Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 15:06, реферат
Развитие общества по пути демократии неизбежно приводит к изменению характера отношений между обществом и государством. Стержнем развития государства становится ориентация на демократическое устройство общества и эффективное управление. Государство и общество сегодня не могут строить демократию друг без друга. Институты гражданского общества, институты представительства, политические партии, пресса, общественные объединения не могут быть исключены из демократического процесса. Современное демократическое государство вырабатывает и реализует свою политику только с привлечением институтов гражданского общества.
Введение.
1. Представительство интересов в государственном управлении. Формы и виды представительства.
2. Взаимодействие государственных и общественных интересов в управлении.
3. Связь с общественностью и информация.
4. Формы взаимодействия государственных органов с НПО.
Заключение.
Список литературы.
Академия государственного управления
при Президенте Республики Казахстан
Институт Управления
кафедра «Государственное и местное управление»
Дисциплина:
«Государство и государственное управление»
Реферат:
«Взаимодействие государства и общества в процессе государственного управления»
Астана – 2012
Содержание
Введение
Для граждан гораздо полезнее, когда процветает все государство в целом, а не когда отдельные лица преуспевают, целое же разрушается.
Фукидид.
Развитие
общества по пути демократии неизбежно
приводит к изменению характера
отношений между обществом и
государством. Стержнем развития государства
становится ориентация на демократическое
устройство общества и эффективное
управление. Государство и общество
сегодня не могут строить демократию
друг без друга. Институты гражданского
общества, институты представительства,
политические партии, пресса, общественные
объединения не могут быть исключены
из демократического процесса. Современное
демократическое государство
Поэтому государственную политику в современных демократических государствах называют общественной политикой, или политикой публичной. Область этих отношений называют публичной сферой, ибо она охватывает интересы общества в целом.
Главной
проблемой демократического государства
является проблема гармонизации интересов
государства и человека. Ведущим
субъектом этого процесса является
государство, именно ему принадлежит
главная роль в этом процессе, оно
проводит политику, которая способствует
достижению данной цели. Любая диспропорция
или трудность в развитии общества
становится политической проблемой, если
ее решение затрагивает интересы
многих людей и зависит от волевого
решения власти. Экономические проблемы,
школьная реформа, налоги, охрана памятников
— все эти проблемы являются,
в том числе, проблемами политическими,
ибо требуют вмешательства
В современных условиях в этих целях действует не только государство, на поле социальной деятельности вышли другие «игроки» — негосударственные субъекты, выражающие интересы тех или иных групп общества. В современных условиях проблема их взаимоотношений с государством является чрезвычайно важной. Их взаимодействие оказывает непосредственное влияние на функционирование всего общественного организма. Участие негосударственных субъектов в публичной политике сказывается на развитии многих ее сфер, например, здравоохранения, образования, социального обеспечения.
В обществе существует множество разнообразных интересов: экономических, социальных, идеологических, культурных, этнических, экологических, территориальных, отраслевых, религиозных, частных, коллективных, личных и т.д.
Из всего многообразия мотивов, влияющих на общественные поступки людей, выделяются интересы, формирующие логику субъектов государственного управления. Поэтому одним из важнейших институтов государственного управления, которое всегда связано с обществом и отражает его запросы, является система представительства интересов.
С ее помощью:
– происходит коррекция государственных решений, учитывающих интересы тех, кого они затрагивают;
– обеспечивается баланс интересов, имеющихся в обществе;
– происходит согласование и разрешение социальных противоречий, возникающих в результате столкновения всевозможных интересов различных групп людей.
Во взаимодействии государства и общества можно выделить следующие виды социальных интересов по их масштабности:
• общественные;
• государственные;
• региональные;
• национальные;
• профессиональные;
• корпоративные;
• частные (индивидуальные).
Основными объектами воздействия
института представительства
Этим общество оберегает государственную власть от стагнации и дает ей возможность исправлять свои решения законным образом, не прибегая к насилию.
При определении субъектов
представительства в
Государственное управление исходит из права и опирается на собственность. С этой точки зрения гражданин является субъектом государственного управления, имеющим в нем свои политические, экономические и прочие интересы, отстаивать которые ему приходится в политико-правовых формах.
