Учение Аристотеля о государстве и праве

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 13:58, доклад

Описание работы

Aristoteles. Стагирит (родился в 384, Стагир, умер в 322 до н.э., Халкида, остров Эвбея), древнегреческий философ и ученый-энциклопедист, основатель перипатетической школы; из семьи врачей при дворе македонских царей. Семнадцати лет Аристотель вступил в Академию Платона, где пробыл в течение 20 лет как слушатель, преподаватель и равноправный член содружества философов-платоников.

Содержание

1. Аристотель. Биография…………………………………………..…….......3
1.1 Жизнь Аристотеля…………………………………………………...…3
2. Введение……………………………………………..………………….…..5
3. Происхождение государства……………………………………………....6
4. Элементы (признаки) государства…………………………………….…..7
5. Формы правления государством ……………………………….………....8
6. Человек в государстве ……………………………………..…......….…...12
7. Гражданин в государстве ………………………………………...….…..14
8. Рабовладельческий универсализм Аристотеля ………………………...16
9. Частная собственность …………………………….…..…………………20
10. Критика идеального государства Платона ………………………….…21
11. «Среднее» и идеальное государство в понимании Аристотеля…….…22
11.1 Социальный идеал Аристотеля……………………………….….....23
11.2 Аристотель против имущественного неравенства……………...…23
11.3 Главная задача правителей…………………………………………24
12. Представление Аристотеля о праве…………………………….…...…...25
13. Экономические взгляды……………………………...……………….….27
13.1 Обмен…………………………………….………………………......27
13.2 Две формы стоимости…………………………………………..…..27
13.3 Деньги………………………………………………...……………...28
13.4 Стоимость……………………………………...…………………....29
13.5 Распределение…………………………..……….……………...…..30
13.6 Хрематистика и экономика ………………………………………..31
14. Заключение……………………………………………….…………….....32
15.Список литературы………………….………………………………...…..33
16. Приложение……………………………………….………………….…...34

Работа содержит 1 файл

АРИСТОТЕЛЬ.docx

— 146.47 Кб (Скачать)

     Аристотель, по-видимому, имел в виду, что само по себе сравнение строителя и  сапожника ничего не дает, ничего не дает и сравнение дома и сапог. Больше дает сравнение сапожника  с сапогами, а строителя с домом  в том смысле, что устанавливается, сколько труда вложил сапожник в  сапоги, а строитель — в дом. Но главное — это сравнить труд сапожника с трудом строителя, тот  и другой труд надо приравнять. Отсюда знаменитый квадрат Аристотеля: 

     

     Аристотель  говорит, что, «как невозможно общение  без обмена, так невозможен обмен  без уравнения ценностей, и точно  так же невозможно уравнение без сравниваемости предметов».

     Итак, обмена не может быть без равенства, а равенства не может быть без  соизмеримости. В чем же эта соизмеримость, в чем ее основа? Аристотель, казалось бы, на это уже ответил, но па самом  деле ответ был случайным. Иначе  бы он не сказал тут же, что «невозможно, чтобы столь различные предметы стали сравнимыми», что это сравнение  искусственно, что лишь «для удовлетворения нужды человека это в достаточной мере возможно».

     В конечном счете, мерой стоимости у Аристотеля оказываются деньги. Поэтому все подлежащее обмену должно быть известным образом сравнимо; для этого-то и введена монета, ставшая в известном смысле посредником. Она все измеряет и определяет».

     Таким образом, Аристотель не понял значения своей собственной догадки о  том, что надо сравнивать различные  труды, и остановился на сравнении  через деньги, так что основой  стоимости у него оказывается  цена, тогда как цена — это  лишь проявление труда. Иначе говоря, Аристотель не понял того, что конкретный труд — форма проявления абстрактного человеческого труда. Но он и не мог  понять равенство и равнозначность всех видов труда, потому что «греческое общество покоилось на рабском труде  и потому имело своим естественным базисом неравенство людей и их рабочих сил».

     Итак, делает вывод К. Маркс, «гений Аристотеля обнаруживается именно в том, что  в выражении стоимости товаров  он открывает отношение равенства. Лишь исторические границы общества, в котором он жил, помешали ему  раскрыть, в чем же состоит «в действительности» это отношение равенства». Ведь «равенство и равнозначность всех видов труда, поскольку они являются человеческим трудом вообще, — это тайна выражения стоимости и может быть расшифрована лишь тогда, когда идея человеческого равенства уже приобрела прочность народного предрассудка». 

