Японская и американская модели. сравнительная характеристика

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 21:19, курсовая работа

Описание работы

Управление персоналом является одной из важнейших функций менеджмента, так как человек был, и остается основной производительной, творческой силой, несмотря на все достижения в области механизации и автоматизации. В условиях современного сложного производства роль человека возрастает, и к его способностям, уровню знаний и квалификации предъявляются все более высокие требования.

Содержание

Введение 2
Американская модель управления 4
Японская модель управления 15
Сравнительный анализ американской и японской модели управления 27
Заключение 36
Список литературы 37

Работа содержит 1 файл

ТУ курсовая америк. и японская модель.docx

— 84.52 Кб (Скачать)

Эти две системы, несмотря на организационное разделение, тесно связаны между собой, по существу представляя собой единый механизм массовой подготовки и переподготовки как высококвалифицированных специалистов (включая рабочих), так и профессиональных менеджеров в соответствии с потребностями  рыночной экономики.

Анализ показывает, что большинство крупных японских компаний предпочитает брать на себя практически все расходы по подготовке всех категорий работников от производственных рабочих до менеджеров. Эти программы, как правило, весьма насыщенны и  ориентированы преимущественно  на специфику работы данной фирмы.

Программы внутрифирменной  подготовки играют, пожалуй, центральную  роль в формировании технической  и управленческой прослойки японских компаний, воспитании квалифицированных  и в максимальной степени преданных  фирме работников, готовых, не жалея  сил, служить крупному капиталу в  лице «компании-семьи» и готовых  полностью подчинить свои текущие  интересы долгосрочным целям ее процветания.

Устойчивая ориентация японских фирм на внутренние системы  развития кадрового потенциала приводит к тому, что подготовка и переподготовка всех работников фирмы, включая управляющих  различных уровней, производится не эпизодически, а постоянно. Следует  также отметить, что вопросы подготовки кадров и управления персоналом рассматриваются  в качестве одной из важнейших  функций аппарата управления фирмой.

Существенным  элементом повышения квалификации управляющих в японских корпорациях  является так называемая ротация  персонала. Смысл ее заключается  в регулярной (один раз в несколько  лет) смене рядовыми и руководящими работниками своего места работы внутри фирмы (меняется не только должность, но и подразделение, в котором  служащий работает). Эта форма повышения  квалификации одновременно включает и  планирование карьеры управляющего. Ротации персонала уделяется  большое внимание, поскольку, по мнению японских специалистов, длительное пребывание работника на одной и той же должности вызывает потерю интереса к работе, снижение уровня ответственности  и исполнительской дисциплины.

 

Сравнительный анализ американской и японской модели управления

      Для более глубокого понимания сущности японского стиля управления представляется целесообразным рассмотреть главные  различия в самом подходе к  формированию системы управления производственной организацией и к осуществлению  управленческой деятельности в американской и японской школах менеджмента. Наиболее существенны различия в следующих  аспектах:

    • Кадровая политика

Кадровая политика в фирмах США обычно строится на более или менее одинаковых принципах  по следующим направлениям.

Американские  фирмы, использующие традиционные принципы отбора кадров при приеме на работу, основное внимание уделяют специализированным знаниям и профессиональным навыкам.

Общими критериями по подбору кадров являются: образование, практический опыт работы, психологическая  совместимость, умение работать в коллективе.

Руководящие кадры  в фирме назначаются.

В американских фирмах делается ориентация на узкую  специализацию менеджеров, так же как и инженеров и ученых. Американские специалисты, как правило, профессиональны  в узкой области знаний и поэтому  продвижение их по иерархии управления происходит только по вертикали, что  означает, что финансист будет  делать карьеру только в этой области. Это ограничивает возможности продвижения  по уровням управления, что обусловливает  текучесть управленческих кадров, их переход из одной фирмы в другую.

В американских фирмах при приеме на работу потенциальные  кандидаты проходят тестирование для  выявления профессиональной подготовки. Обычно каждая фирма разрабатывает  свои критерии отбора и порядок найма  работников. После приема на работу проводится процедура введения в  должность, когда работника знакомят с его обязанностями в соответствии с инструкциями, ограниченными его  узкой специализацией, и не знакомят с деятельностью фирмы в целом  и ее организационной культурой.

В японских фирмах придерживаются мнения, что руководитель должен быть специалистом, способным  работать на любом участке фирмы, а не по отдельным ее функциям. Поэтому при повышении квалификации руководитель отдела или подразделения выбирает для освоения новую сферу деятельности, в которой он раньше не работал.

