Толкование нормативно правовых актов: понятие, виды и способы

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 00:11, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование понятия толкования, выявления основных способов и видов толкования, а так же акты толкования норм права.

Содержание

Введение 3
1 Понятие и способы толкования нормы права 5
1.2 Сущность понятия «толкование норм права» 5
1.2 Способы толкования права 9
2 Виды и акты толкования права 15
2.1 Виды толкования норм права 15
2.2 Акты толкования права 21
Заключение 25
Глоссарий 27
Список использованных источников 29
Список сокращений 31
Приложения 32

Работа содержит 1 файл

Теория государства и права.doc

— 256.00 Кб (Скачать)

     Кроме этого, официальное толкование, порождающее  юридические последствия деятельность по разъяснению нормативных актов может классифицироваться по разным основаниям. В зависимости от сферы действия и распространенности, издаваемых актов (с точки зрения того, к кому обращено это толкование), на:

  • нормативное (общее) – это разъяснения, имеющие общий характер и обязательные для рассмотрения всех дел определенно категории, обращено к персонально неопределенному кругу лиц, и поводом к такому толкованию служит необходимость единообразного понимания смысла конкретной нормы права;
  • казуальное (индивидуальное) – это разъяснение, имеющее обязательный характер только для конкретного дела, обращено к конкретному органу государства в связи с применением им правовой нормы данном деле. Такое толкование обязательно только для этого органа, и не для кого больше.

     Нормативное толкование дается применительно к  рассмотрению дел определенной категории, разрешаемых на основе соответствующих  норм. Нормативным толкование оно  является в силу того, что носит  общий характер, формально обязательно  при рассмотрении дел, разрешаемых на основе истолкованной нормы.  Как отмечает В.Н. Протасов: «Нормативное разъяснение не имеет самостоятельного значения, и полностью разделяют судьбу толкуемого акта: его отмена или изменение должно, как правило, приводить и к отмене или соответствующему изменению официального нормативного разъяснения»15.

       Результат такого толкования выражен в виде интерпретационных, обязательных для других субъектов норм. Это нормы о нормах. В них предписывается, как следует понимать и применять другие правовые нормы. Потребность в нормативном толковании возникает тогда, когда нормативные акты содержат правотворческие ошибки в виде неясных, недостаточно определенных формулировок, что ведет к различному пониманию этих актов правоприменительными органами.

     Нормативное толкование законов дается обычно в  постановлениях пленумов Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ по определенной категории дел. Правом толкования Конституции РФ, принятой путем референдума, наделен Конституционный  Суд РФ.

     Казуальное  толкование дается применительно к  отдельному случаю (казусу). Оно формально  обязательно только для конкретного  дела. Например, Президиум Верховного Суда РФ, рассмотрев какое-либо дело в  порядке надзора, отменяет решение  нижестоящего суда и в своем определении дает толкование применительно к данному делу. Однако действительное значение актов казуального толкования, даваемого вышестоящими инстанциями, гораздо шире. Эти акты выступают для нижестоящих органов в качестве образцов понимания и применения закона. Нижестоящие инстанции всегда ориентируются на практику толкования и применения законов вышестоящими органами и обычно следуют ей.

     Иногда  в литературе принципиальные положения, содержащиеся в решениях высших судебных инстанций по конкретным делам, называют прецедентами. Но этот прецедент является лишь примером для подражания, для правильного понимания и применения закона. Формальной обязательности для других дел он не имеет и не является прецедентом в смысле источника права.

     В.В. Лазарев отмечает, что «очень тесно с процессом толкования нормативных актов связана их конкретизация»16. Последняя осуществляется в процессе подзаконного правотворчества, но иногда право-конкретизирующие положения содержатся в актах официального толкования, что дает повод отождествить названные процессы. В отличие от толкования, конкретизация права привносит в содержание нормы нечто новое дополнительно к выраженному в законе. Таковы, например, правоположения, конкретизирующие оценочные понятия, употребленные в законе («злостный характер», «тяжкие последствия», «непригодность» и т.п.).

