Японская и американская модели. сравнительная характеристика

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 21:19, курсовая работа

Описание работы

Управление персоналом является одной из важнейших функций менеджмента, так как человек был, и остается основной производительной, творческой силой, несмотря на все достижения в области механизации и автоматизации. В условиях современного сложного производства роль человека возрастает, и к его способностям, уровню знаний и квалификации предъявляются все более высокие требования.

Содержание

Введение 2
Американская модель управления 4
Японская модель управления 15
Сравнительный анализ американской и японской модели управления 27
Заключение 36
Список литературы 37

Работа содержит 1 файл

ТУ курсовая америк. и японская модель.docx

— 84.52 Кб (Скачать)

В японской фирме  цели чаще всего формулируются в самом общем виде и отражают главным образом стратегию компании на данном временном отрезке. Работа же сотрудников оценивается не за короткие, а за более длительные временные промежутки и, как правило, не на индивидуальной, а на групповой основе. Считается также, что, понимая стратегические цели компании, каждый из сотрудников должен сам для себя ставить оперативные цели, реализация которых обеспечит достижение наиболее важных стратегических установок. Высокий уровень самостоятельности, предоставляемый каждому работнику японской компании, реализуется не только за счет сознательности, «преданности» компании, воздействия «философии фирмы» и тому подобных «духовных ценностей», но и тем, что на каждого работника японской компании воздействует развитая и тщательно продуманная система стимулов, как материальных, так и моральных. Этому также способствует то, что каждый работник практически отождествляет себя со своей группой, находится на виду перед всеми членами этого микро коллектива, внутренняя деятельность которого при внешней сплоченности характеризуется высоким уровнем конкуренции, а система оценки индивидуального поведения ориентирована на обеспечение гармоничных действий группы. Важная роль при этом отводится управляющим среднего уровня, которые должны создать в руководимом подразделении и для каждого работника обстановку заинтересованности в повышении эффективности труда, обеспечить видимость совпадения индивидуальных целей работников и целей компании по увеличению прибыли. Для этого могут быть использованы и используются любые средства — от показной заботы и подарков ко дню рождения до реальной угрозы увольнения или перевода в менее благоприятные условия работы.

Повышенную эффективность  отдачи стимулирует также система оценки и продвижения работников. В условиях действия системы долгосрочного найма и медленного продвижения оценка деятельности каждого осуществляется не столько его непосредственным (линейным) начальником, сколько группой руководителей, с которыми данный работник взаимодействует в процессе своей производственной деятельности. Таким образом, осознавая перспективу продвижения только через достаточно длительный период времени, каждый сотрудник стремится проявить себя с самой лучшей стороны, так как в противном случае процесс продвижения может быть сильно замедлен, а работника подвергнут если не увольнению, то скрытой дискриминации.

В американских фирмах управляющий имеет больше полномочий организовать процесс управления, таким образом, как считает нужным. Он может по своему усмотрению концентрировать на себе или делегировать в рамках своей компетенции право принятия управленческих решений, так как он несет личную ответственность за достижение целей, поставленных перед его подразделением.

В Японии в условиях групповой ответственности за результаты управленческой деятельности управляющий  не может по своему усмотрению манипулировать процессом делегирования полномочий, а вынужден постоянно согласовывать действия и решения с членами группы,  в которую входят все заинтересованные лица. Отсюда основной задачей управляющего-японца является не сосредоточение в своих руках информации и ответственности, а наоборот, распределение этой ответственности между членами группы и стимулирование творческой отдачи каждого через создание соответствующей обстановки, обеспечивающей максимальную групповую отдачу. Обобщенный набор характерных черт японской и американской моделей управления можно представить следующей таблицей:

Американские  принципы Японские принципы
  1. Индивидуальный процесс принятия решений
 
  1. Индивидуальная ответственность
  2. Четкая формализованная структура управления
  3. Четкие формализованные - процедуры контроля
  4. Индивидуальный контроль со стороны руководства
  5. Быстрая оценка и продвижение
  6. Ориентация процесса отбора на профессиональные навыки и инициативу
 
  1. Стиль руководства, ориентированный на индивидуума
  2. Ориентация  управляющих на достижение индивидуальных результатов
  3. Целевые формальные рабочие отношения с подчиненными
  4. Продвижение, основанное на индивидуальных достижениях и результатах
  5. Специализированная профессиональная подготовка (подготовка узких специалистов)
 
