Унитаризм, федрация, коннфедерация

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 22:11, курсовая работа

Описание работы

Государство – это сложная политическая организация, с различными функциями, формами, принципами образования и т.д. Как не существует двух совершенно одинаковых людей, так не существует двух совершенно одинаковых государств. И в определении типа государства нам помогает такое понятие как форма государства. Понятие формы позволяет узнать, как устроено управление, кто правит, какова взаимосвязь между частями государства и целым государством, какие методы используются для осуществления власти. Более полное представление о форме конкретного государства дает анализ трех его составных частей – формы правления, государственного устройства и государственно-правового режима.

Содержание

Введение………………………………………………………………………....с.3
Глава 1. Форма государственного устройства: понятие, виды и
значение …………………………………………………………………….…..с.6
Глава 2. Унитарное государство……………………………………………..с.10
2.1. Понятие и признаки………………………………………………….....с.10
2.2. Виды унитарных государств……………………………………………с.12
Глава 3. Федеративная форма государства…………………………………..с.14
Понятие, признаки, задачи и принципы образования федерации.…..с.14
Виды федераций………………………………………………………...с.18
Современные проблемы российского федерализма………………….с.20
Глава 4.Конфедеративная форма государственного устройства…………...с.27
Понятие, признаки и особенности конфедерации…………………....с.27
Межгосударственные и союзные образования……………………….с.31
Заключение…………………………………………………………………….с.36

Работа содержит 1 файл

курс.docx

— 609.97 Кб (Скачать)


                                              Содержание 

Введение………………………………………………………………………....с.3

Глава 1. Форма государственного устройства: понятие, виды и 

значение  …………………………………………………………………….…..с.6

Глава 2.  Унитарное  государство……………………………………………..с.10

2.1.    Понятие и признаки………………………………………………….....с.10

2.2.    Виды унитарных государств……………………………………………с.12

Глава 3. Федеративная форма  государства…………………………………..с.14

    1. Понятие, признаки, задачи и принципы образования федерации.…..с.14
    2. Виды федераций………………………………………………………...с.18
    3. Современные проблемы российского федерализма………………….с.20

Глава 4.Конфедеративная  форма государственного устройства…………...с.27

    1. Понятие, признаки и особенности конфедерации…………………....с.27
    2. Межгосударственные и союзные образования……………………….с.31

Заключение…………………………………………………………………….с.36

Библиографический список…………………………………………………..с.38

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Государство – это  сложная политическая организация, с различными функциями, формами, принципами образования и т.д. Как не существует двух совершенно одинаковых людей, так  не существует двух совершенно одинаковых государств. И в определении типа государства нам помогает такое  понятие как форма государства. Понятие формы позволяет узнать, как устроено управление, кто правит, какова взаимосвязь между частями  государства и целым государством, какие методы используются для осуществления  власти. Более полное представление  о форме конкретного государства  дает анализ трех его составных частей – формы правления, государственного устройства и государственно-правового  режима. На мой взгляд, наиболее важными  являются первые две составляющие, а третья носит очень субъективный характер, так как очень трудно объективно оценить, демократический  режим в государстве или нет. Особенно это трудно сделать по отношению  к другому государству, т.е. к тому, в котором ты не проживаешь, т.к. не знаешь исторических, культурных, религиозных  и других особенностей народов, проживающих  в этом государстве.

Для рассмотрения в своей  курсовой работе я выбрала понятие  государственного устройства и трех его видов: унитарное, федеративное и конфедеративное. Этот вопрос является актуальным уже на протяжении многих лет. Актуальным он остаётся и по сей  день. Он привлекает к себе внимание не только исследователей, правоведов и историков, но и простых людей, наблюдавших сначала за распадом союзного государства СССР на суверенные государства и последующими проблемами в этих государствах, затем за и  гражданской войной и распадом Югославии  и нерешенными до сих пор вопросами  деления государства по национальным или какими-то иным признакам и  так далее.

Целью данной курсовой работы является определение понятия формы  государственного устройства и рассмотрение основных её видов – унитарного государства, федерации и конфедерации. Также в работе буду указаны современные  проблемы российского федерализма.

