Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 16:00, реферат
Полноценное существование государства, а ровно и общества в нем не возможно без отлаженной и четко функционирующей правовой системы. Правовая система – это совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения, а также элементов, характеризующих, уровень правового развития той или иной страны.
Введение
Изучение процесса происхождения государства и права имеет не только чисто познавательный, академический, но и политико-практический характер. Оно позволяет глубже понять социальную природу государства и права, их особенности и черты, дает возможность проанализировать причины и условия их возникновения и развития. Позволяет четче определить все свойственные им функции — основные направления их деятельности, точнее установить их место и роль в жизни общества и политической системы. Современная действительность не обособлена от прошлого и будущего. Настоящее, воплощая в себе разносторонние, сложные, подчас противоречивые тенденции прошлого, отрицает отжившее, наделяет перспективное иным качеством, порождает тем самым новые тенденции и явления, закладывающие предпосылки будущего. Соответственно, чтобы понять современное государство и право нужно знать, как они возникли, какие основные этапы прошли в своем развитии, какие причины влияли на их образование, становление, развитие, изменение их формы и содержания.
За время существования
Полноценное существование государства, а ровно и общества в нем не возможно без отлаженной и четко функционирующей правовой системы. Правовая система – это совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения, а также элементов, характеризующих, уровень правового развития той или иной страны.
1. Вопрос о происхождении государства интересовал не одно поколение людей. Были созданы десятки самых различных теорий, высказаны сотни самых различных предположений. Вместе с тем споры о природе государства продолжаются и по сей день. К числу последних относятся:
- теологическую (божественную),
- патриархальную,
- договорную,
- насилия,
- психологическую,
- расовую,
- органическую,
- материалистическую (классовую)
- психоаналитическую
- юридическую
- государство Гегеля теории.
1.1 Теологическая (божественная)
Представители: Фома Аквинский
Государство от бога.
Теологическая теория была одной из
первых теорий происхождения государства
и права и объясняла их возникновение
божественной волей. Известно, что ещё
в древнем Египте и Вавилоне возникли
идеи божественного происхождения
государства и права. В силу особых
взглядов и воззрений части общества
духовенству удавалось
Суть теологической теории в том, что, по мнению ее авторов, государство возникло по воле Бога. Следовательно, государство, его институты, власть:
Теологическую теорию нельзя доказать, как нельзя и прямо опровергнуть: вопрос о ее истинности решается вместе с вопросом о существовании Бога, Высшего разума, т.е. это, в конечном счете, вопрос веры.
Достоинства данной теории:
- способствует укреплению
гражданского согласия в
- препятствует насилию,
революциям и гражданским
войнам, переделу власти и
Недостаток теории в том, что она основана на вере (в Бога), а не на проверенном научном знании, то есть ненаучна. Теологическую теорию нельзя доказать, как и нельзя прямо опровергнуть.
1.2 Патриархальная
Представители: Аристотель, Михайловский
Государство возникает непосредственно из разросшейся семьи, где власть монарха – это власть отца над членами семьи.
Патриархальная теория также как и теологическая теория возникла в древности. Ее основателем был Аристотель (III в. до н. э.), однако подобные идеи высказывались и в сравнительно недавние времена (Фильмер, Михайловский и другие).
Суть патриархальной теории в том, что, по мнению ее авторов, государство возникает по модели семьи (то есть, государство - своеобразная "большая семья", состоящая из множества обычных семей). Государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи.
Следовательно, власть
правителя (короля) является
продолжением отцовской власти
в семье, Согласно
- монарх является отцом всего народа;
- благосостояние общества невозможно без королевской (отцовской) заботы;
- король действует во благо подданных, охраняет и защищает их (как отец членов семьи);
- власть короля (отца) ничем не ограничена и незыблема;
- подданные обязаны чтить короля и подчиняться ему, как члены семьи отцу.
К достоинствам патриархальной теории можно отнести то, что она:
* способствует сплочению общества; уважению, почитанию государственной власти;
* культивирует дух родства, братства, взаимосвязанности членов общества (как членов семьи).