     13.5  Распределение

       Занимаясь проблемами распределения,  Аристотель говорит об особой, «распределяющей» справедливости. Это, как уже отмечалось, распределение  почестей или денег и т. п. и связанных с этим материальных привилегий. Принцип этой справедливости — «неравное неравному». Это распределение материальных благ между общественными классами. Аристотель считает, что «абсолютно справедливым может быть только равенство по достоинству». В связи с этим он утверждает, что справедливость — это равенство, но это равенство не для всех, а для равных. Здесь нельзя упускать из виду вопрос о том, для кого равенство; в противном случае разговоры о равенстве фальшивы. «Все люди согласны в том, что распределяющая справедливость должна руководствоваться достоинством, но мерило достоинства не все видят в одном и том же, а граждане демократии видят его в свободе, олигархии — в богатстве, а аристократии — в добродетели».

     Аристотель  главное достоинство человека видит  в благородстве происхождения, а  «благородное происхождение и нравственная добродетель встречаются у меньшинства; лиц благородного происхождения  и нравственно чистых нигде не наберешь и сотни, а бедняки имеются повсюду». Такова классовая позиция Аристотеля — идеолога рабовладельческой аристократии — в вопросе о распределении. Его принцип «неравное неравному» идеологически оправдывал социальное неравенство. Аристотель совершенно неправомерно отождествлял благородное происхождение с добродетелью. 

     13.6  Хрематистика и экономика

     Аристотель  замечает и тот факт, что деньги стали в его время капиталом, приносящим прибыль. Как идеолог  аристократии, он отрицательно относится  к деятельности торгово-ростовщического  капитала. Он — сторонник натурального хозяйства, для которого денежное обращение  не самоцель, а средство. Меновая  торговля неизбежно привела, отмечает Аристотель, к искусству наживать состояние.

     С изобретением денег, говорит Стагирит, меновая торговля развилась в  товарную, а эта последняя в противоречии с ее первоначальной тенденцией превратилась в хрематистику — искусство делать деньги. Аристотель считает, что истинное богатство состоит в совокупности средств, необходимых для жизни и полезных для государственного и семейного общения. Такое богатство - средство, а не цель, оно имеет предел. Истинное богатство состоит из потребительных стоимостей; количество собственности, необходимое для хорошей жизни, не безгранично. «Существует, однако, искусство приобретения иного рода, которое обыкновенно правильно называется хрематистикой; для последней не существует границ богатства и собственности.

     Товарная  торговля по природе своей не принадлежит  к хрематистике, так как здесь  обмен распространяется лишь па предметы, необходимые для них самих покупателей и продавцов. Говоря современным языком, Аристотель принимает формулу Т— Д — Т, но не Д — Т — Д. Только первый процесс осуществим, закончен, имеет предел, энтелехиален, второй же - это, как сказал бы Гегель, дурная бесконечность. Аристотель резко осуждает ростовщичество, в котором крайние пункты соединяются без всякого посредствующего звена, т. е. Д — Д. Аристотель говорит, что ростовщичество — наиболее противная природе форма или отрасль приобретения;19 

     Заключение 

     Политическое учение Аристотеля имеет чрезвычайно большую теоретическую и еще большую историческую ценность. Сжатый проект идеального государства, намеченный Аристотелем, как и всякая утопия, есть, по сути, смесь черт вымышленных, надуманных в отличие от существующих форм государственности, с чертами, отражающими реальные исторические отношения общества, в котором этот проект был разработан.

     Особенность «Политики» в том, что в ней черты реальные, исторические явно преобладают над утопическими. Путь к наилучшему государству лежит, по Аристотелю, через область познания того, что существует в действительности. Именно поэтому «Политика» Аристотеля — ценнейший документ, как для изучения политических взглядов самого Аристотеля, так и для изучения древнегреческого общества классического периода и имевших в нем свою опору политических теорий.

     До  Аристотеля, который своим учением  о необходимости рабства подвел итог тысячелетнему существованию  Древней Греции, еще никто не говорил  на эту тему так открыто и категорически. Мыслитель дал глубокий и разносторонний анализ понятия раба.