Особое внимание в  моей работе уделено федеративному  устройству и его проблемам. Это  не случайно. В настоящее время  федеративная система существует в  более чем двух десятках стран  мира - это десятая часть всех стран мира, треть населения и  больше половины территории всех стран  мира. Также это самая сложная  организация территориального устройства, требующая пристального внимания для  решения существующих в таких  государствах проблем. Поэтому сначала  мы рассмотрим унитарную форму как  более простую, а затем уже  федеративную и конфедеративную  как более сложные формы.

В своей работе я постараюсь рассмотреть вопросы не только с  правовой и теоретической стороны, но и провести какие-то исторические параллели и аналогии, найти примеры  и  ответы на некоторые вопросы  о прошлом нашей страны и других государств.

Нельзя объять необъятное, поэтому в своей курсовой работе я остановлюсь лишь на наиболее общих  понятиях рассматриваемых вопросов, ведь каждый  вопрос может стать  объектом большого научного исследования. При этом в работе будут приведены  мнения различных исследователей по той или иной проблеме.

Проблемами форм государственного устройства занимались и занимаются многие исследователи. Когда вопросы  государственного устройства попали в  поле зрения Маркса и Энгельса, они  пришли к выводу, что  унитарное  государство имеет преимущество перед федеративным. Более высокая  обобщенность труда, более тесные связи  между трудящимися должны были, по их мнению, способствовать активизации  революционного процесса, чего нельзя было достичь при федеративных началах. Однако это оказалось справедливым для таких стран, как, скажем, Германия, Франция, стран в национальном отношении  практически однородных, где не было и не могло быть каких-либо серьезных  межнациональных конфликтов. Когда  же они обратили свои взоры к Великобритании, то увидели, что под британскими  колониями существуют четыре разных народа: английский, шотландский, ландский, валиийский и, что если государство там станет унитарным, то неизбежно размежевание не по классовым, а по национальным признакам. То есть, английский рабочий объединится с английским буржуа, шотландский с шотландским и т. д. Для того, чтобы избежать этого, утверждали Маркс и Энгельс, Британии необходима федеративная форма государственности, которая обеспечит равноправие различных народов, снимет национальный вопрос и станет средством консолидации  различных национальностей.

В настоящее время отечественная  теория государства и права как  наука, постепенно преодолевающая методологический кризис, связанный с общим кризисом марксистской концепции общественного  развития, может предложить более  глубокое и достаточно обоснованное понимание формы устройства как  одной из основных характеристик  форм государства, дать более взвешенную классификацию этих форм, наметить более реальный прогноз их развития. Нечего и говорить, как это важно  сейчас для политической жизни России, когда идет поиск наиболее эффективной  формы организации территориального устройства страны. Не менее важно  при этом учитывать и те факторы, которые ранее исключались из сферы научного рассмотрения - исторические традиции, национальная психология, религиозность  и т.п.

Следует также отметить, что наряду с изучением формы государства  с позиций теории государства  и права в юридической науке  государственное устройство, система  власти изучаются более конкретно  отраслевой наукой государственного (конституционного) права.

 

Глава 1. Форма государственного устройства: понятие, виды и значение.

 

 

Форма государственного устройства - национальное и администpативно-теppитоpиальное  строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между  его составными частями (субъектами), а также между центральными и местными органами. [12, c.546]. Организация государства рассматривается с точки зрения распределения государственной власти и государственного суверенитета в центре и на местах, их разделения между составными частями государства.

Форма государственного устройства показывает:

        - из каких  частей состоит внутренняя структура  государства;

- каково правовое положение  этих частей и каковы взаимоотношения  их органов;

- как строятся отношения  между центральными и местными  государственными органами;

- в какой государственной  форме выражаются интересы каждой  нации, проживающей на территории  данного государства. 

По форме государственного устройства все государства можно  подразделить на три основные группы: федеративные, конфедеративные и  унитарные (см. схему 1). [10, c.152].

На сегодняшний день выработаны лишь две формы организации многонациональных  государств - унитарная и федеративная. При унитаризме все решения, как  во внутригосударственной, так и  во внешней сфере являются прерогативой одной единой, центральной власти.

Федерализм предполагает ту или иную степень самостоятельности  национальных образований, входящих в  состав единого государства.

