Типология государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 15:11, курсовая работа

Описание работы

Государство и право возникли не сразу. Их появлению предшествовал длительный период эволюционных и революционных преобразований общества. Ныне существующие государства прошли в своем развитии многочисленные этапы, изменяясь в политическом, территориальном, экономическом, демографическом, гуманитарном отношении, поэтому объект научного исследования теории государства и права включает громадное количество разнообразных государственно-правовых феноменов. Чтобы их систематизировать и обобщить, в науке теории государства и права была введена категория типологии.

Содержание

Введение……………………………………………………. ………….3 I.Критерии типологии………………………………………………… ..6 II. Соотношение типологии и формы государства……………………9 III. Основные подходы к типологии государства……………………. 10 1.Типы государства по отношению к религиозным культам…… …..13 а) Светское государство………………………………………………..13 б) Теократическое государство………………………………………..14 в) Клерикальное государство………………………………………….14 г) Атеистическое государство…………………………………………15 2. Характеристика формационного подхода……………………….. ..16 а) Рабовладельческое государство…………………………………….17 б) Феодальное государство…………………………………………….18 в) Буржуазное государство…………………………………………….19 г) Социалистическое государство……………………………………..20
д) Переходное государство…………………………………………….22 3. Характеристика цивилизационного подхода………………………25 а) Локальные цивилизации…………………………………………….29 б) Особенные цивилизации…………………………………………….32 - западная цивилизация…………………………………………………32
- техногенная цивилизация……………………………………………..34
- традиционная цивилизация……………………………………………37 в) Современная цивилизация …………………………………………..38 г) Политико-правовая типология государства…………………………42
Заключение……………………………………………………………….44
Библиография………………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая ТГ и П.docx

— 121.17 Кб (Скачать)

     Представителем  другого направления цивилизационного подхода к вопросу о типах государства является английский историк А.Тойнби. Он сформулировал концепцию цивилизации, под которой понимает замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и других признаков. В соответствии с ним он выделяет в мировой истории более 20 цивилизаций, не связанных между собой какими-либо общими закономерностями развития, а существующих, подобно ветвям дерева, рядом друг с другом.                                                                                                       В развитии цивилизации проходят несколько этапов. Первый этап – это локальные цивилизации, каждая из которых имеет совокупность взаимосвязанных социальных институтов, включая государство (древнеегипетская, китайская, западноевропейская, инкская, эгейская и др.) Второй этап – это особенные цивилизации (индийская, китайская, западно-европейская, восточно-европейская, исламская и др.) с соответствующими типами государств. Третий этап – это современная цивилизация с ее государственностью, которая в настоящее время только складывается и для которой характерно совместное существование традиционных и современных социально-политических структур.

     Существуют  различные основания для типологизации  цивилизаций и их государственности. Такие как, хронологические, генетические, пространственные, религиозные, по уровню организации и др. Можно выделить три группы отношений, которые определяют цивилизационные характеристики государства и лежат в основе его цивилизационной типологии. В понятии цивилизационного типа государства выражаются обусловленные уровнем развития товарного производства и обмена культурные особенности государств, которые проявляются: в отношениях между обществом (государством) и природой; в межгосударственных отношениях; в их взаимоотношениях с обществом;

     В качестве типа выделяется цивилизация (это устойчивое состояние общества, характеризующиеся единством истории, языка, культуры и науки). Цивилизация  не соотносится к государству. Цивилизацией  может являться этап развития государства, или она может объединять в себе множество различных государств (Античная цивилизация  объединяет в себе множество Древне Греческих городов- государств). Для этого подхода в целом характерно отрицание единого пути развития государства, каждая цивилизация по своему уникальна, поэтому государство может развиваться прогрессивно и регрессивно (деградировать), или находиться в периоде стагнации (стоять на месте).

     Тойнби  выделял этапы  развития цивилизации:

      • Зарождение цивилизации (генезис);
      • Развитие цивилизации (формируется культура, искусство, наука);
      • Период расцвета (ярко развиваются все сферы общества);
      • Кризис (накапливаются недовольства, стоит вопрос  будет ли цивилизация существовать дальше).

         В результате кризиса цивилизация  может погибнуть, но и может выйти  на новый этап развития, в таком  случае снова будет стадия развития, расцвета….кризис(Западно- Римская империя)

     Для типологии государств с точки зрения цивилизационного подхода наибольший интерес представляет классификация цивилизаций по уровню их организации. Цивилизации делятся на первичные и вторичные. Государства в первичных и вторичных цивилизациях резко отличаются друг от друга по своему месту в обществе, выполняемой роли и социальной природе.

     К первичным цивилизациям отнесены государства  — древневосточное (Египет, Персия, Шумеры, Вавилон, Бирма и др.), эллинское (Спарта, Афины), римское, средневековое. К вторичным — государства Западной Европы, Северной Америки, Восточной Европы, Латинской Америки и др.

