1. Унитарное государство
предполагает единые, общие для
всей страны высшие представительные,
исполнительные и судебные органы,
которые осуществляют руководство
соответствующими местными органами.
- На территории
унитарного государства действует одна
конституция, проводится обязательная
для всех административно-территориальных
единиц общая налоговая и кредитная политика.
3. Составные части унитарного
государства (области, департаменты,
округа, провинции, графства) государственным
суверенитетом не обладают. Они
не имеют своих законодательных
органов, самостоятельных воинских
формирований, внешнеполитических
органов и других атрибутов
государственности. В то же
время местные органы в унитарном
государстве обладают известной,
а иногда и значительной самостоятельностью.
4. Унитарное государство,
на территории которого проживают
небольшие по численности национальности,
широко допускает национальную
и законодательную автономию.
5. Все внешние межгосударственные
сношения осуществляют центральные
органы, которые официально представляют
страну на международной арене.
6. Унитарное государство
имеет единые вооруженные силы,
руководство которыми осуществляется
центральными органами государственной
власти.
7. В
подавляющем большинстве современных
унитарных государств основное
территориальное деление является
политико-административным. Наряду с ним
в ряде стран имеются административно-территориальные
единицы как общего типа, где действуют
органы общей администрации, так и специального
где действуют специализированные государственные
органы (судебные округа). [10, c.171].
Число ступеней политико-административного
деления зависит от численности
населения и размеров территории
страны, однако, зависимость эта
не жесткая: иногда в менее крупных
странах число ступеней больше, чем
в более крупных. Скажем, если Великобритания
имеет три уровня территориального
деления, то Франция - четыре.
Как правило, унитарное государство
характерно для мононациональных государств,
где большинство населения является
представителем одной нации. Также
унитарная форма государственного
устройства характерна для государств
с монархической формой правления.
Исторически унитарная форма государственного
устройства сложилась самой первой,
вместе с самим государством. Все
без исключения государственные
образования древности и средних
веков обладали этой формой государственного
устройства. Примером тому могут служить
Римская империя, императорские
Китай и Япония, средневековые
европейские королевства. Позднее,
с развитием идей просвещения
и гуманизма, появилось немало прогрессивных
идей, что и привело к появлению
в области государственного строительства
многих стран иных форм государственного
устройства - федераций и конфедеративных
государственных союзов. [18, c.153].
В наше время, как уже отмечалось
ранее, унитарное государство также
существует, но это явление не носит
столь значительного и всеобъемлющего
характера, как раньше. Унитарная
форма характерна для небольших
(так как небольшая территория
легко управляема с помощью обычных
административных методов), однонациональных
(из-за отсутствия необходимости осуществления
права каждого народа на самоопределение
и самостоятельное государственное
строительство), а также для монархических
государств (в связи с традициями).
Примерами могут служить Польша, Италия,
Япония и др. Кроме того, унитарная форма
государственного устройства характерна
для государственных образований, являющихся
субъектами какой - либо федерации. Так,
любая республика в составе Российской
Федерации является государством с унитарной
формой правления.
2.2.
Виды унитарных государств
С точки зрения организации
публичной власти унитарные государства
можно разделить на централизованные
и децентрализованные.
В децентрализованных унитарных
государствах существует конституционное
распределение полномочий между
центральной властью и территориальными
единицами высшего уровня. Это
сближает их с федеративными государствами.
[14, c.406].
Различие же с централизованными
государствами заключается в
том, что они (централизованные) - это
те государства, в которых нет
местной автономии вообще, а функции
власти на местах осуществляют только
назначенные сверху администраторы.
Это государства с выраженными
авторитарными политическими режимами.
В ряде стран Тропической Африки
значительная роль в осуществлении
власти на местах принадлежит родоплеменным
вождям. Впрочем, сейчас редко можно
встретить государства, где на местах
отсутствуют выборные органы. Однако
в странах с однопартийной
системой, формальное наличие местных
выборных органов власти есть не более
чем ширма для всевластия на местах.
Примером централизованного
унитарного государства является Туркменистан,
децентрализованного — Королевство
Испания.
Иногда выделяют:
- государства с
одной автономией (например, Украина с
автономной республикой Крым),
- государства со
многими автономиями (например, Испания
с автономными сообществами (областями)
- государства с
разноуровневыми автономиями (например,
Китайская Народная Республика с автономными
округами, автономными уездами, автономными
районами и особыми административными
районами). [16, c.219].
В заключение следует отметить,
что в демократических государствах
часто конституционно предусмотрены
определенные гарантии территориальной
целостности политико-административных
единиц, особенно первичных городских
и сельских общин, равно как и
иные гарантии их административной автономии.
Разумеется, эти гарантии имеют меньший
объем, чем гарантии носителей государственной
автономии.
Глава 3. Федеративная форма государства
3.1.
Понятие, признаки, задачи и принципы
образования федерации
Федерация представляет собой
добровольное объединение нескольких
ранее самостоятельных государственных
образований в одно союзное государство.
[12, c.702]. Федеративное государственное
устройство неоднородно. В различных странах
оно имеет свои особенности, которые определяются
историческими условиями образования
конкретной федерации и, прежде всего
национальным составом населения страны,
своеобразием культуры и быта народов,
входящим в союзное государство. Например,
можно рассмотреть Россию, в которой еще
при Временном правительстве предпринимались
первые серьезные попытки федерализации
обширных губерний и регионов. Уже 22 марта
1917 г. был заслушан доклад министра-председателя
внутренних дел Г.Е. Львова о реформе местного
управления России "на основе преобразования
органов непосредственного государственного
управления на местах в органы самоуправления
и предоставления последним всей полноты
государственной власти". Но федерализм
юридически был закреплен после октябрьской
революции 1917 г. в конституции РСФСР 1918
г. В декабре она вместе с другими республиками
(Украиной, Белоруссией и Закавказской
федерацией) сформировала новое федеративное
государство - СССР.
По мнению Хаффмана, федерализм
- это такая форма организации
правительства, которая стремиться
примирить региональное разнообразие
с определенным уровнем коллективного
единства и делает это таким путем,
при котором региональные правительства
играют вполне конкретную роль. [19, c.26].
Следует выделить ряд основополагающих
принципов образования, функционирования
федеративной системы, с позиции
которых следует рассматривать
и оценивать любую, в том числе
и Российскую федерацию:
- добровольное объединение
государств или государственных
образований в федерацию;
- равноправие субъектов
федераций независимо от величины
их территории, численности населения,
экономического потенциала;
- плюрализм и демократизм
во взаимоотношениях субъектов
федерации между собой и с
гражданами;
- широкие возможности
граждан активно и беспрепятственно
участвовать в федеральных и
региональных политических процессах;
- соблюдение законности
и конституционных прав, означает
строгое и неуклонное соблюдение
федерацией и субъектами федерации,
федеративными и всеми остальными
органами и организациями обычных
и конституционных законов как
в отношении друг с другом,
так и с гражданами и формируемыми
ими партийными, профсоюзными и
иными общественно-политическими
органами и организациями. [17, c.336].
Любая федеративная система
может быть эффективной лишь тогда,
когда ее деятельность осуществляется
в строгих рамках конституции
и текущего законодательства, когда
четко разграничены сферы деятельности
и компетенция центральных и
местных государственных органов,
когда строго соблюдены права
и свободы граждан. В этом смысле
можно лишь приветствовать характеристику
федерализма как "договорного
отказа от централизма", как "структурно
оформленную дисперсию полномочий"
между различными государственными
организациями - своего рода властными
центрами, "законные полномочия которых
гарантируются конституцией". Важно
исходить так же из того, что федерализм
- это не одномерное, а многомерное
явление, что он имеет не только статический,
но и динамический характер. Когда
речь идет о многомерности федерализма,
имеется в виду существование
различных, более или менее одинаково
значащих его сторон либо аспектов:
исторических, политических, культурных,
идеологических, и др. Федерализм, как
представляется, это даже не столько
статика, сколько динамика, процесс,
причем не простой, а циклический. Это
подтверждается периодически изменяющимся
характером отношений между федерацией
и ее субъектами. В разные периоды
истории, данные отношения являются
в различной степени жесткими,
централизованными или децентрализованными.
Федерализм независимо от того, в какой
стране он устанавливается - в США, Германии,
России, Канаде - существует не сам по себе
и не для себя как самоцель, а приобретает
смысл лишь в служении обществу, отдельному
человеку. [11, c.464].
Федерализм преследует,
по крайней мере, пять основных целей.
Среди них:
- "примирение единства
и разнообразия";
- защита от тирании
центральное правительство;
- создание условий для
участия населения в политических
процессах на нескольких уровнях
власти;
- создание условий
для повышения " эффективности производства
через региональную конкуренцию" и
выступление в качестве формы или пути
"к стимулированию новаторских идей
в региональных правительствах".
Главная
же из целей - всестороннее обеспечение
процесса свободного развития различных
национальностей и народностей,
принцип плюрализма и демократизма,
гарантия прав и свобод граждан.
Следует выделить наиболее
общие черты, которые характерны
для большинства федеративных государств:
1. Территория федерации состоит
из территорий ее отдельных
субъектов: штатов, кантонов, земель,
республик и т. п.
- В союзном государстве
верховная законодательная, исполнительная
и судебная власть принадлежит федеральным
государственным органам. Компетенция
между федерацией и ее субъектами разграничивается
союзной (федеральной) конституцией.
3. Субъекты федерации
обладают правом принятия собственной
конституции, имеют свои высшие
законодательные, исполнительные
и судебные органы.
- В большинстве
федераций существует единое союзное
гражданство и гражданство федеральных
единиц.
- При федеральном
государственном устройстве в парламенте
имеется палата, представляющая интересы
членов федерации.
6. Основную общегосударственную
внешнеполитическую деятельность
в федерациях осуществляют союзные
государственные органы. Они официально
представляют федерацию в межгосударственных
отношениях. [13, c.187].
Федеральную систему государственного
устройства можно рассмотреть на
примере Соединенных Штатов Америки:
центральным элементом американского
федерализма является наличие реальной
власти отдельных штатов определять
свою собственную политическую структуру,
впрочем, как и саму политику. Штаты
сами определяют "свой электорат",
устанавливают обязательные требования
"прохождения партийных кандидатов
на государственные посты не иначе
как через праймэриз (первичные
выборы)". Другие же штаты в отличие
от федерального законодательного органа
могут создавать однопартийный
парламент (штат Небраска), могут принимать
законы, в соответствии с которыми
суды и члены кабинета должны избираться
(на федеральном уровне они назначаются).
Отдельные штаты вправе принимать
законы о проведении референдумов.
Конкретным проявлением и воплощением
механизма «сдержек и противовесов»
стали сама структура и порядок
деятельности трех основных ветвей власти:
законодательной, исполнительной и
судебной. Их носителями в США выступает
конгресс, президент и федеральная
система судов возглавляемая
Верховным судом США. [11, c.469].