Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 13:58, доклад
Aristoteles. Стагирит (родился в 384, Стагир, умер в 322 до н.э., Халкида, остров Эвбея), древнегреческий философ и ученый-энциклопедист, основатель перипатетической школы; из семьи врачей при дворе македонских царей. Семнадцати лет Аристотель вступил в Академию Платона, где пробыл в течение 20 лет как слушатель, преподаватель и равноправный член содружества философов-платоников.
1. Аристотель. Биография…………………………………………..…….......3
1.1 Жизнь Аристотеля…………………………………………………...…3
2. Введение……………………………………………..………………….…..5
3. Происхождение государства……………………………………………....6
4. Элементы (признаки) государства…………………………………….…..7
5. Формы правления государством ……………………………….………....8
6. Человек в государстве ……………………………………..…......….…...12
7. Гражданин в государстве ………………………………………...….…..14
8. Рабовладельческий универсализм Аристотеля ………………………...16
9. Частная собственность …………………………….…..…………………20
10. Критика идеального государства Платона ………………………….…21
11. «Среднее» и идеальное государство в понимании Аристотеля…….…22
11.1 Социальный идеал Аристотеля……………………………….….....23
11.2 Аристотель против имущественного неравенства……………...…23
11.3 Главная задача правителей…………………………………………24
12. Представление Аристотеля о праве…………………………….…...…...25
13. Экономические взгляды……………………………...……………….….27
13.1 Обмен…………………………………….………………………......27
13.2 Две формы стоимости…………………………………………..…..27
13.3 Деньги………………………………………………...……………...28
13.4 Стоимость……………………………………...…………………....29
13.5 Распределение…………………………..……….……………...…..30
13.6 Хрематистика и экономика ………………………………………..31
14. Заключение……………………………………………….…………….....32
15.Список литературы………………….………………………………...…..33
16. Приложение……………………………………….………………….…...34
Поэтому человек, лишенный добродетели, оказывается существом самым нечестивым и диким, низменным в своих половых и вкусовых позывах. Понятие справедливости связано с представлением о государстве, так как право, служащее мерилом справедливости, является регулирующей нормой политического общения. 7
Первым результатом социальной жизни он считал образование семьи — муж и жена, родители и дети... Потребность во взаимном обмене привела к общению семей и селений. По мысли Аристотеля, бедные и богатые «оказываются в государстве элементами, диаметрально противоположными друг другу, так что в зависимости от перевеса того или иного из элементов устанавливается и соответствующая форма государственного строя». Он выделил три главных слоя граждан: очень зажиточных, крайне неимущих и средних, стоящих между теми и другими.
Аристотель враждебно относился к первым двум социальным группам. Он считал, что в основе жизни людей, обладающих чрезмерным богатством, лежит противоестественный род наживы имущества. В этом, по Аристотелю, проявляется не стремление к «благой жизни», а лишь стремление к жизни вообще.
Поскольку жажда жизни неуемна, то неуемно и стремление к средствам утоления этой жажды. Ставя все на службу чрезмерной личной наживы, «люди первой категории» попирают ногами общественные традиции и законы. Стремясь к власти, они сами не могут подчиняться, нарушая этим спокойствие государственной жизни. Почти все они высокомерны и надменны, склонны к роскоши и хвастовству. Государство же создается не ради того, чтобы жить вообще, но преимущественно для того, чтобы жить счастливо.
Согласно
Аристотелю, государство возникает только
тогда, когда создается общение ради благой
жизни между семействами и родами, ради
совершенной и достаточной для самой себя
жизни. Совершенством же человека предполагается
совершенный гражданин, а совершенством
гражданина в свою очередь — совершенность
государства. При этом природа государства
стоит «впереди» семьи и индивида. Эта
глубокая идея характеризуется так: совершенство
гражданина обусловливается качеством
общества, которому он принадлежит: кто
желает создать совершенных людей, должен
создать совершенных граждан, а кто хочет
создать совершенных граждан, должен создать
совершенное государство.8
Необходимо
рассмотреть, кого следует называть
гражданином и что такое
Аристотель считал, тех, которые получили название граждан в каком - либо исключительном смысле, например принятых в число граждан, следует оставить без вниманиях. Гражданин является таковым также не в силу того, что он живет в том или ином месте: ведь и метеки и рабы также имеют свое местожительство наряду с гражданами, а равным образом не граждане и те, кто имеет право быть истцом и ответчиком, так как этим правом пользуются и иноземцы на основании заключенных с ними соглашений (таким именно правом они пользуются). Что касается метеков, то во многих местах они этого права в полном объеме не имеют, но должны выбирать себе простата. [2]
Таким образом, они не в полной мере участвуют в этого рода общении.
