Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 22:11, курсовая работа
Государство – это сложная политическая организация, с различными функциями, формами, принципами образования и т.д. Как не существует двух совершенно одинаковых людей, так не существует двух совершенно одинаковых государств. И в определении типа государства нам помогает такое понятие как форма государства. Понятие формы позволяет узнать, как устроено управление, кто правит, какова взаимосвязь между частями государства и целым государством, какие методы используются для осуществления власти. Более полное представление о форме конкретного государства дает анализ трех его составных частей – формы правления, государственного устройства и государственно-правового режима.
Введение………………………………………………………………………....с.3
Глава 1. Форма государственного устройства: понятие, виды и
значение …………………………………………………………………….…..с.6
Глава 2. Унитарное государство……………………………………………..с.10
2.1. Понятие и признаки………………………………………………….....с.10
2.2. Виды унитарных государств……………………………………………с.12
Глава 3. Федеративная форма государства…………………………………..с.14
Понятие, признаки, задачи и принципы образования федерации.…..с.14
Виды федераций………………………………………………………...с.18
Современные проблемы российского федерализма………………….с.20
Глава 4.Конфедеративная форма государственного устройства…………...с.27
Понятие, признаки и особенности конфедерации…………………....с.27
Межгосударственные и союзные образования……………………….с.31
Заключение…………………………………………………………………….с.36
К сожалению, объем работы не позволяет в полной мере рассмотреть все проблемы российского федерализма и, завершая данный вопрос, я хотела бы сказать о том, какие направления скорее будет включать реформирование федеративных отношений (а оно неизбежно):
1. Укрепление
целостности РФ как единого
федеративного государства,
2. Последовательная
реализация конституционного
3. Оптимальное разграничение
Конфедерация - форма государственного устройства, при которой госyдаpства, образующие конфедерацию, полностью сохраняют свою независимость, имеют собственные органы государственной власти и управления, они создают специальные объединенные органы для координации действий в определенных целях (военные, внешнеполитические). [12, c.368].
Как формы союза государств,
сохраняющих суверенитет в
США: С момента обретения независимости американские штаты образовали де-факто конфедеративное государство, в котором практически вся власть сохранялась за отдельными штатами. Конфедеративную форму устройства сохранили и первой общенациональной конституцией - Статьи Конфедерации. Статьи Конфедерации предусматривали орган представительной власти - Конгресс конфедерации, в котором каждый из штатов имел один голос. Конгрессу делегировались следующие полномочия: право объявлять войну, заключать договоры и вступать в союзы, формировать армию, чеканить монету, делать займы и т. д. Наиболее важные полномочия осуществлялись с согласия 9 из 13 штатов. От каждого штата в состав Конгресса конфедераций избирались от 2 до 7 делегатов (которые и составляли 1 голос). Статьи конфедерации не предусматривали учреждение исполнительной и судебной власти. Не принадлежали конфедерации и право взыскания налогов (Взносы на ее нужды определялись на основе стоимостной оценки и степени мелиоративной оснащенности земель штатов). Набор в армию осуществлялся отдельными штатами по квотам, "соразмерным с числом белого населения". Ущербность конфедеративной формы устройства проявилась уже в годы войны за независимость - Конгресс не мог содержать армию ввиду отказа штатов выплачивать взносы. Глубокий экономический кризис, развал финансовой системы и социальные потрясения - таким был фон, на котором разрабатывалась конституция США 1787 г., учредившая федеральную форму государственного устройства. [17, c.312].
Швейцария: Сходна была судьба и швейцарской конфедерации. Образованная на основе союзного договора, по которому кантоны Швейцарии сохраняли свою независимость, а также все права, не делегированные союзу. Кантоны имели свою монету, гражданство, заключали торговые договора с иностранными государствами, определяли формы внутреннего управления. Жители одного кантона не имели права селиться в другом кантоне, если между властями кантонов не было соглашений по этому поводу. Союзной власти были предоставлены в основном политические и военные вопросы. Парламент Швейцарии - Сейм конструировался не как орган представительства, а как собрание уполномоченных от кантональных правительств. Делегаты Сейма подчинялись только данным им инструкциям и принимали лишь предварительные решения. Правительство союза - Исполнительный совет был лишен властных полномочий и самостоятельной финансовой базы. Все эти вопросы решались кантонами. С 1829 г. в условиях углубившегося экономического кризиса в Швейцарии началось движение за формирование нового союза власти. Итогом стало учреждение союзного государства ставшее фактически федеративным. [10, c.191].
Опыт истории
1. Договорная
форма образования
2. Свобода выхода из
конфедерации (сецессии). В отличие
от федерации, где попытка
3. Конфедерация
не обладает суверенитетом,
4. Предметы ведения конфедерации
ограниченны перечнем
5. В конфедерации образуются
не все государственные органы,
а только те, которые необходимы
для осуществления задач,
6. В представительных
органах конфедерации делегаты
представляют не
7. Постоянно действующие
государственные органы
8. Субъектам конфедерации
принадлежит право
9. Бюджет
конфедерации формируется за
счет добровольных взносов
10. Субъекты конфедерации
имеют право устанавливать
11. Как
правило, в конфедерациях
12. Воинские
формирования комплектуются
13. В
конфедерации нет союзного
Конфедеративная форма
государственного устройства может
служить основой для
Существует мнение, что конфедерация может стать со временем весьма распространенным явлением. Алексеев С.С. пишет: "Не исключено, однако, что конфедерация (и даже конфедеративное государство) окажется в будущем конструктивной моделью государственного устройства, в особенности в условиях, когда распадаются государства имперского характера, имевшие внешние атрибуты федерации, такие, как СССР, Югославия". [16, c.228].
Межгосударственные
Распад в 1991 году СССР не выстроил каменных стен на границах бывших союзных республик. Объективные законы исторического развития оказались сильнее амбиций политиков. Россия с ее огромными материальными и людскими ресурсами стала центром экономической интеграции, желанным потребителем неконкурентоспособной на мировом рынке продукции стран «ближнего зарубежья». Политический авторитет России позволяет ей с большими или меньшим успехом осуществлять миротворческие операции в горячих точках бывшего союза, выступать посредником в мирных переговорах между воюющими государствами.
Взаимоотношения с «ближним
зарубежьем» подвержены влиянию
как внутренних, так и внешних
факторов. Сиюминутные политические
выгоды от предвыборных обещаний вернуть
прежнюю спокойную жизнь в
рамках СССР, решить одним махом
проблему соотечественников в других
республиках оборачивается
За время существования Содружества был подписан ряд соглашений, касающихся вопросов обороны и охраны границ, денежно-финансовой политики, промышленности, транспорта, охраны окружающей среды. [18, c.149].
Итак,
Содружество Независимых
Созданы органы СНГ:
Совет глав государств, Совет
глав правительств, Совет министров
иностранных дел,
Примером более тесного
взаимодействия и примером союзного
государства можно считать
Союз создан в целях
обеспечения мирного и
В основу деятельности Союзного
государства положены принципы суверенного
равенства государств-
К исключительному ведению Союзного государства относятся: