Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 13:27, реферат
Необходимым условием существования любого общества является регулирование отношений его членов. Социальное регулирование приходит в человеческое сообщество от далеких предков, а его развитие осуществляется вместе с развитием человеческого общества. При первобытнообщинном строе основным регулятором общественных отношений были обычаи.
Они закрепляли выработанные веками наиболее рациональные, полезные для общества варианты поведения в определенных ситуациях, передавались из поколения в поколение и отражали в равной степени интересы всех членов общества. Обычаи изменялись очень медленно, что вполне соответствовало темпам изменения самого общества, происходившим в тот период. В более позднее время появились тесно связанные с обычаями и отражавшие существовавшие в обществе представления о справедливости, добре и зле нормы общественной морали и религиозные догмы.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩИННО-РОДОВОЙ СТРОЙ: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
ОТНОШЕНИЯ, ВЛАСТЬ, СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ 5
2. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ
ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА 15
3. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРАВА. ЕГО ОТЛИЧИЕ ОТ СОЦИАЛЬНЫХ
НОРМ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА 20
4. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ТЕОРИЙ ПРОИСХОЖДЕНИЯ
ГОСУДАРСТВА И ПРАВА 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 40
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩИННО-РОДОВОЙ СТРОЙ: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
ОТНОШЕНИЯ, ВЛАСТЬ, СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ 5
2. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ
ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА 15
3. ВОЗНИКНОВЕНИЕ
ПРАВА. ЕГО ОТЛИЧИЕ ОТ
НОРМ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА 20
4. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ТЕОРИЙ ПРОИСХОЖДЕНИЯ
ГОСУДАРСТВА И ПРАВА 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК
ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 40
ВВЕДЕНИЕ
Необходимым условием
Они закрепляли выработанные веками наиболее рациональные, полезные для общества варианты поведения в определенных ситуациях, передавались из поколения в поколение и отражали в равной степени интересы всех членов общества. Обычаи изменялись очень медленно, что вполне соответствовало темпам изменения самого общества, происходившим в тот период. В более позднее время появились тесно связанные с обычаями и отражавшие существовавшие в обществе представления о справедливости, добре и зле нормы общественной морали и религиозные догмы.
Все эти нормы постепенно
В литературе существует точка зрения, согласно которой право возникает еще до государства. Оно складывается там, где люди вступают в социальное общение, где развиваются товарообмен, собственность, владение. А вместе с государством рождается уже закон как цивилизованная и наиболее совершенная форма права1. Становление и развитие государства и права — единый процесс, исторически государство и право возникают одновременно в силу одних и тех же причин, а именно в результате разложения родового общества и перехода его в более высокое, цивилизованное состояние.
На определенной, весьма ранней ступени развития общества возникает потребность охватить общим правилом повторяющиеся изо дня в день акты производства, распределения и обмена продуктов, позаботиться о том, чтобы отдельный индивид подчинился общим условиям производства и обмена. Это правило, вначале выражающееся в обычае, становится затем законом. Вместе с законом возникают и органы, которым поручается обеспечивать его соблюдение, — публичная власть, государство. Таким образом, право вырастает из обычаев и экономической необходимости. Как заметил Ф. Энгельс, «люди забывают о происхождении права из экономических условий, подобному тому, как они забыли о своем собственном происхождении из животного царства»2.
Право
возникло как реакция общества на
объективную необходимость
Цель
курсовой работы – рассмотреть этапы
возникновения государства и
права. Для этого необходимо решить
следующие задачи: определить понятие
общинно-родового строя, экономические
отношения и социальные нормы,
господствовавшие в нем, выявить социально-экономические
предпосылки возникновения государства,
а также этапы возникновения права и
его отличие от социальных норм первобытного
общества.
СПИСОК
ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Общинно
родовой строй: экономика
и социальная структура;
власть и социальные
нормы
Государство
существовало у народов не всегда,
его образованию предшествовал
первобытно - общинный строй - древний
тип коллективного или
Характер
собственности был общим, когда
все орудия труда, добытые с их
помощью средства к существованию принадлежали
всем. Поскольку орудия труда и средства
к существованию использовались коллективно
распределение продуктов труда было уравнительным.
Такая коллективность, общность была своеобразным
коммунизмом, но не как результат какого
либо обобществления, а как естественное
состояние первоначально возникшей коллективности.
Формой
социальной организации в этот период
был род, причем не только как объединение
людей, связанных узами родства,
но и как общественная группа, сложившаяся
для совместного ведения хозяйства. Первобытно
- общинный строй последовательно проходит
несколько этапов в своем развитии. Причем
нужно отметить, что только на определенном
этапе он стал перерастать в государственно-организованное
общество.
Период
дикости, каменный век большинство народов
пережило примерно 30 тыс. лет назад, когда
осуществлялось присвоение готовых продуктов
природы, добываемых с помощью примитивных
орудий труда, а искусственно созданные
человеком предметы служили главным образом
вспомогательными орудиями такого присвоения.
Общественным устройством этого периода
было - стадная общность, первобытное стадо.
Период
варварства подразделяется на две крупные
эпохи - бронзовый век и железный
век. В первой из них возникает
домашнее животноводство, начинается
возделывание сельскохозяйственных культур,
усложняются орудия труда для выполнения
различных операций. Накапливается опыт
производственной деятельности в виде
специальных приемов трудовых операций
в каждом конкретном деле. Предметы потребления
стали результатом труда, такие как животное
и его приплод, урожай злаковых культур.
Изменились и производственные отношения
- коллективное присвоение продуктов природы
переросло в коллективное продуктов труда,
а общее владение орудиями труда и продуктами
потребления преобразовались в общинную
собственность. Стала другой общественная
организация - первобытное стадо преобразовалось
в род как носитель и накопитель коллективного
опыта труда, который постоянно совершенствуется.
Роды объединялись в племена, а последние
в союз племен. Возникла необходимость
в управлении общественными делами, то
есть потребность во власти, но государства
еще не было в родовом устройстве общества.
Хотя принудительная власть уже существовала,
но она являлась неполитической, так не
была связана с государством. В своем первоначальном
виде родоплеменная организация есть
власть, осуществляемая в интересах всего
общества. Ее воплощением были общие собрания
членов рода, племени, советы старейшин
как первых среди равных, глава рода, вождь
племени, по старшинству получившие право
управлять родом, племенем в интересах
всех сородичей и соплеменников. Власть
первоначально не давала никаких материальных
преимуществ, а покоилась только на авторитете.
Впоследствии она стала видоизменяться
и принимать новые, не свойственные ей
изначально черты. Вероятно, что самоуправление
первобытного общества осуществлялось
не только на основе властвования, но и
путем согласования воли и интересов,
поведения его членов.
В эпоху
железного века происходили наиболее
значительные качественные изменения
внутри родового строя, приведшие, в конечном
счете, к ее разложению.