Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 21:19, курсовая работа
Управление персоналом является одной из важнейших функций менеджмента, так как человек был, и остается основной производительной, творческой силой, несмотря на все достижения в области механизации и автоматизации. В условиях современного сложного производства роль человека возрастает, и к его способностям, уровню знаний и квалификации предъявляются все более высокие требования.
Введение 2
Американская модель управления 4
Японская модель управления 15
Сравнительный анализ американской и японской модели управления 27
Заключение 36
Список литературы 37
Эти две системы,
несмотря на организационное разделение,
тесно связаны между собой, по
существу представляя собой единый
механизм массовой подготовки и переподготовки
как высококвалифицированных
Анализ показывает,
что большинство крупных
Программы внутрифирменной подготовки играют, пожалуй, центральную роль в формировании технической и управленческой прослойки японских компаний, воспитании квалифицированных и в максимальной степени преданных фирме работников, готовых, не жалея сил, служить крупному капиталу в лице «компании-семьи» и готовых полностью подчинить свои текущие интересы долгосрочным целям ее процветания.
Устойчивая ориентация японских фирм на внутренние системы развития кадрового потенциала приводит к тому, что подготовка и переподготовка всех работников фирмы, включая управляющих различных уровней, производится не эпизодически, а постоянно. Следует также отметить, что вопросы подготовки кадров и управления персоналом рассматриваются в качестве одной из важнейших функций аппарата управления фирмой.
Существенным
элементом повышения
Для
более глубокого понимания
Кадровая политика в фирмах США обычно строится на более или менее одинаковых принципах по следующим направлениям.
Американские фирмы, использующие традиционные принципы отбора кадров при приеме на работу, основное внимание уделяют специализированным знаниям и профессиональным навыкам.
Общими критериями по подбору кадров являются: образование, практический опыт работы, психологическая совместимость, умение работать в коллективе.
Руководящие кадры в фирме назначаются.
В американских фирмах делается ориентация на узкую специализацию менеджеров, так же как и инженеров и ученых. Американские специалисты, как правило, профессиональны в узкой области знаний и поэтому продвижение их по иерархии управления происходит только по вертикали, что означает, что финансист будет делать карьеру только в этой области. Это ограничивает возможности продвижения по уровням управления, что обусловливает текучесть управленческих кадров, их переход из одной фирмы в другую.
В американских
фирмах при приеме на работу потенциальные
кандидаты проходят тестирование для
выявления профессиональной подготовки.
Обычно каждая фирма разрабатывает
свои критерии отбора и порядок найма
работников. После приема на работу
проводится процедура введения в
должность, когда работника знакомят
с его обязанностями в
В японских фирмах придерживаются мнения, что руководитель должен быть специалистом, способным работать на любом участке фирмы, а не по отдельным ее функциям. Поэтому при повышении квалификации руководитель отдела или подразделения выбирает для освоения новую сферу деятельности, в которой он раньше не работал.
Японские фирмы в качестве критериев применяют: совмещение профессий, способность работать в коллективе, понимание значения своего труда для общего дела, умение решать производственные проблемы, увязывать решение различных задач, писать грамотные записки и умение чертить графики.
Обычно потенциальные кандидаты проходят предварительную проверку способности работать в полуавтономных коллективах.
В большинстве
американских фирм прием на работу
предполагает прохождение следующих
этапов: знакомство работника с описанием
предлагаемых рабочих функций, прав
и ответственности, которые он будет
иметь. Если конкретная работа, на которую
принимается работник, не включена
в годовой план, то необходимо ее
обоснование, в соответствии с которым
предлагаемая должность должна быть
квалифицирована отделом кадров
с целью ее включения в существующую
систему оплаты труда. Подбор кадров
начинается после того, как предложения
по новой должности утверждены высшим
руководством. Отдел кадров помогает
руководителю подразделения, где объявлена
вакансия, подобрать кандидатуры
работников. Обычно он подготавливает
короткий список кандидатов, которые
подходят по своей квалификации к
данной должности. В некоторых фирмах
обязательным считается включение
в список кандидатов работников других
подразделений своей фирмы. Набор
кандидатов со стороны осуществляется
через рекламу, личные связи, профессиональные
фирмы по найму, имеющие электронные
базы данных. Кандидаты, включенные в
список, обычно проходят через серию
интервью со своими будущими руководителями
(на два-три уровня вверх), коллегами
и при необходимости с
В американских
фирмах увольнение персонала, включая
менеджеров, всегда сопровождается длительной
серией оценочных и воспитательных
приемов, за исключением экстремальных
ситуаций (воровство, мошенничество, очевидное
нарушение порядка). Оценка работы каждого
работника проводится один или два
раза в год. Результаты проведенной
оценки обсуждаются работником и
его начальником и
Окончательное решение об увольнении работника принимает руководитель на два-три уровня выше непосредственного начальника. Если увольняемый является членом профсоюза, то причины увольнения обсуждаются с представителями профсоюза в соответствии с трудовым соглашением. Работник в любом случае может обжаловать решение об увольнении на более высоком уровне руководства или через суд. В некоторых фирмах имеются комиссии по трудовым спорам, которые разбирают жалобы работников в связи с увольнением. В состав таких комиссий входят как представители администрации, так и рабочие.
