридической силы. Согласно статье 2 Федерального закона «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» от 25 мая 1994 г., «датой принятия конституционного федерального закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания, а датой принятия текущих федеральных законов считается день принятия их Государственной Думой в окончательной редакции».

      Все федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после их подписания Президентом  РФ. Акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее 10 дней после их принятия. Федеральные законы и акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу. Источниками официального опубликования федеральных законов и актов палат Федерального Собрания считается первая публикация их полного текста в «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации».

      Пpeкpaщeниe действия закона, т.e. утрата им юридической силы, наступает при его oтмeнe; фaктичecкoй зaмeнe данного aктa другим, регулирующим тот же круг вопросов; при иcтeчeнии срока, на который был принят нормативный акт.

      Каким образом закон утрачивает юридическую  силу? Согласно сложившейся практики это происходит в результате следующих обстоятельств:

во-первых, в результате истечения срока действия закона или иного нормативно-правового акта, который заранее указывается в самом акте. Такого рода акты с указанием сроков действия издаются, например, при введении чрезвычайного положения на определенной территории и на определенный срок, при создании временных государственных органов, действующих в переходный период, и при других обстоятельствах;

во-вторых, в результате прямой отмены действующего нормативно-правового акта другим актом, изданным компетентным государственным органом;

в-третьих, в результате замены действующего нормативного акта другим актом, устанавливающим в данной области новые правила поведения. Юридическая сила данного акта утрачивается в момент введения в действие нового акта. Например, в связи с принятием новой Конституции России 1993 года, вступившей в силу «со дня официального ее опубликования по результатам всенародного голосования», а именно - 12 декабря 1993 года, одновременно, согласно законодательного установления, прекратилось «действие Конституции (Основного Закона) Российской Федерации - России, принятой 12 апреля 1978 года, с последующими изменениями и дополнениями».

      В связи с рассмотрением вопроса  о границах действия нормативных  актов во времени необходимо принимать  во внимание такое явление и понятие, как обратная сила закона. Под обратной силой закона понимается распространение  действия закона на все те случаи жизни  и общественные отношения, которые имели место до вступления его в силу.

         По общему правилу законы и другие нормативные акты обратной силы не имеют. В практическом плане это означает, что в случае возникновения, например, имущественного спора или совершения правонарушения применяется тот закон, который имел юридическую силу во время возникновения спора или совершения противоправного деяния, хотя на данный момент этот закон был отменен или изменен.

       Непризнание обратной силы закона способствует стабилизации общества и государства, усилению уверенности  каждого гражданина в надежности принадлежащих ему прав и свобод, укреплению законности и правопорядка. Исключением из общего правила являются только те случаи из практики применения уголовного закона, которые предусматривают смягчение ответственности за определенные деяния или же вообще ее устранение. В отдельных случаях обратная сила закона признается в области гражданского и семейного права. Однако об этом должно быть прямое указание в законе.

       Также в порядке исключения может быть применен еще один принцип действия нормативно-правового акта во времени - «переживание закона», когда закон, утративший юридическую силу, по специальному указанию нового закона может продолжать регулирование некоторых вопросов. 

       3.2. Действие законов  в пространстве

       По  общему правилу, в соответствии с  принципами государственного суверенитета и территориального верховенства, законы, издаваемые высшими органами власти того или иного государства, действуют  лишь на его территории. В пределах территории данного государства  они выступают как акты, обладающие высшей юридической силой и имеющие  беспрекословный приоритет перед  всеми другими нормативными актами, действующими на этой же государственной  территории. Под государственной  территорией при этом понимается часть земного шара, включающая в  себя сушу, недра, воздух и воду, которая  находится под суверенитетом  данного государства и на которую  государство распространяет свою власть.

       В зависимости от юридической силы и иных характеристик, нормативные  акты могут распространять свое действие как на территорию всего государства (федеральные зaкoны), так и на определенную его часть (акты субъекта федерации). На всю территорию государства распространяются, например, конституционные и обыкновенные законы. Так, согласно действующей Конституции России «Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации» (ст.4,п.2 Конституции РФ).

