Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 18:11, реферат
Понятие Восток в исторической науке используется не столько как географическое, сколько как историко-культурное, цивилизационное. Здесь впервые в истории развития человеческого общества сложились те социальные и политические институты, государство, право, мировые религии, которые и породили со времени возникновения античных государств (Древней Греции и Рима) в 1 тысячелетии до н.э. дихотомию Восток - Запад.
Взаимодействие государства
и религии в древневосточном обществе
Введение.
Древний Восток - это средняя часть великой цепи пустынь, прорезывающих весь Старый свет от Тихого океана до Атлантического и прерываемых только оазисами, сделавшимися жилищами первобытного человечества и колыбелями культуры.
Понятие Восток в исторической науке используется не столько как географическое, сколько как историко-культурное, цивилизационное. Здесь впервые в истории развития человеческого общества сложились те социальные и политические институты, государство, право, мировые религии, которые и породили со времени возникновения античных государств (Древней Греции и Рима) в 1 тысячелетии до н.э. дихотомию Восток - Запад.
Говоря об общих
элементах правовых систем стран
Древнего Востока, нельзя не видеть и
специфических черт их правовых принципов,
институтов и норм, связанных с
особенностями духовной культуры, религии,
той или иной системы ценностей.
Часть 1. Общие черты стран Древнего Востока.
Основным источником
права древневосточных
Вместе с государством в древневосточных обществах складывалось и право, которое в странах Древнего Востока имело ряд общих черт. В частности, оно открыто закрепляло социальное неравенство, что проявлялось прежде всего в приниженном положении рабов. Вне зависимости от того, мог ли раб иметь семью или владеть в интересах хозяина тем или иным имуществом, на Востоке он выступал в качестве вещи и таковой рассматривался действующим правом. Древневосточное законодательство закрепляло также сословное неравенство свободных. Оно в той или иной форме присутствовало во всех древневосточных правовых системах.
Общие традиционные
черты древневосточного права определялись
в значительной мере длительным существованием
в странах Древнего Востока таких
социальных форм, как община, большая
патриархальная семья. Во всех нормах
древневосточного брачно-семейного
и наследственного права
Часть 2. Специфические
черты некоторых
Общие закономерности развития древневосточных многоукладных обществ не могут перечеркнуть конкретных особенностей каждого из них, связанных как с доминирующим положением того или иного уклада и различными формами их взаимодействия, так и с особенностями их социальных и политических институтов, со специфическими чертами их культурно-цивилизационного развития, особенностями быта, миропонимания людей, их способов религиозной ориентации.
В Древнем Вавилоне, например, крупное царско-храмовое хозяйство сосуществовало с относительно обособленным общинно-частным хозяйством, основой которого был труд свободных общинников-крестьян, уплачивающих ренту-налог государству. В царско-храмовых хозяйствах использовался труд рабов и лиц, находящихся в той или иной степени зависимости, ряды которых пополнялись за счет свободных земледельцев, потерявших свой общинный участок. Наличие сильного царско-храмового хозяйства с относительно развитым ремеслом, широко ведущего торговые операции с помощью купцов-тамкаров, ослабляло налоговую эксплуатацию общинников-крестьян.
В Древнем Египте общинно-частный сектор еще во II тысячелетии до н.э. был поглощен основанным на рабской и полурабской эксплуатации царско-храмовым хозяйством. В этой стране "поголовного рабства", в условиях насилия административно-командного царского аппарата, с его гипертрофированными контрольно-регулирующими функциями, не было создано условий даже для общих представлений о правоспособности, правовом статусе личности.
В Древнем Китае
рано сложилась система эксплуатации
управленческой знатью общинников-крестьян
путем взимания ренты-налога, вначале
в форме на общественных полях, а
затем путем присвоения правящей
верхушкой части урожая с крестьянского
надела. В древнем конфуцианском
Китае и религия, и право изначально
отвергали идею равенства людей,
исходили из признания различий между
членами китайского общества в зависимости
от пола, возраста, места в системе
родственных отношений и
В отличие от Китая,
где теология как таковая не играла
существенной роли (конфуцианство лишь
условно можно назвать
Заключение.
В древневосточных цивилизациях в религиозном массовом сознании существовало особое мистическое отношение к власти, царственности, правителю. Признание высшего, божественного авторитета, органически вытекающего из сущего миропорядка, а следовательно, и неограниченных деспотических полномочий правителя, было основополагающим элементом восточной духовной культуры, религиозной идеологии, определяющим в значительной мере различные стороны жизнедеятельности древневосточных обществ.
Право Древнего Востока неразрывно связано с религией и религиозной моралью. Правовая норма здесь, за редким исключением, имела религиозное обоснование. Правонарушение - это одновременное нарушение нормы религии и морали.
Информация о работе Взаимодействие государства и религии в древневосточном обществе