Японские фирмы  в качестве критериев применяют: совмещение профессий, способность  работать в коллективе, понимание  значения своего труда для общего дела, умение решать производственные проблемы, увязывать решение различных  задач, писать грамотные записки  и умение чертить графики.

Обычно потенциальные  кандидаты проходят предварительную  проверку способности работать в  полуавтономных коллективах.

В большинстве  американских фирм прием на работу предполагает прохождение следующих  этапов: знакомство работника с описанием  предлагаемых рабочих функций, прав и ответственности, которые он будет  иметь. Если конкретная работа, на которую  принимается работник, не включена в годовой план, то необходимо ее обоснование, в соответствии с которым  предлагаемая должность должна быть квалифицирована отделом кадров с целью ее включения в существующую систему оплаты труда. Подбор кадров начинается после того, как предложения  по новой должности утверждены высшим руководством. Отдел кадров помогает руководителю подразделения, где объявлена  вакансия, подобрать кандидатуры  работников. Обычно он подготавливает короткий список кандидатов, которые  подходят по своей квалификации к  данной должности. В некоторых фирмах обязательным считается включение  в список кандидатов работников других подразделений своей фирмы. Набор  кандидатов со стороны осуществляется через рекламу, личные связи, профессиональные фирмы по найму, имеющие электронные  базы данных. Кандидаты, включенные в  список, обычно проходят через серию  интервью со своими будущими руководителями (на два-три уровня вверх), коллегами  и при необходимости с подчиненными. Результаты интервью обобщаются и дополняются  рекомендациями. Окончательный выбор  делает непосредственный руководитель.

В американских фирмах увольнение персонала, включая  менеджеров, всегда сопровождается длительной серией оценочных и воспитательных приемов, за исключением экстремальных  ситуаций (воровство, мошенничество, очевидное  нарушение порядка). Оценка работы каждого  работника проводится один или два  раза в год. Результаты проведенной  оценки обсуждаются работником и  его начальником и подписываются  обеими сторонами. Они содержат перечень недостатков в работе и путей  их ликвидации, а в случае необходимости предупреждение об увольнении или о том, что дальнейшее пребывание на должности зависит от улучшения работы.

Окончательное решение об увольнении работника  принимает руководитель на два-три  уровня выше непосредственного начальника. Если увольняемый является членом профсоюза, то причины увольнения обсуждаются  с представителями профсоюза  в соответствии с трудовым соглашением. Работник в любом случае может  обжаловать решение об увольнении на более высоком уровне руководства  или через суд. В некоторых  фирмах имеются комиссии по трудовым спорам, которые разбирают жалобы работников в связи с увольнением. В состав таких комиссий входят как  представители администрации, так  и рабочие.

В Японии существует своя специфика в управлении персоналом, о которой подробно говорилось в  первой главе. С учетом всего вышесказанного об особенностях управления персонала  в Японии можно выделить следующие  основные принципы японского типа управления:

  • переплетение интересов и сфер жизнедеятельности фирм и работников: высокая зависимость работника от своей фирмы, предоставление ему значительных специальных гарантий и благ в обмен на преданность фирме и готовность защищать ее интересы;
  • приоритет коллективного начала перед индивидуализмом, поощрение кооперации людей внутри фирмы, в рамках разного рода небольших групп, атмосфера равенства между работниками независимо от занимаемых постов;
    • Оплата и стимулирование труда

В США система  оплаты труда предусматривает следующее:

  • рабочие получают повременную оплату, что связано с высоким уровнем механизации труда, где выработка от рабочего практически не зависит;
  • минимальная оплата труда (как и почасовые ставки) регулируется законом;
  • при определении среднего уровня оплаты фирмы следят, чтобы она не была ниже, чем у других фирм в данном географическом районе;
  • абсолютные размеры заработка зависят от квалификации работника и стоимости проживания в данной местности;
  • повышение заработка обычно производится ежегодно для всех работников, чья работа оценивается положительно. Аттестация работников проводится ежегодно. Оценку работы делает руководитель на основе сведений, представляемых непосредственным начальником;
  • размеры заработков инженерно-технических работников и руководства не оглашаются. Они устанавливаются на основе индивидуального соглашения между администрацией и соответствующим работником;
  • премии выплачиваются обычно только высшему руководству фирмы. Поощрение осуществляется путем материального стимулирования и продвижения по ступеням иерархии. Продвижение по службе непосредственно связано с повышением квалификации через систему обучения.

