Возникновение государства и права

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 13:27, реферат

Описание работы

Необходимым условием существования любого общества является регулирование отношений его членов. Социальное регулирование приходит в человеческое сообщество от далеких предков, а его развитие осуществляется вместе с развитием человеческого общества. При первобытнообщинном строе основным регулятором общественных отношений были обычаи.

Они закрепляли выработанные веками наиболее рациональные, полезные для общества варианты поведения в определенных ситуациях, передавались из поколения в поколение и отражали в равной степени интересы всех членов общества. Обычаи изменялись очень медленно, что вполне соответствовало темпам изменения самого общества, происходившим в тот период. В более позднее время появились тесно связанные с обычаями и отражавшие существовавшие в обществе представления о справедливости, добре и зле нормы общественной морали и религиозные догмы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ОБЩИННО-РОДОВОЙ СТРОЙ: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ

ОТНОШЕНИЯ, ВЛАСТЬ, СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ 5

2. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ

ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА 15

3. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРАВА. ЕГО ОТЛИЧИЕ ОТ СОЦИАЛЬНЫХ

НОРМ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА 20

4. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ТЕОРИЙ ПРОИСХОЖДЕНИЯ

ГОСУДАРСТВА И ПРАВА 27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 40

Работа содержит 1 файл

экономические отношения, власть, социа.doc

— 50.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ОБЩИННО-РОДОВОЙ  СТРОЙ: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ

 ОТНОШЕНИЯ,  ВЛАСТЬ, СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ 5

2. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ  ПРЕДПОСЫЛКИ

ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА 15

3. ВОЗНИКНОВЕНИЕ  ПРАВА. ЕГО ОТЛИЧИЕ ОТ СОЦИАЛЬНЫХ 

НОРМ  ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА 20

4. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ТЕОРИЙ ПРОИСХОЖДЕНИЯ

ГОСУДАРСТВА И ПРАВА 27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39

СПИСОК  ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 40 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

             Необходимым условием существования  любого общества является регулирование отношений его членов.   Социальное регулирование приходит в человеческое сообщество от далеких предков, а его развитие осуществляется вместе с развитием человеческого общества. При первобытнообщинном строе основным регулятором общественных отношений были обычаи.

       Они закрепляли выработанные веками наиболее рациональные, полезные для общества варианты поведения в определенных ситуациях, передавались из поколения в поколение и отражали в равной степени интересы всех членов общества. Обычаи изменялись очень медленно, что вполне соответствовало темпам изменения самого общества, происходившим в тот период. В более позднее время появились тесно связанные с обычаями и отражавшие существовавшие в обществе представления о справедливости, добре и зле нормы общественной морали и религиозные догмы.

         Все эти нормы постепенно сливаются,  чаще всего на основе религии,  в единый нормативный комплекс, в единство, обеспечивающее достаточно  полную регламентацию еще не очень сложных для того времени общественных отношений. Такими обычаями, одобренными моралью и освещенными религией, были и существовавшие в первобытном социуме нормы, определяющие порядок обобществления добытого членами сообщества продукта и его последующего перераспределения, которые всеми воспринимались как не только правильные и, безусловно, справедливые, но и как единственно возможные.

       В литературе существует точка зрения, согласно которой право возникает  еще до государства. Оно складывается там, где люди вступают в социальное общение, где развиваются товарообмен, собственность, владение. А вместе с государством рождается уже закон как цивилизованная и наиболее совершенная форма права1. Становление и развитие государства и права — единый процесс, исторически государство и право возникают одновременно в силу одних и тех же причин, а именно в результате разложения родового общества и перехода его в более высокое, цивилизованное состояние.

       На определенной, весьма ранней ступени развития общества возникает потребность охватить общим правилом повторяющиеся изо дня в день акты производства, распределения и обмена продуктов, позаботиться о том, чтобы отдельный индивид подчинился общим условиям производства и обмена. Это правило, вначале выражающееся в обычае, становится затем законом. Вместе с законом возникают и органы, которым поручается обеспечивать его соблюдение, — публичная власть, государство. Таким образом, право вырастает из обычаев и экономической необходимости. Как заметил Ф. Энгельс, «люди забывают о происхождении права из экономических условий, подобному тому, как они забыли о своем собственном происхождении из животного царства»2.

       Право возникло как реакция общества на объективную необходимость иметь  более жесткий и властный (императивный) регулятор социальных отношений, снабженный принудительной силой, ибо моральные и другие подобные нормы с этой задачей уже не справлялись.

       Цель  курсовой работы – рассмотреть этапы  возникновения  государства и  права.  Для этого необходимо решить  следующие задачи:  определить понятие  общинно-родового строя, экономические  отношения и социальные нормы,  господствовавшие в нем, выявить социально-экономические предпосылки возникновения государства, а также этапы возникновения права и  его отличие от социальных норм первобытного общества. 
 