В Японии существует своя специфика в управлении персоналом, о которой подробно говорилось в первой главе. С учетом всего вышесказанного об особенностях управления персонала в Японии можно выделить следующие основные принципы японского типа управления:
В США система
оплаты труда предусматривает
В большинстве
американских фирм системы оплаты труда
отличаются негибкостью, не обладают достаточным
мотивационным эффектом и слабо
стимулируют повышение
Система оплаты труда в США построена таким образом, что фиксированная зарплата может только расти и практически никогда не уменьшается.
Основные виды дополнительной оплаты труда в США:
Премии руководства фирмы зависят от того, как измеряются финансовые результаты деятельности фирмы. Обычно это достижение краткосрочных (квартальных или годовых) результатов, не учитывающих всех факторов, влияющих на эффективность деятельности компании.
Успех руководителя обычно оценивается с точки зрения финансовых результатов, а не результатов производственной деятельности.
По некоторым оценкам, в 30% американских корпораций, входящих в первую тысячу крупнейших фирм США, установлены специальные привилегии в оплате труда работников высшего уровня управления.
Считается, что
высший управленческий персонал в США
имеет значительно более
Гибкие системы оплаты труда основаны на участии работников в прибылях фирмы или в распределении доходов..
Система распределения
доходов предполагает создание определенного
механизма распределения
Премиальные выплаты получает каждый работник, но их уровень зависит от результатов деятельности конкретного подразделения, в котором он работает (завод, производственное отделение, цех). При такой системе существует тесная взаимосвязь между результатами работы и величиной премии у каждого работника. Это не просто новая система оплаты труда, а новый подход к повышению эффективности работы каждого работника, повышению производительности труда, качества продукции и сокращению издержек производства.
Крупные американские
фирмы, перешедшие на гибкую систему
оплаты, иногда используют одновременно
обе системы: на уровне фирмы или
производственного отделения - систему
участия в прибылях; на уровне заводов,
отделов – систему
Практика показывает,
что использование гибких систем
позволяет значительно повысить
уровень оплаты труда при одновременном
увеличении производительности труда
и прибыльности производства. Это
новый подход к формированию системы
оплаты труда. Он включает также элементы
морального стимулирования работников,
в частности, за рационализаторскую
деятельность, новые положения о
разделении ответственности, стабильности
состава работников фирмы и текучести
кадров и др. Эти новые тенденции
приближают американский стиль управления
с японским.
В современных условиях подготовке и переподготовке кадров менеджеров придается важное значение, как на официальном уровне, так и на уровне отдельных фирм.
Каждая компания
практически имеет свою собственную
систему переподготовки. Новые сотрудники
обязаны проходить
В 1985г. в США было затрачено 60 млрд. долл. на все формы обучения менеджменту, в том числе 13 млрд. долл. на повышение квалификации менеджеров.
Японские фирмы
тратят на обучение в расчете на
одного занятого в три- четыре раза
больше, чем американские. В Японии
непрерывное образование
Основой японской
системы профессионального
По-разному в американских и японских фирмах осуществляются контроль и оценка результативности действий работников. Так, западная школа управления предусматривает четкие критерии оценки, которые в большинстве случаев можно выразить количественно: перед каждым работником ставятся четкие цели, которые необходимо достигнуть к концу определенного периода.
Информация о работе Японская и американская модели. сравнительная характеристика