В большинстве  американских фирм системы оплаты труда  отличаются негибкостью, не обладают достаточным  мотивационным эффектом и слабо  стимулируют повышение производительности труда.

Система оплаты труда в США построена таким  образом, что фиксированная зарплата может только расти и практически  никогда не уменьшается.

Основные виды дополнительной оплаты труда в США:

  • премии управленческому персоналу;
  • компенсационные выплаты при выходе в отставку;
  • специальные премии менеджерам вне зависимости от их успехов;
  • при неизменной величине базового оклада премии, зависящие от величины прибыли;
  • доплаты за повышение квалификации и стаж работы;
  • оплата без почасовых ставок;
  • продажа работникам акций компаний и др.

Премии руководства  фирмы зависят от того, как измеряются финансовые результаты деятельности фирмы. Обычно это достижение краткосрочных (квартальных или годовых) результатов, не учитывающих всех факторов, влияющих на эффективность деятельности компании.

Успех руководителя обычно оценивается с точки зрения финансовых результатов, а не результатов  производственной деятельности.

По некоторым  оценкам, в 30% американских корпораций, входящих в первую тысячу крупнейших фирм США, установлены специальные  привилегии в оплате труда работников высшего уровня управления.

Считается, что  высший управленческий персонал в США  имеет значительно более высокие  доходы, чем в других странах, по отношению к работникам. Если соотношение  между заработной платой президента и неквалифицированного рабочего в  США составляет 20:1 (в автомобильной  промышленности 36:1), то в Японии - 8:1.

Гибкие системы  оплаты труда основаны на участии  работников в прибылях фирмы или  в распределении доходов..

Система распределения  доходов предполагает создание определенного  механизма распределения дополнительных доходов, получаемых в результате роста  производительности труда в том  подразделении, где работник трудится. При этой системе премиальные  выплаты зависят от производительности труда, качества продукции, экономии материалов, удовлетворения требований потребителей, надежности работы.

Премиальные выплаты  получает каждый работник, но их уровень  зависит от результатов деятельности конкретного подразделения, в котором  он работает (завод, производственное отделение, цех). При такой системе  существует тесная взаимосвязь между  результатами работы и величиной  премии у каждого работника. Это  не просто новая система оплаты труда, а новый подход к повышению  эффективности работы каждого работника, повышению производительности труда, качества продукции и сокращению издержек производства.

Крупные американские фирмы, перешедшие на гибкую систему  оплаты, иногда используют одновременно обе системы: на уровне фирмы или  производственного отделения - систему  участия в прибылях; на уровне заводов, отделов – систему распределения  доходов.

Практика показывает, что использование гибких систем позволяет значительно повысить уровень оплаты труда при одновременном  увеличении производительности труда  и прибыльности производства. Это  новый подход к формированию системы  оплаты труда. Он включает также элементы морального стимулирования работников, в частности, за рационализаторскую деятельность, новые положения о  разделении ответственности, стабильности состава работников фирмы и текучести  кадров и др. Эти новые тенденции  приближают американский стиль управления с японским. 

    • Подготовка  и переподготовка кадров менеджеров в  США и Японии

В современных  условиях подготовке и переподготовке кадров менеджеров придается важное значение, как на официальном уровне, так и на уровне отдельных фирм.

Каждая компания практически имеет свою собственную  систему переподготовки. Новые сотрудники обязаны проходить переподготовку ежегодно, вследствие чего процесс  обучения идет непрерывно.

В 1985г. в США  было затрачено 60 млрд. долл. на все  формы обучения менеджменту, в том  числе 13 млрд. долл. на повышение квалификации менеджеров.

Японские фирмы  тратят на обучение в расчете на одного занятого в три- четыре раза больше, чем американские. В Японии непрерывное образование является частью процесса труда, на который каждый занятый тратит примерно 8 часов  в неделю, в том числе 4 часа за счет рабочего времени и 4 часа - за счет личного.

Основой японской системы профессионального обучения в фирмах является концепция «гибкого работника». Ее целью являются отбор  и подготовка работника не по одной, а по крайней мере по двум-трем специальностям, а затем повышение квалификации на протяжении всей жизни.

    • Контроль и оценка результативности действий работников.

По-разному в  американских и японских фирмах осуществляются контроль и оценка результативности действий работников. Так, западная школа управления предусматривает четкие критерии оценки, которые в большинстве случаев можно выразить количественно: перед каждым работником ставятся четкие цели, которые необходимо достигнуть к концу определенного периода.

Информация о работе Японская и американская модели. сравнительная характеристика