     Природа требует рабства для существования  самого государства. В рабстве нет  ничего постыдного или противоестественного.

     Политическая  организация представляется Аристотелю сферой не уравнивающей, а распределяющей справедливости. Важным показателем  справедливости Аристотель считает  отсутствие крайностей между бедностью  и богатством, золотую середину.

     На  основании сочетания этих двух критериев  Аристотель выделяет и характеризует  шесть форм правления. Наиболее совершенной  формой правления он считает политию.

     Идеалом Аристотеля является «среднее» государство, осуществляющее добродетель. Добродетель  трактуется как гармония между двумя  крайностями.

     Центром учения Аристотеля является понятие  «политии». Полития есть основанное на родовой общине и рабовладении общность людей, которые вознамерились  создать и всегда поддерживать закономерную и физиологически оправданную автаркию в целях приобщения к вечности во всех своих поступках, мыслях, жизненных  целях.

     Понятия государства и права тесно  связаны. Полис должен основываться на праве. Право - нормы, регулирующие общественную жизнь политии. Закон должен основываться на разуме, он должен быть лишен эмоций, симпатий и антипатий.

     Вклад Аристотеля в историю политической мысли очень велик. Он создал новую  методологию эмпирического и  логического исследований, обобщил  огромный материал. Его подход отличается реализмом и умеренностью. Он довел  до совершенства систему понятий, которой  человечество продолжает пользоваться до сих пор.

     Список  литературы.

  1. Аристотель - Сочинения в 4-х томах т.4 (Философское наследие) – 1983. – 830с.
  2. Асмус В.Ф.  Античная философия. М.: Высшая школа, 1976 г. – 544с.
  3. Доватур А.И. «Политика» Аристотеля // Аристотель. Сочинения: В 4 т. Т. 4. – М.: Мысль, 1983. – 830с.
  4. Лосев А.Ф. Античная история философии. - СПб.: Алтейя, 2001.- 204с.
  5. Мареев С. Н., Мареева Е.В. История философии. М.,2003г. – 880с.
  6. Спиркин А.Г. Философия. М. 2006. – 736с.
  7. Учение Аристотеля о сущности // Вестник МГУ. Серия VII. Философия. 1989. № 2.
  8. Чанышев А. Н. Аристотель. М. 1987. – 221с.
  9. http://rusetskiy.ru
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложения

  1. Охлократия вырожденная форма демократии, основанная на меняющихся прихотях толпы, постоянно попадающей под влияние демагогов. Охлократия характерна для переходных и кризисных периодов. Термин введён Аристотелем. Аристотель описывает Афины при Перикле и позднее как охлократию, ибо тогда господствовала чернь; люди знатного происхождения систематически устранялись от участия в делах управления, при назначении на должность решающую роль играла жеребьёвка; неизбежным результатом такой системы являлся деспотизм по отношению к союзникам и беспорядки в управлении.
 
     
  1.   Простат — выбиравшийся метеком покровитель из среды полноправных граждан, посредник между метеком и государственной властью. Необходимость избирать простата основывалась только на юридических соображениях (простат представлял метека на суде); вне юридической сферы метеки (напр., в Афинах) были вполне самостоятельны и правомочны.
 
     
  1. Эфоры — выборные должности, в руках которых сосредоточивалась судебная власть (всего было 5 эфоров, два из которых в случае войны сопровождали царя в походе).
 
     
  1. Герусия (др.-греч. γερουσία от γέρων — старец, старейшина) — в Древней Греции совет старейшин в городах-государствах преимущественно аристократического устройства; рассматривал важные государственные дела, подлежавшие затем обсуждению в народном собрании. Число членов герусии — геронтов — и политическая роль этого органа власти в разных полисах были неодинаковы.

         Наиболее  известна герусия в Спарте, состоявшая из 30 человек (28 геронтов в возрасте старше 60 лет, избиравшихся пожизненно, и двух царей); являлась здесь высшим и, видимо, древнейшим правительственным органом. 

     
  1. Авта́рки́я (от греч. Αυτάρκεια, самообеспеченность, самодостаточность) - система замкнутого воспроизводства сообщества, с минимальной зависимостью от обмена с внешней средой; экономический режим самообеспечения страны, в котором минимизируется внешний товарный оборот.

              

Информация о работе Учение Аристотеля о государстве и праве