       В современных условиях широкого развития экономических, политических, торговых, финансовых и иных связей между государствами  особую значимость приобретает возможность  применения норм международного права к внутригосударственным отношениям. В связи с этим Конституция РФ, например, устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры России являются составной частью ее правовой системы. В случае «если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора» (ст.15,п.4 Конституции РФ). 

       3.3. Действие законов  по кругу лиц

       Дeйcтвиe нормативного акта по лицам производно от порядка его действия по территории и предмету. По общему правилу нормативный  акт действует в отношении всех лиц, находящихся на территории его действия и являющихся субъектом отношений на которые он распространяется.

       При этом государство, наделяя своих  граждан конституционными правами  и свободами, равно как и возлагая на них определенные конституционные  обязанности, должно принимать меры не только к тому, чтобы гарантировать  соблюдение данных конституционных  требований и положений в отношении  граждан внутри страны, но и оказывать  им защиту и покровительство за пределами  государства. Закон «О гражданстве  Российской Федерации», например, прямо  предписывает всем государственным  органам России, дипломатическим  представительствам и консульским  учреждениям всячески содействовать  тому, чтобы «гражданам Российской Федерации была обеспечена возможность  в полном объеме пользоваться всеми  правами», установленными законодательством  государства их пребывания, международными договорами Российской Федерации, международными обычаями. Им вменяется в обязанность  защищать права и законные интересы граждан, а «при необходимости принимать  меры для восстановления нарушенных прав граждан российской Федерации».

       Законодательство  России, равно как и других стран, приравнивает иностранных граждан  и лиц без гражданства в  отношении прав и обязанностей к российским гражданам.

       Согласно Конституции РФ, «иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации  правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации (ст.62,п.3 Конституции РФ).

       Однако  существуют и определенные особенности  действия нормативных актов по лицам. Инocтpaнныe граждане и лица без гражданства не могут быть субъектами определенных правоотношений (избирать и быть избранными в высшие представительные органы власти, быть государственными служащими и т. д.). На них не возлагаются определенные конституционные обязанности, такие, например, как обязанность несения воинской службы, которая является «долгом и обязанностью» лишь гражданина Российской Федерации (ст. 59, п. 1 Конституции РФ). Наконец, в отношении трудовой деятельности, социального обеспечения, пребывания иностранцев и лиц без гражданства на территории России, а также их административной и уголовной ответственности в законодательстве РФ установлен и осуществляется ряд специальных правил.

       Угoлoвныe зaкoны имеют персональное действие, то есть распространяются на граждан данного государства независимо от места их нахождения. Однако, послы и главы государств и правительств, находящиеся на территории России, наделяются дипломатическим иммунитетом, означающим, что в случае совершения ими правонарушения вопрос об их ответственности решается дипломатическим путем.

       Таким образом, Конституция РФ является фундаментом  системы права, главным системообразующим  фактором базой для кодификации  и систематизации законодательства. На основе Конституции РФ и конституций республик в ее составе осуществляется упорядочение всей системы законодательства, его расистка и освобождение от устаревших норм. Комплексное развитие всех отраслей законодательства на базе новой Конституции обеспечивает наилучшие условия для формирования демократического правового государства, упрочения режима законности и правопорядка.

       Нормальным, типичным принципом действия закона во времени является принцип немедленного действия, когда закон с момента  вступления его в силу действует  только «вперед»: ревизии сложившихся  до него юридических прав и обязанностей он не производит.

       В пространстве нормативно-правовые акты в зависимости от своего вида могут  действовать трояким образом: а) распространяться на всю территорию государства; б) действовать лишь на какой-то точно определенной части  страны; в) предназначаться для действия за пределами государства, хотя в  соответствии с принципами государственного суверенитета общее правило таково, что законы того или иного государства  действуют лишь на его территории.

Информация о работе Закон: понятие, признаки, виды