Свои интересы гражданин может отстаивать в любых законных формах непосредственной и представительной демократии. Следовательно, участвуя в управленческих процессах, граждане являются не просто отдельными индивидами со свойственными им разнообразными намерениями и чертами характера, а выступают носителями институционально оформленных ролей.
Субъектом государственного
управления может выступать как
отдельный человек, так и общности
людей, такие как властно-политическая
элита и бюрократия, непосредственно
представляющие в управленческих отношениях
различные группы и организации.
Их социальный статус, различия ролей
и соответствующих интересов
связаны с занимаемым ими положением
в системе политических институтов
и отношений, которое определяет
способы и степень их влияния
на позицию государственных
В процессе осуществления государственного управления происходит реализация интересов прежде всего тех сил, которые: а) принимают решения; б) влияют на них; в) выполняют их.
Система социального представительства
в процессе государственного управления
выполняет две важнейшие
– посредничество между государством и гражданами (членами общества), выражая и защищая их конкретные интересы;
– коррекцию государственных решений, причем как на этапе их подготовки, так и при назревшей необходимости последующих изменений.
Система представительства интересов в государственном управлении включает две взаимосвязанные, но относительно самостоятельные подсистемы.
Первая – политическое представительство, оформленное через прямое и опосредствованное участие населения в органах государственной власти, политическое лидерство и т.п.
Вторая – функциональное представительство – разветвленные связи, прямо не опосредствованные политическими выборами, между государством и группами интересов.
Согласно своим реальным
или мнимым интересам граждане и
их организации (экономические ассоциации,
профсоюзы, общественные объединения
и другие структуры) используют различные
каналы для выражения своих
Основные способы представительства интересов: законодательный, партийный, региональный, корпоративный, лоббистский.
Потребности и интересы общественной
системы сочетаются в государственном
управлении посредством двух основных
каналов: политического
Система
политического
Лоббизм (от англ. lobby - кулуары) определяют как деятельность отдельных физических лиц или группировок в отношении органов государственной власти с целью оказания влияния от имени и в интересах конкретного клиента на разработку, принятие и осуществление указанными органами законодательных актов и административных решений. Выделяют три основных формы лоббизма: «прямой», «косвенный» и «внутренний». Прямой лоббизм - целенаправленная работа с представителями соответствующего государственного органа с целью добиться принятия решения, отвечающего конкретным интересам. Косвенный лоббизм - организация кампаний с целью оказания давления, которые проходят в основном за пределами государственных органов, в поддержку того или иного решения, но часто без указания конкретного адресата. Внутренний лоббизм - деятельность какой-либо группировки внутри соответствующего органа с целью добиться различными путями принятия определенного решения.
Лоббистскими структурами может применяться достаточно широкий набор методов воздействия на органы государственной власти, в частности, предоставление информации, документов и проектов решений по вопросам повестки дня, участие в обсуждении комитетами и комиссиями парламента, органами исполнительной власти лоббируемых вопросов, устные и письменные контакты с депутатами и должностными лицами, экспертиза проекта закона и иных нормативных актов и решений органов государственной власти с предоставлением последним результатов экспертизы. Одним из легальных методов лоббистской деятельности является создание в крупных корпорациях специальных отделов по связям с органами государственной власти – так называемые, GR-отделы (от англ. Government relations), которые специализируются на взаимодействии с представителями государства. Другим методом продвижения интересов может быть создания межорганизационных объединений, бизнес сообществ, ассоциаций и т.д.
Лоббистская
деятельность представляет целый ряд
потенциальных угроз, основная часть
которых связана с искажением
представительства общественных интересов
(представительство интересов
2. Взаимодействие государственных и общественных интересов в управлении
Интерес – это активная направленность человека на различные объекты, освоение которых оценивается им как благо.
Известно, что общество – это сложный социальный организм, состоящий из совокупности отношений взаимодействующих субъектов, которые имеют свои интересы, могущие не совпадать друг с другом.
Совпадение целей и интересов не может быть достигнуто само собой, автоматически, только лишь в силу природы общественных отношений.
Долгое
время в отечественной науке
известный приоритет
Между тем
не только ущемление «личного» ради
произвольно трактуемой с государственно-
Информация о работе Взаимодействие государства и общества в процессе государственного управления