  1. Тесная  связь размера оплаты с индивидуальными  результатами и производительностью
  2. Краткосрочная занятость
  1. Процесс принятия решений, основанный на принципе консенсуса
  2. Коллективная ответственность
  3. Гибкий неформальный подход к построению структуры управления
  4. Общие, неформальные процедуры контроля
 
  1. Групповые формы контроля
 
  1. Медленная оценка и продвижение
  2. Ориентация при отборе руководителей на способность осуществлять координацию и контроль
  3. Стиль руководства, ориентированный на группу
  4. Ориентация  управляющих на достижение гармонии в группе и групповые достижения
  5. Личные, неформальные отношения с подчиненными
  6. Продвижение, основанное на старшинстве и стаже работы
  7. Неспециализированная профессиональная подготовка (подготовка руководителей универсального типа)
  8. Определение размера оплаты в зависимости от других факторов (стаж работы, показатели работы группы и т. д.)
  9. Долгосрочная занятость

 

      В таблице дано сравнение японской и американской моделей менеджмента, позволяющее выделить достоинства и недостатки каждой из них. В последнее время американцы предпринимают много усилий, чтобы выяснить сущность японских методов управления и перенести положительный опыт Японии на свои предприятия. В 50—60-е гг. положение было обратным, японские фирмы перенимали американские принципы организации производства, технологию производства, подходы к формированию организационных структур и др. Как уже отмечалось выше, «кружки качества» и система поставок «точно вовремя» зародились в Америке, но не получили там широкого распространения. Однако они принесли хорошие результаты на японских фирмах. В то же время другое американское нововведение — американские методы управления «человеческими ресурсами» — не нашло применения в Японии.

 

Заключение

      В работе был проведен анализ различных  систем управления, в частности американской и особенно японской. Изучение передового опыта является очень существенной и актуальной задачей. Однако при  сравнительном анализе любых  систем управления необходимо иметь  ввиду, что чисто механическое применение той или иной системы управления еще не гарантирует высокой эффективности.

Эффективность производственной организации обусловлена  не столько использованием той или  иной системы управления, сколько  тем, как приспособлены ее элементы к производственно-рыночным условиям, в которых функционирует организация. Такой подход предполагает необходимость  анализа любой системы или  стиля управления в тесной привязке к конкретным внутри- и внешнеэкономическим  условиям, в которых действует  данная производственная организация.

      Изучение  эффективных приемов в управлении персоналом дает нам широкую возможность  их применения, при условии их адаптации  к специфическим условиям работы организации, способствуя тем самым  наиболее передовому и эффективному развитию системы менеджмента. 

 

Список  литературы

  1. Алиев Н.М. Модели управления в исторической ретроспективе. – М.: Вагруис, 2004. – 192 с.
  2. Бестужев –Лада И.В. Социальные аспекты моделей управления. – М.: Олимп, 2004. – 384 с.
  3. Борисова С.П. Теория управления. – М.: Дело, 2000. – 452 с.
  4. Бочарова В.Г. Педагогические аспекты в моделях управления. – М.: Вагриус, 2004 -  186 с.
  5. Вишняк А.И. Тарасенко В.И. Культура управления. – Киев: Рада, 2002 -353 с.
  6. Волков А.М. Педагогическая деятельность менеджера. – М: Олимп, 2003. – 362 с.
  7. Ерошенков И.Н. Деятельность менеджера в современных условия.- М.: Астрель, 2004.- 332 с.
  8. Зайцева О.А., Радугин А.А. Основы менеджмента. - М..: Центр, 2000.-432 с.
  9. Информационные  технологии управления.-М.:ЮНИТИ-ДАНА,2003.-439 с.
  10. Кичайкина С.А. Основные методы и подходы к управлению производственным процессом. – Воронеж: Либро, 2000. – 368 с.
  11. Короткова Л.В. Американские подходы к управлению производством. – СПб.: Северная Пальмира, 2001. – 468 с.
  12. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: Дело, 2000. – 704 с.
  13. Мизина Д.Ф. Управление предприятием: модели и подходы. – Ростов- на-Дону: Феникс, 2002. – 473 с.
  14. Насуха Н.А. Менеджмент: Учебное пособие. – М.: Просперити, 2004. – 221 с.
  15. Пацына Г.В. Основы управления. – М.: Вагриус, 2004. – 421 с.
  16. Разумова Е.Д. Модели управления производством. – М.: Олимп, 2003. – 419 с.
  17. Семенова И.И. История менеджмента: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 222 с.
  18. www. ref. ewreka. ru.

Информация о работе Японская и американская модели. сравнительная характеристика