     Неофициальное толкование – это разъяснения, исходящие от тех или иных лиц, не наделенных официальными полномочиями давать обязательные разъяснения правовых норм; они не имеют юридической силы, и их значение может состоять исключительно в их логической убедительности. Его сила только в глубине анализа, в убедительности и обоснованности.

     Неофициальное толкование по внешней форме выражения  может быть как устным (разъяснение  какой-либо формы права адвокатом, судьей, прокурором в ходе приема граждан, на лекциях и т. д.), так и письменным (в периодической печати, в различных комментариях). Хотя такое разъяснение не имеет юридической силы, оно оказывает значительное влияние на правовую жизнь общества и в первую очередь на правотворческий и правореализационный процессы через правосознание соответствующих субъектов.

     Неофициальное толкование, в свою очередь, делится  на три вида:

  • обыденное – это толкование, даваемое людьми, не имеющими специального образования и исходящими из собственного опыта;
  • профессиональное – это толкование, даваемое профессиональными юристами;
  • доктринальное (научное) – это толкование, даваемое учеными-юристами в монографиях, статьях, комментариях к закону. Достоинство этого толкования в том, что оно основано на глубоком научном знании правовых явлений, обосновывается широкой аргументацией.

     На  все эти виды толкования нельзя ссылаться  при официальной мотивировке  выносимого решения, однако оно может  помочь глубже разобраться в содержании применяемых норм, предотвратить возможные ошибки. Особую роль здесь играет доктринальное и профессиональное толкование. Эти виды толкования призваны способствовать росту правосознания, воспитанию работников государственного аппарата, каждого юриста в духе глубокого понимания требований закона.

     Результаты  использования всех способов толкования обусловливают его объем. По объему толкование подразделяется на три вида:

  • буквальное (адекватное) – это истолкование нормы права в точном соответствии со смыслом текста статьи нормативно-правового акта. В этом случае содержание нормы права соответствует ее словесному выражению;
  • расширительное (распространительное) – это случай, когда содержание нормы права шире ее словесного выражения;
  • ограничительное – в этом случае содержание нормы права уже ее словесного выражения, см. приложение В.

     Применяют такое толкование в случае, когда  решается вопрос – нужно ли понимать текст, его ключевые слова буквально, или же их можно толковать ограничительно, либо расширительно. Как правило, нужно следовать буквальному смыслу текста и имеет место адекватное толкование, но в отдельных случаях допускаются другие способы толкования по объему, поскольку сам законодатель имел это в виду. Ограничительное толкование – это такое толкование, при котором норме права придается более узкий смысл, чем это вытекает из буквального текста толкуемой нормы. Например, в ст. 57 Конституции РФ говорится: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы»17. Но вполне очевидно, что не каждый, а только совершеннолетние, работающие и дееспособные граждане. Остальные (дети и др.) исключаются. Следовательно, толкуем данную норму ограничительно. Вообще, в Конституции многие статьи начинаются со слов: "каждый может", "каждый вправе", "каждому гарантировано", "все свободны", "все равны" и т.д. Но при внимательном изучении оказывается, что далеко не каждый и не все. Объясняется это тем, что законодатель не может без конца делать соответствующие оговорки, он надеется на то, что его правильно поймут и без этого.

     Расширительное  толкование – это такое толкование, когда норме права придается более широкий смысл, чем это вытекает из ее словесного выражения. Например, в ст. 6 Конституции РФ фиксируется, что «Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации»18. А как быть с иностранцами и лицами без гражданства, находящимися на нашей территории? Распространяется ли данная норма на них, обязаны ли они, в частности, соблюдать законы Российской Федерации? Разумеется, да. Следовательно, толкуем данную норму расширительно. Это тем более ясно, если сопоставить ее с ч. 3 ст. 62 Конституции РФ, в которой записано, что «Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации…»19.

     Ограничительное и расширительное толкование допускаются всегда при одном непременном условии – несовпадении действительного (настоящего, подлинного) смысла нормы с буквальным. Норма истолковывается шире или уже буквального ее смысла, но обязательно в соответствии с тем, что найдено в итоге уяснения истинного содержания нормы.

