Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 15:11, курсовая работа
Государство и право возникли не сразу. Их появлению предшествовал длительный период эволюционных и революционных преобразований общества. Ныне существующие государства прошли в своем развитии многочисленные этапы, изменяясь в политическом, территориальном, экономическом, демографическом, гуманитарном отношении, поэтому объект научного исследования теории государства и права включает громадное количество разнообразных государственно-правовых феноменов. Чтобы их систематизировать и обобщить, в науке теории государства и права была введена категория типологии.
Введение……………………………………………………. ………….3 I.Критерии типологии………………………………………………… ..6 II. Соотношение типологии и формы государства……………………9 III. Основные подходы к типологии государства……………………. 10 1.Типы государства по отношению к религиозным культам…… …..13 а) Светское государство………………………………………………..13 б) Теократическое государство………………………………………..14 в) Клерикальное государство………………………………………….14 г) Атеистическое государство…………………………………………15 2. Характеристика формационного подхода……………………….. ..16 а) Рабовладельческое государство…………………………………….17 б) Феодальное государство…………………………………………….18 в) Буржуазное государство…………………………………………….19 г) Социалистическое государство……………………………………..20
д) Переходное государство…………………………………………….22 3. Характеристика цивилизационного подхода………………………25 а) Локальные цивилизации…………………………………………….29 б) Особенные цивилизации…………………………………………….32 - западная цивилизация…………………………………………………32
- техногенная цивилизация……………………………………………..34
- традиционная цивилизация……………………………………………37 в) Современная цивилизация …………………………………………..38 г) Политико-правовая типология государства…………………………42
Заключение……………………………………………………………….44
Библиография………………………………
Однако
в большинстве случаев в
Тофлер. 1980 г. - "Третья волна". Выделяет три типа социо-технических революций:
1. Аграрная революция (5-4 век до н.э.). Древнейшей цивилизации где власть авторитарна. Земля является основой экономики, жизни, культуры, политики. Господствовало простое разделение труда, существовало несколько каст и классов такие как: знать, духовенство, воины, илоты, рабы или крепостные. Община производит больше того в чём имела нужду.
2. Индустриальная революция (17-19 век). Продолжается и сегодня в развивающихся странах. Результат - возникновение индустриальной и урбанистической цивилизации.
Анализ Маркса и Энгельса:
1) она характеризуется
2) переход от ремесленного труда к фабричному, основанного на крупной технике.
3) сопровождалась ломкой феодальных отношений и развитием капиталистических отношений.
4) переворот в гражданском
Возникает интенсивный рост науки и образования. Массовая культура возникает в связи с переходом из деревни в город, необходимо было повышать культуру масс. В глобальном смысле она ещё не закончена.43
3.Информационная революция. За несколько десятилетий произошли значительные изменения в техническом обеспечении.
Наблюдаем переход к информационному обществу, то общество в котором соблюдены следующие условия:
1) любой гражданин, группа
2) наличие информационной технологии;
3) наличие системы создания
Суть информационной революции:
1) в массовом производстве новой информации по всем проблемам по всем отраслям;
2) осуществление массового
3) осуществление динамического
4) создание комплексной,
5) в формировании сетей
Основные последствия технологий, информаций:
- рост свободного времени
Медиатизация - процесс в котором объединяются следующие уровни.
1-й уровень: интеграция радио,
2-й уровень: цифры, знаки - передача рисунков, чертежей (цифрова, электронная техника);
3-й уровень: процесс включения баз данных в интегральную систему. «Интернет» - объединяет базы данных и базы знаний - на основе знаний конкретных специалистов. Он является интегральной системой.
Теперь всё объединилось: средства информации, базы данных и передача информации. Главный товар в современном обществе - информация, знания. С помощью ЭВМ можем получить любое изображение, это относится к феномену экранной культуры .45
Информационные технологии берут на себя функцию реинтерпритации информации, тем самым оттесняя человека, что приводит к процессу дальнейшего отчуждения человека от самого себя (первое отчуждение - во время разделения труда, ремесленник через свою продукцию выражает себя. В индустриальном производстве человек не может сказать, что это он сделал продукт - он сделал лишь часть продукции. Делая продукт весь целиком человек получает удовлетворение от созданного. На фабрике - отчуждение).46
Виртуальная реальность
г)Политико-правовая (юридическая) типология государств.
Согласно
собственно юридическому подходу критерием
типологии государств являются особенности
государственно-правовой системы, характеризующие
правовое положение различных слоев населения
и способы государственной зашиты социального
статуса граждан. В соответствии с указанным
критерием можно выделить три типа государства:
сословное, представительное и цивилизованное.