     Для первичных цивилизаций характерна командно-административная организация  государственной власти. Государство  обеспечивает как политическое, так и хозяйственно-социальное функционирование общества, а не определяется ими. Из первичных цивилизаций сохранились только те, которые смогли последовательно развить духовно-культурное начало во всех видах деятельности человека (египетская, китайская, мексиканская, западная, православная, арабская и др.). Первичные цивилизации принимают государственно - страновой, хотя нередко и имперский характер. Их анализ показывает огромную роль государства как объединяющей  и организующей силы, не определяемой, а определяющей социальные и экономические структуры. Отличительной особенностью этих обществ было соединение государства с религией в политико-религиозном комплексе, где государство – более чем государство. Религия же прямо включает в себя обожествленного правителя, т.е. государство в культе вождя, фараона, раджи и т.д. В первичных восточных цивилизациях государство являлось составной частью не только политической надстройки, но и базиса, что было связано с обеспечением им как политического, так и хозяйственного социального функционирования общества.

     Вторичные цивилизации (государства нового и  новейшего времени, современные государства) возникли на основе изначально обозначившегося различия между государственной властью и культурно-религиозным комплексом. Власть оказалась не такой всемогущей и всепроникающей силой, какой она была в первичных цивилизациях. Европейская цивилизация, начиная со времен античности, тяготеет к рыночно - собственническому укладу, гражданскому обществу и правовой организации. Вторичные цивилизации – это западноевропейская, восточноевропейская, североамериканская, латиноамериканская, и др. Но и в них, с цивилизационной точки зрения, государство было компонентом, во многом подчиненном культурно-религиозной системе. Во вторичных цивилизациях положение правителя было двойственным. С одной стороны, он средство утверждения сакральных принципов и заветов и в качестве такового достоин всяческого повиновения. А с другой – он сам не вправе нарушать эти заветы, иначе его власть незаконна. Его власть – это служение, которое должно следовать идеалу, и поэтому вторичная.

Основные  достоинства цивилизационого подхода:

  1. духовно-культурные факторы оказали существенное влияние на процесс развития государственности;                                                                                                                     
  2. при познании сущности, социальной роли того или иного государства необходимо учитывать его духовно-историческое развитие, идеологию, религию, традиции и иные социальные ценности, существующие в конкретном обществе.
 

      Основные  недостатки цивилизационого подхода:

     1) не учитываются социально-экономические факторы, которые играют существенную роль  в государственно-правовой жизни общества;

     2) не определяется принадлежность политической власти тому или иному классу, обществу в целом;

     3) характеристика общества с позиции культурно-исторического развития теряет государственно-политический оттенок и в итоге становится характеристикой не государства, а конкретной культурно-исторической общности.

     а) Локальные цивилизации.

     В системе гуманитарного знания сравнительно новой для нашей науки - «цивилизациологии», - опирающейся на так называемый цивилизационный подход в исследовании общественных образований в пределах единого человеческого общества, выделяются конкретные, качественно различные, со своим прошлым и будущим типы общества. В мировой науке они исследовались как «конкретно-исторические типы общества» (Н.Я. Данилевский), «локальные культуры» (О. Шпенглер) или «локальные цивилизации» (А. Тойнби) .19

     Локальные цивилизации представляют собой, с  одной стороны, качественно различные и реально существующие (или существовавшие) на Земле общественные образования, а с другой, методологической - это, безусловно, важнейшие категории, позволяющие по-новому изучать в диахронии (исторически эволюционно) и синхронии (одновременно) структуру человеческого общества. Цивилизации могут быть определены как «устойчивые системы оснований для объединения людей, их общностей и культур, опирающиеся на преобладающее единство технологии, информаций и ценностей» . Подобное понимание локальной цивилизации предполагает, что оно не совпадает по содержанию и по сущности с понятиями «общественно-экономическая формация», «общество», «государство», «страна», «глобальная цивилизация». Локальная цивилизация - это общественная система, соединяющая в себе различные основания: общецивилизационные, культурные, экономические, технологические, ценностные, коммуникативно-информационные, этнопсихологические, религиозно-этические и другие, объединенные воедино и, соединяющие между собой людей, их общности (семьи, этносы, племена) и их культуры в нечто единое и неповторимое в многообразии человеческого мира.20

     Особенностью  локальной цивилизации как общественной системы является отсутствие в ней иерархии оснований, единого базисного «монофактора», так как «способ производства» как базисное основание сам зависит от структуры взаимодействия других алгоритмов цивилизации, в первую очередь культурных, ценностных, этнопсихологических факторов ее развития. Внешне доминирующая роль экономических оснований в традиционных образованиях сменяется в современных локальных цивилизациях - при широкой глобализации мировых общественных процессов - бóльшим доминированием общекультурных, технологических, коммуникативно - информационных и этнопсихологических цивилизационных алгоритмов. 21