     В науке и в практике применяются  следующие основные принципы толкования:

  • всякое сомнение при толковании закона должно разрешаться в пользу подсудимого;
  • исключительные законы подлежат ограничительному толкованию;
  • законы, устанавливающие смягчение ответственности, могут быть толкуемы расширительно;
  • законы, усиливающие ответственность, подлежат ограничительному толкованию;
  • изъятия из общих правил подлежат ограничительному толкованию.

     В качестве субъекта толкования (уяснения и разъяснения) может выступать  любое лицо, но юридические последствия  толкования при этом будут различными. Они зависят от правового положения субъекта, толкующего норму. 

     2.2 Акты толкования  права 

     Термин  «акты толкования» относится  только к актам официального толкования норм права, т.е. имеются в виду результаты государственно-властной деятельности по разъяснению норм права.

     Все правовые акты подразделяются в науке  на 4 группы:

     а) нормативные акты, включая договоры нормативного содержания;

     б) правоприменительные акты;

     в) правотолкующие (интерпретационные)  акты;

     г) прочие акты (декларации, заявления, послания, обращения и т.п.).

     Акты  толкования – один из видов правовых актов. Их функциональное знание состоит в том, что они призваны способствовать правильной, законной  и эффективной реализации права, претворению воли законодателя в жизнь. И, хотя эти акты самостоятельного значения не имеют, а только вместе с толкующими актами, их роль в общем механизме правового регулирования весьма велика – без них  этот механизм был бы существенно ослаблен, а  отдельных случаях оказался бы искаженным, так как если норма права неверно понята, она будет и неверно применена. А это является нарушением законности в правоприменительной деятельности.

     Интерпретационные  акты,  как виды правовых актов, имеют  свои особенности, которые заключаются  в следующем:

  1. они не содержат в себе общих правил поведения, а, следовательно, не относятся к числу нормативных актов;
  2. они не устанавливают новых норм права, не отменяют и не изменяют действующих правовых норм; не являются источником и формой права;
  3. не имеют самостоятельного значения и действуют в единстве с теми нормативными актами, в которых содержатся толкуемые юридические нормы, имеют юридическую силу и практическое  значение только в течение срока действия толкуемой юридической нормы;
  4. Содержат указания на то, как следует понимать и применять действующие юридические нормы;
  5. Носят подзаконный, но обязательный характер, обладают государственной обязанностью, что обусловлено наличием у издающих их органов государственно властных полномочий;
  6. адресуются, как правило, к должностным лицам и органами, применяющим право, а не субъектами,  действия которых регламентируются нормой права;
  7. Их  цель – толковать, разъяснять право.

     Интерпретационные  акты это представляется более важным, если взглянуть на правоприменительный  процесс с точки зрения Осяпина  Б.А., который считает, что «…прямое действие происходит не через саму норму, а через идею, заложенную в этой норме…»20.

     Акт толкования необходимо рассматривать  и как действие, и как юридический документ, акт уяснения и разъяснения.

     Акт толкования – это официально юридически значимый документ, направленный на установление действительного смысла и содержания норм права.

     Акты  толкования могут быть классифицированы по различным основаниям.

  1. По внешней форме они могут быть  письменные и устные.

     Письменные  акты толкования имеют внутреннюю и внешнюю структуру, реквизиты, кто издал  этот акт, когда, к каким нормам права (институту, отрасли,  портативному акту) относится,  когда вступил в действие. Они могут иметь форму указов, приказов, постановлений, инструкций.

     2. По юридической значимости различают  акты нормативного и казуального толкования.

     Акт нормативного толкования распространяют свои действия на  неопределенный круг субъектов и рассчитаны на неоднократное  применение, когда используется толкуемая  норма. В этом смысле они носят общеобязательный характер. Такими актами являются руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда, Высшего Арбитражного суда и акты разъяснения Конституционного Суда.

Информация о работе Толкование нормативно правовых актов: понятие, виды и способы