Что же касается конфедерации, то речь в этом случае идет лишь о  межгосударственных образованиях. Иными  словами, это союз государств, объединившихся с определенными целями и для  решения определенных задач, но сохранившие полную независимость. Нельзя отрицать, что участники конфедерации делегировали часть своих прав конфедеративной власти, но решения этой власти могут вступить в силу лишь с одобрения всех членов конфедерации.

Необходимость определенным образом  построить территориальную организацию  государства вытекает из того обстоятельства, что любое государство расположено  на ограниченной территории, там же проживают граждане (подданные) этого  государства. Для выполнения своего социального назначения - организации  экономической жизни, защиты граждан, создания страховых запасов и  т.п. - государство ведет разнообразную  деятельность. Например, финансовую (взимает  и распределяет налоги, сборы, пошлины  и т.п.), экономическую (регулирует в  той или иной степени распределительные, рыночные, производственные отношения), военную (осуществляет организацию  военной службы) и т.д. Но вести  всю эту деятельность из одного центра при значительной численности населения  и больших размерах государства  становится объективно невозможным.

После определенного порога численности  граждан и размеров территории возникает  необходимость разделить территорию на округа, штаты, земли, области, края, кантоны, районы, губернии, уезды и  т.д., а также создать на этих территориальных  образованиях местные (территориальные) органы власти. Возникает потребность  распределить полномочия между центральными и местными органами власти и управления. [13, c.169].

Как, например, шла территориальная  структуризация США? При освоении Запада в ХVIII в. стали действовать следующие  нормы. Когда на землях Запада население  достигало определенных размеров («5 тысяч свободного мужского населения  дееспособного возраста»), соответствующая  территория должна была созвать «генеральную ассамблею», чтобы помогать назначенному губернатору управлять делами. А  когда население достигало численности  «60 тысяч свободных лиц», Конгресс должен был принять территорию в  качестве нового штата «на равных правах с прежними штатами во всех мыслимых отношениях». Количество штатов постепенно выросло до 50. Почти во всех случаях новый штат проходил через этап территориального управления. [11, c.318].

Кроме того, население того или  иного государства может быть многонациональным. Каждая народность, нация может иметь свои традиции, исторический опыт государственности, культурные, языковые и иные духовные потребности. Следовательно, приходится учитывать при устройстве государства  и этот многонациональный аспект населения.

Наконец, субъективные и даже случайные  факторы - заимствования, политико-правовые подражания, колониальное воздействие, политические интересы и многое другое тоже влияют на территориальную организацию  государства.

Территориальное устройство уходит своими корнями в глубокую древность. Уже  древние восточные деспотии - империи - делились на провинции, города, сатрапии, завоеванные территории и т.д. Имели  эти территориальные образования  и свои органы власти и управления. [10, c.157].

Так оно собственно и должно было быть при переходе человечества в IV - III тысячелетии до н.э. к государственной  форме организации общества. Ведь именно возникновение первоначально  городов - государств, а потом их различных форм привело к замене кровнородственных связей, которые  были характерны для первобытного общества, территориальной организацией общества. Но эта территориальная организация  объективно повлекла за собой  членение  государств на более мелкие образования, появление сложной структуры  органов государства.

Разумеется, государство - это не сумма  его территориальных образований, но без этой структуры государство  функционировать не может.

Теория государства и права  выделяет несколько видов территориального (национально-государственного и административно-территориального) устройства государства.

Схема 1










         


 

    Таким образом, форма государственного  устройства - способ территориальной организации государства или государств, образующих союз. Также закреплённый в конституции страны способ взаимосвязи государства и его составных частей (территорий), характеризующий территориальную организацию государственной власти.

В данной главе мы дали понятие формы  государственного устройства, отметили 3 основные её разновидности (унитарное  государство, федерация и конфедерация), рассмотрели их предназначение.

Глава 2. Унитарное государство

2.1. Понятие и признаки

 

Унитарное государство - форма  государственного устройства, при которой  территория государства, в отличие  от федерации не имеет в своем  составе федеративных единиц, а подразделяется на административно-территориальные  единицы (районы, области), которые подчиняются  центральным органам власти и  признаками государственного суверенитета не обладают. [12, c.611].

Унитарное государство  характеризуется следующими признаками:

Информация о работе Унитаризм, федрация, коннфедерация