     В связи с этим важно учитывать, что локальные цивилизации как  ограниченные в своем существовании во времени и пространстве общественные системы развиваются циклично, что предполагает возможность их исторической прерывности в диахроническом плане развития, как мы видим в древних цивилизациях Востока или доколумбовой Америки. Каждая локальная цивилизация сосуществует в одновременности с другими, когда существуют на земном шаре как минимум десяток различных самобытных локальных цивилизаций человечества - от наиболее древних: «китайской» и «индуистской» через «западноевропейскую», «российскую» («русско-православную» по Ф. Тойнби), «японскую», «арабо-исламскую» к молодым «африканской» и «американским» цивилизациям.22

     Большинство ученых, изучающих общество и его  структуру с позиций цивилизациологии, полагают, что каждая локальная цивилизация  как система общих оснований  отличается определенной структурой, которая формировалась постепенно, имеет свои генетические корни и связи с предшествовавшими ей более древними системами (напр. это могут быть объединения первобытных племен). Так, «китайская», «индуистская», «японская», «арабо-исламская» цивилизации явно генетически наследуют алгоритм предшествовавших им первобытных этнических сообществ. Такие цивилизации, как «западноевропейская», «российская», несут в себе многие генетические коды цивилизаций древнего мира и античности. В экономическом плане они сохраняют многие элементы предшествующих систем; например, формирование банковской системы Европы XII–XVII вв. во многом основано на восприятии финансовой системы со всеми ее атрибутами Древнего Рима.

     Когда патетически восклицают, как же может  погибнуть локальная цивилизация, ответ исторически ясен. После 325 г., когда крестили Римскую империю, такие цивилизации, как «древнеегипетская», «древневавилонская», «античная», закончили свое существование, так как их личностными носителями перестали быть носители их культур, хотя экономические отношения в этот период почти не изменились. Древние египтяне с 325-329 гг. после крещения стали коптами, а жители Вавилона растворились среди будущих византийцев. Феллахи Египта продолжали пахать землю, появилась полуфеодальная зависимость, начали складываться феодальные отношения Византии, но это были уже другие люди с другой культурой, религией, философией, с новыми ценностями и новым языком. Новые люди новой «византийской» цивилизации забывают древние языки, древних богов и древние технологии обработки земли. Складываются новые общецивилизационные ориентации, которые позволили Византии эволюционно просуществовать до середины XV века, то есть еще тысячелетие, и во многом сформировать «матрицу» своей дальней родственницы - «российской» цивилизации. Будущее последней зависит также от этноличностного фактора. 23

     Развитие  локальных обществ в современную  эпоху формирования «информационного»  сообщества, и особенно в эту эпоху, обеспечивается равноценным многообразием алгоритмов «матрицы» цивилизации. При подобном рассмотрении динамики локальных цивилизаций в их системообразующей основе единый «монофактор» практически сегодня не просматривается. Более того, если он понимается только как «способ производства» или «социально-экономический базис», то это понимание ограничивает в целом систему экономических алгоритмов, которые равноценны другим, в первую очередь общецивилизационным факторам как ядра «матрицы» локальной цивилизации.24

     б) Особенные  цивилизации.

     Рассматривая  второй этап развития цивилизации я опишу западную, техногенную и традиционную цивилизации.

    • Западная  цивилизация.

     Западная  цивилизация – это тип цивилизации, который связан с прогрессивным развитием, постоянными изменениями в жизни человека. Возникла она в Древней Греции и Древнем Риме. Первый этап ее развития, получивший название «античная цивилизация», был отмечен возникновением основных ценностей западного типа общества: частнособственнических отношений, частного производства, ориентированного на рынок; первого образца народовластия – демократии, правда, ограниченной; республиканской формы правления. Были заложены основы гражданского общества, обеспечивающие права и свободу личности, а также система социокультурных принципов, способствующих мобилизации творческого потенциала и расцвету личности.25

     Следующий этап развития западной цивилизации  связан с Европой и христианством. Реформация породила новое направление  в христианстве – протестантизм, который стал духовной основой западной цивилизации. Главная ценность этой цивилизации, на которой основывались все остальные,– индивидуальная свобода выбора во всех сферах жизни. Это было прямо связано со становлением особого европейского типа личности, появившегося в эпоху Возрождения. В эпоху географических открытий и колониальных войн Европа, распространила свой тип развития на другие регионы мира. Впервые человечество в результате всемирного распространения западных по своему происхождению ценностей и институтов (XVI–XIX вв.) было реально объединено в рамках охватывающей весь мир системы связей. К концу XIX–началу XX в. эти ценности и институты стали господствующими на планете и продолжали определять главные черты облика Земли в нашем столетии вплоть до самого последнего времени. Основное содержание цивилизационного процесса в XX в. составляет тенденция к историческому становлению структур универсальной мировой цивилизации. Процессы, происходившие в XX в. на Западе, приобрели глобальный характер, непосредственным образом затронув все народы, все иные цивилизации, которые вынуждены были искать ответ на исторический вызов Запада. Вопрос о соотношении модернизации и вестернизации стал центральным для подавляющего большинства человечества незападного мира. Следовательно, анализ процессов, происходящих в ареале западной цивилизации, имеет решающее значение для понимания цивилизационного развития как человечества в целом, так и различных его составляющих в XX в.26

Информация о работе Типология государства