И о детях, не достигших
Лучше
всего безусловное понятие
Между
тем государственные устройства
представляют собой видовые различия,
и одни из них заслуживают этого
наименования в меньшей, другие —
а большей степени; ведь основанные
на ошибочных началах и
Таким
образом, и гражданин должен быть
тем или иным в зависимости
от того или иного вида государственного
устройства. Тот гражданин, о котором
сказано выше, соответствует преимущественно
гражданину демократического устройства;
к остальным видам
При
некоторых видах
На
практике гражданином считается
тот, у кого родители — и отец
и мать — граждане, а не кто-либо
один из них. Другие идут еще дальше
в этом отношении и требуют, например,
чтобы предки гражданина во втором,
третьем и даже более отдаленном колене
были также гражданами. Но при таком необходимом
в государственных целях и поспешном определении
иногда возникает затруднение, как удостовериться
в гражданском происхождении предка в
третьем пли в четвертом колене.9
Институт рабства привлекает пристальнейшее внимание Аристотеля. Сама пристальность этого внимания доказывает, что в эпоху Аристотеля отношения рабовладения становятся большим вопросом общественной мысли. Уже некоторые софисты, не только высказали сомнение в правомерности отношений рабовладения, но прямо утверждали, что по природе все люди рождаются равно свободными. Аристотель — решительный противник этого взгляда и сторонник рабовладельческой системы. Он сознательно противопоставляет свое учение о рабовладении взглядам тех, кто отрицал естественное происхождение и согласный с природой характер рабовладения.
Для
Аристотеля очень характерно, что
вопрос о рабстве он рассматривает
не столько в пределах вопроса
о государстве, сколько, в пределах
вопроса об экономике семьи (ойкоса).
Рабство тесно связано у
Действительность, однако, не такова. Приобретение собственности, необходимой для существования ойкосного (домашнего) хозяйства, требует для себя массу орудий, а раб — некая одушевленная часть собственности. К тому же в самой сути вещей коренится порядок, в силу которого уже с момента рождения некоторые существа предназначены к подчинению, другие — к властвованию.
В обществе, во всех его элементах, связанных между собой и составляющих некоторое целое, элемент властвования и элемент подчинения сказываются во всем. Это «общий закон природы, и как таковому ему и подчинены одушевленные существа».
Отсюда Аристотель выводит и природу, и назначение рабства. Согласно его разъяснению, «кто, по природе, принадлежит не самому себе, а другому, и при этом все-таки человек, тот по своей природе раб». Деятельность рабов состоит в применении их физических сил, это наилучшее, что они могут дать. Они в такой сильной степени отличаются от других людей, в какой душа отличается от тела, а человек — от животного. Именно такие люди по своей природе — рабы, и для них лучший удел быть в подчинении у господина. И Аристотель поясняет, что рабом по природе бывает тот, кто может принадлежать другому, и кто одарен рассудком лишь настолько, что воспринимает приказания другого лица, но сам рассудка не имеет.
По
Аристотелю, природа устроена так, что
сама физическая организация людей
свободных отличается от физической
организации рабской части
От
проницательного взгляда
Аристотель отмечает существование такой точки зрения в греческой политической литературе. Представители этой точки зрения утверждают, что рабство как результат войны покоится на основах права. Однако в этом утверждении, по Аристотелю, таится противоречие. Сам принцип войн, говорит он, «можно считать противным идее права». Никоим образом нельзя было бы утверждать, что человек, недостойный быть рабом, все-таки должен стать таковым. Иначе окажется, что люди заведомо очень высокого происхождения могут стать рабами и потомками рабов только потому, что они, будучи взяты в плен на войне, были проданы в рабство. Именно поэтому и было выдвинуто требование, чтобы рабами назывались не греки, а только варвары.
Завершая
рассмотрение этого вопроса, Аристотель
находит, что колебание во взглядах
на природу рабства имеет