Сословное государство законодательно
закрепляет и защищает неравное положение
разных классов и сословий, а также привилегии
различных социальных групп внутри сословия.
Этому типу государства соответствует
рабовладельческое и феодальное право.
Современное представительное государство
законодательно закрепляет формальное
равноправие граждан. Представительному
типу государства соответствует право
формальных возможностей, которое фактически
не гарантирует и не обеспечивает равенства
тем, кто не в состоянии воспользоваться
услугами адвоката, не внушает доверия
полиции и не имеет связей в обществе.
В качестве третьего типа формируется
цивилизованное государство, которому
суждено преодолеть формализм права с
помощью системы социальных гарантий,
включающей в себя всемерную поддержку
социально слабых слоев населения: безработных,
инвалидов, пенсионеров, учащихся и так
далее. Русские юристы называли этот тип
государства культурным, хотя по существу
имели в виду правовое и одновременно
социальное государство. Западноевропейская
наука проводит классификацию государств
по характеру взаимоотношений между государственной
властью и индивидом. Кельзен, в основе
типизации современных государств находится
идея политической свободы. По этому признаку
выделяются два типа государственности:
демократия и автократия. Аналогичную
трактовку типологии государств дают
американские и немецкие политологи. Они
делят все государства на демократические
и антидемократические. При таком подходе
фактически проводится типологизация
политического режима, а не государства
в собственном смысле слова.48
Заключение.
В результате рассмотрения огромной темы моей курсовой работы «Типология государства», можно сделать следующие выводы.
Первую главу своей работы я посвятила критериям типологии. Было дано понятие типологии, типу государства; рассмотрены классификации типологии государств несколькими деятелями:
Аристотель считал основными критериями разграничения государства: количество властвующих в государстве и цель, осуществляемая государством. Полибий считал, что смена типов государства –это естественный процесс, определяемый природой. Он выделяет несколько фаз (Зарождения, становления, упадка, исчезновения). Г.Еллинёк выделяет идеальный и эмпирические типы государств. Т. Кельзен выделяет два типа государственности: демократия и автократия. Л. Гумплович классифицирует государства в зависимости от размеров территории и численности населения, деля их на мировые, великие и малые.
Вторую главу я посвятила соотношению типологии и формы государства. Рассматривая эту тему, можно сказать, что четкого и точного соотношения между типом и формой не существует. В пределах одного типа государства могут встречаться разные формы организации государственной власти, а государства разного типа иметь одну форму.
Далее
я описала типологию государств
по отношению к религиозным
- светское государство (где
- теократическое (организация государственной власти практически полностью или частично принадлежит церковной иерархии);
- клерикальное государство (
- атеистическое (атеистическая
В своей работе я рассмотрела типы государств, согласно двум подходам – формационному и цивилизационному. Как объясняет формационный подход, любое общество находится в рамках определенной общественно- экономической формации и включает два основных и неравнозначных по характеру компонента. Первый - экономический базис, состоящий из системы производственных отношений и, прежде всего, отношений собственности. Второй - надстройка, куда относятся общественное сознание, мораль, право, государство, религия и наука. В общественно-экономической формации действуют законы определяющей роли базиса по отношению к надстройке и необходимости соответствия надстройки базису.
Последовательное
развитие производительных сил общества
(орудий труда, трудовых навыков человека)
приводит к изменению формы
Первый исторический тип государства – рабовладельческое государство, возникшее в результате разложения первобытнообщинного строя и представляющее собой политическую организацию экономически господствующего класса рабовладельцев. Второй тип государства – феодальное. Третий – буржуазное, предполагающее частную собственность на средства производства. Четвертый тип – социалистическое государство, где господствует общественная собственность и власть трудящихся. Еще один тип государства по теории Маркса – переходное государство, то есть разновидность государства в рамках одного и того же исторического типа, где господствуют сразу несколько классов. В нашем государстве долгое время доминировала формационная теория, наше государство считалось социалистическим. Формационная теория содержит много недостатков и недоработок.
Что касается цивилизационного подхода, то согласно ему, определяющими в развитии государства являются факторы социокультурные, включающие духовную жизнь общества, идеологию, нравственность, религию. Именно они главным образом определяют особенности развития данной общественной системы и характерные черты ее государственной власти.
В развитии цивилизации проходят несколько этапов. Первый – локальные цивилизации, каждая из которых имеет совокупность взаимосвязанных социальных институтов, включая государство. Каждая локальная цивилизация как система общих оснований отличается определенной структурой, которая формировалась постепенно, имеет свои генетические корни и связи с предшествовавшими ей более древними системами (напр. это могут быть объединения первобытных племен).
Второй – особенные
Рассматривая особенные цивилизации я описала западную, техногенную и традиционную цивилизации.