СПИСОК  ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Аквинский Ф. Сумма теологии// Философская антропология Ч. I. - Йошкар-Ола, 1993.
  2. Алексеев С.С. Право: азбука – теория – философия / С.С. Алексеев – М.: Юристъ, 2005.
  3. Анисимов А.Ф. Духовная жизнь первобытного общества. М.-Л., 1966.
  4. Аржанов М.Л. Государство и право в их соотношении. М., 1980.
  5. Васильев Л.С. Становление политической администрации: от локальной группы охотников и собирателей к протогосударству — чифдом // Народы Азии и Африки. 1980. № 1. С. 175-179.
  6. Венгеров А.Б. Происхождение права / Общая теория права: Курс лекций. Н.Новгород, 1993.
  7. Гумплович Л. Общее учение о государстве. СПб., 1910.
  8. История политических и правовых учений. Домарксистский период/ Под ред. О.Э. Лейста. М., 1991.
  9. Каутский К. Материалистическое понимание истории. Т. 2. М., 1931.
  10. Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. СПб., 1894.
  11. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1986.
  12. Макаров О.В. Соотношение права и государства // Государство и право. 2005. № 5.
  13. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 18.
  14. Мэн Г.С. Древнее право. Его связь с древней историей общества и его отношение к новейшим идеям. СПб., 1873.
  15. Першиц А.И, Проблемы нормативной этнографии // Исследование по общей этнографии. М., 1979.
  16. Петражицкий Л. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. Т. 1. СПб., 1907.
  17. Спенсер Г. Основание социологии. СПб., 1908.
  18. Теория государства и права: Учебник / Под ред.В. К. Бабаева. – М., 2006.
  19. Трубецкой Е.Н. Лекции по энциклопедии права, М., 1917.
  20. Фрейд  З. Психология бессознательного: Сборник  произведений— М.: Просвещение, 1990.
  21. Шершеневич Г. Ф. Общая теория права/ Учебное пособие (по изданию 1910-1912 гг.). Т.1. М., 1995.
  22. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. М., 1978.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Общинно родовой строй: экономика  и социальная структура; власть и социальные нормы 

Государство существовало у народов не всегда, его образованию предшествовал  первобытно - общинный строй - древний  тип коллективного или кооперативного производства. Трудовые навыки только формировались, орудия труда были примитивными. Однако с момента естественного возникновения коллективности труд стал коллективным, т. е. совместным трудом всех членов общины, которая выступала экономической формой организации людей.  

Характер  собственности был общим, когда  все орудия труда, добытые с их помощью средства к существованию принадлежали всем. Поскольку орудия труда и средства к существованию использовались коллективно распределение продуктов труда было уравнительным. Такая коллективность, общность была своеобразным коммунизмом, но не как результат какого либо обобществления, а как естественное состояние первоначально возникшей коллективности.  

Формой  социальной организации в этот период был род, причем не только как объединение  людей, связанных узами родства, но и как общественная группа, сложившаяся для совместного ведения хозяйства. Первобытно - общинный строй последовательно проходит несколько этапов в своем развитии. Причем нужно отметить, что только на определенном этапе он стал перерастать в государственно-организованное общество.  

Период дикости, каменный век большинство народов пережило примерно 30 тыс. лет назад, когда осуществлялось присвоение готовых продуктов природы, добываемых с помощью примитивных орудий труда, а искусственно созданные человеком предметы служили главным образом вспомогательными орудиями такого присвоения. Общественным устройством этого периода было - стадная общность, первобытное стадо.  

Период  варварства подразделяется на две крупные  эпохи - бронзовый век и железный век. В первой из них возникает  домашнее животноводство, начинается возделывание сельскохозяйственных культур, усложняются орудия труда для выполнения различных операций. Накапливается опыт производственной деятельности  в виде специальных приемов трудовых операций в каждом конкретном деле. Предметы потребления стали результатом труда, такие как животное и его приплод, урожай злаковых культур. Изменились и производственные отношения - коллективное присвоение продуктов природы переросло в коллективное продуктов труда, а общее владение орудиями труда и продуктами потребления преобразовались в общинную собственность. Стала другой общественная организация - первобытное стадо преобразовалось в род как носитель и накопитель коллективного опыта труда, который постоянно совершенствуется. Роды объединялись в племена, а последние в союз племен. Возникла необходимость в управлении общественными делами, то есть потребность во власти, но государства еще не было в родовом устройстве общества. Хотя принудительная власть уже существовала, но она являлась неполитической, так не была связана с государством. В своем первоначальном виде родоплеменная организация есть власть, осуществляемая в интересах всего общества. Ее воплощением были общие собрания членов рода, племени, советы старейшин как первых среди равных, глава рода, вождь племени, по старшинству получившие право управлять родом, племенем в интересах всех сородичей и соплеменников. Власть первоначально не давала никаких материальных преимуществ, а покоилась только на авторитете. Впоследствии она стала видоизменяться и принимать новые, не свойственные ей изначально черты. Вероятно, что самоуправление первобытного общества осуществлялось не только на основе властвования, но и путем согласования воли и интересов, поведения его членов.  

В эпоху  железного века происходили наиболее значительные качественные изменения внутри родового строя, приведшие, в конечном счете, к ее разложению. 
 
 

Информация о работе Возникновение государства и права