Недостатком теории является прямое отождествление государства и семьи, власти монарха и отца. Этому противоречат следующие факты:
1.3 Договорная (естественно-правовая)
Представители: Гоббс, Джон Локк, Дидро, Руссо, Радищев
Государству предшествует естественное
состояние людей, чтобы организовать
общество сделать его послушным
и управляемым, необходимо заключить
общий договор, чтобы исполнять
его. Данный общественный договор заключается
с избранным народом
Теория, выдвинутая данными авторами, получила также название естественно-правовой или естественного права. В большинство концепций входит идея «естественного права», т. е. наличия у каждого человека неотъемлемых, естественных прав, полученных от Бога или от Природы.
Суть естественно-правовой теории в том, что, по мнению ее авторов, в основе государства лежит так называемый "общественный договор", который состоит в следующем:
- первоначально люди находились
в догосударственном (
- каждый преследовал только
свои интересы и не считался
с интересами других, что приводило
к "войне всех против всех",
в результате которой
- чтобы этого не случилось, люди заключили "общественный договор", в силу которого каждый отказывался от части своих интересов ради взаимного выживания;
- в результате был создан
институт согласования
Теория общественного договора имела большое прогрессивное значение:
Существенным недостатком данной теории является ее идеалистичность:
- "общественный договор" - скорее
идеал, чем реальная
- ни
одно государство не возникло
на основе договора между
- сам
по себе общественный договор
между всеми членами общества
маловероятен в силу различия
интересов и слишком большого
числа жителей государства,
- общество
воспринимается одномерно, как
единое целое, в то время
как в реальной
1.4 Теория насилия
Представители: Дюринг, Каутский
Авторы делают
акцент на роли войн, необходимости
чужих и удержании своих
Причину происхождения и основу политической власти и государства они видели не в экономических отношениях, а в завоевании, насилии, порабощении одних племен другими. В отдельных случаях такие причины носили внешний характер (внешнее насилие), в другом, насилие зарождалось внутри самого общества (внутреннее насилие).
При внутреннем насилии – в обществе одна группа людей насильственно подчиняет себе остальную массу населения. При внешнем насилии государство было необходимо и возникло для управления покоренными племенами и территориями (завоевания, порабощения, колониальная политика).
Насилие выражалось, как правило, в присвоении материальных благ и средств производства сильным (вооруженным) меньшинством:
В пользу теории насилия говорит то, что оно (насилие) действительно является одним из основных факторов, на которых основывается государство. Например: сбор налогов; правоохранительная деятельность; комплектование вооруженных сил.
Недостатком теории насилия является то, что насилие было не единственным фактором, повлиявшим на возникновение государства.
1.5 Психологическая
Представители: Петрожитский.
Государство возникает как результат добросовестного подчинения людей, представители государственной власти исходя из особенностей человеческой психики, то есть, людям свойственно властвовать и подчиняться.
Суть данной теории состоит в утверждении психологической потребности человека жить в рамках организованного сообщества, а также в чувстве необходимости коллективного взаимодействия.
Достоинства психологической теории: отчасти она справедлива. Стремление к общению, доминированию, подчинению действительно свойственны человеческой психике и вполне могли оказать влияние на процессе образования государства.
Недостатки психологической теории: данная теория не учитывает другие факторы, благодаря которым возникло государство, - 'социальные, экономические, политические и др.
1.6 Расовая
Согласно этой теории, в мире существуют "высшие" расы, которые призваны господствовать, и "низшие", которым самой природой предназначено находиться в подчинении у "высших" рас. Появление государства, по логике сторонников этой теории, необходимо для обеспечения постоянного господства одних рас над другими. Наибольшее развитие и распространение расовая теория государства и права получила в конце XIX - первой половине XX в. Она легла в основу фашистской политики и идеологии.
Исторически расовая теория изжила себя и была полностью дискредитирована несколько десятилетий назад. Она не используется больше как официальная или даже полуофициальная идеология. Но как "научная" она имеет хождение в западных странах и в настоящее время.
1.7 Органическая
Представители: Спенсер
Государство формируется и существует по биологическим законам, как живой организм и социальная эволюция, это лишь часть общей эволюции.
В соответствии с органической теорией
человечество возникло как результат
эволюции животного мира - от низшего
к высшему. Дальнейшее развитие привело
к объединению людей в процессе
естественного отбора (борьба с соседями)
в единый организм - государство, в
котором правительство